Проект урока по русскому языку с использованием ИКТ (2 класс). Приставки и предлоги.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ильгамова Лилия Шарипзяновна

На данном уроке учащиеся рассматривают способ различения омонимичных предлогов и приставо; учатся  теоретически обосновать это различие, сформулировать правило, строить алгоритм различения предлогов и приставок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока по русскому  языку с использованием современных образовательных технологий и ИКТ. 2 класс

Ильгамова Л.Ш., учитель начальных классов

МОУ «СОШ №56 УИМ» г. Магнитогорска

Тема:    Предлог и приставка.

         

             Цели:  1) Учить видеть орфограммы предлог и приставка. Найти способ различения омонимичных предлогов и приставок, теоретически обосновать это различие, сформулировать правило, построить алгоритм различения предлогов и приставок, научиться пользоваться правилом и алгоритмом. Уметь  графически выделять орфограмму предлог и приставка.

                         2) развивать мышление, память, внимание, фонематический слух, монологическую печь, орфографическую зоркость.

                         3) воспитывать умение слушать, слышать, работать самостоятельно, трудолюбие, терпение.

           Оборудование: схемы-опоры банка знаний, модели орфограмм, карточки обратной связи, DVD – проигрыватель, телевизор, наглядности (любимые герои), тетрадь НОТ, учебники, тетради.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  • Учитель объявляет цели и задачи урока. Знакомство с новой орфограммой.

2. Словарная работа. Проводит Катя Персикова (авторские герои , программа  Школа 2100): Отечество, столица, родина, Россия, работа, завод, директор, учительница, класс, горизонт, облака, погода, ветер, метель, иней.

  • Взаимопроверка словариков (с соседом по парте), оценивание

     3.Актуализация знаний по теме предлог и приставка.

  • Беседа учителя: Ребята! Наши друзья Катя Персикова, Вова Колесников и Петя Зайцев путешествуют с нами по стране грамматики. Вот сегодня Вова пригласил Петю в кино. Петя заболел и пойти не смог. Ответ он выразил в своей записке.

[На доске: (За)болел   и    (по)йти   (в)кино  не  смогу.  (У)видимся   (на)неделе. ]

  • Какие орфограммы вы увидели в этом предложении? Покажите карточки с орфограммами (обратная связь)
  • На все ли орфограммы у нас есть карточки? Если нет почему? Какие неизвестные орфограммы вы увидели? Знаете ли вы, как пишутся эти слова? Хотите узнать?

Петя Зайцев тоже не знает, как написать эти слова. Ему вызвалась помочь Катя Персикова. Вот послушайте, какую сказку она ему рассказала.

В стане Грамматика живут близнецы, зовут их предлог и приставка. Они так похожи между собой, что их трудно отличить: в них все буквы пишутся одинаково.

Родившись от одних родителей, каждый выбрал свою профессию, и остался верен ей на всю жизнь. Предлог предложил свои услуги Именам Существительным и некоторым местоимениям. Он все слова сдружил. Каждое слово при помощи предлога протянуло другому руку – предлог стал служить для связи слов в предложении. Уберите его, все слова сразу поссорятся между собой и наша речь станет непонятной. Второй близнец – приставка. Она занялась другим делом, стала образовывать новые слова. Она так сдружилась со словами, что стала их частью. Стоит приставке подойти к слову, оно сразу меняет свой облик и значение.

Жило-было слово “ход”. Пришла к нему в гости приставка по-, и все ученики пошли в поход. Пришла приставка под-, и сразу ко всем людям нашли подход.

А в это время в стране грамматика началась неразбериха: все жители в ней закричали: «Караул!!! Ребята 2-го класса путают близнецов!» Фея страны Грамматика, принцесса Буковка, объяснила детям: «Я открою вам маленькую тайну близнецов. Присмотритесь внимательнее к их профессиям – в этом их различие. Предлог любит, когда между ним и именем существительным встает другое слово – имя Прилагательное.» (Учитель просит детей привести примеры прилагательных и существительных с предлогом).

  • Над какой проблемой мы сегодня будем работать? Как называется тема нашего урока? (формулируют дети).

Физминутка: Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит – лепестки колышет. Наши нежные цветки закрывают лепестки, глазки закрывают, головой качают. (повторяется несколько раз с движениями)  

  • Ребята, кто ответит на вопрос, Что такое предлог? Докажите.  Дети отвечают. Учитель показывает слайд с информацией из банка знаний. [смотри презентацию – слайд 2]
  • Что такое приставка? Докажите.  Дети дают ответы. Учитель показывает слайд с информацией из банка знаний. [смотри презентацию- слайд 3]
  • Можем ли мы ошибиться при написании приставок и предлогов? Могу ли я назвать это орфограммой?  Почему? Докажите.
  • Ребята, давайте составим орфографическое правило написания предлогов и приставок. (опираемся на принцип дифференцирующих написаний). Дети в группах самостоятельно составляют модели (верно/неверно)
  • Поэтапно составляем модели  и алгоритмы этих орфограмм. Корректировка моделей учащихся до нужного уравня. [смотри презентацию - слайды 4, 5, 6.].
  • Заносим модели и алгоритмы в тетрадь НОТ, для дальнейшего пользования детьми на уроках и при приготовлении домашнего задания.
  • Еще раз подводим итог изучения орфограмм и правил написания. (дети говорят.)

Физминутка: раз, два – выше голова, три, четыре – руки шире, пять, шесть – тихо сесть, семь, восемь – лень отбросим. Раз – согнуться – разогнуться, два – нагнуться – потянуться, три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка.

              4. Интериоризация знаний.

  • Работа с учебником стр. 86, упр. 137 – укажи предлог и приставку, создай модель, укажи графически.
  •  Работа с учебником стр. 87, упр. 139 – самостоятельно укажи предлог и приставку, создай модель, укажи графически, фонетический разбор слова ящик,
  • подводим итог на данном этапе объяснения написания орфограмм.  

 5.  Проверка усвоения знаний. Тест [смотри презентацию – слайды 7, 8].

  6. Итог урока.  Над какой проблемой работали? Что учились составлять? Как помогают модели и алгоритмы в работе над правописанием предлогов и приставок? Какие трудности  встретились нам на пути? Над чем еще предстоит работать? (дети отвечают на поставленные вопросы, делая вывод о написании приставок и предлогов.)

   7. Рефлексия .

Оцените свою работу на уроке. Кому было на уроке все понятно, кто со всеми заданиями справлялся уверенно, - тот отдаст свой жетончик Кате Персиковой и будет вместе с ней помогать своим товарищам. Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, отдайте жетончик Пете Зайцеву. Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справился – отлайте свой жетончик Вовке Колесникову, не падайте духом, у вас все получится! Желаем успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Способы образования наречий"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема – Способы образований наречий.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском языке на примере обр...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Словообразование глаголов"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема –  Словообразование глаголов.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском язык...

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Урок русского языка во 2 "А" классе "Приставка"

Урок проведен во 2 классе, УМК "Планета Знаний" В рамках школьного МО. На уроке присутствовали завуч, школьный психолог, учителя начальных классов....

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи.  Словосочетание.  Синонимы и антонимы»Программа: УМК «Занков», А.В. Полякова....

Методическая разработка урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся различать приставки с буквой о и а" УМК Начальная школа XXI век

Задачи урока:Развивать умение различать приставки с буквами о и а на основе алгоритма определения написания слов, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку.Организовать деятельн...

Урок-исследование русского языка во 2-ом классе по теме: « Приставка как часть слова»

Урок русского языка для 2-го класса рассчитан на использование УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Преподавание ведется по учебнику «Русский язык», под редакцией  С.В....