Урок-исследование русского языка во 2-ом классе по теме: « Приставка как часть слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Хисамова Алсу Якубовна

Урок русского языка для 2-го класса рассчитан на использование УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Преподавание ведется по учебнику «Русский язык», под редакцией  С.В. Иванов и А.О. Евдокимова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _pristavka_kak_chast_slova.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Стародрожжановская  СОШ №1» Дрожжановского муниципального района РТ

Урок-исследование русского языка во 2-ом классе по теме:

« Приставка как часть слова»

(УМК «Начальная школа XXI века»)

                                                                         

                                                                                                                       Подготовила и провела

                                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                        Хисамова Алсу Якубовна

2015-16 учебный год

Цели: Создать условия для ознакомления учащихся с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состава слова 

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: наблюдать за приставкой и выделять её из состава слова; получат возможность научиться: образовывать новые слова с помощью различных приставок.

Метапредметные: познавательные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; коммуникативные – использовать выразительные средства языка, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; регулятивные – удерживать цель деятельности до получения намеченного результата, описывать объект.

Личностные: проявлять интерес к новой информации 

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемный; индивидуальная,  фронтальная, работа в парах

Необходимое оборудование и материалы : ноутбук для учителя,  нэтбуки для детей, экран, мультимедийный проектор, презентация,  индивидуальные карточки.

                                           Ход урока.

1. Организационный момент. Релаксация.

Учитель. Все встали, подравнялись. Давайте настроимся на работу и улыбнемся  друг другу. Улыбнемся гостям. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной:

            Я в школе на уроке.

            Сейчас я начну учиться.

            Я радуюсь этому.

            Внимание мое растет.

            Я, как разведчик, все замечу.

            Память моя крепка.

            Голова мыслит ясно.

            Я хочу учиться.

            Я очень хочу учиться.    

            Я готов к работе.

            Работаю.

2. Актуализация знаний.

а)  - Сегодня мы с вами будем исследователями.

     - Кто такие исследователи?

     - Какими близкими по значению словами их можно заменить?    

        (путешественник, первопроходец,...)

- Ребята, сегодня по электронной почте в наш класс пришло письмо. Прочитай, пожалуйста Ваня его. Слайд 1   Привет, друзья!

          Примите приглашение.

          В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

          Познаете вы много разных тайн.

          Морфемы тут живут и здесь, и там.

   - Что за страну мы посетим?

   - Чем интересна эта страна? (Она состоит из островов).

Слайд 2

- Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, Суффикс,                                                  Приставка, Окончание).

 - Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику.  И исследовали несколько  из островов.

- А сейчас давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, поиграем в игру.

Игра «Да или нет»        

-Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. (да) или ещё как называются родственные слова (однокоренными)

-Суффикс– это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (нет)

-Корень- это главная часть слова (да)

- Суффикс с корнем на письме пишется раздельно. (нет)

- Чтобы найти в слове корень, надо подобрать к нему однокоренные слова (да)

- Изменяемая часть слова называется окончанием (да)

Разбор слова по составу: снежинка

1. снежинка, снежинки

Изменяемая часть –а  - окончание

2.снег, снежки

Корень – снеж

3. между корнем и окончанием суффикс -инк

3. Упражнения для разминки пальцев (или как исправить плохой почерк).

   Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д.

до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладони и говорят:

       - Вышли пальцы погулять.

       1. Игра – упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.

        2. Игра – упражнение «Согреем пальчики».

Проглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.

        3. Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого) сначала одной руки, затем другой, потом в обратном порядке.

        4. Игра «Пианино».

        Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю на внешней стороне:

правого большого пальца:

- Этот пальчик самый сильный;

левого большого пальца:

- Самый толстый и большой;

правого указательного пальца:

- Этот пальчик для того…;

левого указательного пальца:

- Чтоб показывать его;

правого среднего пальца:

- Этот пальчик самый длинный;

левого среднего пальца:

- И стоит он в середине;

правого безымянного пальца:

- Этот пальчик безымянный;

левого безымянного пальца:

- Он избалованный самый;

правого мизинца:

- А мизинчик хоть и мал;

левого мизинца:

- Очень ловок и удал.

У. Встряхнем пальчики и возьмемся за работу.

4. Минутка чистописания.
-
И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания.

- Работаем по образцу в тетрадях. Каждому индивидуальное задание.

Итак все правильно сели , а чистописание у нас пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех».

Запишите предложение:    Дед Мороз принес  подарки.

Найдите в этом предложении главные члены. Около доски с комментированием работает Даша.

5. Словарный диктант. Слайд3
- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
                          соробака      корозаяц  

  -Запишите  эти слова в тетради, обозначьте ударение и подчеркните  безударный гласный, который нужно запомнить. Комментирует…

                                       морбуз

А здесь, ребята, какие слова спрятались?

 
6. Физминутка. 

7. Работа по теме урока.

Работаем по плану. Слайд 4                                                                                        

 а) Доказать, что приставка часть слова.
б) Исследовать, для чего служит приставка.

а) - Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.
А что это за остров отгадайте.

 
- Служит для образования новых слов.                                                                  

 - Часть слова.                                                                                                            

 - Стоит рядом с корнем.                                                                                            

- Может состоять из 1,2,3,4 букв? И т.д.
(
Это приставка). Прочитайте рубрику тайны языка в учебнике на с.128
- А может кто-то уже сам сможет  сформулировать правило. (Дети составляют правило.)

б)-Прочитайте слова. Напишите.                                    

Наезд  заезд  приезд   выезд  переезд

-Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)

Выделите в них корень. Проверим        .

-Какая часть слова написана перед корнем? (приставка)

-Выделите приставки.Проверим.

Перед корнем есть приставка,                        

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются  слова.

-Как вы думаете, много ли приставок в русском языке?        

-В русском языке их более 40.(показывает список некоторых из них)

-Прочитаем их хором

 Упражнения в нахождении приставки. Для чего служит приставка.

а)В какой части слова содержится главный смысл слова? (в корне)

В корне -  смысл, но не весь

Главный, но не полный.

 Потому приставка есть

 Смысл она дополнит.

Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого.

-Дополните текст смысловыми приставками. (текст у каждого ребёнка на парте)    

                                                       

Маша шла по дороге. На тропинке она (…)видела избушку. (…)шла в нее и обнаружила клад.  (…)шла из избушки и (…)шла дальше.

(Приставки: за-, вы-, по-, у)

- Сделайте вывод? (Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.)

  - А сейчас давайте поиграем в игру с приставками.
Представьте. что вы сидите перед телевизором.

У: - Я вам говорю: в-  Что вы сделаете?                                                            

Д: - Включим телевизор.                                                                                        

У: - А если скажу: пере- ?                                                                                    

 Д: - Переключим телевизор на другой канал.                                                    

 У: - А если вы-?

Д: - Выключим телевизор.                                                                                    

 У: -Какой вывод можно сделать?                                                                      

 Д: - Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.

-  Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня .  Для этого открываем нэтбуки.   Выполняем тест №4.

Результаты записываем в дневниках.

- Кто получил 5, поднимите руки. Кто4?

Оценки за урок.

 Итогурока.
1.Что нового вы узнали?

2. За что ты себя можешь похвалить?

Ответы детей.

8. Домашнее задание.

* красные карточки –  написать рассказ «Путешествие по острову Приставок»     
* синие карточки — упр.  2, стр. 128 
* зелёные карточки - упр. 1 стр. 128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка -  значимая часть слова".  Урок закрепления знаний....

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставки" (Обобщение)

На примере урока русского языка хотелось показать, как эффективно можно использовать групповую работу на разных этапах урока. Разнообразие форм работы на уроке позволяет повысить интерес к предмету, м...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова"

Презентация поможет учащимся сформулировать тему урока, сделать выводы по теме, систематизировать знания и оценить работу на уроке....

Урок русского языка во 2 классе по теме: " Приставка как часть слова".

Урок русского языка для 2-го класса рассчитан на использование УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Преподавание ведется по учебнику «Русский язык», под редакцией  С.В....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова".

Данная разработка представляет конспект урока по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме "Приставка как часть сло...

Методическая разработка: технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Приставка как часть слова"

Технологическая  карта  урока  русского  языка. УМК "Начальная  школа 21  века"...

Материал для проведения урока во 2 классе на тему "Приставка как часть слова"

Урок составлен в технологии критического мышления....