Программа по внеурочной деятельности "Живое слово"
рабочая программа по русскому языку (3, 4 класс)
Занятия помогут ребятам закрепить полученные на уроках знания, развить речь, расширить кругозор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoe_slovo_.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Программа предназначена для реализации в 1 - 4 классах и раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, логопедической коррекции, способствует успешной социализации младшего школьника.
Целями программы внеурочной деятельности «Живое слово» являются формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме; формирование начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Программа включает в себя следующие разделы:
- Речедвигательная деятельность (речевая гимнастика, коррекция речи). Содержит комплексные средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
-Устное народное творчество. Обеспечивает изучение языка как культурно-исторического процесса, позволяет почувствовать своеобразие русского народного искусства и его общность с фольклором других народов.
-Развитие письменной речи (занятия творчества). Дает возможность выражать мысли и чувства письменными средствами, а также понимать то, что написано другими. (профилактика нарушений фонематического восприятия, обогащению словарного запаса)
-Речевая культура (культура речи, риторика). Центральное место в разделе занимают коммуникативные (формирование адекватного коммуникативного поведения, т.е. такого поведения, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным) и риторические умения.
-Игры с буквами и словами. Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению, о значении и происхождении слов и устойчивых выражениях, о заимствованных словах, фразеологизмах). Знакомство с различными словарями. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Игры, викторины.
Объем рабочей программы внеурочной деятельности «Живое слово» рассчитан на 138 часов, срок реализации 4 года.
Занятия могут проводиться в различных формах: индивидуальное, парное и групповое, коллективное выполнение заданий, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы. Результатом занятий являются творческие, исследовательские работы, праздники. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение; игровая, личностно-ориентированная технологии.
II. Личностные, метапредметные результаты освоения курса
Название раздела | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Речедвигательная деятельность | объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» | определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления | самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов | умение работать в паре, в группах |
Устное народное творчество | умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции | составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем | использовать информацию под руководством учителя | отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее |
Развитие письменной речи | Объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» | умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план) | извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний | понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы |
Речевая культура | вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения | понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | уметь передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде | умение оформлять свои мысли в устной форме |
Игры с буквами и словами | Объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» | умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний | организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
III. Содержание
3 класс-34 часа
Речедвигательная деятельность- 8 час.
Знакомство с языком жестов. Ритм движения и речи. Соотношение действия со схемой. Двигательные игры. Урок-путешествие «По городу». Праздник «Встреча весны». Музыкальная гостиная с шумовым оркестром.
Устное народное творчество – 6 час.
Знакомство со средствами выразительности устной речи. Учимся сочинять сказку. Знакомство со старинными русскими пословицами и поговорками. Конкурс чтецов пословиц и поговорок. Знакомство с загадками-описаниями, составление таких загадок. Русский обрядовый праздник «Масленица».
Развитие письменной речи – 6 час.
Творческий урок-сочинение «Портрет моей мамы». Литературный практикум о толковых словарях. Что такое объявление и как его составить? Проба пера «Я хочу рассказать вам…», «Если бы я был…»,
«Мое первое знакомство с…».
Речевая культура – 9 час.
Какие слова мы называем волшебными и почему? С оставление словаря волшебных слов. Правила поведения в театре, кино. Учимся правильному обращению к собеседнику. Учимся отказывать, не обижая. Когда лучше отказать? Конкурс чтецов на заданную тему. Речевой праздник.
Игры с буквами и словами – 5 час.
Игры-имитации «Кто это, что это?». Слова-синонимы, антонимы, омонимы. Составление кроссвордов на заданную тему. Составление кроссвордов по произведениям С. Михалкова. Разгадывание ребусов.
IV. Тематическое планирование
№ п\п | Раздел | Тема | |
1. | Речедвигательная деятельность | Язык жестов | игра-шутка |
Прошел, пробежал, проскакал | игра-забава | ||
Сделай по схеме | двигательная игра | ||
Веселая зарядка | игра-забава | ||
Путешествие по городу | игра-забава | ||
Встреча осени | инсценирование | ||
Ванька-встанька | игра-забава | ||
Шумовой оркестр | музыкальная игра | ||
2. | Устное народное творчество | Средства выразительной устной речи | артикуляционная гимнастика |
Сочиняем сказку | драматизация | ||
Старинные русские пословицы и поговорки | проект | ||
Конкурс пословиц и поговорок | инсценирование | ||
Загадки-описания | |||
Масленица (русский обрядовый праздник) | инсценирование | ||
3. | Развитие письменной речи | Портрет моей мамы | проект |
Толковые словари | литературная гостиная | ||
Описание в объявлении | творческое занятие | ||
«Я хочу рассказать вам…» | творческое занятие | ||
Если бы я был… | инсценирование | ||
Мое первое знакомство с… | инсценирование | ||
4. | Речевая культура | В мире волшебных слов | занятие-путешествие |
Словарь вежливых слов | проект | ||
Мы в театре | занятие-путешествие | ||
Мы в театре | занятие-путешествие | ||
Прошу Вас | деловая игра | ||
Согласие или отказ | деловая игра | ||
Отказывай не обижая | инсценирование | ||
Конкурс чтецов | состязания чтецов | ||
Праздник слова | речевой праздник | ||
5. | Игры с буквами и словами | Кто это, что это? | деловая игра |
К словам разнообразным, одинаковым, но разным | деловая игра | ||
Составляем кроссворды сами | творческое занятие | ||
Кроссворды по произведениям С. Михалкова | литературная гостиная | ||
Ребусник | словесная игра |
V. Материально-техническое обеспечение
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Проектор
- Спортивный инвентарь (мячи, обручи, палки)
- Агапова И.А., Давыдова М.А. лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ОО ИКТЦ «Лада», 2008.-224с., ил.
- Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. В..В. Волина – М. «Знание», 1995 г.
- Волина В.В. Русский язык. Переиздание-Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.-46с.
- Волина В.В.. Игры с буквами и словами. – М.- «АСТ- ПРЕСС», 1997.
- Волков С.В. Я познаю мир. Русский язык: Детская энциклопедия.- М.: ООО «издательство АСТ», 2001.-493 с.: ил.
- Газеты для педагогов начальной школы «Педсовет», «Педагогическое творчество»
- Журнал «Здоровье детей»
- Журнал «Начальная школа»
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. 1 класс. Москва. «ВАКО», 2009.
- Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся.- М.: педагогика, 1983.-144с., ил.
- Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.
- Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. – М.: ОО ИКТЦ «Лада», 2008.-192 с.
- Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
13.Презентации по темам на электронном носителе.
14.Интернет ресурсы: сайт Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru
15.Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа факультатива «В мире слов» (научно-познавательное направление) 1-4 классы
Рабочая программа факультатива «В мире слов» (научно-познавательное направление) 1-4 классы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Удивительный мир слов»
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составлена на основе авторск...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"
Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"...