Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
рабочая программа (2 класс) по теме

      Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавлевская СОШ» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова  «Удивительный мир слов»(Сборник  программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2012, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_2_klass_udivitelnyy_mir_slov.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

      Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавлевская СОШ» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова  «Удивительный мир слов»(Сборник  программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2012, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Общая характеристика курса.

 «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане.

Изучение курса целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

В рабочую программу внесены изменения: авторская программа рассчитана на 33 часа, но в соответствии с учебным планом школы, ориентированным на 35 учебных недель, в рабочую программу добавлено 2 часа, которые отведены в раздел «Секреты правильной речи».,для культурного развития детей Программа рассчитана на  1 ч в неделю, итого 35 часов в год.                                 Ценностные ориентиры содержания курса.

 Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

формирование представлений о языке как универсальной ценности;

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

 В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания:

об истории русского языка,

рассматривают памятники древней письменности,

 знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,

осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения.

 Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры

Календарно- тематическое планирование

                                                                                                                                                                                                                                       

Дата факт

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

Кол-во

часов теория

Кол-во

часов практика

Воспитательная работа

Мир полон звуков

1

5

Звуки вокруг нас.

1 час

Чувство дружбы, понимания

Фабрика речи. Проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

1 час

Чувство дружбы, товарищества

Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Анаграммы, шарады, кроссворды

1 час

Чувство дружбы, умение общаться

Полоса препятствий. Игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат»,

1 час

Уситчивость, любовь к труду

Рисуем звуками. Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

1 час

Любовь к окружающему

Трудности словесного ударения.

1 час

Любовь к родному языку

Азбука, прошедшая сквозь века

1

4

Буквы старые и новые. Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей

1 час

Уважение к родному языку

Так считали наши предки.

1 час

Уважение к предкам

Страницы древних книг. Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

1 час

Любовь к прекрасному

Живая и весёлая буква алфавита. Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

1 час

Любовь к прекрасному

Загадки русской графики. Рисование: «Весёлая буква Ё».

1 час

Любовь к родному языку

Всему название дано

2

3

Рождение языка.

1 час

Любовь к прекрасному

Сколько слов в языке?

1 час

Чувство коллективизма

Имена, имена, имена... проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

1 час

Чувство гордости за свое имя

Увлекательные истории о самых простых вещах. Мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;

1 час

Любовь к прекрасному

Словари — сокровищница языка. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

1 час

Уважение к труду товарища

Как делаются слова

2

5

«Дальние родственники».

1 час

Уважение к труду товарища

Слова «готовые» и «сделанные». Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,

1 час

Гордость за красоту и величие русского языка

Есть ли «родители» у слов?

1 час

1 час

Любовь к прекрасному

Внимание, корень! Лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

1час

Любовь к прекрасному

Такие разные суффиксы. Конструирование слов по словообразовательным моделям;

1 час

Любовь к родному языку

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

1 час

Любовь к прекрасному

Что нам стоит слово построить? Проект «Как конфеты получают свои названия».

1 час

Любовь к прекрасному

Секреты правильной речи

12

Словарное богатство русского языка.

1 час

Гордость за красоту и величие русского языка

Словарное богатство русского языка.

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».

1 час

Гордость за красоту и величие русского языка

Выбираем точное слово. Игры: «Табу», «Не повторяться»,

1 час

Гордость за красоту и величие русского языка

Выбираем точное слово. Игры: «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»

1 час

Гордость за красоту и величие русского языка

Одно или много?

1 час

Любовь к труду писателей

Когда у слов много общего?

1 час

Гордость за красоту и величие русского языка

Когда значения спорят?

 1час

Гордость за красоту и величие русского языка

Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю синонимы»

1 час

Гордость за красоту и величие русского языка

Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю антонимы»,

1 час

Гордость за красоту и величие русского языка

«Местные жители» и «иностранцы». Составление шуточных рассказов и стихов.

1 час

Любовь к прекрасному

Как рождаются фразеологизмы?

1 час

Любовь к прекрасному

Выбор фразеологизма в речи. Составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы»;

1 час

Гордость за красоту и величие русского языка

Содержание программы

№ п/п

Тема курса

Универсальные учебные действия

Практическая и игровая деятельность

1

Мир полон звуков (6 часов)

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать
собственное мнение и аргументировать его;

анализировать информацию, представленную на рисунке;

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

2

Азбука, прошедшая сквозь века  (5 часов)

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также
чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

рисование: «Весёлая буква Ё».

3

Всему название дано(5часов)

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

 Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

 О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

конкурс «Придумываем название для новых конфет».

4

Как делаются слова(7 часов)

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

наблюдать образование слов в русском языке;

анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание

игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

конструирование слов по словообразовательным моделям;

проект «Как конфеты получают свои названия».

5

Секреты правильной речи (12 часов)

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

оценивать уместность использования слов в тексте;

наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

решение кроссвордов;

составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

составление шуточных рассказов и стихов.

Формы и средства контроля

№п/п

Форма контроля

Количество

Дата проведения

1

Проекты

3

Как я говорил, когда был маленьким

1

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

1

Проект «Как конфеты получают свои названия».

1

2

рисунок

1

«Весёлая буква Ё».

1

3

Мини- исследования

1

Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

1

4

конкурсы

1

«Самая красивая буква»

1

5

Мини - сочинение

1

«Я — сын, ученик, спортсмен...»;

1

6

Мини - словарики

3

«Собираю синонимы»

1

«Собираю антонимы»,

1

«Собираю фразеологизмы»;

1

Материально – техническое обеспечение по внеурочной деятельности

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество детей в кружке

Имеется в наличии

% оснащенности

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.

11

1

!00%

Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1  - М. Просвещение, 2011. – 230 с.

11

1

100%

Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.

11

1

100%

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ,

Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007

11

1

100%

Русский язык.2-4 классы: сочинения и изложения /авт. – сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград:Учитель,2008

11

1

100%

Дидактические карточки-задания по русскому языку: для 2класса/Е.А. Нефодова. М.: Астрель: АСТ, 2009

11

1

100%

Развитие творческого мышления детей./СимановскийА.Э. – Ярославль,1998

11

1

100%

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки./Тарабарина Т.И. – Ярославль: Академия развития,2007

11

1

25%

Былины, старины, старинки…: Начальная школа,1998

11

1

25%

Кто я? Беседы с мудрецами в кругу семьи: Н.Н.Светловская, Начальная школа,1999

11

1

25%

Культура общения. Книга для учащихся 2 класса. Сост.Н.А. Лемяскина. – Воронеж,2005

11

1

25%

Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007

11

1

25%

Орфографический словарь: для учащихся  1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003

11

1

25%

Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981

11

1

25%

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Ноутбук

11

1

100%

Мультимедийный проектор

11

1

100%

Экран

11

1

100%

Магнитная доска

11

1

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс

Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Волшебный карандаш" для 3 класса

Актуальность и значимость программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» в том, что предполагает в большом объёме творческую деятельность, связ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление развития личности) «Волшебный мир оригами» для 1 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир Оригами» для 1 класса разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта началь...