Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_slov_.docx | 56.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ»
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
- Авторской программой «Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
- ООП НОО ГБОУ лицея № 486
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Общая характеристика программы.
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место программы в учебном плане.
Изучение курса «Удивительный мир слов» по учебному плану составляет 34 ч в год, по 1 часу в неделю. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального, общекультурного направления внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Сроки реализации программы: 2014-2015 уч.г.
Ценностные ориентиры содержания программы.
Важными ориентирами содержания данной программы являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Предполагаемые результаты курса:
1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.
Содержание курса. Учебно-тематический план.
Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела | Универсальные учебные действия | Формы деятельности (Практическая и игровая деятельность) |
Из истории языка | 2 | Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова. | —наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте; — уточнять значение слова по толковому словарю; — сравнивать толкование слова в различных словарях; — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; —самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; —оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. | — экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой); — проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье); — игра «В музее слов»; — проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова». |
Загадки простого предложения | 8 | Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах. | —наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл; — устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении; — наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения; — исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения; — осуществлять учебное сотрудничество; — контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; — анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания; — составлять письменное высказывание по предложенному образцу; — оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания; — оценивать положительные качества личности одноклассников; — создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»); — сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их; — работать с информацией, представленной в виде модели; — соотносить схемы предложений с их моделями; — анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой. | —лингвистичес-кие эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения; — творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»; — игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»; — проект «Безопасный маршрут»; — творческая работа «Приглашение на праздник»; — конкурс «Самый длинный однородный ряд»; — конструирование предложений с однородными членами по моделям; — игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи». |
Лабиринты грамматики | 2 | Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика. | — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы. | — игры: «Наоборот», «Кто больше». |
О существительных по существу | 12 | Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. | — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; — наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления; — на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника; — воспринимать на слух и понимать информационный текст; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников; — самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; — оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; — осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | — игры: «Наоборот», «Кто больше»; — проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье». |
Такие разные признаки предметов | 10 | Такие разные признаки предметов. Значение имён прилагательных. Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения. Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные. Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбу- зов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах. | — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; — анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных; —контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки; —выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства; —осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках; —составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме; —самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; — оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; — осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности; —контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | — проект «Значения цветовых прилагательных»; — игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»; — викторина «Самый-самый»; — игра-соревнование «Подбери словечко». |
34 |
Планируемые результаты освоения программы курса
Личностные результаты:
∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;
∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
∙ обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться∙ высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться∙ работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
∙ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
∙ выразительно читать и пересказывать текст;
∙ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться∙ работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно∙ формулировать тему и цели урока;
∙ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
∙ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и∙ определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
∙ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
∙ пользоваться словарями, справочниками;
∙ осуществлять анализ и синтез;
∙ устанавливать причинно-следственные связи;
∙ строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
∙ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
∙ высказывать и обосновывать свою точку зрения;
∙ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
∙ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
∙ задавать вопросы.
Методы отслеживания результатов:
Результат практической работы.
Творческая работа.
Презентация.
Создание проекта.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Дата | Форма проведения | УУД | Содержание занятий |
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Из истории языка. Старые и новые слова в языке. Сокровища бабушкиного сундука. Загадки простого предложения. «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. Важные мелочи. Требуется определение. Важные обстоятельства. Необходимо дополнить. «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». Стройтесь в ряд! Запятые, по местам! Лабиринты грамматики. Слово в грамматике. Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. О существитель-ных по существу. «Лебедь белая плывёт». Может ли род быть общим? Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? Как быть, если нет окончания? Один, два, много. Почему именительный падеж назвали именительным? Как «работает» родительный падеж? «Щедрый» падеж. Винительный падеж — великий маскировщик. Падеж-работяга. Любимая «работа» предложного падежа. Кому принадлежат имена собственные? Такие разные признаки предметов. Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. «Красны девицы» и «добры молодцы». Всё познаётся в сравнении. Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. Что из чего и для чего? Что кому принадлежит? Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. «Крокодиловы слёзы». Путешествие туда и обратно. Любимые игры со словами. | Беседа. Экскурсия, проект. Практика. Сюжетно-ролевая игра. Игра. Защита проекта. Игра. Практика. Конкурс. Игра. Игра. Игра-соревнова-ние. Дискуссия. Практика. Практика. Практика. Дискуссия. Конверт вопросов. Игра. Игра. Игра. Игра. Защита проекта. Защита проекта. Викторина. Конкурс. Игра. Дискуссия. Практика. Практика. Викторина. Игра. Защита проекта. Интеллекту-альный марафон. | —наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте; — уточнять значение слова по толковому словарю; — сравнивать толкование слова в различных словарях; — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; —самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; —оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. —наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл; — устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении; — наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения; — исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения; — осуществлять учебное сотрудничество; — контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; — анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания; — составлять письменное высказывание по предложенному образцу; — оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания; — оценивать положительные качества личности одноклассников; — создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»; — сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их; — работать с информацией, представленной в виде модели; — соотносить схемы предложений с их моделями; — анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой; — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; — формулировать собственное мнение, аргументировать его; — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; — наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
— на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника; — воспринимать на слух и понимать информационный текст; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников; — самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; — оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; — осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; — анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных; —контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки; —выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства; —осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках; —составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме; — оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; — осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности; — оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; —самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; —контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований в словаре В.И.Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова. Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой). Проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье). Игра «В музее слов». Проекты: Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова». Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на поставленный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет». Игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию». Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Проект «Безопасный маршрут». Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). Творческая работа «Приглашение на праздник». Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Конкурс «Самый длинный однородный ряд». Знаки препинания при однородных членах. Конструирование предложений с однородными членами по моделям; Игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи». Грамматические загадки. Грамматические стихи. Игры «Наоборот», «Кто больше». КВН «Весёлая грамматика». Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названия падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). История названия падежей. Падежные значения. История названия падежей. Падежные значения. История названия падежей. Падежные значения. История названия падежей. Падежные значения. История названия падежей. Падежные значения. Проект «Что рассказали падежи о себе». Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. Проекты: «Моё имя», «Собственные имена в моей семье». Значение имён прилагательных. Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использования степеней сравнения. Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные. Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах. Работа со словарями, детскими газетами, журналами, энциклопедиями. Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к игре «Русский медвежонок». |
Ресурсы обеспечения реализации программы.
Литература для учителя и обучающихся:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Интернет-ресурсы:
- http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»
- http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://rm.kirov.ru/— официальный сайт международной игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Материально-техническое оснащение:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту
и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить
материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся
используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика. Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых
фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии,
лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические
игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний
о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и
понимании значения языка как явления национальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Программа по внеурочной деятельности "В мире слов" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления кружка «В мире слов» составлена на основе:- Федерального государственного об...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
Рабочие программы по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введен...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".
Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...