Конспект урока Краевой Т. Б. по русскому языку "Що таке приставка"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Урок открытия новго знания ВРДСКЛЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dchz.docx143.04 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Что такое приставка» 

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования чёткого представления о приставке, как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова.

Задачи урока:

     • Дидактические

- учиться находить слова с приставками

- учиться выделять приставки в словах

- учиться определять приставки в словах

     • Развивающие

- развить умение формулировать понятия

- развить умение применять на практике полученные знания

- развить навыки применения алгоритмов

    • Воспитательные

- воспитать интерес к родному языку

- воспитать умение взаимодействовать с одноклассниками

- воспитать стремление получать знания

Планируемые результаты:  

• Личностные:  

- навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности; 

- интерес к познанию, к новому учебному материалу. 

• Метапредметные:  

Регулятивные

- целеполагание;  

- взаимопроверка; 

- саморегуляция;

- самокоррекция;

- самооценивание.

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации; 

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания; 

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  

- смысловое чтение как осмысление цели чтения 

- анализ объектов с целью выделения признаков; 

- синтез- составление целого из частей. 

Коммуникативные

- умение слушать и вступать в диалог;  

- планирование учебного сотрудничества; 

- управление поведением партнёра

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

• Предметные: 

Учащиеся должны знать:  

- классифицировать слова по разным основаниям;

- объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам.

Учащиеся должны уметь:

- определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и

признаки;

Материалы: учебник, презентация, раздаточный материал, SMART камера.

Этапы

Деятельность учителя и учеников

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Охарактеризуйте своё настроение одним словом (прилагательным). Готовы работать? Тогда отправляемся на следующую станцию, а вот на какую, скоро узнаем.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Фронтальная работа.

На доске учитель записывает слово «Перелесок». Дети хором читают слово и записывают его в тетрадь.

Скажите, а что вы сейчас проходите на уроках русского языка? (Части слова)

Давайте выделим в этом слове известные нам части слова, т.е. разберем его по составу.

К доске приглашается ученик.

Что будешь выделять сначала? (Корень слова)

А что такое корень слова? (Главная значимая часть слова, в корне заключен общий смысл родственных слов.)

Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень в слове? (Подобрать как можно больше однокоренных слов)

Давайте подберем однокоренные слова. (Лес, лесник, лесной)

Найдем общую часть (Лес).

Какую еще часть слова можно выделить? (суффикс «ОК»)

Что такое суффикс (это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).

III. Выявление мест и причин затруднения

Дети, что у вас вызывает затруднение? (часть слова  перед корнем, мы этого еще не изучали).

Что нам нужно исследовать сегодня на уроке? (новую часть слова)

А какова цель нашего урока?

IV. Построение проекта выхода из затруднения,

А что надо сделать, чтобы изучить новую часть слова? (Составить план)

Как называется?

Как обозначается?

Где стоит?

Для чего служит? (Дети составляют план работы на презентации)

А откуда мы ответим на данные вопросы? ( из учебника возьмём информацию, от родителей)

V. Реализация построенного проекта

Индивидуальная работа.

Для того, чтобы найти ответ на первый вопрос, я приготовила для вас задание: на столах у вас лежат карточки со словами: пенал, рябина, идти, скоро, театр, артист, весело, карандаш, алфавит.

Какая орфограмма чаще всего встречалась в этих словах? (Непроверяемая безударная гласная. Это словарные слова).

Соберите слово из первых букв словарных слов. (Дети подчеркивают первые буквы и собирают слово).

Так какая тема нашего урока? (Приставка). Запишите его в тетрадь.

Мы ответили на наш первый вопрос и узнали название новой части слова.

Давайте снова обратимся к нашему плану урока. Что следующим мы должны узнать? (Как обозначается)

На экране (SMART) различные фигурки. Дети должны догадаться, как обозначается приставка. Хорошо.

Следующий пункт плана.. (Где стоит)

Продолжим наше исследование. Откроем учебники на странице 84 упражнение 153

Прочтите слова, что вы можете сказать об этих словах? (Они являются однокоренными.)

Какой у них корень? (Корень «Ход»).

Что еще можете сказать об этих словах? (Эти слова с приставками). Где стоят приставки? (В начале слова, перед корнем).

Сделайте вывод. (Приставка стоит в начале слова, перед корнем). (на столе табличка ПЕРЕД КОРНЕМ)

Объясните различия в лексическом значении однокоренных слов. (Эти слова обозначают разные действия).

Какая часть в слове образовала новые слова и внесла новый оттенок в значение? (ПРИСТАВКА)

Сделайте вывод: для чего нужна новая часть слова? (Приставка нужна для образования новых слов.)

На доску прикрепляется табличка «ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА».

Запишите слова и выделите в них приставки.

Мы ответили на все наши вопросы.

На столе у меня лежат листы бумаги. Ваш план и ваши «выводы». Сейчас с вашей помощью я составлю правило «Приставка – это часть слова, которая пишется перед корнем и образует новые слова».

Давайте сверим с учебником.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Разделимся на три группы. Для каждой группы на листочках записаны слова. Прочитайте их. К какой части речи они относятся? (Это глаголы).

1 группа

2 группа

3 группа

Бежал

Скакал

Везти

Лететь

Рисовать

Клеить

Думать

Писать

Слышать

А на карточке даны приставки, которые всегда пишутся одинаково. Прочитайте и запомните их:

 Используя приставки, нужно образовать новые слова и выделить в них новую часть слова.

Дети образуют новые слова, выделяют в них приставки.

Группы обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку по алгоритму. Были орфографические ошибки? (Если да, то какие?) Правильно ли записаны и обозначены приставки? (Сверяем с презентацией)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока с использованием ЭОР. 2 класс программа "Школа2100". Приставка.

План- конспект урока с использованием ЭОР. 2 класс, программа "Школа 2100".Тема: "Приставка", 1 урок....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?

Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Что такое гигиена". УМК "Перспектива"

Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий....

конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?"

Данный конспект урока составлен для 1 класса по теме "Кто такие насекомые?"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы" 1 класс

Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....