Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа | 1 мин. | - Присаживайтесь. Проверьте готовность к уроку. Сегодня на урок необходимы: учебник русского языка, тетрадь, ручка. | Приветствие учителя, приведение своего рабочего места в порядок. | Р: личностное включение в учебную деятельность |
II. Актуализация знания и мотивация Практический: упражнение | 4 мин. | - Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Возьмите карточку № 1 и в течение 1 минуты самостоятельно выполните тест. Обведите кружком букву правильного варианта ответа.
- Время вышло. Давайте проверим вашу работу на карточках. Обратите внимание на слайд. Проверьте свою работу. Если все буквы обведены, верно, то поднимите руку. Молодцы, вот, сколько вы уже знаете о глаголе! Остальным ребятам, у кого есть ошибки, я рекомендую дома ещё раз внимательно повторить основные сведения о глаголе. | Выполняют работу на карточке №1. «Что мы знаем о глаголе?»
1.Глагол – это… А) самостоятельная часть речи Б) служебная часть речи В) часть слова Г) член предложения
2.Глагол отвечает на вопросы… А) кто? что? Б) что делать? что сделать? В) какой? какая? какое? какие? Г) где? когда? куда? откуда?
3.Глагол в предложении обычно является… А) дополнением Б) сказуемым В) подлежащим Г) обстоятельством
Проверяют работу с образцом. Ответы: А, Б, Б. | П: использование знаково-символических средств, подведение под понятие Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 5 мин. | - Обратите внимание на слайд На слайде: Время, лицо, число, род, склонение, спряжение. -Какого из этих грамматических признаков точно нет у глаголов? -А какую часть речи характеризуют остальные признаки? -Все ли признаки вам знакомы? - Что такое «спряжение»?
- Знаете ли вы, какие личные окончания спряжения у глаголов? -Как мы сформулируем тему нашего урока? |
Склонение. Глагол.
Изменение глаголов по лицам и числам.
«Личные окончания глаголов I и II спряжения» | Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
IV. Открытие нового знания Словесный: Беседа Практический: работа с учебником | 10 мин. | - Откройте учебник на стр. 88, упр.180, изучите таблицу. Сделаем вывод: какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения в настоящем времени? -Прочитайте материал рублики «Обратите внимание!» - Кто попробует повторить, какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения в настоящем времени? - Так какое открытие на уроке русского языка мы сделали?
- Как правильно определить спряжение глагола? Упражнение 181 с. 88. -Сделайте вывод: что можно узнать по личным окончаниям глаголов? Физкультминутка. - А теперь отдохнём! Какого спряжения этот глагол? Следите за точкой на экране глазами. - Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, приседают ученики первого варианта. Если произнесу глагол II спряжения, приседают ученики второго варианта. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит, берёте. | Глаголы одного и того же спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные личные окончания в одном и том же лице и числе.
Глаголы бывают 1 и 2 спряжения. Глаголы относятся к 1 или 2 спряжению в зависимости от личных окончаний. Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.
Спряжение, лицо, число глагола.
| Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения К: формировать собственное мнение и позицию |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: упражнение Словесный: беседа | 5 мин. | - Проверим, подчиняются ли такой же закономерности другие глаголы. Для этого на карточке № 2 заполните пропуски подходящими окончаниями, так чтобы глаголы «пою» и «лечу» в настоящем времени изменялись по лицам и числам. Время на выполнение работы 2 минуты. -Время вышло. Давайте проверим вашу работу на карточках. Обратите внимание на слайд. Проверьте свою работу. Если все пропуски личных окончаний глаголов заполнены, верно – молодцы! Остальные ребята, у кого есть ошибки, не расстраивайтесь, исправьте допущенные ошибки. -Подчиняются ли установленной нами закономерности другие глаголы? |
Выполняют работу на карточках.
1 л. | Я | пою | лечу | Мы | поём | летим | 2 л. | Ты | поёшь | летишь | Вы | поёте | летите | 3 л. | Он | поёт | летит | Они | поют | летят |
| К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: упражнение | 5 мин. | - Теперь выполняем работу самостоятельно. Начертите в своих тетрадях таблицу в 2 столбика. 1 столбик назовите – 1 спряжение, второй – второе спряжение. На экране слова: Читаешь, кричит, поёт, качает, ворчит, пишет, говорим, молчат, клюют, грустите, ругаются, балуется, верят. - Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? - Приступайте к работе. - Проверим, правильно ли вы справились с работой. |
Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение. | Р: контроль, коррекция, оценка |
VII. Включение в систему знаний Практический: упражнение | 5 мин. | Работа по карточкам - Выпишите глаголы, укажите спряжение, лицо и число. Лютуют ночные морозы, Холодные ветры свистят. Осины, дубы и берёзы Под зябкими звёздами спят. В. Орлов Вешний цветик в травке новой Щурит ласковый глазок. Л. Пожарова Кто-то ждёт её, как Бога, Счёт ведёт календарю И дежурит у порога, Ну а я вот не люблю. С. Гуляев (Самопроверка по образцу)
Домашнее задание. - На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.88, вы можете опираться на схему. Выполните упражнение 182 на странице 89. |
Лютуют – I спр., 3 л., мн. ч. Свистят – II спр., 3 л., мн. ч.
Спят – II спр., 3 л., мн. ч.
Щурит – II спр., 3 л., ед. ч.
Ждёт – I спр., 3 л., ед. ч. Ведёт – I спр., 3 л., ед. ч. Дежурит – II спр., 3 л., ед. ч. Люблю – II спр., 1 л, ед. ч.
| Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 5 мин. | - На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? - Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению? - Наш урок подходит к концу. Закончите любое из выражений: Мне понравилось… На уроке я узнал, что... Меня удивило… Мне бы хотелось... | На глаголы I и II спряжения.
Глаголы, имеющие в окончании гласную е, ё, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют. Глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ат, -ят. | П: доказательство качества выполнения задания; К: умение полно и точно выражать свое мнение. |