Конспект урока обучения письму "Письмо строчной письменной буквы «л»" (УМК «Школа России» 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ягафарова Лидия Ильясовна

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «л»,  её соединений с другими буквами в словах.

Планируемые результаты:

Предметные :знать: графический облик, элементы письменной буквы «л», приёмы написания и соединения новой буквы, алгоритм фонетико-графического  анализа слова, гигиенические правила письма;

уметь:сравнивать письменную букву с печатной буквой, с другими письменными буквами, писать строчную  букву «л», соединятьс другими буквами в словах, проводить фонетико-графический анализ слов, выполнять гигиенические правила письма.

Личностные:продолжать развивать мелкую моторику рук;  способность к самооценке;формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.

Тип урока:«открытие»  нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                         ФИО учителя:

Школа:                                                                                                                ФИО студента: Ягафарова Лидия, 22 группа

Класс: 1

Кабинет:                                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Конспект урока обучения письму

Тема: Письмо строчной письменной буквы «л»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «л»,  её соединений с другими буквами в словах.

Планируемые результаты:

Предметные :знать: графический облик, элементы письменной буквы «л», приёмы написания и соединения новой буквы, алгоритм фонетико-графического  анализа слова, гигиенические правила письма;

уметь:сравнивать письменную букву с печатной буквой, с другими письменными буквами, писать строчную  букву «л», соединятьс другими буквами в словах, проводить фонетико-графический анализ слов, выполнять гигиенические правила письма.

Личностные:продолжать развивать мелкую моторику рук;  способность к самооценке;формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.

Тип урока:«открытие»  нового знания

Оборудование:Пропись № 2 (В. Г. Горецкий, Н. А.Федосова  УМК «Школа России»), презентация, плакаты, демонстрирующие гигиенические правила письма

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод:

- выразительное чтение стихотворения,

- обсуждение смысла пословицы

1 мин

-Проверьте свою готовность к уроку.

-В школу мы пришли учиться

Не играть и не лениться.
На уроке не зевать, 
А работать и писать.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место.

- Если мы всё сделали правильно, то можем продолжать урок дальше

Прочитайте пословицу на экране: «Пишут не пером, а умом». Как вы её понимаете?

- Хорошо, молодцы! Действительно, чтобы писать правильно и красиво, нужно уметь мысленно  контролировать свои действия.

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на работу

Читают, осмысляют пословицу.

- При письме работаем по алгоритму: помним, в какой последовательности пишем и соединяем буквы.

РУУД: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, аналитико-синтетический метод:  подводящий диалог

Наглядный:

плакаты,

слайды с изображением правил посадки,

положения тетради и ручки при письме

Формулирование обобщения

Чтение букв

Частично-поисковый:

группировка букв

Конструирование слов

Аналитико-синтетический:

Характеристика буквы

Характеристика письма

3 мин

- Как вы думаете, какие ваши знания и умения по письму вам пригодятся сегодня?

- На какие две группы делятся письменные буквы?

- В какой строке пишутся строчные буквы?

- Какие гигиенические правила письма вы знаете? (при ответе использовать плакаты или слайды презентации с показом образцов посадки за партой, положения ручки в руке и тетради на парте для правшей и левшей). Учащиеся демонстрируют, как правильно сидеть, держать ручку и располагать тетрадь на парте.

 -   Почему эти правила важны для учащихся?

 - Они обеспечивают овладение навыком письма, позволяют сохранить ваше здоровье.

На экране или доске появляются изученные письменные буквы: а, г, б, д, у, с

 - Прочитайте буквы, что вы о них можете сказать?

 -На какие две группы их можно разделить?

 - Придумайте слова с этими буквами в начале слова.

 - С какой буквой нельзя придумать слово?

Какую букву вы учились писать напрошлом  уроке обучения письму? Какие звуки она обозначает?

-  Что вы узнали о букве «тэ»?

 - Для чего нужны прописная и строчная буквы?

 - Вспомним, чем отличается русское письмо от других. Дополните фразу: оно наклонное, ….

Сегодня мы посмотрим, всегда ли в русском письме удаётся писать безотрывно?

Высказывают предположения

Строчные и прописные

В рабочей (узкой)

Правила посадки: спина касается спинки стула, ноги - на полу, между туловищем и партой проходит кулачок.

Правила работы с ручкой, расположения тетради для правшей и левшей.

А, г, б, д, у, с

Эти буквы уже учились писать в прописях.

Буквы гласных и согласных звуков.

Буквой «ы»

«тэ», [т] [т’]

- Бывает печатная и письменная, письменная строчная и прописная.

Для написания  имён собственных, начала предложения, строчная – для всех остальных слов.

Безотрывное.

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Умение воспроизводить необходимую информацию, классифицировать объекты

  1. Постановка учебной задачи

Аналитико-синтетический:

анализ букв,

подводящий диалог

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

предметная картинка

формулирование темы

Линейный, генетический метод:

поэлементный анализ,

формулирование  учебной задачи

Обобщение учителя

Наглядно-иллюстративный:

формулирование темы и цели на экране

3 мин

-Ребята,  посмотрите на с. 23 Прописи. Какие буквы вы видите в левом верхнем углу?  ( Л, л)

- Что вы узнали о них на уроке обучения грамоте?

- Какие звуки они обозначают?

 - Какая буква выделена?

Дети, как назовём девочку, которая изображена у вас в прописи? Имя должно начинаться на Л.

 -Какую букву сегодня мы будем учиться писать?

 - Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

 -Рассмотрите письменную строчную букву «л» вверху в центре страницы, затем её элементы.

 - Из скольких элементов состоит буква?  

 - Проследите по стрелкам, можно ли элементы написать безотрывно?

- Поставим учебную задачу на урок: что мы сегодня узнаем, чему будем учиться?

Итак, сегодня мы знакомимся со строчной письменной буквой «л», её элементами, последовательностью написания и соединения; мы будем учиться писать строчную письменную букву «л» , соединять её с другими буквами в словах, проводить звуко-буквенный(фонетико-графический) разбор слов, добиваться выполнения правил письма в течение всего урока

                    На экране

Тема: Письмо строчной  буквы «л»

Цели:

 знать: письменную строчную букву «л», её элементы;

  уметь: писать строчную букву «л» , соединять её с другими словами, проводить звуко-буквенный анализ, в течение всего урока соблюдать правила письма.

Заглавную и строчную печатную букву «эль»

Обозначают согласные звуки, твёрдый [л] и мягкий [л’]

Строчная.

Девочку, слово нач-ся с «л»

Строчную.

Определяют тему  урока

Письмо строчной буквы «л»

Да

Определяют задачи урока

Узнаем строчную письменную букву «л», её элементы, чем она отличается от печатной.

Будем учиться писать строчную букву «л» , соединять её с другими буквами в словах, сравнивать буквы

РУУД: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать совзрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

ПУУД: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

  1. Открытие нового знания

Словесный метод:

чтение стихотворения

Игровой, практический:

выполнение упражнений на мелкую моторику

Объяснительно-иллюстративный метод:

беседа по иллюстрации

Аналитико-синтетический:

элементный анализ буквы

Линейный:

письмо с ориентацией на линейки прописи

Имитативный, линей ный:

Показ с комментированием первого элемента

 Показ с комментированием второго элемента

Приём -  обведение по контурным линиям,

самостоятельное письмо с самоанализом

сравнение элементов с образцом

Показ учителя с комментированием

Письмо «в воздухе»

Репродуктивный метод

Самоанализ

Практический, линейный, аналитико-синтетический:

обведение буквы по образцу;

обведение букв по контуру;

самостоятельное письмо буквы;

сравнение букв с образцами;

самооценка

Физминутка

V.Первичное закрепление

Аналитико-синтетический, практический:

самостоятельное письмо;

чтение и анализ соединений;

самостоятельное письмо соединений;

самоанализ или взаимопроверку написания соединений букв

Слого-звуковой анализ слова по схеме

Характеристика звуков

сопоставление слова со схемой

звуко-буквенный анализ слова

комментированное письмо

Самоанализ

Аналитико-синтетический:

анализ предложения

Практический:

чтение и анализ предложения по плану,

самостоятельное письмо с самопроверкой по эталону

10 мин

1 мин

12 мин

-С чего начнём выполнение учебных задач?

  -Да, мы подготовим руки к письму:упражнения цыпленок, кисть, скалка.

Ваши  прописи открыты на стр. 23

- Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку правильно держу.

-  Посмотрите, что изображено  на странице прописи под образцом буквы «л»?

 - Какие линии, в каком направлении нужно провести?

- Обведите цветочки по линиям.

- Что написано на первой рабочей строке?

 - Сколько элементов? (2)

 - Из каких элементов состоит строчная буква «л»?

-  Откуда начинается первый/ второй элемент? (с выше нижней линии рабочей строки, от верхней  первого элемента)

- Посмотрите показ письма элементов буквы «л»

Показ элементов буквы

 - Показываю первый элемент: начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки , ведём вниз до нижней линии, закругляем, плавно вправо, ведём вверх наклонную до верхней линии рабочей строки и не отрываясь пишем прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

- Показываю второй элемент: от верхней линии рабочей строки  вниз ведём наклонную короткую линию до нижней линии рабочей строки  и закругляем  чуть ниже середины рабочей строки.

- Обратите внимание, сколько клеток занимает первый элемент? Сколько второй элемент?

 - Обведите элементы по слабым линиям, соблюдая правила письма.

 - Пропишите элементы самостоятельно до конца строки. Сколько должно получиться элементов?

 - Проверьте, всё ли получилось, подчеркните лучший элемент.

- Посмотрите на следующую строчку, что мы будем учиться писать?

- Посмотрите, как пишется строчная буква «л»

Показ буквы

- Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки , ведём вниз до нижней линии, закругляем, плавно вправо, ведём вверх наклонную до верхней линии рабочей строки и не отрываясь пишем прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо. От верхней линии рабочей строки  вниз ведём наклонную короткую линию до нижней линии рабочей строки  и закругляем  чуть ниже середины рабочей строки.

Попробуем повторить движения при письме буквы «в воздухе». Учитель выполняет упражнение в положении спиной к классу, проговаривая коротко комментарий,  у детей локоть правой руки на парте, работает только кисть правой руки с ручкой, нацеленной на образец на доске. При необходимости учитель несколько раз повторяет краткий комментарий.

- Не забываем выполнять правила письма!

 - Обведём  образец строчной буквы «л»  на строке.

 - Обведём буквы по контурным линиям.

 - Сколько клеток между буквами?

 - Допишите самостоятельно до конца строки.  Сколько букв войдёт?

 - Сравните написанные буквы с образцом, какие видите ошибки? Учитель рассказывает о своих наблюдениях.

Пальчиковая гимнастика

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно отпустили,

Всем улыбки подарили.

Садитесь.

 -Посмотрите на следующую строку. Что нужно написать? Чем она отличается от предыдущей?

 - Что нужно помнить?

 - Проверьте посадку, положение тетради и ручки.

 - Напишите самостоятельно, соблюдая все правила письма.

Письмо соединений букв

  -Прочитайте, что написано на следующей строке?

 - Что это? Какие бывают соединения?

 - Проанализируйте соединения в каждом слоге.

 - При необходимости учитель делает показ соединений.

 -Придумайте слова, начинающиеся с таких слогов.

 - Напишите по два соединения, соблюдая все правила письма. Поменяйтесь тетрадями и подчеркните карандашом самые красивые соединения.

- Посмотрите на схему слова на следующей строке. Что можно рассказать о слове по этой схеме?

- Сколько слогов в схеме? Сколько звуков в первом, втором слоге? Какие это звуки? На какой слог падает ударение?

Работа в парах

- Прочитайте слово рядом со схемой. Подходит ли оно к схеме? Докажите. Сколько слогов в слове кукла?

- Куда падает ударение в слове?

- Подходит эта схема? Отвечают в паре.

 Каким цветом обозначите согласные в схеме слова «кукла»? Почему? Раскрасьте согласные в схеме.

- Проанализируйте соединения  и запишите слово кукла, комментируя, какую букву пишете, каким соединением соединяете.

 Пользуемся опорой: первый слог в слове «кукла» ку верхние соединением, он ударный, второй слогл кла присоединяю тоже верхние соединением. В этом слове все соединения верхние, так как все буквы начинаютписать сверху.

 - Встряхнули кисти рук, потёрли ладошки, размяли каждый пальчик

 -Сравните слово с образцом в прописи, расскажите, какие ошибки нашли, что получилось хорошо?

 - Что написано на следующей строке? Докажите.

 - Прочитайте. О чём сообщает предложение?

 -Сколько в нём слов? Какое первое? Как оно написано? Почему? Какое второе? Почему оно написано с прописной буквы?  Какое третье? Что в конце предложения? Как пишутся слова в предложении?

 - Обратим внимание на соединения в словах.

 - Самостоятельная запись слова с самопроверкой по эталону

С подготовки рук к письму

Выполняют упражнения

Анализируют рисунок на странице

Самостоятельно обводят

Строчная «л» и её элементы.

Два

Анализируют букву

Выполняют упражнения

Наблюдают за действиями учителя

Две.

По два элемента.

Пишут элементы

Сравнивают с образцом, выбирают лучший.

Пишут букву «л»

Наблюдают, осваивают последовательность действий при письме буквы

Выполняют письмо «в воздухе»

Стараются проговаривать вместе с учителем.

Проверяют посадку, положение тетради и ручки

Две

 4 – 5 букв

Оценивают свою деятельность

Выполняют упражнения

Строчную «л». Нет вспомогательных наклонных линий

Пишем наклонно, буквы на одинаковом расстоянии, не выходим за линии рабочей строки

Читают соединения

Соединения букв

Верхнее, нижнее, среднее

Кукла, луна, лиса, сон.

Пишут соединения, выполняют взаимопроверку.

Характеризуют слово по схеме.

Два слога, слоги состоят из согласного и гласного звуков, ударение падает на второй слог.

Сравнивают слово и схему

Да. Доказывают

Синим, так как это твёрдые согласные

Прописывают слово кукла, один комментирует у доски

оценивают свою деятельность

Разминают кисть и пальцы

Предложение

Кто искал Нину

Кто

искал

Нина

Вопросительный знак, раздельно.

Проверяют по образцу

РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;умение сохранять заданную цель;умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Умение воспринимать информацию, осознанно воспроизводить в процессе деятельности

Умение контролировать свою деятельность по результату

Умение саморегуляции

Умение работать по алгоритму, проводить пошаговый анализ деятельности, само- и взаимоконтроль

Умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия

анализа и синтеза,

умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль,

умение контролировать свою деятельность по результату;

Умение выделять информацию, смысловое чтение с анализом частей,

строить высказывание,

обосновывать мнение, выполнять учебные действия, самопроверку по эталону

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

письменный буквенный диктант, запись самостоятельно составленного слова

2 мин

- Отступите одну строчку вниз. Поставьте точку, чтобы начать писать. Я буду диктовать вам письменные буквы, а вы их писать, так как уже научились: строчная «а», строчная «г», строчная «б», заглавная «д», строчная «у», строчная «с», строчная «к».

Составьте и запишите одно слово, используя буквы из диктанта.

Слайд 2 -  самопроверка

Выполняют буквенный диктант

а, г, б, д, у, с

Лаг, лоб , лад и др.

По слайду проверяют буквы, слово

РУУД: помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать.

ПУУД: выполнять действие по заданному образцу и правилу;

VII.Включение в систему знаний

Аналитико-синтетический

анализ элементов, букв

Практический, конструктивный:

сбор букв из элементов

2 мин

Работа в группах

Группы получают конверты с элементами изученных письменных строчных и прописных букв. Задания:

- собрать из элементов строчную и прописную букву; назвать элементы и буквы, рассказать о буквах (какие звуки обозначают), придумать три слова с этими буквами.

Каждая группа выступает с результатами.

Работают в группе, вникают в суть вопросов.

Вспоминают и применяют пройденный материал, выполняют правила работы в группе.

Оценивают работу

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

VIII.Рефлексия деятельности

Частично-поисковый:

самоанализ

Наглядно-демонстративный:

коллективная картина

Словесный:

обобщение учителя

1 мин

- Вспомним,  какие цели мы ставили в начале урока.

Посмотрите свою работу. Сравните букву л с образцом. Все научились писать эту букву?

- А кто, ребята из вас расскажет, что же мы узнали про эту букву и что мы с ней делали на уроке письма?

- Оцените себя, покажите пальчиками сколько бы вы себе поставили за урок.

 Учитель обобщает полученные результаты.

Учащиеся воспроизводят цели, сформулированные

в начале урока.

Оценивают свою деятельность.

ЛУУД: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения письму на тему «Строчная письменная буква “р”» УМК "Школа России"

Тема урока: «Строчная письменная буква “р”» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования первоначального графическог...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Слова с буквой Э».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения находить лексическое значение слов с буквой Э в толковом словаре, развивать умение правильно употреблять слова с буквой Э...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Ч" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о написании заглавной буквы Ч, умения писать заглавную букву Ч.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить с написанием заглавной буквы Ч.2.Формироват...

Технологическая карта урока письма "Письмо заглавной письменной буквы «Б»". УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной   буквы «Б»,  её соединений с ...

Конспект урока по обучению письму. Тема: «Письмо строчной письменной буквы "ы" » УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «ы», её соединений с другими буквами в словах.Планируемы...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы В" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование первоначального графического навыка написания заглавной буквы В.Планируемые результаты:Предметные: научатся:Писать без искажений заглавную букву В.Различать гласные и согласны...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Я" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся первоначального графического навыка написания заглавной буквы Я.Планируемые результаты: Предметные:1. Пи...