Технологическая карта урока обучения письму на тему «Строчная письменная буква “р”» УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока: «Строчная письменная буква “р”»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «р» и её соединений с другими буквами в словах.
Задачи урока:
Дидактические:
- Знать графический облик буквы «р», приемы написания и соединения новой буквы, алгоритм фонетико-графического анализа слова, гигиенический правила письма.
- Сравнивать печатную и письменную букву «р».
Развивающие:
- Развивать познавательную активность у учащихся.
- Развивать внимание при выполнении учебных заданий.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к учителю и одноклассникам.
- Воспитывать умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: Пропись №2 (Горецкий В.Г., УМК «Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Дата: 2.11.2021 Школа: Многопрофильный лицей №148 Класс: 1г Урок: 2 Время: 9:30- 10:05 Кабинет: 204 | Студент: Марусенко Алёна Викторовна Группа: 46 Учитель: Копанева Яна Михайловна Руководитель практики: Синтяева Галина Анатольевна |
Тема урока: «Строчная письменная буква “р”»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «р» и её соединений с другими буквами в словах.
Задачи урока:
Дидактические:
- Знать графический облик буквы «р», приемы написания и соединения новой буквы, алгоритм фонетико-графического анализа слова, гигиенический правила письма.
- Сравнивать печатную и письменную букву «р».
Развивающие:
- Развивать познавательную активность у учащихся.
- Развивать внимание при выполнении учебных заданий.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к учителю и одноклассникам.
- Воспитывать умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: Пропись №2 (Горецкий В.Г., УМК «Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесные: слово учителя, работа с пословицей | Учитель проверяет готовность к уроку. Учитель приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёна Викторовна, сегодня я проведу у вас урок письма. Присаживайтесь. - Послушайте пословицу, ребята: «Пиши, да не спеши». Как вы думаете, о чем она? | Показывают свою готовность к уроку. Встают, приветствуют. Садятся. - О том, что нужно писать красиво, грамотно, не торопясь. | М: личностное включение в учебную деятельность (Р); Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные: подводящий Наглядные: демонстрация Практические: характеристика буквы | Актуализация знаний учащихся о правилах посадки и письма, о изученных буквах и звуках. - Верно. Сегодня на уроке письма мы будем много писать, так что эта пословица – своеобразное напутствие для вас. - А чтобы красиво и грамотно писать, нам с вами нужно повторить гигиенические правила письма. Кто может рассказать их? - Сейчас я раздам вам карточки с буквами. Ваша задача подобрать к каждой печатной букве ее письменную копию. Приступайте к заданию. - Какая буква осталась без пары? - Что вы знаете об этой букве? - Какая это буква?
| Вспоминают изученное ранее о гигиенических правилах, о буквах и звуках. Нужно сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не опираться грудью на стол, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке, положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола, придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша) и правой рукой (если ты пишешь левой рукой), писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради. - Буква «р». - Буква «р» обозначает звук [р] и [р’]. Когда произносим звук [р], воздух встречает препятствие. - Это согласная буква. Она обозначает согласный звук. | М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Предмет: вспоминают изученный материал о буквах и звуках
| Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные: подводящий диалог Практические: графический анализ | Определение темы и цели урока. Определение графических элементов буквы. - Итак, ребята, если мы с вами начали говорить об этой букве, то какова будет наша цель на протяжении всего урока? - Верно. Прошу вас, будьте внимательны на уроке, вдумчиво слушайте задания и старайтесь выполнять их правильно. - Откройте свои прописи на странице 26. Какая буква выделена? - Посмотрите на рисунок вверху. Что здесь изображено? - Почему именно это здесь изображено? - Скажите мне, какую букву мы сегодня будем писать? - Рассмотрите письменную строчную букву «р». Чем письменная буква отличается от печатной? - Проследите по стрелкам, можем ли мы написать эту букву безотрывно? - Как вы думаете какая тема нашего урока? - Какая будет наша цель? Что мы должны сегодня сделать? - Обратите внимание на план урока. 1. Познакомимся с элементами строчной буквы «р», с правильной последовательностью написания этих элементов 2. Научимся писать строчную букву «р» без отрыва, соединять её с другими буквами 3. Научимся писать эти соединения на слух. | Называют тему и цель урока. Анализируют написание прописной строчной «т». - Научиться писать новую букву. - Строчная буква «р». - Рыбак. - Слово «рыбак» начинается с буквы «р». - Строчную букву «р». - Они пишутся совершенно по-разному. - Да. - Строчная прописная буква «р». - Научиться писать букву «р» и соединять её с другими буквами. | М: планирование (П); М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); Л: развитие мотивов учебной деятельности | Пропись, учебная презентация |
Динамическая пауза (1 мин) | Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности | Ф Практические: выполнение физических упражнений | Учитель проводит пальчиковую гимнастику. Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька для щенят, Эта долька для утят, Эта долька для бобра, Ну а волку кожура. | Повторяют действия за учителем. | М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) | |
"Открытие" детьми нового знания Динамическая пауза (1 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности | Ф, И Практические: обводка, письмо с самоанализом Ф Практические: выполнение физических упражнений | Анализ прописной строчной «р», отработка написания буквы. - Возьмите длинный шнурок и положите его перед собой. Поместите рядом короткий шнурок. -Возьмите короткий шнурок и сделайте из него прямую линию с закруглениями вверху и внизу. - Это письменная буква р. - Из скольких элементов она состоит? - Кто назовет первый? - Второй? - Какие еще буквы содержат эти элементы? - Обратите внимание, в прописи есть фигурки. Для чего они здесь? - Верно. Обведите его. Показ на доске. - Ставим ручку на верхней линии рабочей строки, ведем вниз длинную наклонную до вспомогательной линии, отрываем руку. Ведем линию вверх от середины рабочей строки, касаемся верхней линии, закругляем; ведем маленькую наклонную линию вниз, касаюсь нижней линии рабочей строки, закругляю вправо. - Повторите написание буквы в воздухе, сначала большой, прописываем элемент, двигая всей рукой. - Затем маленькой, двигая только кистью, локоть стоит на парте. - Запомните строчную букву «р». Закройте глаза. Представьте, что нос стал таким длинным, что достаёт до доски. Напишите носом букву «р». - Обведите в прописи на второй рабочей строке букву «р». Сколько клеток между буквами? - Соблюдая такое расстояние между буквами, допишите букву «р» до конца этой строки. - Сравните с образцом. Отличаются ли те буквы, которые написали вы, от образца? Чем? Подчеркните самую красивую букву Учитель проводит динамическую паузу. Вы, наверное, устали. - Посмотрите на следующую рабочую строку. Чем она отличается от предыдущей? - Верно. Пропишите самостоятельно на этой строке букву «р». Подчеркните самую красивую букву. | На основе анализа буквы, учатся её писать. - Из двух. - Длинная наклонная. - аленькая наклонная с закруглением вверху и внизу. - Буква «т» - Фигура уточки напоминает один из элементов буквы «р». Пишут в воздухе. Обводят и пишут буквы. - 2. Если дети совершили ошибки, то объясняют где. Повторяют действия за учителем. - Нет клеточек. Прописывают букву и подчёркивают лучшую. - На ней нет клеточек. | М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Предмет: знание элементов, из которых состоит прописная строчная «т» М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) | Пропись |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф, И, П Практические: написание буквы и её соединений | Организация отработки написания новой буквы и её соединений. - Посмотрите на следующие строки. Что вы видите? - Каким соединением соединены буквы в слогах: нижним или верхним? - Посмотрите, как я напишу эти соединения на доске. - Придумайте слова, которые будут начинаться с этих слогов. - Пропишите соединения письменной строчной «р» с гласными буквами. Обменяйтесь прописями с соседом по парте. Подчеркните самое красивое соединение, которое получилось у вашего соседа. | Отрабатывают написание буквы и её соединений с другими буквами. - Соединения буквы «р» с гласными буквами. - В них нижние соединения. Наблюдают за написанием учителя. - Радуга, рисунок, ручка. Прописывают соединения у себя в прописях. | М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) | Пропись |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | П Практические: анализ соединений | Организация работы с карточками индивидуально. - Сейчас я раздам вам карточки. На ней всего одна прописная строка. Вы должны будете на слух воспроизвести соединения буквы «р» с гласными, то есть слои «ра», «ру» и «ри». | Работают с карточками самостоятельно. | М: использование знаково-символических средств (П); Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, И Практические: сопоставление слова со схемой, слого-звуковой анализ, запись предложений | Применение знаний о новой букве при работе со схемами слов. - Посмотрите вниз страницы 26 в своих прописях. Что вы видите? - Прочитайте слово. Сколько в нём слогов? - Произнесите слово по слогам. - Куда будет падать ударение? - Дайте характеристику звукам в этом слове. | Работают со схемами слов в прописях. - Словосочетание, слово и схему. - В слове «краски» два слога, потому что в нём два гласных звука. - Крас-ки. - На первый слог. - «К» обозначает глухой согласный звук [к]. «Р» обозначает звонкий согласный звук [р]. «А» обозначает ударный гласный [а]. «С» обозначает глухой согласный звук [с]. «К» обозначает глухой мягкий согласный звук [к’]. «И» обозначает безударный гласный звук [и]. | М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); М: использование знаково-символических средств (П) | Пропись |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные: беседа | Учитель помогает учащимся провести рефлексию. - Давайте вспомним. Какая была тема урока? - Какую букву мы учились писать? - Из скольких и каких элементов состоит письменная строчная «р»? - Какие звуки обозначает буква «р»? - Оцените свою работу на уроке, продолжив фразы: Сегодня я работал на уроке…Сегодня я узнал… - Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок! | Дети вспоминают урок, оценивают свою работу на нём. - Написание строчной письменной буквы «р». - Письменную строчную букву «р». - Из 2. Из длинной прямой линии и короткой прямой линии с закруглением вверху и внизу. - Буква обозначает 2 глухих согласных звуках: [р] и [р’]. - Сегодня я работал активно. - Сегодня я узнал из каких элементов состоит прописная строчная «т». | М: самооценка (Л); М: рефлексия способов и условий действия (П) | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Обучение письму" на тему "Письмо строчной и заглавной буквы Е" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование знаний о написании строчной и заглавной буквы «Е», соединениях с буквой «Е», написании слов с буквой ...
Технологическая карта урока обучения письму по теме "Письмо слов с заглавной и строчной буквой Я" (УМК "Перспектива" - 1 класс")
Тип урока: урок общеметодологической направленности;Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о букве Я и ее правильном написании, закрепление и совершенствование графического навыка;З...
Технологическая карта урока "Обучение письму" на тему "Письмо строчной и заглавной буквы Е" (УМК "Школа России", 1 класс)
Технологическая карта урока "Обучение письму"...
Технологическая карта урока обучение письму по теме "Письмо строчной буквы ь", УМК "Школа России", 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной буквы «ь», соединениях со строчной буквой «ь...
Технологическая карта урока обучения письму по теме: "Письмо строчной буквы д" УМК "Школа России" (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «д».Задачи:Дидактические:1. Формировать понят...
Технологическая карта урока обучения письму по теме "Письмо строчной буквы ж", УМК «Школа России», 1 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной буквы «ж», соединениях с...
Технологическая карта урока обучения письму по теме "Письмо строчной буквы "л" (1 класс, УМК "Школа России")
Цель урока: формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной буквы «л», соединениях с буквой «л», написании слов с буквой «л», умения п...