Технологическая карта урока обучения письму на тему «Строчная письменная буква “р”» УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Марусенко Алёна Викторовна

Тема урока: «Строчная письменная буква “р”»

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «р» и её соединений с другими буквами в словах.

 

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Знать графический облик буквы «р», приемы написания и соединения новой буквы, алгоритм фонетико-графического анализа слова, гигиенический правила письма.
  2. Сравнивать печатную и письменную букву «р».

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность у учащихся.
  2. Развивать внимание при выполнении учебных заданий.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к учителю и одноклассникам.
  2. Воспитывать умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

 

Оборудование: Пропись №2 (Горецкий В.Г., УМК «Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 2.11.2021

Школа: Многопрофильный лицей №148

Класс: 1г

Урок: 2

Время: 9:30- 10:05              Кабинет: 204

Студент: Марусенко Алёна Викторовна

Группа: 46

Учитель: Копанева Яна Михайловна

Руководитель практики: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока: «Строчная письменная буква “р”»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «р» и её соединений с другими буквами в словах.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Знать графический облик буквы «р», приемы написания и соединения новой буквы, алгоритм фонетико-графического анализа слова, гигиенический правила письма.
  2. Сравнивать печатную и письменную букву «р».

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность у учащихся.
  2. Развивать внимание при выполнении учебных заданий.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к учителю и одноклассникам.
  2. Воспитывать умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: Пропись №2 (Горецкий В.Г., УМК «Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесные: слово учителя, работа с пословицей

Учитель проверяет готовность к уроку.

Учитель приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёна Викторовна, сегодня я проведу у вас урок письма. Присаживайтесь.

- Послушайте пословицу, ребята: «Пиши, да не спеши». Как вы думаете, о чем она?

Показывают свою готовность к уроку.

Встают, приветствуют.

Садятся.

- О том, что нужно писать красиво, грамотно, не торопясь.

М: личностное включение в учебную деятельность (Р);

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные: подводящий

Наглядные: демонстрация

Практические: характеристика буквы

Актуализация знаний учащихся о правилах посадки и письма, о изученных буквах и звуках.

- Верно. Сегодня на уроке письма мы будем много писать, так что эта пословица – своеобразное напутствие для вас.

- А чтобы красиво и грамотно писать, нам с вами нужно повторить гигиенические правила письма. Кто может рассказать их?

- Сейчас я раздам вам карточки с буквами. Ваша задача подобрать к каждой печатной букве ее письменную копию. Приступайте к заданию.

- Какая буква осталась без пары?

- Что вы знаете об этой букве?

- Какая это буква?

 

Вспоминают изученное ранее о гигиенических правилах, о буквах и звуках.

Нужно сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не опираться грудью на стол, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке, положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола, придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша) и правой рукой (если ты пишешь левой рукой), писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

- Буква «р».

- Буква «р» обозначает звук [р] и [р’]. Когда произносим звук [р], воздух встречает препятствие.

- Это согласная буква. Она обозначает согласный звук.

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Предмет: вспоминают изученный материал о буквах и звуках

 

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные: подводящий диалог

Практические: графический анализ

Определение темы и цели урока. Определение графических элементов буквы.

- Итак, ребята, если мы с вами начали говорить об этой букве, то какова будет наша цель на протяжении всего урока?

- Верно. Прошу вас, будьте внимательны на уроке, вдумчиво слушайте задания и старайтесь выполнять их правильно.

- Откройте свои прописи на странице 26. Какая буква выделена?

- Посмотрите на рисунок вверху. Что здесь изображено?

- Почему именно это здесь изображено?

- Скажите мне, какую букву мы сегодня будем писать? - Рассмотрите письменную строчную букву «р». Чем письменная буква отличается от печатной?

- Проследите по стрелкам, можем ли мы написать эту букву безотрывно?

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Какая будет наша цель? Что мы должны сегодня сделать?

- Обратите внимание на план урока.

1. Познакомимся с элементами строчной буквы «р», с правильной последовательностью написания этих элементов

2. Научимся писать строчную букву «р» без отрыва, соединять её с другими буквами

3. Научимся писать эти соединения на слух.

Называют тему и цель урока. Анализируют написание прописной строчной «т».

- Научиться писать новую букву.

- Строчная буква «р».

- Рыбак.

- Слово «рыбак» начинается с буквы «р».

- Строчную букву «р».

- Они пишутся совершенно по-разному.

- Да.

- Строчная прописная буква «р».

- Научиться писать букву «р» и соединять её с другими буквами.

М: планирование (П); М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Л: развитие мотивов учебной деятельности

Пропись, учебная презентация

Динамическая пауза (1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности

Ф

Практические: выполнение физических упражнений

Учитель проводит пальчиковую гимнастику.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для щенят,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

Ну а волку кожура.

Повторяют действия за учителем.

М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Динамическая пауза (1 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности

Ф, И

Практические: обводка, письмо с самоанализом

Ф

Практические: выполнение физических упражнений

Анализ прописной строчной «р», отработка написания буквы.

- Возьмите длинный шнурок и положите его перед собой. Поместите рядом короткий шнурок. -Возьмите короткий шнурок и сделайте из него прямую линию с закруглениями вверху и внизу.

- Это письменная буква р.

- Из скольких элементов она состоит?

- Кто назовет первый?

- Второй?

- Какие еще буквы содержат эти элементы?

- Обратите внимание, в прописи есть фигурки. Для чего они здесь?

- Верно. Обведите его.

Показ на доске.

- Ставим ручку на верхней линии рабочей строки, ведем вниз длинную наклонную до вспомогательной линии, отрываем руку. Ведем линию вверх от середины рабочей строки, касаемся верхней линии, закругляем; ведем маленькую наклонную линию вниз, касаюсь нижней линии рабочей строки, закругляю вправо.

- Повторите написание буквы в воздухе, сначала большой, прописываем элемент, двигая всей рукой.

- Затем маленькой, двигая только кистью, локоть стоит на парте.

- Запомните строчную букву «р». Закройте глаза. Представьте, что нос стал таким длинным, что достаёт до доски. Напишите носом букву «р».

- Обведите в прописи на второй рабочей строке букву «р». Сколько клеток между буквами?

- Соблюдая такое расстояние между буквами, допишите букву «р» до конца этой строки.

- Сравните с образцом. Отличаются ли те буквы, которые написали вы, от образца? Чем? Подчеркните самую красивую букву

Учитель проводит динамическую паузу.

Вы, наверное, устали.
Ну, теперь все дружно встали,
Ручками похлопали, ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
До пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

- Посмотрите на следующую рабочую строку. Чем она отличается от предыдущей?

- Верно. Пропишите самостоятельно на этой строке букву «р». Подчеркните самую красивую букву.

На основе анализа буквы, учатся её писать.

- Из двух.

- Длинная наклонная.

- аленькая наклонная с закруглением вверху и внизу.

- Буква «т»

- Фигура уточки напоминает один из элементов буквы «р».

Пишут в воздухе.

Обводят и пишут буквы.

- 2.

Если дети совершили ошибки, то объясняют где.

Повторяют действия за учителем.

- Нет клеточек.

Прописывают букву и подчёркивают лучшую.

- На ней нет клеточек.

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Предмет: знание элементов, из которых состоит прописная строчная «т»

М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Пропись

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И, П

Практические: написание буквы и её соединений

Организация отработки написания новой буквы и её соединений.

- Посмотрите на следующие строки. Что вы видите?

- Каким соединением соединены буквы в слогах: нижним или верхним?

- Посмотрите, как я напишу эти соединения на доске.

- Придумайте слова, которые будут начинаться с этих слогов.

- Пропишите соединения письменной строчной «р» с гласными буквами. Обменяйтесь прописями с соседом по парте. Подчеркните самое красивое соединение, которое получилось у вашего соседа.

Отрабатывают написание буквы и её соединений с другими буквами.

- Соединения буквы «р» с гласными буквами.

- В них нижние соединения.

Наблюдают за написанием учителя.

- Радуга, рисунок, ручка.

Прописывают соединения у себя в прописях.

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Пропись

 Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

П

Практические: анализ соединений

Организация работы с карточками индивидуально.

- Сейчас я раздам вам карточки. На ней всего одна прописная строка. Вы должны будете на слух воспроизвести соединения буквы «р» с гласными, то есть слои «ра», «ру» и «ри».

Работают с карточками самостоятельно.

М: использование знаково-символических средств (П);

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, И

Практические: сопоставление слова со схемой, слого-звуковой анализ, запись предложений

Применение знаний о новой букве при работе со схемами слов.

- Посмотрите вниз страницы 26 в своих прописях. Что вы видите?

- Прочитайте слово. Сколько в нём слогов?

- Произнесите слово по слогам.

- Куда будет падать ударение?

- Дайте характеристику звукам в этом слове.

Работают со схемами слов в прописях.

- Словосочетание, слово и схему.

- В слове «краски» два слога, потому что в нём два гласных звука.

- Крас-ки.

- На первый слог.

- «К» обозначает глухой согласный звук [к]. «Р» обозначает звонкий согласный звук [р]. «А» обозначает ударный гласный [а]. «С» обозначает глухой согласный звук [с]. «К» обозначает глухой мягкий согласный звук [к’]. «И» обозначает безударный гласный звук [и].

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

М: использование знаково-символических средств (П)

Пропись

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Учитель помогает учащимся провести рефлексию.

- Давайте вспомним. Какая была тема урока?

- Какую букву мы учились писать?

- Из скольких и каких элементов состоит письменная строчная «р»?

- Какие звуки обозначает буква «р»?

- Оцените свою работу на уроке, продолжив фразы: Сегодня я работал на уроке…Сегодня я узнал…

- Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок!

Дети вспоминают урок, оценивают свою работу на нём.

- Написание строчной письменной буквы «р».

- Письменную строчную букву «р».

- Из 2. Из длинной прямой линии и короткой прямой линии с закруглением вверху и внизу.

- Буква обозначает 2 глухих согласных звуках: [р] и [р’].

- Сегодня я работал активно.

- Сегодня я узнал из каких элементов состоит прописная строчная «т».

М: самооценка (Л);

М: рефлексия способов и условий действия (П)

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Обучение письму" на тему "Письмо строчной и заглавной буквы Е" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование знаний о написании строчной и заглавной буквы «Е», соединениях с буквой «Е», написании слов с буквой ...

Технологическая карта урока обучения письму по теме "Письмо слов с заглавной и строчной буквой Я" (УМК "Перспектива" - 1 класс")

Тип урока: урок общеметодологической направленности;Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о букве Я и ее правильном написании, закрепление и совершенствование графического навыка;З...

Технологическая карта урока обучение письму по теме "Письмо строчной буквы ь", УМК "Школа России", 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной буквы «ь», соединениях со строчной буквой «ь...

Технологическая карта урока обучения письму по теме: "Письмо строчной буквы д" УМК "Школа России" (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «д».Задачи:Дидактические:1. Формировать понят...

Технологическая карта урока обучения письму по теме "Письмо строчной буквы ж", УМК «Школа России», 1 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной буквы «ж», соединениях с...

Технологическая карта урока обучения письму по теме "Письмо строчной буквы "л" (1 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной буквы «л», соединениях с буквой «л», написании слов с буквой «л», умения п...