Русский язык. Обобщающий урок. Морфологический разбор глагола. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Садыкова Рамиля Ринатовна

Цели деятельности: закрепление знаний о глаголе; формирование знаний о алгоритме морфологического разбора глагола; формирование умений выполнять морфологический разбор глагола с применением алгоритма.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, числа глагола, времена глагола, правописание глагола с частицей НЕ, начальную форму глагола;

Знать: алгоритм морфологического разбора глагола;

Уметь: определять глагол среди других частей речи;

Уметь: делать морфологический разбор глагола применяя алгоритм.

Личностные:

- смыслообразование - связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-знание основных моральных норм и ориентации на их выполнение.

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.04.2021                                                                                                      ФИО учителя: Садыкова Р.

Школа: 74                                                                                                                                      ФИО студента: Каргина Т.В.

Класс: 3 «В»                                                                                                          ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Морфологический разбор глагола.

Цели деятельности: закрепление знаний о глаголе; формирование знаний о алгоритме морфологического разбора глагола; формирование умений выполнять морфологический разбор глагола с применением алгоритма.

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, числа глагола, времена глагола, правописание глагола с частицей НЕ, начальную форму глагола;

Знать: алгоритм морфологического разбора глагола;

Уметь: определять глагол среди других частей речи;

Уметь: делать морфологический разбор глагола применяя алгоритм.

Личностные:

- смыслообразование - связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-знание основных моральных норм и ориентации на их выполнение.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России», 3 класс,2 часть, презентация, проектор.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

Психологический настрой, рифмованное начало урока

1 мин

Здравствуйте ребята, улыбнитесь другу и настройтесь на продуктивную работу.

-Присаживайтесь.

-Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 5 апреля, а внизу с большой буквы классная работа.

Приветствуют учителя

-Настраиваются на урок

-Записывают в тетради

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

ІІ. Актуализация знаний и мотивация

метод наблюдения

Практический:

словарная работа

взаимопроверка

Словесный:

беседа

фронтальный опрос

5 мин

- Посмотрите на доску. Вам нужно сделать фонетический разбор этого слова:

конфеты.

- Полный фонетический разбор, потом проверим.

- Дальше вам сделать морфемный разбор слова.

(Не)прилетал.

-что обозначает суффикс –л-?

- Правильно

- суффикс глагола прошедшего времени.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий

К.:  строят понятные речевые высказывания

ІІІ. Постановка учебной задачи

4 мин

- Давайте сделаем морфологический разбор слова (не)обычная птица

- хорошо, а теперь попробуем сделать морфологический разбор слова (НЕ)прилетал.

- Верно. Как вы думаете, что мы сегодня тогда делать будем?

-Верно. Давайте сформулируем тему урока и поставим цель на урок.

- А какие цели поставим?

- мы не знаем как сделать правильный морфологический разбор глагола.

- Мы обобщим наши знания о глаголе и научимся делать морфологический разбор.

- Обобщающий урок о глаголе. Морфологический разбор глагола.

-Вспомнить и закрепить все знания о глаголе. Научиться делать морфологический разбор глагола.

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Р.: целеполагание, планирование

IV. Открытие нового знания

Практический:

работа с правилом

Практический:

работа над упражнением

Словесный:

фронтальный опрос

чтение по цепочке

Прием:

Уточнение

ФИЗМИНУТКА

Метод конструирования – самостоятельная работа,

работа над заданием

8 мин

-Давайте вспомним, что такое глагол. Сейчас мы с вами сделаем кластер о глаголе. Кто знает, что такое кластер?

- Кластер – это плакат, рисунок, картинка, в которой кратко рассказывается о главном термине.

- В нашем случае это будем глагол. Вот, что мы можем рассказать о глаголе и отразить это в кластере?

- Всё верно – всё это мы можете отразить на кластере. Суть кластера в том, что вы можете эту информацию рассказать и нарисовать творчески.

- Будут ставиться отметки за кластер. В кластере должны отразить всё факты и знания о глаголе. Вам дается 5 минут на выполнение.

- Хорошо, теперь давайте подумаем, что мы должны будем писать в морфологическом разборе глагола.

- Хорошо, давайте посмотрим на страничку в учебнике и проверим верно ли мы предполагали.

- Хорошо, давайте глагол в предложении и сделаем морфологический разбор слова.

Скоро наступит прекрасное время года.

-  Хорошо, теперь сделаем синтаксический разбор.

- Сейчас вы должны закончить предложения.

 У глаголов есть формы лица

- Действие самого говорящего называют глаголы…

- К ним можно поставить слово.

- Действия слушающего называют глаголы;

- К ним можно поставить слово.

- Действия того, о ком говорят, называют глаголы …

- К ним можно поставить слова.

- Каким способом можно определить лицо глагола?

- На какие вопросы он отвечает. Что обозначает. Каким бывает членом предложения. Какие у него есть времена (вопросы этих времен), в каком времени можно узнать род глагола, правописание с частицей не, неопределённая форма глагола – вопросы, лицо.

Создают кластеры, рассказывают.

- Глагол, вопрос к этому глаголу. – глагол. Начальная форма.

Наступит (что сделает?) – гла, Н.ф. – наступить, буд.вр. ед.ч. в предложении является сказуемым.

-(первое лицо, второе лицо, третье)

(первого лица);

- второго лица

- ты

- третьего лица

Он, она, оно

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

К.:  строят понятные речевые высказывания.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа над упражнением

4 мин

 - Давайте вместе выполним упражнение 234, на странице 123.

- Посмотрите внимательно, что мы должны выполнить в данном упражнении.

- А как мы узнаем предлог это или приставка?

- Хорошо, выполняем.

- Мы должны вставить пропущенные буквы и определить предлог это или приставка.

- Между предлогом и словом можно вставить слово.

- С гор сбегали говорливые ручейки. На полях зазеленели озимые хлеба. Зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку.  Запели над ручьями голосистые соловьи.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

К.: строят понятные речевые высказывания, коррекция.

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

4 мин

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ.

- Выполним упражнение 233 на странице 128.

- Ребята, посмотрите внимательно, в каких словах пропущены буквы?

- Хорошо, выписываем глаголы, вставляем пропущенные буквы. Подчеркиваем глаголы в неопределённой форме и определяем времена глаголов.

- Посмотрите внимательно, Какое задание ещё нужно выполнить в этом предложении.

- Правильно. Делаем.

- сделать морфологический разбор слова смотреть.

Сделать синтаксический разбор предложения.

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

фронтальный опрос

беседа

Практический:

работа с упражнением

7 мин

ПАРНАЯ ФОРМА РАБОТЫ

- Проведем викторину.

- Назовите формы лиц у глагола полностью

- Что можно сказать про существительное.

- Какие бывают члены предложения?

- Что называется главными членами предложения?

- Почему грамматическая основа не словосочетание?

- Что называется второстепенными членами предложения.

- Не летит, не падает, не угасает – пишется… Почему?

-Что можно сказать о слове: прыгать?

- Просклоняйте слово ветер?

- устно сделайте морфологический разбор слова кошка.

- Устно сделать морфологический разбор слова ветреный.

- В каком времени можно определить род у глагола.

- Могу разозлиться, Я пытаюсь успокоиться, Маша собирается в школу, Мальчики всегда здороваются. – как мы напишем?

- Расскажите правило про частицу не с глаголами.

- Как проверяем мы начальную форму прилагательного?

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий;

V. Рефлексия деятельности

Аналитический: анализ

2 мин

 - На столах у вас лежат карточки, оцените свою работу (зеленая, желтая, красная).

-Анализируют и оценивают свою работу на уроке.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 3

Не прилетал

Слайд 4

Необычная (Какая?) – прил., Н.ф . – необычный, ж.р ., ед.ч ., в им. п., опред .

Слайд 5

Тема урока: Цели урока: Обобщающий урок о глаголе. Морфологический разбор глагола. - Вспомнить и закрепить все знания о глаголе; -научиться делать морфологический разбор глагола.

Слайд 7

1.Наступит (что сделает?) – гл. 2.Н.ф . – наступить, буд.вр . ед.ч ., 3 лицо. 3. В предложении является сказуемым.

Слайд 8

Викторина

Слайд 9

- Назовите формы лиц у глагола полностью.

Слайд 10

-Что можно сказать про существительное?

Слайд 11

- Какие бывают члены предложения?

Слайд 12

- Что называется главными членами предложения?

Слайд 13

- Почему грамматическая основа не словосочетание?

Слайд 14

Что называется второстепенными членами предложения?

Слайд 15

(Не)летит, (не)падает, (не)угасает – пишется… Почему?

Слайд 16

Что можно сказать о слове: прыгать?

Слайд 17

Просклоняйте слово ветер?

Слайд 18

Устно сделайте морфологический разбор слова кошка .

Слайд 19

- Устно сделать морфологический разбор слова ветреный.

Слайд 20

В каком времени можно определить род у глагола?

Слайд 21

Могу разозлит… ся . Я пытаюсь успокоит… ся , Маша собирает.. ся в школу, Мальчики всегда здоровают … ся . – как мы напишем?

Слайд 22

Расскажите правило про частицу не с глаголами.

Слайд 23

- Как проверяем мы начальную форму прилагательного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Обобщающий урок по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного».

Закрепление умения писать слова с изученной орфограммой  (правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного), графически объяснять выбор написания....

Конспект урока "Морфологический разбор глагола"

Представлена технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор глагола"...

Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и...

Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного

Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Морфологический разбор имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование умения разбирать имя прилагательное как часть речи. Планируемые результатыПредметные:- знать понятие морфологический разбор- уметь определять род, число, падеж имён прилагатель...