Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".
тренажёр по русскому языку на тему
Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_foneticheskiy_i_morfologicheskiy_razbor_chastey_rechi_v_nachalnoy_shkole.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетический разбор слова
1.Сколько в слове слогов, какой по счету ударный
2.Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
3.Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими
буквами обозначены?
4.Количество звуков и букв в слове?
5.Помни: гласных звуков только 6 (а,о,у,э,ы,и)
Пример:
Морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
М-[м] – согл., непарн., зв., парн. тв.
О-[а] – гласн.,безударный
Р-[р] – согл., непарн.,зв.,парн.тв.
К – [к]- согл..парн., глух..парн.тв.
О – [o]- гласн., ударн.
В – [ф]- согл., парн., глух., парн. мягк.
Ь –[-]- звука не обозначает.
7 букв, 6 звуков.
Морфологический разбор имени существительного
1.Часть речи, вопрос.
2.Начальная форма (именительный падеж, ед. число)
3.Постоянные признаки: - собственное или нарицательное; - одушевленное или неодушевленное; -
Род; - склонение.
4.Непостоянные признаки: - падеж; - число.
5.Роль в предложении.
Пример: Лёгкий мороз покрывает лужицу тонким льдом.
Мороз – сущ., мороз, нарицат., неодуш., м.р., 2 скл.,им. П., ед. ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р.,1 скл., в.п., ед.ч., дополнение.
Морфологический разбор имени прилагательного
1.Часть речи, вопрос.
2. Начальная форма (именительный падеж, ед. число)
3.Непостоянные признаки: - число; - род(только в ед.ч,); - падеж.
4.Роль в предложении.
Пример:Я вышел из светлой комнаты.
(из) светлой (комнаты) – прилаг., светлый, ед.ч., ж.р., в род.п., определен.
Разбор глагола как части речи ( морфологический разбор)
1.Часть речи, вопрос.
2.Начальная форма.( это неопред. форма что делать? Что сделать?)
3.Постоянные признаки: - спряжение;
4.Изменяемые признаки: - число; - время; - лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени); -
Род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5.Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дальше и дальше в лес.
Уходим – глагол, неопред.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения
1.Часть речи.
2.Начальная форма (им.п.)
3.Лицо.
4.Число.
5.Род (только в 3 лице ед.ч.)
6.Падеж.
7.Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
Порядок разбора слова по составу
1.Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
2.Выдели основу слова.
3.Подбери несколько родственных слов. Выделите корень.
4.Укажите приставку. Назовите ещё слова с такой приставкой.
5.Укажите суффикс. Подберите несколько слов с таким суффиксом.
Разбор предложения
1.Какое предложение по цели высказывания?
2.Какое предложение по интонации?
3.Распространенное оно или нераспространенное?
4.О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
5.Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
6.Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по
смыслу.
7.Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
8.Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
Пример: После тёплых дождей в лесу пошли грибы.
(Повествоват.,невоскл.,распростр.)
Что? Грибы – это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это вт. член., обстоятельство места.
Пошли (когда?) после дождей – это вт.член., обстоятельство времени.
После дождей (каких?) тёплых – это вт. член., определение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».
Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи" (4 класс, "Школа России")
Представлена разработка урока русского языка "Наречие как часть речи" для 4 класса по программе "Школа России". Урок проведен в технологии деятельностного метода. Показана мет...
Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного
Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...
Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании предлогов;· развитие умения употреблять...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".
Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...
Технологическая карта урока русский язык «Изучение нового. Местоимения как часть речи» ( к УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся о местоимение как части речи Задачи урока: Дидактические: 1. Узнать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает; 2. У...