Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".
тренажёр по русскому языку на тему

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и при переходе в среднее звено, быстрее усвоить и запомнить порядок морфологического разбора частей речи , изучаемых в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетический разбор слова

1.Сколько в слове слогов, какой по счету ударный

2.Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами  обозначены?

3.Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими    

  буквами  обозначены?

4.Количество звуков и букв в слове?

5.Помни: гласных звуков только 6 (а,о,у,э,ы,и)

Пример:

Морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.

М-[м] – согл., непарн., зв., парн. тв.

О-[а] – гласн.,безударный

Р-[р] – согл., непарн.,зв.,парн.тв.

К – [к]- согл..парн., глух..парн.тв.

О – [o]- гласн., ударн.

В – [ф]- согл., парн., глух., парн. мягк.

Ь –[-]- звука не обозначает.

7 букв, 6 звуков.

Морфологический разбор имени существительного

1.Часть речи, вопрос.

2.Начальная форма (именительный падеж, ед. число)

3.Постоянные признаки: - собственное или нарицательное; - одушевленное или неодушевленное; -

Род; - склонение.

4.Непостоянные признаки: - падеж; - число.

5.Роль в предложении.

Пример: Лёгкий мороз покрывает лужицу тонким льдом.

Мороз – сущ., мороз, нарицат., неодуш., м.р., 2 скл.,им. П., ед. ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р.,1 скл., в.п., ед.ч., дополнение.

Морфологический разбор имени прилагательного

1.Часть речи, вопрос.

2. Начальная форма (именительный падеж, ед. число)

3.Непостоянные признаки: - число; - род(только в ед.ч,); - падеж.

4.Роль в предложении.

Пример:Я вышел из светлой комнаты.

(из) светлой (комнаты) – прилаг., светлый, ед.ч., ж.р., в род.п., определен.

Разбор глагола как части речи ( морфологический разбор)

1.Часть речи, вопрос.

2.Начальная форма.( это неопред.  форма что делать? Что сделать?)

3.Постоянные признаки: - спряжение;

4.Изменяемые признаки: - число; - время; - лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени); -

Род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5.Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дальше и дальше в лес.

Уходим – глагол, неопред.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения

1.Часть речи.

2.Начальная форма (им.п.)

3.Лицо.

4.Число.

5.Род (только в 3 лице ед.ч.)

6.Падеж.

7.Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.

Порядок разбора слова по составу

1.Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.

2.Выдели основу слова.

3.Подбери несколько родственных слов. Выделите корень.

4.Укажите приставку. Назовите ещё слова с такой приставкой.

5.Укажите суффикс. Подберите несколько слов с таким суффиксом.

Разбор предложения

1.Какое предложение по цели высказывания?

2.Какое предложение по интонации?

3.Распространенное оно или нераспространенное?

4.О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5.Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6.Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по

смыслу.

7.Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8.Ставим вопрос от главного члена к  второстепенному, его поясняющему.

Пример: После тёплых дождей в лесу пошли грибы.

(Повествоват.,невоскл.,распростр.)

Что? Грибы – это подлежащее.

Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

От подлежащего вопрос задать нельзя.

Задаем вопрос от сказуемого.

Пошли (где?) в лесу – это вт. член., обстоятельство места.

Пошли (когда?) после дождей – это вт.член., обстоятельство времени.

После дождей (каких?) тёплых – это вт. член., определение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи" (4 класс, "Школа России")

Представлена разработка урока русского языка "Наречие как часть речи" для 4 класса по программе "Школа России". Урок проведен в технологии деятельностного метода. Показана мет...

Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного

Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...

Технологическая карта урока русский язык «Изучение нового. Местоимения как часть речи» ( к УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся о местоимение как части речи Задачи урока: Дидактические: 1. Узнать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает; 2. У...