Конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения. Определения" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Устинова Ульяна Владимировна

Цели деятельности учителя: формирование представлений об определении, как о второстепенном члене предложения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: понятие «определение» как второстепенного члена предложения, обозначение определения в предложении.

Уметь: видеть определения в речи, обозначать определения в предложениях.

Личностные:

Устанавливать самостоятельность умения ставить цель, сотрудничать.

Проводить высказывание и аргументирование своей точки зрения.            

Осознавать чувства любви к родному языку.

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» учебник «Русский язык» 3 класс, в 2 ч. Ч. 3 / М.Л Каменчук, Н.А. Чуракова; – М.: Академкенига, 2016, раздаточный материал, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 04.05.2021

                              ФИО учителя: Хмиль Наталья Михайловна

Школа: 35

          ФИ студента: Устинова Ульяна

Класс: 3а

            ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 103

                                              Подпись:_____________

Конспект урока русского языка

Тема: «Второстепенные члены предложения. Определения»

Цели деятельности учителя: формирование представлений об определении, как о второстепенном члене предложения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: понятие «определение» как второстепенного члена предложения, обозначение определения в предложении.

Уметь: видеть определения в речи, обозначать определения в предложениях.

Личностные:

Устанавливать самостоятельность умения ставить цель, сотрудничать.

Проводить высказывание и аргументирование своей точки зрения.        

Осознавать чувства любви к родному языку.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» учебник «Русский язык» 3 класс, в 2 ч. Ч. 3 / М.Л Каменчук, Н.А. Чуракова; – М.: Академкенига, 2016, раздаточный материал, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж:

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к деятельности

Словесный метод: слово учителя

Психологический настрой.

Рассказ, объяснение(инструктирование).

0,5

мин

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ульяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Рада всех видеть, садитесь. Давайте подарим друг другу хорошее настроение: повернитесь к соседу, прикоснитесь ладошками и улыбнитесь.

- Чтобы урок получился продуктивным, вы будете сами себя оценивать, на столах у каждого из вас есть карта самооценивания. Карта самооценивания нужна нам для того, чтобы понять, как вы освоили материал. В конце урока мы подведем итог. Если вы выполнили задание правильно без ошибок, то ставите себе в карту 2 бала, если у вас есть ошибки 1 бал.

Приветствуют учителя.

Воспринимают информацию.

Р: целеполагание.

П: структурирование знаний.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: 

рассказ, объяснение(инструктирование)

Наглядный метод:

Демонстрация слайда

Проблемная ситуация.

5-6 мин

- Ребята, как нужно держать спину во время письма?

- Верно, нужно сидеть прямо, поставив на пол обе ноги, между тобой и партой должен вмещаться кулачок. Ручку мы держим правильно, покажите как.

- Откройте свои тетради, отступите от последней работы две линейки и запишите сегодняшнее число и классную работу.

- Посмотрите на слайд. Перед вами предложения.

 Везде тает рыхлый снег.

Звенит за окном весенняя капель.

Всюду журчат говорливые ручьи 

- 1 ряд записывает 1 предложение. 2 ряд – второе предложение. 3 ряд – третье.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Подчеркните второстепенные члены предложения.

- Получилось ли у вас выполнить задание полностью? Почему? 

- Что помешало вам это сделать?

- Хотите узнать, как же называется этот член предложения?

- Нужно держать спину прямо.

Выполняют задание.

- Нет.

- Не смогли определить каким членом предложения являются слова рыхлый, весенняя, говорливые.

- Мы не знаем каким членом предложения являются слова: рыхлый, весенняя, говорливые.

- Да.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

  1. Постановка учебной задачи

Аналитико-синтетический: подводящий диалог, формулирование темы и цели.

Словесный:

Составление плана

2 мин

- Тогда сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- А кто может назвать цель нашего урока?

- Давайте познакомимся с планом нашего урока.

План урока:

  1. Узнать об определении как о второстепенном члене предложения.
  2. Научиться выделять определение в предложениях.
  3. Начать применять знания при выполнении заданий.

 - Второстепенные члены предложения. Определения.

- Познакомиться с определением, как второстепенным членом предложения; научиться выделять его в предложении.

Л: самоопределение.

П: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: структурирование.

Р: составление плана и последовательности действий.

  1. Открытие нового знания.

Объяснительно-иллюстративный: получение знаний учащимися на основе рассказа учителя и работы с учебником, слайдом.

Словесный: беседа

Словесный:

работа с учебником, анализ изученного материала.

4-5 мин

- Ребята, как вы думаете, что такое определение?

- А кто-нибудь из вас знает, как подчеркивается определение в предложениях?

- Давайте откроем наши учебники на странице 148 и найдем оранжевую рамочку. Кто прочитает ее?

        

- Предлагаю вам сейчас поработать оформить опорную схему, которая будет помогать при дальнейшей работе.

- Посмотрите на предложение:

К берегу приплыла белая лодка с пассажирами.

- С помощью подсказок, составьте опорную схему.

Подсказка:

  1. Предмет, действие предмета, признак предмета, как совершается действие.
  2. Какой? Что?  Кто? Что делает? Какие? Чей? Как? Когда? Где?
  3. Существительное, прилагательное, сказуемое.

4.Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, определение.

5.                     ,                ,                      ,  __ .__.__

                       

Опорная схема

1.________________

2._________________

3._________________

4._________________

5._________________

Кто смог составить опорную схему?

- Назови свою опорную схему.

- Большой молодец!

- Давайте проверять, у каждого должна быть вот такая опорная схема.

1.Признак предмета

2.Какой? Какие? Чьи?

3.Прилагательное

4.Определение

5

- Определение, это прилагательное.

- Нет.

- 1. Прилагательные обычно работают в предложении определениями.

2. Определения характеризуют и уточняют другие члены предложения.

3. Определения являются второстепенными членами предложения и подчеркиваются волнистой линией.

Воспринимают информацию.

Выполняют задание.

- Я.

1. признак предмета.

2. Какой? Какие? Чей?

3. прилагательное

4. определение

5.

П: анализ, синтез

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Физминутка

1 -2 мин

- Вы устали? Давайте встанем и разомнемся. Смотрите на экран и повторяйте движения.

 Смотрят видеоролик. Повторяют движения.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Практический:

выполнение упражнения

Словесный:

диалог с учителем

6-7 мин

 

- Откроем наш учебник на странице 148. Найдем упражнение 168. Прочитайте задание.

- Все выполнили? Давайте проверять.

- В каких предложениях подлежащее выражено личным местоимением?

- К какому члену предложения прилагательные относятся в каждом случае?

- Вы большие молодцы.

- Что вам нужно сделать?

Списать текст, выделить основу каждого предложения. Указать лицо и число существительного. Найти прилагательные, выделенные цветом, подчеркнуть.

Выполняют задание.

- В 6 предложениях.

- В третьем и в пятом предложениях.

- В каждом случае прилагательные относятся к определению.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

  1. Самостоятельная работа и самопроверка.

Практический:

выполнение упражнения

Практический: сверка с эталоном.

4-5 мин

- Ребята, сейчас мы выполним с вами самостоятельную работу. Каждый из вас получит карточку. Вам нужно будет дополнить предложения, используя подходящие слова для справок. Не забывайте ставить их в нужную форму. Запишите, что у вас получилось.

Стояла  … зима. Все было покрыто …  снегом. Тяжело пришлось от этого … воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг … людей и жалобно чирикали. 
Пожалела воробышков …  девочка Маша. Она стала собирать … крошки, и каждый день сыпала их у своего…  крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила … птичек до самой весны.

Слова для справок: суровый, белый, добрый, хлебный, бедный, беззащитный, деревянный, безразличный.

- Давайте проверять. Сверьтесь с эталоном.

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого беззащитным воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг безразличных людей и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего деревянного крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

Выполняют задание.

Сверяются с эталоном.

Проводят самооценку.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.

  1. Включение в систему знаний.

Словесный: подводящий диалог.

Практический:

Выполнение упражнения.

Практический: сверка по эталону.

8-9 мин

- Откроем учебник на странице 149, найдем упражнение 170. Прочитайте задание.

- Что вам нужно сделать?

- Выполните его в парах.

- Какая пара готова объяснить написание пропущенных окончаний?

- Кто может прочитать названия сказок?

- Сверьтесь с эталоном.

  1.  Сказки А. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».
  2. Сказки Г.Х. Андерсона: «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля», «Дикие лебеди», «Снежная королева».
  3. Сказка Ш. Перро: «Красная шапочка».
  4. Сказка братьев Гримм: «Бременские музыканты»
  5. Русская народная сказка: «Бобовое зёрнышко».

-Устно объяснить описание пропущенных окончаний.

Выполняют в парах.

- Объясняют.

- Сказки А. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

Сказки Г.Х. Андерсона: «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля», «Дикие лебеди», «Снежная королева».

Сказка Ш. Перро: «Красная шапочка».

Сказка братьев Гримм: «Бременские музыканты».

Русская народная сказка: «Бобовое зёрнышко».

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщение

Аналитический:

ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности

2-3 мин

- Вот и подошел к концу наш урок.

- Давайте вернемся к плану.

План урока:

  1. Научиться склонять имена прилагательные во множественном числе в Р. п., В. п., П. п.
  2. Научиться применять знания при выполнении заданий.

- Посмотрите, мы все пункты плана выполнили?

- Тогда поставьте в карту самооценивания 2 бала.  

- Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились?

- Какая была тема урока?

- Какие цели урока?

- Давайте подведем итог, посчитайте количество балов, которые у вас в карте успеха. Поднимите руки те, у кого все 6 балов, а у кого 5 балов? У кого 4 бала?

-Что вам понравилось на уроке? А что не понравилось?

-Спасибо за урок, вы все хорошо работали. До свидания.

- Да.

- С определением.

-Второстепенные члены предложения. Определения.

- Познакомиться с определением, как второстепенным членом предложения; научиться выделять его в предложении.

Л: самоанализ.

Р: оценка результатов работы.

П: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка (члены предложения)

Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

Конспект урока русского языка Тема: «Предложения с однородными членами»

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; ра...

Конспект урока русского языка «Восстановление предложений» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся умения распознавать предлоги в предложениях и тексте, их функцию и роль в речи;формирование у обучающихся умения восстанавливать и записывать дефор...

Самостоятельная работа по русскому языку "Члены предложения" 3 класс

Данный материал может быть использован для закрепления знаний по теме «Члены предложения»...