Конспект урока русского языка «Василия Андреевича Тропинина «Кружевница» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ягафарова Лидия Ильясовна

Цели деятельности учителя: формирование самостоятельно составлять текст -описание.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;

-уметь составлять текст по рисунку и опорным словам ; анализировать иллюстрацию; записывать текст по данной иллюстрации по плану.

Личностные:

-уметь  проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по русскому языку;

-уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу,

Тип урока: «открытия» нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22.12.2020                                                        ФИО Учителя школы: Милых Татьяна Витальевна

Школа: 148                                                                ФИО Студента:Ягафарова Лидия, 42 группа

Класс: 4 «к»                                                        ФИО Методиста: Галиуллина Нажия Камиловна

Кабинет: 104        

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»

Цели деятельности учителя: формирование самостоятельно составлять текст -описание.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;

-уметь составлять текст по рисунку и опорным словам ; анализировать иллюстрацию; записывать текст по данной иллюстрации по плану.

Личностные:

-уметь  проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по русскому языку;

-уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу,

Тип урока: «открытия» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 класс  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 часть, презентация.

Челябинск, 2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: организация класса

1 мин.

-Доброе утро, ребята! Меня зовут Лидия Ильясовна, и сегодня я проведу  урок русского языка.

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Быть  должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Руки дружно поднимайте,

Если спросят – отвечайте.

 -Улыбнитесь друг другу  и пожелайте хорошего  дня и продуктивной  работы.

Готовят рабочее место. Приветствуют учителя и друг друга.  

Р:организовывать рабочее место

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный:Презентация

1 мин.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число( 22 декабря) и «классная работа».

- Сейчас я вам загадаю загадку, вам нужно будет её разгадать.

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

-О какой картине, сегодня пойдет речь на нашем уроке, посмотрим на странице 128 в учебниках.

Ребята, а как вы считаете, что мы будем делать?

Делают записи в тетради.

Слушают учителя

Картина

О картине

Ответы учеников 

П.: уметь осознанно строить речевое высказывание устно.

К: участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания.

П: структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядно-иллюстративный:

формулирование темы и цели на экране

3 мин.

- И так, давайте попробуем сформулировать тему урока.

- Верно. Какие цели на урок мы можем поставить?

- Ребята, давайте подумаем, что мы должны сделать, чтобы добиться поставленной цели?

- Хорошо, молодцы. Давайте проверим себя (на доску вывешиваются карточки с пунктами плана).

- Отлично.

- А.В.Тропинина «Кружевница»

- составим текст-описание

  1. -проанализировать картину
  2. -составим план текста
  3. - составим текст-описание
  4. Сделаем выводы  

К:участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; строить речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа;

Наглядный:

Презентация

Практический: работа с учебником.

Словесный: монолог, беседа

Словесный: беседа;

Наглядный:

Презентация

Наглядный:

Презентация

Наглядный: презентация, учебный материал

15 мин.

-Ребята, назовите автора этой картины. (Василий Андреевич Тропинин)

-Может кто-нибудь из вас знает что-нибудь о нем?

-Василий Андреевич Тропинин – художник, который пишет картины. Родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных. Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там Василий Андреевич ходил на кружок по рисованию. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и однажды на выставке его картина была замечена самой императрицейОн создавал не только портреты знаменитых людей, но и простых людей.

-Скажите, пожалуйста,  как называется картина, с которой нам сегодня предстоит работать?

-Кто-нибудь из вас знает, кто такая кружевница?

-А что же такое кружево?

-Полотно «Кружевница» относится к числу самых известных полотен В.А.Тропинина. Он отражал тепло и уют домашнего очага, дворянской усадьбы и добропорядочной  семьи.

-Посмотрите на картину, кто знает, чем плетется кружево?

-Что такое коклюшка?

Ребята, посмотрите на экран. Краски холодных или тёплых тонов использует художник? Какие цвета преобладают?

Беседа по картине

- Давайте рассмотрим картину.

- Кто в центре картины? Чем занята девушка?

- Как можно по-другому назвать изображенную девушку?

-Сейчас мы с вами будем работать в группах. Я вам раздам задания и карточки которые вы должны заполнить по заданию.

- На какие детали надо обратить своё внимание при описании девушки?

Задание для 1 группы:

Опишите лицо (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки, выразительные глаза, загадочный взгляд).

Задание для 2 группы:

Опишите руки (изящные, обнажённые) и пальцы (ловкие, привыкли к труду).

Задание для 3 группы:

Опишите инструменты для работы (иголки, коклюшки, подушечка) и изделие (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

Задание для 4 группы:

Опишите одежду (светлое платье, розовый платок)

- О чём говорит одежда девушки?

- Что хотел сказать нам художник этой картиной?

- Ребята, а чем бы вы закончили описание картины? (своим мнением) спросить 1-2 чел.

- Ребята, посмотрите на экран. Краски холодных или тёплых тонов использует художник? Какие цвета преобладают?

- Посмотрите на экран. Давайте выберем подходящее к нашей картине описание:

Цветовая гамма

1. Краски тёплые

Тона спокойные, гармоничные

Нет резких контрастов

Используются мягкие золотисто-

коричневые тона

2. Краски холодные

Тона кричащие, привлекающие внимание

Используется приём контраста

Яркие тона

-Да, действительно колорит работ Тропинина мягкий, приглушённый – преобладают сероватые, красно-коричневые, зелёные тона

- Какое настроение создает выбранная художником гамма красок?

На доске опорные слова:

1. детали лица (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки, выразительные глаза, загадочный взгляд)

2. руки (изящные, обнажённые)

3. пальцы (ловкие, привыкли к труду)

4. инструменты для работы (иголки, коклюшки, подушечка)

5. изделие (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

6. одежда (светлое платье, платок)

-художник

.

- «Кружевница»

-мастерица, плетущая кружева

- узорчатое сетчатое изделие, сплетенное из ниток

-коклюшкой

-Коклюшка - палочка с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом для плетения кружев

-Колорит работ  Тропинина  мягкий, приглушённый – преобладают сероватые, красно-коричневые, зелёные тона

-молодая девушка, которая занята кружевоплетением

-кружевница, мастерица, работница, труженица, девушка

-На лицо, руки, пальцы, инструменты, изделие, одежда

-девушка простая, возможно крестьянка

- Простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой, в работе можно найти радость. Можно быть счастливым, получая удовольствие от труда. Кружевоплетение – искусство, через которое можно показать свое настроение, свою жизнь.)                              

-От нее веет каким-то теплом, спокойствием.

П: дополнять и расширять знания.

П:извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:осмыслять учебный материал; действать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

П.: искать и извлекать информацию

К: формулировать ответы;

К: участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания

Динамическая пауза

Словесный: объяснение последовательности действий

1 мин.

Снежинка»

Кружатся снежинки  (дети кружатся на носочках)
В воздухе морозном    (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)
Падают на землю         (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)
Кружевные звёзды
Вот одна упала 
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка,  (бережно прикрывают снежинку) 
Подожди немножко.    ( на ладони другой ладошкой)

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; 

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Словесный: объяснение последовательности действий

3 мин

Составление плана.

- Составим примерный план, по которому мы будем описывать картину.

-Давайте, попробуем составить план

-Посмотрите на план

План. 

  1. Творчество портретиста В.А.Тропинина.
  2. Колорит (цвета) картины. 
  3. Образ девушки:её лицо, взгляд, волосы.
  4. Руки кружевницы. 
  5. Одежда работницы. 
  6. Труд мастерицы.

Ребята, сейчас я вам раздам еще одну карточку, куда вы запишите план.

Краткое содержание каждого пункта, вы будете видеть на экране.

Прилагают свои варианты

К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной работе

П.: искать и извлекать информацию

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в рабочей тетради

5 мин.

-Ребята, сейчас вы попробуете написать текст-описание по картине В.А.Тропинина «Кружевница».Перед вами план по которому вы будете описывать картину.

 

П.: искать и извлекать информацию

Р.: применять освоенные способы действия.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: тест

6 мин.

-Заканчиваем работу.

-Итак, ребята, чем мы занимались на уроке?

- Какая была тема урока?

- Вспомните цель урока?

-Достигли ли мы её?

  1. -проанализировать картину
  2. -составим план текста
  3. - составим текст-описание
  4. Сделаем выводы  

А.В.Тропинина «Кружевница»

- составим текст-описание

-Да

П.: искать и извлекать информацию

Р.: принимать и сохранять учебную задачу действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин.

- Чем вам больше всего запомнился урок?

- Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш.

-Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый.

-Если вы недовольны собой – красный.

К: умение формулировать собственное мнение

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.