Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | Фронтальная форма работы Здравствуйте ребята! Сели ровно, оглянулись. Друг другу улыбнулись. И в работу окунулись.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Р: личностное включение в учебную деятельность |
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: слово учителя, беседа Практический: словарный диктант
| 3 мин | Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Кто готов, руку на локоток. - Обратите внимание на доску, вам дана запись: МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО - Найдите в данной строчке слова выпишите их в тетрадь. - Подчеркните непроверяемую безударную гласную. Какие буквы подчеркнули? - Замечательно! А теперь вам необходимо вставить слоги ЖИ и ШИ так, чтобы получились слова: Дру..на, пру..на, ти..на, ма..на. - Кто желает поработать у доски? - Хорошо. Написание каких буквосочетаний мы повторили? Допишите еще два слова на это правило. |
- Ягода, ветер, лопата, скоро.
- ДруЖИна, пруЖИна, тиШИна, маШИна.
- Мыши, чижи. |
П: структурирование знаний
Р: контроль
|
III. Постановка учебной задачи
Словесный: беседа |
| Посмотрите на слайд. Разделите данные слова на два столбика: Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска. - На какие вопросы отвечают слова первого столбика? - Что обозначают слова первого столбика? - Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что? - Хорошо, верно. А что обозначают слова второго столбика? - А каким одним словом можно назвать эти слова? - Эти слова можно назвать одним словом – признаки. - На какие вопросы отвечают эти слова? - Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие? - Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – имя прилагательное. Это и будет тема нашего урока. - Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
|
Краска, заяц, кресло, улицы. | Белая, робкий, деревянное, широкие. |
- Слова в первом столбике отвечают на вопросы кто? что? - Они обозначают предметы.
- Имя существительное.
- Белая-цвет, робкий-внутреннее качество, деревянное-материал, широкие-размер. - какая? какой? какое? какие?
- Мы не знаем.
- Познакомиться с новой частью речи: узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов. |
П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания
Словесный: слово учителя, беседа
| 10 мин | - Откройте учебник на стр. 86. Давайте прочитаем правило, данное в рамочке. Кто прочитает нам? - Итак, что обозначают слова? - На какие вопросы отвечают? - как называются такие слова? - Хорошо! Теперь внимательно послушайте стихотворение: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить, Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик. - О каких словах рассказывает поэт?
- Верно, об именах прилагательных. Найдите в учебнике упр. 149 на стр. 86. Нам необходимо прочитать высказывание Алексея Николаевича Толстого. Кто прочитает? - Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова. - С чем сравнивает автор яркость, меткость. Певучесть, задушевность русского языка?
- Итак, записываем в тетради номер упражнения 149. Ваша задача списать данное высказывание в тетрадь. - На какой вопрос отвечают выделенные слова? - Какой частью речи они являются? - Подчеркните выделенные слова волнистой линией. Физминутка | . Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными. Слова легкий, весенний, добрый – это имена прилагательные. - признаки предметов - какой? какая? какое? какие? - имена прилагательные.
- поэт рассказывает об именах прилагательных - Яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный. - яркость с радугой, меткость со стрелами, певучесть, богатство и задушевность с песней над колыбелью.
- какой?
- Имя прилагательное. - русский, русский, яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный. |
П: структурирование знаний
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: построение логической цепочки рассуждений |
V.Первичное закрепление во внешней речи
Словесный: учебный диалог
\ | 7 мин |
- А теперь отгадайте загадку: Папа важный, краснолапый, Мама беленькая вся, Детки жёлтые у папы, - Чья ж гуляет тут семья? (С. Городецкий) - Верно, это семья гусей. - Посмотрите на выделенные слова, какими членами предложения они являются? - С какими именами существительными они связаны по смыслу? Поставьте вопрос от имен существительных к именам прилагательным. - Замечательно! -Запишите домашнее задание. с.86-87 учить у.150-151 |
- Гуси
- имена прилагательные
Папа (какой?) важный, краснолапый. Мама (какая?) беленькая. Детки (какие?) жёлтые. |
П: синтез П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя, беседа
Практический: упражнение | 8 мин | Идем дальше. Найдите упр. 151. Давайте прочитаем сочетания слов по цепочке. - Запишите номер упражнения в тетрадь. Ваша задача списать данные словосочетания и подчеркнуть в них имена прилагательные. - Кто напомнит, какой линией мы подчеркиваем имена прилагательные? - Проверяем. |
- волнистой линией.
|
П: структурирование знаний П: построение логической цепочки рассуждений
|
VII. Включение в систему знаний Словесный: учебный диалог
Практический: упражнение | 7 мин |
- Найдите внизу слова для справок. Давайте прочитаем их. - Сейчас нам необходимо подобрать для каждого имени прилагательного синоним из данных слов для справок и согласовать его с именем существительным. - Что такое синонимы? Кто напомнит? - верно! Читаем первое словосочетание: Желтая пшеница. Пшеница (какая?) желтая. - Какой синоним к имени прилагательному мы можем подобрать? Тогда пшеница (какая?) - Дальше… |
- Маленький, золотой, алый, дымчатый, изумрудный, лохматый, синий.
- Синонимы – слова, близкие по значению
- золотой
- Золотая пшеница, дымчатый котенок, алая гвоздика, синий колокольчик, лохматые волосы, изумрудная травка, маленькое облачко. |
П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 2 мин | - С какими словами познакомились на уроке? - Что они обозначают? - На какие вопросы отвечает имя прил? - Как обозначаем имя прилагательное на письме? - Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора»: Зеленый-хорошо поработал, Желтый-работал, но могу лучше, Красный-не работал, но я постараюсь в следующий раз. - Вы все сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок! | - С именами прилагательными.
- и.п. обозначает признак предмета - какой? какая? какое? какие? - волнистой линией | П: рефлексия способов и условий действия
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |