Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема. «Род и число имен прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема. «Род и число имен прилагательных». | 161.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе.
Тема. «Род и число имен прилагательных».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.
Задачи: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; научить изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; составлять словосочетания с данными прилагательными.
Метапредметные УУД
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные результаты: осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Современные образовательные технологии: проблемно-исследовательская, здоровьесберегающая, ИКТ.
Ресурсное обеспечение: учебник, карточка, компьютер, проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
- Совсем недавно закончились каникулы. Зима нас еще не радовала снегом.
- Но вы хотели бы построить снежную крепость? Сегодня мы с вами будем строить крепость, но только это будет Крепость знаний. А какая она у нас получиться зависит от ваших стараний. А помогать нам будет ваш ровесник Антон. Слайд 1.
II. Актуализация знаний.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если к нам их приложить,
То веселее станут жить.
- Вы догадались, о какой части речи мы будем сегодня говорить на уроке?
(Об имени прилагательном). Слайд 2.
– Почему так называется эта часть речи?
– Вспомним, что такое имя прилагательное?
(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов. Отвечает на вопросыкакой?, какая?, какое?, какие?)
- В самом названии этой части речи уже содержится намёк на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.
– С какой частью речи согласуются имена прилагательные? (С именем существительным)
ая яя ое ее ой ый ий
– Догадайтесь, что это за соединения букв? (Окончания имён прилагательных) Слайд3.
– Запишите сначала сочетания, которые будут писаться после мягкого согласного, а на второй сточке – после твёрдого.
– На что может указывать окончание имени прилагательного?
(На род и число имени прилагательного)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Прочитайте тему урока. (Род и число имён прилагательных)
– Сегодня мы будем наблюдать, как взаимосвязаны имена прилагательные и имена существительные,
как изменяются имена прилагательные по родам и числам.
– Определите задачи урока, используя опорные слова. Слайд 4.
– Сегодня на уроке мы повторим, как связаны имя существительное и имя прилагательное, будем отрабатывать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род и число имён прилагательных и их окончания.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
а) Словарная работа. Слайд 5.
– Посмотрите на картинки. Что это за слова?
(Это слова с непроверяемой безударной гласной)
– Нам нужно образовать однокоренные прилагательные.
– Какая цель нашей работы?
(Вспомнить с помощью каких частей слова можно образовать имена прилагательные.)
Картофель – картофельный, вагон – вагонный, берёза – берёзовый, семена – семенной, вокзал – привокзальный.
б) Наблюдение над языковым материалом. Слайд 6.
– Ребята, проведём наблюдение. Нам нужно будет заполнить таблицу.
– Что можно сказать о существительных в 1, 2, 3 столбике? (в 1 ст. сущ. – м.р, ед.ч., во 2 ст. – сущ. ж.р., ед. ч., в 3 ст. – сущ. ср. р.,ед. ч.)
– Что можно ещё сказать о существительных первого столбика?
Обратите внимание на орфографию.
(Все существительные с парным согласным в корне слова.)
– Как проверить эту орфограмму?
– Что можно сказать ещё о существительных второго столбика?
(Все существительные с проверяемым безударным гласным в корне слова.)
– Как проверить эту орфограмму?
– Подставьте имена прилагательные «большой, синий, красивый» к именам существительным.
Нам нужно будет понаблюдать, как согласуются существительные с прилагательными,
как изменяются окончания прилагательных. От чего это зависит? Слайд 7.
– На какой вопрос отвечают прилагательные 1 столбика?– Какие родовые окончания имеют прилагательные м. р., ед. ч. (- ой, -ий, - ый) и т.д. заполняется таблица.
– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными?
( Имена прилагательные согласуются с именами существительными в числе и роде)
Вывод. Признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего рода.
– Как определить род и число имени прилагательного?
(Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного)
– Как определить, какое окончание нужно написать в том или ином прилагательном?
(Нужно поставить вопрос. По ударному окончанию вопроса можно проверить окончание прилагательного)
V. Физкультминутка. Слайд 8.
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
1. Работа по карточкам. Работа с комментированием.
– Прочитайте. Допишите окончания имен прилагательных. Выполняют задание.
Раннее (ср. р.) утро, ранняя (ж. р.) весна, ранний (м. р.) рассвет; синее (ср. р.) небо, синяя (ж. р.)
река, синий (м. р.) василек; добрый (м. р.) человек, доброе (ср. р.) дело, добрая (ж. р.) услуга; утренняя (ж. р.) роса, утренний (м. р.) туман, утреннее (ср. р.) солнце.
– Какая цель была в нашей работе?
(Научиться определять род им. прилагательного по им. существительного, правильно писать окончания),
2. Работа по учебнику стр. 7 упр. 8 Слайд 9.
– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие?
(Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?»)
– В каком числе они употреблены?
(Они употреблены во множественном числе).
– Приведите примеры имен прилагательных в этом числе. Запишите.
(Записываем примеры в таблицу в 5 столбик) 8 Слайд 10.
Большие арбузы, большие кормушки, большие яблоки, синие шарфы, синие звёзды, синие платья.
Какие? Большие, синие, красивые
– Можно ли определить род у прилагательных во множественном числе?
Вывод. Род имён прилагательных можно определить только в единственном числе.
3. Работа по учебнику стр. 7 упр. 9 Слайд 11.
Прочитайте текст.
– Определите тему. О чём текст?
(Зимой рядом с кормушками можно увидеть разных птиц)
– Главную мысль текста? Что хотел сказать нам автор?
(Птицы, которых мы можем увидеть, очень красивы. Сделай кормушку и сможешь полюбоваться их красотой)
– Какие птицы прилетели к кормушке?
(Синицы, щеглы, поползни, свиристели, снегири)
– С чем сравнивает Эдуард Шим птиц?
(С живыми цветами, с солнечными зайчиками)
– Как можно озаглавить текст?
– Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?
– Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных.
Бел (мн. ч.) снега, кос (мн. ч.) сугробы, жив (мн. ч.) цветы, ясн (мн. ч.) грудки, желт(мн. ч.) грудки, солнечн (мн. ч.) зайчики, пестр (мн. ч.) щеглы, голуб (мн. ч.) поползни, коричнев (мн. ч.) свиристели,
красн (мн. ч.) маки.
– Проверка по образцу. Слайд 12
4. Работа с деформированным предложением.
– Составим из слов предложение.
Парке, в, подкармливают, дети, зимнем, птиц.
Слайд 13
– Разберём предложение по членам.
VII. Рефлексия.
– Составьте словосочетание имени прилагательного с каждым именем существительным, данным в скобках.
Известный (фамилия, писатель, имя, сказки)
Известная фамилия, известный писатель, известное имя, известные сказки.
– Что меняется в имени прилагательном? От чего это зависит?
(Окончание. От рода и числа имени существительного)
– Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе?
Такого вида задание будет вашей домашней работой.
VIII. Домашнее задание стр. 8 упр. 12.
IХ. Подведение итогов.
– Что мы сегодня повторили на уроке?
– Как определить род и число имён прилагательных?
– Как проверить написание окончания имени прилагательного?
- Крепость знаний построена.
Вы –МОЛОДЦЫ! Слайд 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»
Конспект урока по русскому языку . 2 класс.ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»...
Конспект урока по русскому языку 3 класс, тема: Общие сведения об имени прилагательном.
Цели:Образовательная: активизировать знания об имени прилагательном как части речи; показать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные;Развивающая: развивать умения отличать имена прилагатель...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.Задачи урока: Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении...
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных"
...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.
Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Число имен прилагательных.
Тема: Число имен прилагательных....
Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- закрепление у учащихся знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:- знать значение термина «прилагательное»;- уметь отличать прилагат...