Урок-закрепление по русскому языку 2 класс «Правописание мягкого знака в словах»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме «Закрепление орфограмм правописания мягкого знака в словах».
Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о правописании слов с мягким знаком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrota_myagkogo_znaka.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача по русскому языку «Доброта мягкого знака»
- Паспорт проектной задачи.
Название проектной задачи | «Доброта мягкого знака» |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тип задачи | Предметная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1.Расширить представление о понятии «показатели мягкости согласных»: осознание в этой роли Ь. 2.Осознать смыслоразличительную роль ь 3.Уметь устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове при их расхождении (проводить звукобуквенный анализ) 4.Собрать информацию о букве мягкий знак – как показатель мягкости. 5.Выяснить, как переносятся слова с мягким знаком 6.Изготовить творческий продукт книжку «Запоминалочку» |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Предметные: - учащиеся освоили понятия «показатели мягкости согласных»: осознают в этой роли Ь. - умеют устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове при их расхождении (проводить звукобуквенный анализ). Метапредметные: Регулятивные УУД: - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели); - планировать (составлять план своей деятельности); Познавательные УУД: - моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное); Коммуникативные УУД: - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Познавательные УУД | моделирование умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. формулирование проблемы; самостоятельное нахождение путей решения проблемы. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; • часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях; • умение, работая в паре, создать конечный «продукт» — книжку «Запоминалочку» |
Способ и формат оценивания результатов работы | При подведении итогов работы оценивается: • владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; • Оценивание взаимодействия учащихся при работе в паре проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. |
- Замысел проектной задачи.
Детям предлагается изготовить для Димы Алексеева книжку «Запоминалочку» - пособие, которое поможет ему узнать и запомнить правила написания слов с мягким знаком.
Для выполнения этой работы учащиеся делятся пары. Каждая пара вытягивает из сундучка листочек с определенным заданием. Чтобы достигнуть результата, учащимся необходимо выполнить данное задание и сформулировать по нему вывод. Итоговое задание дети выполняют совместно.
Результат, который должны получить дети: книжка «Запоминалочка» - пособие, в котором будет чётко, доступно изложено все, что им известно про написание мягкого знака в словах.
- Описание проектной задачи.
Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка располагает к приятному общению, настроит на радостную работу – вокруг нас так много интересного, стоит только оглядеться вокруг. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:
• Не выкрикиваем.
• Учимся работать сообща.
• Мы слышим друг друга.
Учитель: Прочитайте предложение, которое написал Дима Алексеев из школы «Незнаек».
( слайд 1)
Мы мылись в банке.
- Что вызвало улыбку? А почему?
- Что не знает этот ученик? Какую тему ему надо изучить?
Дети: Он не написал мягкий знак в середине слова банка. Поэтому у него вместо слова «банька» получилось слово «банка». Ему надо изучить тему мягкий знак.
Учитель: Жалко, что сегодня Дима Алексеев не смог к нам прийти, он болеет. Я хочу вам предложить выполнить непростую, но очень интересную задачу - сделать книжку «Запоминалочка» на тему : «Мягкий знак» для Димы Алексеева.
- А как легче вам будет работать?
Дети: Работать в паре.
Учитель: Вспомним правила работы в паре.
Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач:
- Работай в паре дружно, помни - вы одна команда.
- Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
- Не бойся высказывать своё мнение.
- Работай тихо, не старайся перекричать своего напарника. Уважай мнение напарника.
- Думай сам, а не рассчитывай на других.
- Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
- В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
- Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу пару у доски, то примените считалочку или жребий.
Учитель: Теперь давайте разделимся с вами на пары и получим задания. Пара должна будет выполнить задание и сделать вывод. На выполнение работы вам будет предоставлено 5 минут. По окончанию работы вы должны будете презентовать свою работу.
Дети делятся на пары.
Задания для пар:
1 группа
Превратите данные слова в новые с помощью буквы фокусника «Ь»
угол | ел | ||
стал | мел | ||
шест | брат |
Что изменилось?
Вывод: Мягкий знак пишется в словах для обозначения ______________ согласного звука, если не слышится после него гласный звук.
2 группа
Определите количество букв и звуков в словах и сделайте вывод.
Слово | Буквы | Звуки |
угол | ||
уголь | ||
мел | ||
мель |
Вывод: Букв ____________________, а звуков _________________, так как мягкий знак звука_________________________________________.
3 группа.
Спрячьте Ь в середину слова. Определите количество звуков и букв в записанных словах.
Слово | Ь в середине слова | Буквы | Звуки |
день | |||
пень | |||
уголь | |||
окунь |
Какую роль выполняет в словах мягкий знак?
Вывод: Мягкий знак – показатель ___________________согласного звука, после которого он стоит.
Звука он ___________________________.
При фонетическом разборе вы должны об этом помнить.
Слова для справки: мягкости, твёрдости, не обозначает, обозначает.
4 группа
Как на письме обозначается мягкость согласных звуков?
Найдите мягкие согласные звуки, под ними поставьте зелёный кружок.
Какими буквами обозначена мягкость согласного звука на письме, выпишите её в столбик ?
Зарядка | |
Капюшон | |
Утёнок | |
Слива | |
Мел | |
Фасоль |
Вывод: Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквами ___________________.
Буквы для справки: е, ё, и, ю, я, ь, а, у, ы, э, о
5 группа
Определи количество слогов в данных словах. Сделай вывод.
Боль | |
стакан | |
мячик | |
зерно | |
собака |
Вывод: _____________________- самая маленькая произносительная единица. Значит, слог разрывать __________________ .
Слова для справки: буква, слог, слово, можно, нельзя.
6 группа
Раздели слова на слоги. Какие слова нельзя переносить.
Слово | Перенос |
моль | |
банка | |
полка | |
галка |
Вывод: Переносить слова с одной строки на другую можно только по _______________________.
Одну букву ____________________ оставлять на строке или переносить на новую строку.
Учитель: Теперь выберите представителя, который расскажет о вашей работе.
Дети совещаются и выбирают по одному представителю от каждой пары, который будет презентовать готовый продукт по плану.
План презентации:
1.Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?
2.Как вы проводили исследование?
3.К какому выводу вы пришли?
Учитель: Вспомним слово, в котором Дима Алексеев допустил ошибку.
Мы мылись в баньке.
В слове банка 2 гласных звука, значит и 2 слога. Бан/ка
В слове банька 2 гласных звука, значит 2 слога бань/ка
Учитель: Какую роль выполняет мягкий знак в середине слова?
Дети: Мягкий знак в середине слова указывает на мягкость предыдущего согласного звука. Поэтому разделим на слоги так бань/ка.
Учитель: Как же переносятся слова с мягким знаком в середине слова?
Сформулируйте вывод для книжки «Запоминалочка» и выполните итоговое задание вместе.
Вывод: При переносе слов с мягким знаком в середине мягкий знак_______________________ отрывать от согласного, мягкость которого он обозначает.
Слово | Перенос |
Пальто | |
Коньки | |
Килька |
Учитель: А теперь объедините все ваши работы и полученные выводы в книжку «Запоминалочка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.
Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....
урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век
на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....
Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".
Конспект урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" . 2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России» - «Правописание мягкого знака в словах. Роль мягкого знака».
Цель: создать условия для осознания и осмысления роли мягкого знака в русском языке.Планируемые результаты: повторить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы мягк...
Урок по русскому языку. 2 класс Правописание мягкого знака на конце слова.
Конспект урока по русскому языку Правописание мягкого знака на конце слова....
Урок русского языка. Тема: «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имён существительных ».
Автор Мягкова Марина Сергеевна Категория участников, возрастная группа 9-10 лет Тема урока Правописание Ь в именах существительных с шипящими на конце Актуальность выбранной темы Тема урока – обя...
Технологическая карта урока по русскому языку "Две роли мягкого знака в словах. Орфограмма - ь" (УМК "Школа России" 2 класс
Тема: «Две роли мягкого знака в словах. Орфограмма – ь». Цели деятельности учителя: Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показ...