Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация, 2 Г класс (РАС)
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация, 2 Г класс (РАС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Ekaterina\Desktop\Сканы титульных20-21\речь (2).jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 2 класса (РАС) разработана на основе  следующих нормативно-правовых документов:

 1.  Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

2. Адаптированной основной общеобразовательной программы Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, вариант 8.4.

3. Учебного плана Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» на 2020-2021 уч.г. ;

4.  Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2020-2021 уч.год приказ № 254 от 20.05.2020

5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

6. Постановления главного санитарного врача Российской федерации № 16 от 30.06.2020 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)».

                ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в   процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Задачи:

  • формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением потребностей;
  • развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
  • учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).        

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.

 Обучающиеся с РАС и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.

Реализация содержания учебного предмета в первом классе позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, напечатанных слов,  электронных  устройств).

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала 1 класса является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками.

Учебный предмет включает 3 раздела:

 - коммуникация,

 - развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

 - чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений  продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

- овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,

- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,

 - расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- совершенствование ручной и мелкой моторики,

- закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,

- расширение возможностей элементарных графо моторных умений,

- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,

- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

МЕСТО  ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: «Язык и речевая практика».

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 3 часа в неделю, общее количество часов за год 102.

В основном содержании 3 разделов учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» выделено 4 направления:

1) Мой класс – мои друзья.

2) Изучаем правила. Школьные знания.

3) Хочу быть помощником.

4) Школьные досуги.

Направления учебного предмета реализуются поэтапно, каждое из которых позволяет совершенствовать на новом качественном уровне умения обучающихся в коммуникации. Содержание направлений состоит из тематических блоков в контексте коммуникации с окружающей действительностью и накопления личного опыта обучающегося в этой области.

Разделы предмета включены в структуру занятий, могут чередоваться, или приоритетно увеличиваться в объеме относительно друг друга по усмотрению учителя, в зависимости от темы урока.

Реализация программы осуществляется с помощью практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к играм и коммуникативным ситуациям со взрослым, с партнером и с группой детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

- коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого  в разнообразных ситуациях взаимодействия,

- интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником,

- потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации  доступными обучающемуся способами.

Предметные:

 - перенос способа действия с пишущим предметом в другую ситуацию,

 - элементарные графо-моторные умения,

 - использование доступных средств коммуникации (включая альтернативные), направленные на знакомого сверстника,

- закрепление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.

Базовые учебные действия.

Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

  • использовать невербальные и вербальные средства коммуникации  в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
  • готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • выражение собственных потребностей  и  желаний  доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
  • проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Требования к материально-техническим условиям

 Материально-техническая база реализации АОП для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 26 от 10.07.2015 года.

Технические средства обучения 

  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.  В процессе обучения используются:

  • натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
  • печатные пособия (таблицы) по разделам программы;
  • предметные и сюжетные картинки по темам;
  • опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

 Виды деятельности обучающихся.

Коммуникация

16

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос. Выражение жестом и мимикой благодарности, своих желаний; приветствие (прощание). Выражение своих желаний, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, картинка, пиктограмма).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

45

Понимание простых по звуковому составу слов. Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих признак предмета, действия предмета. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий. Использование графического изображения для обозначения действия предмета. Использование графического изображения для обозначения признака предмета.

 Чтение и письмо.

41

Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак. Составление простых предложений с использованием графического изображения. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Печать слога по образцу. Печать слова по образцу. Начальные навыки письма: письмо букв, слогов, слов по образцу.

Всего

102

Календарно-урочное планирование

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План.

Факт.

 1 четверть (24 часа)

Коммуникация.

1

1

Здравствуй школа! Урок знаний.

1

01.09

2

2

Слова – приветствия.  Слова – прощания. (Символы и жесты).

1

02.09

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

3

1

Это – я. Соотнесение себя, своей фотографии со своим именем, напечатанным на карточке.

1

07.09

4

2

Это – я. Выбор карточки со своим именем среди других.

1

08.09

5

3

Одноклассники. Узнавание и показ одноклассников и педагогов по именам (и отчествам).

1

09.09

6

4

Моя школа. Соотнесение фотографии здания школы, картинки с карточкой «школа».

1

14.09

7

5

Соотнесение карточек со словами «доска», «парта», «окно» с окружающими реальными предметами.

1

15.09

8

6

Наклеивание стикеров–слов (или пиктограмм) на предметы, на их изображения (фото, картинка с изображением класса) – «подписывание».

1

16.09

Коммуникация.

9

3

1

21.09

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

1011

7

8

Готовимся к урокам. Знакомство с дневником. Работа с карточками «Расписание».

2

22.09

23.09

1213

9

10

Мой портфель.  Работа с пиктограммами «Школьные принадлежности».

2

28.09

29.09

14

11

Школьные дела. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов (с помощью взрослого).

1

30.09

Чтение и письмо.

15

1

Буква А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. Конструирование буквы А, а.  

1

05.10

16

2

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

06.10

17

3

Буква О, о. Умение узнавать и писать букву О, о. Конструирование буквы О, о.  

1

07.10

18

4

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

12.10

19

5

Буква У, у. Формирование умения узнавать и писать букву У, у. Конструирование буквы У, у.

1

13.10

20

6

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

14.10

2122

7

8

Имитация  речевых и неречевых звуков.

2

19.10

20.10

23

9

Буква М, м. Формирование умения узнавать и писать букву М, м. Умение узнавать и писать букву М, м.  

1

21.10

24

10

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

26.10

25

11

Буква С, с. Формирование умения узнавать и писать букву С, с. Умение узнавать и писать букву С, с.  

1

27.10

За четверть

25

2 четверть (24 часа)

26

12

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

09.11

27

13

Буква Х, х. Формирование умения узнавать и писать букву Х, х. Конструирование буквы Х, х.

1

10.11

28

14

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

11.11

29

15

Работа с разрезной азбукой.

1

16.11

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

3031

12

13

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

2

17.11

18.11

3233

14

15

Описание предмета по двум признакам (цвету и форме).

2

23.11

24.11

3435

16

17

Знакомство со стихотворением «Мишка» А. Барто (или «Зайка»). Подбор слов к картинке на сюжет стихотворения.

2

25.11

30.11

36

18

Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты».

1

01.12

Коммуникация.

37

4

Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом. Умение использовать символы и жесты.

1

02.12

38

5

Город за окном. Имитация звуков окружающей среды.

1

07.12

39

6

Здравствуй, зима! Работа по сюжетным картинкам, фотографиям на тему «Зима».

1

08.12

40

7

Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом.

1

09.12

41

8

Ознакомление со словом «я», жестом и символом.

1

14.12

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

4243

19

20

Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

2

15.12

16.12

44

21

Слушание сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка.

1

21.12

45

22

Воспроизведение сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность.

1

22.12

Коммуникация.

46

9

Инсценировка сказки "Репка" (мимика, жесты, движения, звукоподражание).

1

23.12

Чтение и письмо.

47

16

Буква Н, н. Формирование умения узнавать и писать букву Н, н. Конструирование буквы Н, н.

1

28.12

48

17

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

29.12

49

18

Работа с разрезной азбукой.

1

30.12

За четверть

24

За полугодие

49

3 четверть (29 часов)

5051

19

20

Буква Ы, ы. Формирование умения узнавать и писать букву Ы, ы. Конструирование буквы Ы, ы.

2

11.01

12.01

52

21

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

13.01

53

22

Работа с разрезной азбукой.

1

18.01

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

54

23

Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье».

1

19.01

5556

24

25

Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря.

2

20.01

25.01

57

26

Формирование понятия «предложение». Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя.

1

26.01

Чтение и письмо.

5859

23

24

Буква Л, л. Умение узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л.

2

27.01

01.02

60

25

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

02.02

61

26

Работа с разрезной азбукой.

1

03.02

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

62

27

Слушание сказки «Колобок» в изложении учителя с опорой на наглядность.

1

08.02

63

28

Воспроизведение сказки «Колобок» по вопросам учителя с опорой на наглядность.

1

09.02

Коммуникация.

64

10

Инсценировка сказки "Колобок" (мимика, жесты, движения, звукоподражание).

1

10.02

Чтение и письмо.

6566

27

28

Буква В,в. Умение узнавать и писать букву В,в. Конструирование буквы В, в.  

2

15.02

16.02

67

29

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

17.02

68

30

Работа с разрезной азбукой.

1

22.02

20.02

69

31

Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием. Рисование вертикальных линий.

1

24.02

70

32

Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке.

1

01.03

71

33

Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами).

1

02.03

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

7273

29

30

Игра «Соотнеси слово и картинку».

2

03.03

08.03

10.03

74

31

Подбор картинок к заданному предложению.

1

09.03

Чтение и письмо.

7576

34

35

Буква Ш, ш. Написание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш.

2

10.03

15.03

77

36

Соотнесение   звука   с   буквой.

1

16.03

78

11

Здравствуй, Весна! Работа по сюжетным картинкам, фотографиям на тему «Весна».

1

17.03

За четверть

29

4 четверть (24 часа)

Коммуникация.

79

12

Работа по сюжетным картинкам, фотографиям на тему «Весна».

1

31.03

 

80

13

Играем вместе (лото, игры с правилами). 

1

05.04

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

81

32

Понимание, употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов (на, около и др.)

1

06.04

82

33

Подбор картинок к заданному предложению.

1

07.04

8384

34

35

Составление простых предложений по предметной картинке, «чтение».

2

12.04

13.04

Чтение и письмо.

85

37

Работа с разрезной азбукой.

1

14.04

86

38

Дописывание недостающих элементов букв.

1

19.04

87

39

Нахождение букв в зашумленном изображении с опорой на образец.

1

20.04

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

8889

36

37

Составление предложения по схеме –

Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

2

21.04

26.04

9091

38

39

Рассказ о себе с использованием карточек.

2

27.04

28.04

92

40

Слушание сказки «Теремок» в изложении учителя с опорой на наглядность. Подбор слов к картинке на сюжет сказки.

1

03.05

05.05

93

41

Воспроизведение сказки «Теремок» в изложении учителя с опорой на наглядность.

1

04.05

Коммуникация.

9495

14

15

Инсценировка сказки «Теремок» (мимика, жесты, движения, звукоподражание).

2

05.05

10.05

12.05

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

96

42

Дидактическая игра «Я вижу, я слышу».

1

12.05

97

43

Чтение изображений на картинках и пиктограммах, составление простых предложений. Моя семья.

1

17.05

98

44

Чтение изображений на картинках и пиктограммах, составление простых предложений. Части тела.

1

18.05

99

45

Составление предложений к иллюстрации «Виды спорта».

1

19.05

Чтение и письмо.

100101

40

41

 Закрепление изученных букв.

2

24.05

25.05

Коммуникация.

102

16

Здравствуй, Лето! Работа по сюжетным картинкам, фотографиям на тему «Лето».

1

26.05

За четверть

24

За II полугодие

53

За год

102

Содержание учебного предмета

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация 3 класс

РП по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, 2 вариант

Материал для учителей коррекционного образования (интеллектуальные нарушения)...

рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация 2 класс

Аннотацияк рабочей программе по речи и альтернативной коммуникацииНазвание курсаречь и альтернативная коммуникацияКласс2ГУчительЗавернина Марина АндреевнаКв. категория Количество часов136 часов (...

Рабочая программа по предмету речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, 2 вариант. .

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащегося 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.Ребёнок обучается на дому. Программа соответствует индивид...

рабочая программа по предмету "речь и альтернативная коммуникация 2 класс

РАБОЧАЯ  АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИК...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 3 класс

        Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...