Технологическая карта «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Способы проверки».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Овчинникова Любовь Владимировна

Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Способы проверки».

Тип урока: комплексного применения знаний и умений

Цель урока:  выработать у учащихся удобные способы проверки парных согласных в корне слова  через включение в  технологию

уровневой дифференциации (ЛОО).

Задачи урока:

Образовательные:  углубить знания учащихся о различных способах проверки парных согласных путем изменения формы слова и

подбора однокоренных слов;  отработать навык выбора  удобного способа проверки парных согласных для себя.

Воспитательные: воспитывать учебно-познавательный интерес на уроках русского языка;  терпение и способность взаимодействия с

участниками работы; уважать к чужой труд; совершенствовать навыки общения.

Развивающие: учить работать с дополнительными источниками информации; развивать речь, правильную каллиграфию; умения

анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx65.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Овчинникова Любовь Владимировна

Место работы: МБОУ "СОШ " с. Объячево, Республика Коми

Должность: учитель начальных классов

Предметная область, УМК: русский язык, «Начальная инновационная школа»

Класс: 2 

Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Способы проверки». 

Тип урока: комплексного применения знаний и умений

Цель урока:  выработать у учащихся удобные способы проверки парных согласных в корне слова  через включение в  технологию

уровневой дифференциации (ЛОО).

Задачи урока:

Образовательные:  углубить знания учащихся о различных способах проверки парных согласных путем изменения формы слова и

подбора однокоренных слов;  отработать навык выбора  удобного способа проверки парных согласных для себя.

Воспитательные: воспитывать учебно-познавательный интерес на уроках русского языка;  терпение и способность взаимодействия с

участниками работы; уважать к чужой труд; совершенствовать навыки общения.

Развивающие: учить работать с дополнительными источниками информации; развивать речь, правильную каллиграфию; умения

анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД :

оценивать свои достижения;

осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

формировать положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоение новых

видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе;

осознание себя представителем народа - носителя русского языка.

Предметные УУД:

формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком;

правильно применять алгоритм проверки парных согласных; научить применять знания об особенностях проверочных слов и способах

проверки;  наметить собственный алгоритм выбора проверки парных согласных.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

формировать умение определять и формулировать цель на уроке;

формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе

работы;

отличать верно выполненное задание от неверного;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: 

понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;

формировать умение слушать и понимать других и вступать в диалог;

Познавательные УУД: 

искать и выделять необходимую информацию;

ориентироваться в системе собственного запаса знаний;

умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

строить речевое высказывание в устной форме;

преобразовывать информацию из текстовой формы в схематичную;

делать выводы о результатах работы в группе по заданной теме.

Организация рабочего пространства: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Основные понятия: проверяемое слово, орфограмма парный согласный звук, проверочное слово, способы проверки.

Используемые технологии: лично ориентированное обучение, проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии .

Образовательные ресурсы и оборудование:

- Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях/ Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И.

- Ноутбук, проектор, экран.

- Презентация (Приложение 1).

- Памятка «Дежурная буква» (Приложение 2). 

- Лист самооценки «Мои достижения №1»  (Приложение 3)

- Лист самооценки «Мои достижения №2»  (Приложение 6)

- Лента букв  

- Задания для групповой работы №1: Приложение 4

   Меню

   Посуда

   Гости

- Карточка - помощник «Способы проверки парных согласных» - Приложение 5

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

1.Организационный момент.

Цель:           включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.          

Организует ситуацию настроя детей на работу.

Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.

- Начинается урок!

- Есть!

- На месте!

- Будем мы учиться вместе!

- Вот опять звенит звонок!                 - Ручка есть?

- Тетрадь?                                       - Будем мы учиться вместе!

- Сегодня на нашем уроке у нас будет много помощников. Они помогут всё понять, уточнить и полученные знания разложить по полочкам.

- А пригласила гостей на наш урок сегодня одна очень известная вам героиня.            Она была подружкой гномов.      И вам, конечно же, знакома.     Слайд 2                                           - Сейчас она пишет своим друзьям приглашения, пишет красивым ровным почерком. Постараемся и мы тоже так написать.   Слайд 3

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний.  Чистописание.

Словарно-орфографическая  работа

Цель:          повторение изученного материала, необходимого для “закрепления и обобщения  знания” и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Организует повторение изученного материала.

Организует дифференциацию учебных заданий по степени самостоятельности

Проводит инструктаж по заполнению листов самооценки.

Организует следующий шаг учебной деятельности.

Организует словарно-орфографическую работу

Организует дифференциацию учебных заданий по уровню трудности.

Организует заполнение листа самооценки.

Организует подводящий диалог с целью формулирования темы и цели урока.

Фиксирует практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений, применение теоретических знаний на практике.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Работа в тетрадях.

Устная работа в паре.

[ш]

ша

(Шш Жж Шж Жш Жи Ши)

Рисуют  в таблице кружок определённого цвета (1)

Задает подготовленный ученик:

Расчерчен на квадратики,

Завёрнут в серебро,

Как его вы развернёте,

Моментально вы поймёте,

Что нашёлся сладкий клад.

Это вкусный ...

Отгадывают загадку:

ШОКОЛАД

Предположения ребят

Да. Поможет запомнить первый безударный звук О.

молОчный

Оформляют работу в тетрадях.

2 уровень и 3 уровень  по одному ученику выполняют у доски.

(Шоколад, шоколадка, шоколадные, шоколадочка)  

Проверяют по образцу.

 

Высказывают предположения.                  

 

Раскрашивают в таблице 2 кружок

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Минутка чистописания: «Дежурная буква»          

- Эта буква обозначает парный согласный звук. Он глухой и всегда твёрдый. Какой это звук?

Он на письме обозначается буквой?

-  Составляем минутку чистописания. Если нужна помощь, используйте памятку.  

Приложение 2      

- Посмотрите  и сравните  записанную строку в тетради и на слайде.

Слайд 4

- Кто самостоятельно без памятки составил строчку чистописания? Молодцы!

Оцените свою работу в табличке «Мои достижения».

Приложение 3

Если:

     -  справился с работой, было легко и понятно, чувствую уверенность и спокойствие

    -  испытывал(а) затруднение, ошибался,  но готов(а) дальше работать!

     - было трудно, нужна помощь, чувствую неуверенность, сомнения.

- Дежурная буква знакомит сегодня нас с новым словарным словом. Послушайте загадку.

Слайд 6

- Это словарное слово, значит, в слове есть орфограмма, которую нужно запомнить. Проговорите слово орфографически.

Слайд 6

Какие орфограммы нужно запомнить? Какие ассоциации нам помогут?

- Это слово придумали ацтеки. Это был напиток из какао-бобов.  Чоколатль -  так они его называли («xocolatl» – «гОрькая вода»). Нам это слово поможет?

А как запомнить вторую безударную гласную О? Какой шоколад полезен для детей? Запомним это слово.  

Слайд 6

Посмотрите, как растут  какао-бобы на дереве.

Слайд 7

Работа по уровням

- Перед вами задания, выбираем свой уровень, работаем.

Слайд 8

Слайд  9-10

(Для проверки 3 уровня)

Можно было ещё подобрать такие однокоренные слова: шоколадница, шоколадник.

Шоколадница  - это….

Слайд 11

А шоколадник – это…          

Слайд 12

Слайд 13

- В слове ШОКОЛАД есть ещё одна орфограмма. Какая?

Парный согласный в этом слове проверяемый или нет? Докажите.

Слайд 14

- Во всех ли однокоренных словах есть эта орфограмма?

Среди однокоренных слов есть ли проверочные слова? Где звук [д] слышим чётко?

- А какие слова являются проверяемыми?

Умение работать по ленте букв

Уметь применять алгоритм  

Умение видеть и определять  орфограммы в словах.

Применять полученные знания

Составлять алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова;

Познавательные общеучебные

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в речи.

Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного;          высказывать свое предположение на основе учебного материала; формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные : формировать положительное отношение к процессу познания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:  сформулировать и согласовать тему и цели урока, построить план достижения цели;   создание условий для возникновения  у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий.

Предположения учеников.

(Будем находить слова с парными согласными звуками  и проверять их.)

- Чтобы грамотно писать, не делать ошибок.

-Уметь видеть слова с этой орфограммой.     – Уметь подбирать к ним проверочные слова.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?  

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Правильно, сегодня на уроке мы научимся разным способам проверки парных согласных в корне слова.   Слайд 15 

- Ребята, а зачем мы изучаем эту тему?  

- Молодцы!

- А что для этого мы должны уметь?

- Замечательно! Вот вы и поставили цели, которые нам предстоит решать на уроке.

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные:  формировать  умения устанавливать связи между понятиями, обобщать, систематизировать.

Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в речи.

4. Творческое добывание  и применение знаний в новой ситуации

Цель:

Организует  работу с лентой букв.

Фиксирует индивидуальные затруднения учеников.

Мотивация к совместной деятельности.

Организует проверку работы групп.

Фиксирует  сформированность умения видеть несоответствия произношения и написания слов с парным согласным звуком;

правильно применять алгоритм проверки парных согласных.

Организует заполнение листа самооценки учениками.

Отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на вопросы учителя, исходя из собственного опыта.

(Убирают квартиру, готовят угощения, покупают подарки и т.д.)

Защита проектов:

Работы группы прикрепляют на доску.

Докладчик из каждой группы называет найденные слова с парными согласными звуками.

Рисуют  в таблице  третий кружок определённого цвета

- Давайте вспомним парные согласные звуки. Сколько пар парных согласных?  

- Назовите их? 

 - Верхний ряд – это …… парные согласные.

- А внизу?

- Вспомним правило проверки парных согласных.  

- Чтобы без ошибок научиться писать слова с изучаемой орфограммой,  Белоснежка  решила нам помочь. 

- Она уже отправила все приглашения и готовится к встрече гостей, которые нам помогут лучше понять тему урока.  

-Что делают к приходу гостей?   

Белоснежке  одной не справиться. Поможем ей?  Мы поможем ей, а она нам. Поработаем группами, так быстрее. Тогда всё успеем.

1 группа:  Готовит угощения к чаепитию. Вам поможет наша «волшебная» книга. Стр.106, упр.194.

Подготовьте меню.

Все названия угощений должны быть с орфограммой парный согласный звук.

Слайд  17

2 группа: Готовит посуду и столовые приборы для чаепития. Все названия должны быть с орфограммой парный согласный.

Вам помогут подсказки Белоснежки (ребус, загадки и стихотворение) 

Слайд  18

 3 группа: Встречает гостей.

Познакомит нас с гостями Белоснежки. Все имена гостей должны быть с орфограммой парный согласный звук.  Вам помогут подсказки Белоснежки (загадки). Слайд  19

          Приложение 4                              

- Посмотрим, как же мы подготовились к приему гостей!

- Оцените, как вы помогли Белоснежке подготовиться к встрече гостей.

Слайд  20

Умение работать по ленте букв

Знать правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова

Умение применять теоретические знания  в практической деятельности

Познавательные:

искать и выделять необходимую информацию;

ориентироваться в системе собственного запаса знаний;

умение применять правила.

Регулятивные:

формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе

работы;

отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:

воспитывать умение работать в группе; воспитывать чувства взаимопомощи,

формировать умение слушать и вступать в диалог.

Личностные:

формировать положительного отношения к познавательной деятельности, освоение новых

видов деятельности, участие в творческом, процессе.

5. Физминутка

Цель:

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Организует динамическую паузу

Гномы утром рано встали, (потянулись)

И уборку делать стали.

Моют окна,  (стоят прямо имитируют движения)

Моют пол, (наклонились, имитируют движение)

Чистят коврик (имитируют движение – подметают пол)

А потом….

Приглашают в дом друзей,

Чтобы было веселей. (прыжки на двух ногах).

- Ребята! Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Кто в сказке били помощниками и друзьями Белоснежки? (Гномы)

Регулятивные:

проводить физическую разгрузку в ходе работы.

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Цель:          обобщение и систематизация

знаний о способах

проверки парного согласного в корне слова.

Организует  обобщение и систематизация

знаний о способах

проверки парного согласного в корне слова.

Формирует умение анализировать, делать выводы, понимать смысл предложенных заданий.

Организует заполнение листа самооценки учениками.

-Лебедь

-Парный согласный на конце слова.

-Лебединая

-Слышим чётко, ошибки не допустим.

Можно проверить парный согласный  в слове, подобрав однокоренное прилагательное.

Пишут способ проверки в тетрадь, обозначают орфограмму.

Подбирают проверочные слова

-Садовая

-Сторожевая

-Дубовая

-дружная

-Нет. Иногда не подходит. Прилагательное дружная не помогло проверить парную согласную в слове.

Формулируют новый прием проверки.

Подбирают проверочные слова, выясняют, что к слову блюдце этот способ не подходит.

Формулируют новый прием проверки.

Ответы обучающихся.

Формулируют правило проверки парного согласного в корне слова.

Рисуют  в таблице  третий кружок определённого цвета.

- Вы очень хорошо встретили гостей Белоснежки, и они решили подарить вам подарки – секреты, которые помогут писать грамотно, без ошибок.

Первый подарок вам дарит кто?

- Царевна …  Слайд 21-22

- Какая орфограмма пропущена в этом слове?

-А вот и секрет от нашей гостьи (появляется вопрос «какая?»). Подберите однокоренное слово, которое отвечает ка вопрос «какая?»

-Что вы заметили? Как теперь произносится парный согласный звук?

- Кто понял  1 секрет?

-Запишем этот пример в тетрадь или карточку. Выберите сами, как вам удобней.

Приложение 5 

- Подчеркните букву, обозначающую  парный согласный 1 чертой, а букву после неё 2 чертами.

- Устно проверьте этот способ.

- Сад, сторож, дуб, друг

-Что заметили? Всегда ли можно пользоваться этим секретом?

- Какое слово мы не смогли проверить при помощи 1 секрета?

- Значит, есть и другие секреты.

Узнаем 2 секрет. От кого?

Слайд 23-24

Посмотрим секрет от Золушки.

Кто понял? Объясните.

--Молодцы! Правильно поняли.

-Запишите 2 секрет в тетрадь или карточку.

- Подчеркните букву, обозначающую  парный согласный 1 чертой, а букву после неё 2 чертами.

- Устно проверьте этот способ.

- Виноград,  зуб, кекс, блюдце.

-Узнаем 3 секрет?

- От кого? Смотрим на экран

Слайд 25-26

(Блюдце – блюдечко)

Кто объяснит секрет №3?

- Умницы!

- Запишите пример, обозначьте орфограмму.

- Все ли гости рассказали свои секреты?

Вам хочется узнать новые?  Послушаем. Слайды 27-30

(Работа строится аналогично).

- Какой из секретов вам был известен?

- Какой узнали сегодня на уроке?

- Какой сделаем вывод из этих секретов?  

 -Чему нас хотели научить гости Белоснежки?

- Умнички! Всё поняли и разложили по полочкам!

- Оцените свою работу.

Слайд 31

Правильно применять алгоритм проверки парных согласных; научить применять знания об особенностях проверочных слов и способах

Проверки.

Познавательные:

умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Коммуникативные:

принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией. контроль, оценка, коррекция.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель:

проверка умения применение теоретических знаний на практике.

Дифференциация домашнего задания по уровню трудности,  творчества и объему.

Получают карточку.

- Выберите то домашнее задание, которое вы сможете выполнить дома самостоятельно.

Слайд  32

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегу-ляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

8. Рефлексия

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания урока;

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что узнали нового и интересного на уроке.

Белоснежечка

Белоснежный

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Заполняют Цветограмму (5 кружок)

- Что нового узнали на уроке?

- С какой орфограммой сегодня работали на уроке?

- Как проверить парную согласную в слове?

- Что интересного для вас было на уроке?

- Какой вид работы вам понравился?

- Какой сказочный герой помогала на весь урок?

В ее имени тоже есть изучаемая орфограмма.

Проговорите орфографически, как пишется слово Белоснежка.

Докажите.  

-Какой способ проверки вы использовали?

- Оцени, научился ли ты проверять слова с изученной орфограммой.

- Проанализируй,  кружки какого цвета чаще встречались в твоей табличке? Нарисуй кружок такого цвета в графе ИТОГ.

- Если хочешь, покажи нам цветной карандаш такого же цвета.

- Если на уроке тебе было интересно, нарисуй на кружке улыбку.

-Кто хочет со мной поделиться своими впечатлениями на уроке, заполните зелёную табличку и положите мне на стол.

Приложение 6

Наметить собственный алгоритм выбора проверки парных согласных.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование; понимание причин успеха в учёбе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"

формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Планета Знаний"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"  УМК "Планета Знаний"...

Обобщение знаний о проверке слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова

На этом уроке подводится итоги работа над темой «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова». Целью урока является закрепление умения распознавать согласные буквы, требующие проверки...

Урок русского языка по теме "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова".

Урок разработан по УМК "Начальная инновационная школа" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". 2 класс.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Школа России". В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 2 класс (часть 2)...