Технологическая карта «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Способы проверки».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Способы проверки».
Тип урока: комплексного применения знаний и умений
Цель урока: выработать у учащихся удобные способы проверки парных согласных в корне слова через включение в технологию
уровневой дифференциации (ЛОО).
Задачи урока:
Образовательные: углубить знания учащихся о различных способах проверки парных согласных путем изменения формы слова и
подбора однокоренных слов; отработать навык выбора удобного способа проверки парных согласных для себя.
Воспитательные: воспитывать учебно-познавательный интерес на уроках русского языка; терпение и способность взаимодействия с
участниками работы; уважать к чужой труд; совершенствовать навыки общения.
Развивающие: учить работать с дополнительными источниками информации; развивать речь, правильную каллиграфию; умения
анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 65.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Овчинникова Любовь Владимировна
Место работы: МБОУ "СОШ " с. Объячево, Республика Коми
Должность: учитель начальных классов
Предметная область, УМК: русский язык, «Начальная инновационная школа»
Класс: 2
Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Способы проверки».
Тип урока: комплексного применения знаний и умений
Цель урока: выработать у учащихся удобные способы проверки парных согласных в корне слова через включение в технологию
уровневой дифференциации (ЛОО).
Задачи урока:
Образовательные: углубить знания учащихся о различных способах проверки парных согласных путем изменения формы слова и
подбора однокоренных слов; отработать навык выбора удобного способа проверки парных согласных для себя.
Воспитательные: воспитывать учебно-познавательный интерес на уроках русского языка; терпение и способность взаимодействия с
участниками работы; уважать к чужой труд; совершенствовать навыки общения.
Развивающие: учить работать с дополнительными источниками информации; развивать речь, правильную каллиграфию; умения
анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД :
оценивать свои достижения;
осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;
формировать положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоение новых
видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе;
осознание себя представителем народа - носителя русского языка.
Предметные УУД:
формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком;
правильно применять алгоритм проверки парных согласных; научить применять знания об особенностях проверочных слов и способах
проверки; наметить собственный алгоритм выбора проверки парных согласных.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
формировать умение определять и формулировать цель на уроке;
формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе
работы;
отличать верно выполненное задание от неверного;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные УУД:
понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;
формировать умение слушать и понимать других и вступать в диалог;
Познавательные УУД:
искать и выделять необходимую информацию;
ориентироваться в системе собственного запаса знаний;
умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
строить речевое высказывание в устной форме;
преобразовывать информацию из текстовой формы в схематичную;
делать выводы о результатах работы в группе по заданной теме.
Организация рабочего пространства: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.
Основные понятия: проверяемое слово, орфограмма парный согласный звук, проверочное слово, способы проверки.
Используемые технологии: лично ориентированное обучение, проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии .
Образовательные ресурсы и оборудование:
- Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях/ Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И.
- Ноутбук, проектор, экран.
- Презентация (Приложение 1).
- Памятка «Дежурная буква» (Приложение 2).
- Лист самооценки «Мои достижения №1» (Приложение 3)
- Лист самооценки «Мои достижения №2» (Приложение 6)
- Лента букв
- Задания для групповой работы №1: Приложение 4
Меню
Посуда
Гости
- Карточка - помощник «Способы проверки парных согласных» - Приложение 5
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | ||||
1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Организует ситуацию настроя детей на работу. | Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. - Начинается урок! - Есть! - На месте! - Будем мы учиться вместе! | - Вот опять звенит звонок! - Ручка есть? - Тетрадь? - Будем мы учиться вместе! - Сегодня на нашем уроке у нас будет много помощников. Они помогут всё понять, уточнить и полученные знания разложить по полочкам. - А пригласила гостей на наш урок сегодня одна очень известная вам героиня. Она была подружкой гномов. И вам, конечно же, знакома. Слайд 2 - Сейчас она пишет своим друзьям приглашения, пишет красивым ровным почерком. Постараемся и мы тоже так написать. Слайд 3 | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2.Актуализация знаний. Чистописание. Словарно-орфографическая работа Цель: повторение изученного материала, необходимого для “закрепления и обобщения знания” и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Организует повторение изученного материала. Организует дифференциацию учебных заданий по степени самостоятельности Проводит инструктаж по заполнению листов самооценки. Организует следующий шаг учебной деятельности. Организует словарно-орфографическую работу Организует дифференциацию учебных заданий по уровню трудности. Организует заполнение листа самооценки. Организует подводящий диалог с целью формулирования темы и цели урока. Фиксирует практически полученные знания, выявление и фиксация затруднений, применение теоретических знаний на практике. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Работа в тетрадях. Устная работа в паре. [ш] ша (Шш Жж Шж Жш Жи Ши) Рисуют в таблице кружок определённого цвета (1) Задает подготовленный ученик: Расчерчен на квадратики, Завёрнут в серебро, Как его вы развернёте, Моментально вы поймёте, Что нашёлся сладкий клад. Это вкусный ... Отгадывают загадку: ШОКОЛАД Предположения ребят Да. Поможет запомнить первый безударный звук О. молОчный Оформляют работу в тетрадях. 2 уровень и 3 уровень по одному ученику выполняют у доски. (Шоколад, шоколадка, шоколадные, шоколадочка) Проверяют по образцу.
Высказывают предположения.
Раскрашивают в таблице 2 кружок Дети отвечают на поставленные вопросы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. | Минутка чистописания: «Дежурная буква» - Эта буква обозначает парный согласный звук. Он глухой и всегда твёрдый. Какой это звук? Он на письме обозначается буквой? - Составляем минутку чистописания. Если нужна помощь, используйте памятку. Приложение 2 - Посмотрите и сравните записанную строку в тетради и на слайде. Слайд 4 - Кто самостоятельно без памятки составил строчку чистописания? Молодцы! Оцените свою работу в табличке «Мои достижения». Приложение 3 Если: - справился с работой, было легко и понятно, чувствую уверенность и спокойствие - испытывал(а) затруднение, ошибался, но готов(а) дальше работать! - было трудно, нужна помощь, чувствую неуверенность, сомнения. - Дежурная буква знакомит сегодня нас с новым словарным словом. Послушайте загадку. Слайд 6 - Это словарное слово, значит, в слове есть орфограмма, которую нужно запомнить. Проговорите слово орфографически. Слайд 6 Какие орфограммы нужно запомнить? Какие ассоциации нам помогут? - Это слово придумали ацтеки. Это был напиток из какао-бобов. Чоколатль - так они его называли («xocolatl» – «гОрькая вода»). Нам это слово поможет? А как запомнить вторую безударную гласную О? Какой шоколад полезен для детей? Запомним это слово. Слайд 6 Посмотрите, как растут какао-бобы на дереве. Слайд 7 Работа по уровням - Перед вами задания, выбираем свой уровень, работаем. Слайд 8 Слайд 9-10 (Для проверки 3 уровня) Можно было ещё подобрать такие однокоренные слова: шоколадница, шоколадник. Шоколадница - это…. Слайд 11 А шоколадник – это… Слайд 12 Слайд 13 - В слове ШОКОЛАД есть ещё одна орфограмма. Какая? Парный согласный в этом слове проверяемый или нет? Докажите. Слайд 14 - Во всех ли однокоренных словах есть эта орфограмма? Среди однокоренных слов есть ли проверочные слова? Где звук [д] слышим чётко? - А какие слова являются проверяемыми? | Умение работать по ленте букв Уметь применять алгоритм Умение видеть и определять орфограммы в словах. Применять полученные знания Составлять алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова; | Познавательные общеучебные Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в речи. Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; высказывать свое предположение на основе учебного материала; формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные : формировать положительное отношение к процессу познания. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. Цель: сформулировать и согласовать тему и цели урока, построить план достижения цели; создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий. | Предположения учеников. (Будем находить слова с парными согласными звуками и проверять их.) - Чтобы грамотно писать, не делать ошибок. -Уметь видеть слова с этой орфограммой. – Уметь подбирать к ним проверочные слова. | - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Чему мы будем учиться на уроке? - Правильно, сегодня на уроке мы научимся разным способам проверки парных согласных в корне слова. Слайд 15 - Ребята, а зачем мы изучаем эту тему? - Молодцы! - А что для этого мы должны уметь? - Замечательно! Вот вы и поставили цели, которые нам предстоит решать на уроке. | Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. Познавательные: формировать умения устанавливать связи между понятиями, обобщать, систематизировать. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в речи. | |
4. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации Цель: | Организует работу с лентой букв. Фиксирует индивидуальные затруднения учеников. Мотивация к совместной деятельности. Организует проверку работы групп. Фиксирует сформированность умения видеть несоответствия произношения и написания слов с парным согласным звуком; правильно применять алгоритм проверки парных согласных. Организует заполнение листа самооценки учениками. | Отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя, исходя из собственного опыта. (Убирают квартиру, готовят угощения, покупают подарки и т.д.) Защита проектов: Работы группы прикрепляют на доску. Докладчик из каждой группы называет найденные слова с парными согласными звуками. Рисуют в таблице третий кружок определённого цвета | - Давайте вспомним парные согласные звуки. Сколько пар парных согласных? - Назовите их? - Верхний ряд – это …… парные согласные. - А внизу? - Вспомним правило проверки парных согласных. - Чтобы без ошибок научиться писать слова с изучаемой орфограммой, Белоснежка решила нам помочь. - Она уже отправила все приглашения и готовится к встрече гостей, которые нам помогут лучше понять тему урока. -Что делают к приходу гостей? Белоснежке одной не справиться. Поможем ей? Мы поможем ей, а она нам. Поработаем группами, так быстрее. Тогда всё успеем. 1 группа: Готовит угощения к чаепитию. Вам поможет наша «волшебная» книга. Стр.106, упр.194. Подготовьте меню. Все названия угощений должны быть с орфограммой парный согласный звук. Слайд 17 2 группа: Готовит посуду и столовые приборы для чаепития. Все названия должны быть с орфограммой парный согласный. Вам помогут подсказки Белоснежки (ребус, загадки и стихотворение) Слайд 18 3 группа: Встречает гостей. Познакомит нас с гостями Белоснежки. Все имена гостей должны быть с орфограммой парный согласный звук. Вам помогут подсказки Белоснежки (загадки). Слайд 19 Приложение 4 - Посмотрим, как же мы подготовились к приему гостей! - Оцените, как вы помогли Белоснежке подготовиться к встрече гостей. Слайд 20 | Умение работать по ленте букв Знать правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова Умение применять теоретические знания в практической деятельности | Познавательные: искать и выделять необходимую информацию; ориентироваться в системе собственного запаса знаний; умение применять правила. Регулятивные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе работы; отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: воспитывать умение работать в группе; воспитывать чувства взаимопомощи, формировать умение слушать и вступать в диалог. Личностные: формировать положительного отношения к познавательной деятельности, освоение новых видов деятельности, участие в творческом, процессе. |
5. Физминутка Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Организует динамическую паузу | Гномы утром рано встали, (потянулись) И уборку делать стали. Моют окна, (стоят прямо имитируют движения) Моют пол, (наклонились, имитируют движение) Чистят коврик (имитируют движение – подметают пол) А потом…. Приглашают в дом друзей, Чтобы было веселей. (прыжки на двух ногах). | - Ребята! Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Кто в сказке били помощниками и друзьями Белоснежки? (Гномы) | Регулятивные: проводить физическую разгрузку в ходе работы. | |
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений Цель: обобщение и систематизация знаний о способах проверки парного согласного в корне слова. | Организует обобщение и систематизация знаний о способах проверки парного согласного в корне слова. Формирует умение анализировать, делать выводы, понимать смысл предложенных заданий. Организует заполнение листа самооценки учениками. | -Лебедь -Парный согласный на конце слова. -Лебединая -Слышим чётко, ошибки не допустим. Можно проверить парный согласный в слове, подобрав однокоренное прилагательное. Пишут способ проверки в тетрадь, обозначают орфограмму. Подбирают проверочные слова -Садовая -Сторожевая -Дубовая -дружная -Нет. Иногда не подходит. Прилагательное дружная не помогло проверить парную согласную в слове. Формулируют новый прием проверки. Подбирают проверочные слова, выясняют, что к слову блюдце этот способ не подходит. Формулируют новый прием проверки. Ответы обучающихся. Формулируют правило проверки парного согласного в корне слова. Рисуют в таблице третий кружок определённого цвета. | - Вы очень хорошо встретили гостей Белоснежки, и они решили подарить вам подарки – секреты, которые помогут писать грамотно, без ошибок. Первый подарок вам дарит кто? - Царевна … Слайд 21-22 - Какая орфограмма пропущена в этом слове? -А вот и секрет от нашей гостьи (появляется вопрос «какая?»). Подберите однокоренное слово, которое отвечает ка вопрос «какая?» -Что вы заметили? Как теперь произносится парный согласный звук? - Кто понял 1 секрет? -Запишем этот пример в тетрадь или карточку. Выберите сами, как вам удобней. Приложение 5 - Подчеркните букву, обозначающую парный согласный 1 чертой, а букву после неё 2 чертами. - Устно проверьте этот способ. - Сад, сторож, дуб, друг -Что заметили? Всегда ли можно пользоваться этим секретом? - Какое слово мы не смогли проверить при помощи 1 секрета? - Значит, есть и другие секреты. Узнаем 2 секрет. От кого? Слайд 23-24 Посмотрим секрет от Золушки. Кто понял? Объясните. --Молодцы! Правильно поняли. -Запишите 2 секрет в тетрадь или карточку. - Подчеркните букву, обозначающую парный согласный 1 чертой, а букву после неё 2 чертами. - Устно проверьте этот способ. - Виноград, зуб, кекс, блюдце. -Узнаем 3 секрет? - От кого? Смотрим на экран Слайд 25-26 (Блюдце – блюдечко) Кто объяснит секрет №3? - Умницы! - Запишите пример, обозначьте орфограмму. - Все ли гости рассказали свои секреты? Вам хочется узнать новые? Послушаем. Слайды 27-30 (Работа строится аналогично). - Какой из секретов вам был известен? - Какой узнали сегодня на уроке? - Какой сделаем вывод из этих секретов? -Чему нас хотели научить гости Белоснежки? - Умнички! Всё поняли и разложили по полочкам! - Оцените свою работу. Слайд 31 | Правильно применять алгоритм проверки парных согласных; научить применять знания об особенностях проверочных слов и способах Проверки. | Познавательные: умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией. контроль, оценка, коррекция. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: проверка умения применение теоретических знаний на практике. | Дифференциация домашнего задания по уровню трудности, творчества и объему. | Получают карточку. | - Выберите то домашнее задание, которое вы сможете выполнить дома самостоятельно. Слайд 32 | Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегу-ляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | |
8. Рефлексия Цель: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания урока; рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали нового и интересного на уроке. Белоснежечка Белоснежный Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. Заполняют Цветограмму (5 кружок) | - Что нового узнали на уроке? - С какой орфограммой сегодня работали на уроке? - Как проверить парную согласную в слове? - Что интересного для вас было на уроке? - Какой вид работы вам понравился? - Какой сказочный герой помогала на весь урок? В ее имени тоже есть изучаемая орфограмма. Проговорите орфографически, как пишется слово Белоснежка. Докажите. -Какой способ проверки вы использовали? - Оцени, научился ли ты проверять слова с изученной орфограммой. - Проанализируй, кружки какого цвета чаще встречались в твоей табличке? Нарисуй кружок такого цвета в графе ИТОГ. - Если хочешь, покажи нам цветной карандаш такого же цвета. - Если на уроке тебе было интересно, нарисуй на кружке улыбку. -Кто хочет со мной поделиться своими впечатлениями на уроке, заполните зелёную табличку и положите мне на стол. Приложение 6 | Наметить собственный алгоритм выбора проверки парных согласных. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование; понимание причин успеха в учёбе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"
формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова....
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Планета Знаний"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова" УМК "Планета Знаний"...
Обобщение знаний о проверке слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова
На этом уроке подводится итоги работа над темой «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова». Целью урока является закрепление умения распознавать согласные буквы, требующие проверки...
Урок закрепление по русскому языку. Тема: Безударные гласные в корне слова, непроизносимые, непроверяемые, парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Урок по русскому языку по программе "Планета знаний"...
Технологическая карта современного урока русского языка во 2 классе "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"
Современный урок в свете требований ФГОС НОО...
Урок русского языка по теме "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова".
Урок разработан по УМК "Начальная инновационная школа" для 3 класса....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". 2 класс.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Школа России". В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 2 класс (часть 2)...