Технологическая карта современного урока русского языка во 2 классе "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кирьянова Зоя Ивановна

Современный урок в свете требований ФГОС НОО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docxotkrytyy_urok.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока «Правописание парных  звонких и глухих согласных в корне слова»

Цели для ученика:

1. формировать навык грамотного письма слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова;

2. развивать умение  находить слова с парными звонкими и глухими  согласными  в корне  слова   и проверять их.

Цели для учителя и средства контроля их достижения:

Обучающие: организовать учебную деятельность учащихся  по усвоению ими  темы «Правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова» и выработки умений находить слова на данное правило в тексте и проверять их.

Развивающие: создать условия для развития орфографической зоркости  учащихся при написании слов с парными согласными  в корне слова, способствовать  развитию устойчивого положительного отношения к процессу познания нового,   к учебной деятельности,

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся правильных межличностных отношений в процессе групповой формы работы, способствовать воспитанию у детей любви к родному краю, гордости за свою малую родину

Тип урока урок применения знаний и умений, урок рефлексии.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь распознавать орфограмму;
  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки
  • формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных  в корне слова;

Метапредметные

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной целью;
  • вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы;
  • оценивать результаты своей работы и работы одноклассников
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
  •  оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • обосновывать высказанное суждение;
  • договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к новым знаниям;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • любить родной край и гордиться своей малой родиной;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов в группе;
  • уважительно относиться к иному мнению.

Оборудование:  ноутбуки для учащихся, интерактивная доска,  презентация к уроку, карточки  с заданиями для  групповой работы,  с домашним заданием по выбору и тестовыми заданиями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Мотивация.

Если хочешь много знать,

Многого добиться.

Значит, грамотно писать

Должен научиться.

Кто, дети,  не согласен?  На  уроке литературного чтения вы познакомились со стихотворением С.Я. Маршака  «Кот и лодыри».  Что сказал  там  даже кот лодырям?

Где в жизни  вам может пригодиться умение  грамотно писать?

Тогда за работу.

   А теперь без грамоты

   пропадёшь,

  Далеко без грамоты не

  уйдёшь.

Это умение пригодится, чтобы без ошибок писать диктанты, изложения, сочинения, чтобы хорошо сдать  ЭГ и поступить в институт.

Актуализация знаний.

Слайд 1.

Что записано на экране?

Слайд 2.

Какая буква лишняя и почему?  

Посмотрите на эти согласные  буквы внимательно. Какие это буквы?

Слайд 3.

В алфавите пары есть

Их  у нас всего лишь ….

А что вы про эти буквы знаете?

Это буквы

Буква и, так как она обозначает гласный звук, а все остальные буквы обозначают согласные звуки

Это буквы  обозначают парные звонкие и глухие согласные  звуки

6

Парные согласные очень опасные.  Они не всегда пишутся так, как произносятся звуки.

Целеполагание.

Целеполагание.

Ну -ка,  давайте проверим, так ли это.

Слайд 4.

Посмотрите на экран. Прочитайте   предложения.

Какой звук вы слышите на конце слова обед?  Произнесите слово,  прислушайтесь

А что слышим на конце слова свет?

А теперь посмотрите,  как пишутся эти слова.

Смотрите, какой хитрый звук:  посылает за себя на «письменную работу»  какие  буквы?  Одинаковые или разные?

 Можно ли при письме доверять такому звуку?

Слайд 5.

Читаем дальше.  

Какой звук вы слышите  в корне  слова кошки перед согласным к?

А  в  корне слова  ложки перед согласным к?

А какой буквой  каждый согласный звук  обозначен на письме?

 

Смотрите, дети, и  опять один и тот же звук  обозначен разными буквами.  

Снова  хитрый звук,  который посылает на  «письменную работу»  разные буквы.

 Сделаем вывод:

 Так можно ли при письме доверять парным по глухости – звонкости

согласным и писать так, как слышишь?  

Слайд 6.

Так какая проблема возникает при их написании?

Как решить эту проблему?  

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными на конце слова?

Вот этим и надо заняться сегодня на уроке.

Какая тема сегодняшнего урока?  Кто догадался?

Слайд 7.

Значит, чему вы должны учиться на уроке? Поставьте перед  собой  цель урока.

Закончите предложение:

Слайд 8.

 Развивать умение …(Вспоминаем тему урока)

Хорошо.   А что ещё очень важно уметь,  чтобы писать без ошибок?  Почему ученики  часто делают ошибки на изученные орфограммы, хотя и хорошо знают правила?

 Поэтому важно ещё, дети,   развивать  орфографическую зоркость, умение находить опасный звук, требующий проверки и проверять его.

Поэтому, что ещё надо добавить в цель урока?

Слайд 9.

Прочитаем цель урока.

Развивать умение находить и проверять парные звонкие  и глухие согласные  в корне  слова.

Как вы думаете, с чего  надо  начать работу на уроке?

  Обед, звук (т)

 Свет, тоже звук (т)

 В слове  обед пишется буква д,  а в слове свет буква т.

   Разные.

    Нет.

 

Звук ( ш).

 Такой же звук  (ш).

  В слове кошки пишется      буква    ш, а в слове ложки буква ж.

Парным по глухости – звонкости согласным  доверять нельзя.

Можно ошибиться и написать не ту букву.

Надо эти слова проверять

Проверка парных  звонких и глухих согласных  в корне слова.

Развивать умение проверять парные звонкие  и глухие  согласные в корне  слова.

Они эти орфограмм не замечают.

 Такие слова  надо узнавать.

Сначала надо повторить правило,  а потом его применять  при выполнении различных заданий  в парах, группах, коллективно.

Организация познавательной деятельности

Работаем по плану

Откроем учебник на с.60 и прочитаем вопрос Почемучки.

А теперь надо  применять правило проверки парной согласной  в корне  слова.

Дети повторяют правило, приводят примеры, повторяют его также и в стихотворной форме.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг

Слуху ты не доверяй,

 Парный сразу проверяй.

Слово смело изменяй.

Рядом гласный подставляй,

Иль однокоренное  подбирай

Зуб   -  на…(зубы),  грибки – грибы,

Будешь грамотным и ты!

Закрепление материала

Работа в парах (на ноутбуках).

Игра  «Найди  пары слов».  (Помоги  мышке спуститься  по склону. Для этого правильно соедини флажки:  найди  для каждого проверяемого слова  проверочное).

Оцените работу  вашего соседа  в парах.

Коллективная работа на интерактивной доске.

Проведём  игру   «Какие буквы пропущены?»  (Помоги гномам починить домик.Для этого правильно заполни пропуски: вставь пропущенные буквы.)

Самостоятельная работа в парах.

Дети оценивают работу соседа при помощи «светофора»

Дети  вставляют буквы, , объясняя, почему они считают, что  в слове нужно вставить ту  или иную букву.

Зрительная физкультминутка

Музыкальная физкультминутка.

Молодцы!  Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

 Проведём физкультминутку для глаз. Сложите руки, положите на них голову,  глазки закройте.  А, чтобы вы случайно не «задремали»,  я  буду   произносить слова, и   если вы услышите слово с парным согласным звуком в корне слова, который нужно проверять, топните ногой. Приготовились?

Лук, огурец, картошка, морковка, перец,  помидор, редиска, чеснок, горох.

 Я вам что назвала?

 В овощах, дети, много витаминов. Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить и  есть их каждый  день. И, конечно, чтобы быть здоровым,  надо заниматься спортом, а по утрам делать зарядку.

Слайд 10.

   

 Овощи.  

Закрепление материала

Слайд 11.

Дети, а вы знаете, чем   знаменит  наш посёлок?

Дети, поднимите руки, у кого  родители работают на приборном заводе?

А ещё  у нас  в Елатьме    какой завод?

Прочитаем стихотворение  «Мой посёлок».  Если в нём встретятся слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, то хлопнете в ладоши.

 Слайды  12 – 301.

Я живу в Елатьме возле реки синей.

Краше нет на свете края моего!

Самый лучший в мире  уголок России!

Больше всех на свете я люблю его!

Здесь  завод  приборный выпускает МАГИ

Для сельчан и горожан страны.

Чудо – аппараты за границей знают.

Для здоровья людям так они нужны!

А на молзаводе делают сметану,

Сыр, кефир и масло, и, конечно творог.

Вкусно и полезно это всем известно!

Мой  посёлок  славный!  

Он мне очень дорог!

Дети, любите наш край, нашу малую родину, берегите  её природу и гордитесь тем, что  вы  елатомцы!

Самостоятельная   работа.

Слайд 31.

Вставить в словах пропущенные буквы:

Ч...десный уголо..,   приборный з...во..,   вкусный  творо..,  очень доро..,   р...дной посёло...

Самопроверка.

Работа в группах.

Урок наш продолжаем,

Трудиться  не  кончаем.

Согласный будем проверять

Работу в группах выполнять.

Дети, сейчас  вы  в группах проведёте небольшую исследовательскую работу.

Вспомним правила  работы  в группе

Слайд  32.

Внимательно прочитайте задание на карточке и только тогда приступайте к его выполнению.

Чтобы продукцию  Елатомского

приборного завода узнавали во всём мире и не спутали с продукцией других заводов,  компания  использует вот такую торговую марку завода (рисунок).

Давайте запишем предложение о приборном заводе, подчеркнём основу предложения.

У нас в Елатьме есть   приборный завод.   Он

выпускает  медицинские аппараты из серии «Домашний доктор», которыми можно  лечиться  дома.  Они      известны  на весь  ми: Америке, Германии, Парагвае и др. «Фея» лечит больное горло.  «Алмаг»  лечит больные ноги и спину

А ещё  маслосырзавод. На нём делают сметану, сыр, кефир, масло, творог.   Продукция  его   известна   в  Рязани, Егорьевске,  Москве,  Нижнем Новгороде, Владимире,  Калининграде и других городах  России.

Дети читают стихотворение и выполняют задание.

Дети проверяют свои работы и оценивают при помощи «светофора»

В группе должен  быть  ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит – другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял – переспроси.

Самостоятельная работа детей.

Ответы групп.

Запись составленных предложений на доске и в тетрадях.  

Подведение итогов урока.

Проверочная  тестовая  работа.            

       

А сейчас подведём итог урока.

 Слайд 33. 

Какая цель  стояла  перед вами?

Удалось ли её  решить?

Кто считает, что усвоил тему урока?

Кто испытывал затруднение?

Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?

Домашнее задание.

Домашнее задание выберите на карточках

1. Написать  10 слов с парным согласным на конце слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным на конце слова.

4. Написать короткое сочинение по опорным словам, которое  нужно озаглавить.

Опорные слова: холодная зима, сильный мороз, пушистый снег,  большой сугроб, толстый лёд, белоснежными шапками, уснули крепким сном.

Рефлексия  помощью незаконченного высказывания

Слайд 34.

Выберите и продолжите любое предложение

-Я повторил…

- Я  похвалил   бы  …  за…

- Мне  было интересно узнать…

- Мне  понравилось  на  уроке  ……

- Для  меня  было  открытием ……

Оцените свою  работу  на уроке.

Ответы детей

Дети оценивают свою работу при помощи «светофора»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel

Мониторинг  по  русскому  языку  по  теме: "Парные  звонкие и  глухие  согласные  в  корне  слова"  в  3  классе  содержится ...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс : Парные звонкие и глухие согласные в словах. Подготовка к сочинению.

Один из последних уроков в теме. Направлен на подготовку к сочинению . Интересная физминутка....

Урок Русского языка, тема "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" 2класс ФГОС

Разработка урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"...

Урок по русскому языку 2 класс " Парные звонкие и глухие согласные в корне слова" с презентацией

Урок построен на интересном и доступном материале. Ребята активно участвуют на протяжении всего урока.Результаты показывают хороший уровень усвоения предлагаемого материала ....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Звонкие и глухие согласные в корне слова»

Конспект урока по русскому языку  в 3 классе «Звонкие и глухие согласные в корне слова»       Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?    ...