Именительный и винительный падежи имен прилагательных во множественном числе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
«Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа»
Ход урока
- Этап мотивации к учебной деятельности.
Я рада приветствовать вас в этом классе девчонок, мальчишек и мудрых гостей. Пусть будет в сегодня в этом классе светло уютно и нам всем очень легко. Здравствуйте, зовут меня…. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками и подарим эти же улыбки нашим гостям, поздоровайтесь. Садитесь
-Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке ребятки помогали друг другу
-Я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие у вас проблемы вместе
-Чтобы вы открыли, что-то новое и интересное сегодня на уроке
-И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовала у вас на уроке.
-Итак, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию. Готовы?
2. Этап актуализации.
а) Проверка д/з.
- Догадайтесь, о какой части речи сегодня на уроке пойдёт разговор.
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное)
- Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном по алгоритму:
являюсь… самостоятельной части речи
обозначаю… признак предмета
отвечаю… на вопросы какой? Какая? какое? какие? и т.д
изменяюсь… по числам, по родам, по падежам
связан… с именем существительным
в предложении… являюсь определением, сказуемым
б) Минутка чистописания.
- А теперь давайте приготовим наши ручки и пальчики к следующему этапу
Будем пальчики считать, 1.2.3.4.5
Вот какие дружные. Крепкие и нужные. Потрите пальчики.
- А какому этапу мы подготовили эти пальчики. Цель этого этапа? Повторяем написание букв и их написание. Хорошо.
-Ребятки, чудесно сегодня погода и у нас сегодня появился вот такой чудесный морозный узор на окне. Посмотрите и прочитайте пожалуйста, что это за слово, что необычного в записи этого слова? (берёза)
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Выделите орфограмму.
- Кто мне скажет, что такое берёза?
Берёза- это лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
- А какая буква вам понравилось больше всего в этом слове, над этой буковкой нарисуйте снежинку с карандашом. – Оцените свою работу.
3.Выявление места и причины затруднений.
На карточке записано прилагательное (белые), определите его падеж.
-Какие падежи имён прилагательных множественного числа отвечают на вопрос Какие? ( И.п, В.п)
- Кто сможет выполнить задание? Почему не смогли?
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Как же определить падеж прилагательного «белые»? (Составить предложения). На доске записаны слова, давайте составим предложение из этих слов.
Белые берёзы нарядились в зимние одежды.
- О чём говорится в предложении. (о берёзе). Подчеркните грамматическую основу.
- Определите падеж имен прилагательных.
- Определите по вопросам и окончаниям, с какими прилагательными мы будем работать? Подумайте и скажите какова же тема урока? (Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных).
- Какие окончания мы увидели у имен прилагательных в именительном и винительном падежах?
- Уточним цели урока (научимся различать И. и В. падежи имён прилагательных во множественном числе)
- Выберите таблицу, которая наиболее соответствует нашей теме.
(На доске три таблицы, из них учащиеся выбирают наиболее подходящую).
5.Реализация построенного проекта.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа в И. п.? Какие имеют окончания?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа в В. п.? Какие имеют окончания?
- Как вы думаете, всегда ли вопросы и окончания имен прилагательных множественного числа в И. и В. падежах совпадают?
- Ответить на этот вопрос вы попытаетесь, работая в группах.
(работа в группах по карточкам) Жёлтые карточки
Поставьте словосочетание белые березы в И. и В. падежи
И.п.
В.п.
Что заметили? На какой вопрос отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?
И.п.
( ?) - , -
В.п.
Поставьте словосочетание умные ученики в И. и В. падежи
И.п.
В.п.
Что заметили? На какие вопросы отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?
И.п. ( ?) - , -
В.п. ( ?) - , -
Почему прилагательные в В. п. отвечают на разные вопросы. От чего это зависит? (зависит от существительного, одуш отв.на вопр Каких?, а не одуш. Какие?)
- Всегда ли вопросы и окончания имен прилагательных множественного числа в И. и В. падежах совпадают? (нет)
- Когда совпадают? –Когда различаются? (запись вывода на доске)
И.п.
Сущ. неодуш (какие?) –ие, -ые
В.п.
И.п. (какие?) –ие, -ые
Сущ. одуш
В.п. (каких?) –их, -ых.
- Сравните наши выводы с правилом в учебнике, стр.41. «Обратите внимание»
- В каком случае будете испытывать затруднения в определении падежа у прилагательных?
- О чем надо помнить?
Физминутка.
6. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- Возьмите красные карточки и выполните задание
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. У прилагательных определите падеж и выделите окончания.
В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Лёгк… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На лёгк… сн…ж…нки упал луч со…нца.
Проверка:
В зимние сумерки сова вылетает на охоту. На землю спустились зимние сумерки. Лёгкие снежинки медленно опускались на крыши домов. На лёгкие снежинки упал луч солнца.
- Возьмите карточки зеленого цвета и проверьте вашу работу.
- Кто справился с этой работой без ошибок?
- Как отличить прилагательные в винительном падеже от прилагательного в именительном, ведь вопрос и окончание одинаковое? (По падежу имени существительного к которому относится прилагательное)
8. Включение в систему знаний повторение.
- Я предлагаю выполнить тест и проверить на сколько хорошо вы усвоили тему урока.
ТЕСТ.
Предложение | Имя прилагательное стоит в | |
Им. п. | В. п. | |
1. Синие ели тонули в тумане. | + | |
2. Я вижу маленьких зайчат. | + | |
4. Белые снега укрыли землю. | + | |
5. Солнце осветило снежные вершины деревьев. | + |
(взаимопроверка)
Обменяемся карточками и проверьте своего друга по эталону.
9. Рефлекия.
- Что нового узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа в И. п.? Какие имеют окончания?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа в В. п.? Какие имеют окончания?
- Почему прилагательные множественного числа в В.п. могут отвечать на разные вопросы?
- Все ли у вас получилось? Оцените свою работу на уроке.
- Если все получалось и все было понятно, то – зеленый стикер.
- Если испытывали трудности – жёлтый.
- Если было трудно выполнять задания, допускали много ошибок – красный.
10. Д/з. Всем обязательное задание: Упр. 89 на стр. 42
Дополнительно кто не боится трудностей составить Синквейн об уроке.
Структура синквейна:
- 1 существительное
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- Предложение (основная мысль синквейна)
- 1 существительное ( вывод)
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. У прилагательных определите падеж и выделите окончания.
В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Лёгк… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На лёгк… сн…ж…нки упал луч со…нца.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. У прилагательных определите падеж и выделите окончания.
В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Лёгк… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На лёгк… сн…ж…нки упал луч со…нца.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. У прилагательных определите падеж и выделите окончания.
В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Лёгк… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На лёгк… сн…ж…нки упал луч со…нца.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. У прилагательных определите падеж и выделите окончания.
В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Лёгк… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На лёгк… сн…ж…нки упал луч со…нца.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. У прилагательных определите падеж и выделите окончания.
В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Лёгк… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На лёгк… сн…ж…нки упал луч со…нца.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. У прилагательных определите падеж и выделите окончания.
В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Лёгк… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На лёгк… сн…ж…нки упал луч со…нца.
Поставьте словосочетание белые березы в И. и В. падежи
И.п.
В.п.
Вывод: Что заметили? На какой вопрос отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?
И.п.
( ?) - , -
В.п.
Поставьте словосочетание умные ученики в И. и В. падежи
И.п.
В.п.
Вывод: Что заметили? На какие вопросы отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?
И.п. ( ?) - , -
В.п. ( ?) - , -
Поставьте словосочетание белые березы в И. и В. падежи
И.п.
В.п.
Вывод: Что заметили? На какой вопрос отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?
И.п.
( ?) - , -
В.п.
Поставьте словосочетание умные ученики в И. и В. падежи
И.п.
В.п.
Вывод: Что заметили? На какие вопросы отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?
И.п. ( ?) - , -
В.п. ( ?) - , -
ТЕСТ.
Предложение | Имя прилагательное стоит в | |
Им. п. | В. п. | |
1. Синие ели тонули в тумане. | ||
2. Я вижу маленьких зайчат. | ||
4. Белые снега укрыли землю. | ||
5. Солнце осветило снежные вершины деревьев. |
ТЕСТ.
Предложение | Имя прилагательное стоит в | |
Им. п. | В. п. | |
1. Синие ели тонули в тумане. | ||
2. Я вижу маленьких зайчат. | ||
4. Белые снега укрыли землю. | ||
5. Солнце осветило снежные вершины деревьев. |
ТЕСТ.
Предложение | Имя прилагательное стоит в | |
Им. п. | В. п. | |
1. Синие ели тонули в тумане. | ||
2. Я вижу маленьких зайчат. | ||
4. Белые снега укрыли землю. | ||
5. Солнце осветило снежные вершины деревьев. |
ТЕСТ.
Предложение | Имя прилагательное стоит в | |
Им. п. | В. п. | |
1. Синие ели тонули в тумане. | ||
2. Я вижу маленьких зайчат. | ||
4. Белые снега укрыли землю. | ||
5. Солнце осветило снежные вершины деревьев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.
Презентация на тему "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа"....
Урок русского языка в 4 классе на тему "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа" УМК "Школа России"
Урок русского языка в 4 классе на тему "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа" УМК "Школа России"...
Тренажёр "Именительный и винительный падежи имени существительного во множественном числе" 4 класс
Этот материал содержит презентацию для работы учеников с нетбуками....
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа
Конспект урока на тему: "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа" 4 классУМК "Школа России"...
Урок русского языка для 4 класса. Тема: Именительный и винительный падежи имен прилагательных в форме множественного числа.
Урок русского языка 4 класс.Тема: Именительный и винительный падежи имен прилагательных в форме множественного числа.Цели: Учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именител...
"Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа"
Урок русскогоо языка в 4 классе...
РЯ 4 кл Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа (презентация)
Русский язык 4 класс Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа (презентаиця)...