Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, программы "Русскому языку" авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г..
Рабочая программа по русскому языку расчитана на 136 учебных часов (4 часа в неделю).
содержание предмета представлено в программе в виде следующих тематических блоков:
Наша речь и наш язык
текст. Предложение. Слово.
Слово в языке и речи
Общее понятие о значимых частях слова
Правописание частей слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Улекчинская СОШ»
_____________Б.Б. Дамдинова
Приказ № 1 от 30.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
2020-2021 учебный год
Ступень обучения (класс): начальное общее, 3 класс
Количество часов в неделю: 4 часа
Количество часов за курс по программе: 136 часов
Уровень: базовый
Учитель: Эрдынеева Саяна Сергеевна
Программа разработана на основе авторской программы «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, - М.: Просвещение, 2014 год;.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Издательство – Москва, «Просвещение»,2020 год.
Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу «Русский язык» в 3 классе
МБОУ «Улекчинская СОШ» на 2020 -2021 уч. год.
(УМК «Школа России»)
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России», требованиями Примерной основной образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Улекчинская СОШ» и ориентирована на следующие нормативные документы и методические рекомендации:
- Федеральный Закон «Об образовании» № 29-12 в последней редакции от 29.12.2012г. №273-ФЗ (п.2 ст.28, п.3 ст.28, п.6 ст.28, п.9 ст.2) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);
- Приказ Минобрнауки № 15 от 26.01.2017 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (с изменениями 2017)
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- Письмо Минобразования Ростовской области от 22.06.2016 № 24/4.1.1-45446 «О примерной структуре рабочих программ учителя»
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Улекчинская СОШ» на 2017-2021 годы
- Примерные Программы начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011 год;
- Устав МБОУ «Улекчинская СОШ»
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Улекчинская СОШ» (Приказ № от 30.08.2020г.)
- Учебный план МБОУ «Улекчинская СОШ» на 2020-2021 учебный год.
- Программно-методическое обеспечение Учебного плана МБОУ «Улекчинская СОШ» на 2020-2021 учебный год.
- Расписание уроков МБОУ «Улекчинская СОШ» на 2020-2021 учебный год.
- Программы курса «Русский язык» под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, - М.: Просвещение, 2016 год;
Дидактическое обеспечение.
1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык : учебник для общеобразовательных учреждений. 3 класс / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2019.
2. В.П. Канакина, Русский язык. Рабочая тетрадь в двух частях. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений В.П. Канакина /– М.: Просвещение, 2019.
Методическое обеспечение.
- В.П. Канакина. Русский язык. 3 класс : метод. пособие с поурочными разработками / В.П.Канакина. – М.: Просвещение, 2019.
- Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 496 с. – (В помощь школьному учителю).
- О.И. Дмитриева. Русский язык. 3 класс : метод. пособие с поурочными разработками / О.И. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2019.
- Технологические карты уроков русского языка 3 класс «Школа России - Просвещение.
- Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы [Текст]: сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М.: Просвещение, 2016.
Цели обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи: закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма (задания по чистописанию являются обязательным компонентом урока).
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план и т.д. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов.
В соответствии с учебным планом школы общее количество часов составило- 136 часов:
1 четверть –36 часов
2 четверть – 28 часов
3 четверть – 40 часов
4 четверть – 32 часа
Нормы оценивания устных и письменных ответов по предмету соответствуют «Критериям и нормам оценки предметных и планируемых результатов обучающихся МБОУ «Улекчинская СОШ» по русскому языку».
Программа курса общим объемом 136 ч в год, 4 ч в неделю изучается в течение всего года.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков на 2020 – 2021 учебный год МБОУ «Улекчинская СОШ» программа по русскому языку фактически будет реализована в 3 классе за 136 часов.
Планируемые предметные результаты обучения
по курсу «Русский язык»
в 3 классе на 2020 – 2021 уч. год.
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса. Программа обеспечивает достижение учащимися 3-х классов следующих предметных результатов:
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объѐме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объѐме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объѐме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
- понимать, что предложение - это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
- называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
- Третьеклассники получат возможность научиться:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
- интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложения;
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
- определять тип текста;
- писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Нормы оценок в начальной школе по ФГОС
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант. Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
Наименование раздела | Основные изучаемые вопросы | Виды деятельности обучающихся | Форма организации учебного занятия |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование раздела | Кол –во часов | Содержание авторского курса | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |
Базовый уровень (обучающийся научится) | Повышенный уровень (обучающийся получит возможность научиться) | ||||
1 | Язык и речь. | 2 | Виды речи. Речь, её назначение. Речь-отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. | различать язык и речь; объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь; составлять текст по рисунку; находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. С. Пушкина | анализировать высказывания о русском языке (А. Куприна); рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 11 | Текст (повторение и углубление представлений о тексте). Признаки текст: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение (повторение, углубление представлений о предложении и диалоге).Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложений по членам. Простое и сложное предложение (общее представление). Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. | различать текст и предложение, текст и набор предложений; определять тему и главную мысль текста; подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста; различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение; восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст | выделять в письменном тексте диалог; наблюдать за значением предложений, различать их по цели высказывания (без терм); соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения |
3 | Слово в языке и речи | 18 | Лексическое значение слова. Омонимы. Использование омонимов в речи. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении). Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте; подбирать к слову синонимы и антонимы; распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. | группировать слова по типу орфограммы; приводить примеры с заданной орфограммой; излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану; подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. |
4 | Состав слова. Правописание частей слова. | 37 | Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей слова. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. | формулировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова и синонимы; находить чередующиеся звуки в корне слова; различать сложные слова, находить в них корни; формулировать определения окончания, приставки и суффикса; выделять в словах основу слова; проводить разбор слов по составу. | редактировать предложения с однокоренными словами; подробно излагать содержание повествовательного текста по плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами |
5 | Части речи | 61 | Повторение и углубление представлений об имени существительном. Число имён существительных. Род имён существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных. Падеж имён существительных Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Лексическое значение имён прилагательных. Связь имён прилагательных с именем существительным. Род имён прилагательных. Падеж имён прилагательных. Число имён прилагательных. Повторение и углубление представлений о местоимении. Личные местоимения. Род местоимений 3 лица единственного числа. Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами. | определять по изученным признакам слова различных частей речи; классифицировать слова по частям речи, самостоятельно подбирать примеры; составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе; выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению | находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение; составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. |
6 | Повторение | 7 | Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание значимых частей слова | ||
Итого: 136 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание |
I четверть | |||
Язык и речь – 2 ч | |||
1 | Наша речь. Виды речи. | Стр. 7 упр. 4 | |
2 | Наш язык. Стартовая диагностическая работа | Стр. 9 упр. 9 | |
Текст. Предложение. Словосочетание – 11 ч | |||
3 | Текст. Типы текстов. | Составить и записать текст – описание животного. Стр. 14 упр. 16 | |
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу» Стр. 20 упр. 26 | |
5 | Виды предложений по интонации. Словарный диктант № 1 | Стр. 23 упр. 33 | |
6 | Предложения с обращением. Обучающее изложение | Стр. 26 упр. 36 Составить и записать два предложения с обращением. | |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. | Стр. 28 упр. 41 | |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. | Стр. 30 упр. 46 | |
9 | Простое и сложное предложения. | Стр. 32 упр. 51 | |
10 | Простое и сложное предложения. | Стр. 34 упр. 55 | |
11 | Словосочетание. | Стр. 36 упр. 60 | |
12 | Проверочная работа № 1 | Стр. 37 упр. 63 | |
13 | Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение». | Повторить правила | |
Слово в языке и речи – 18 ч | |||
14 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант № 2 | Стр. 42 упр. 67 | |
15 | Синонимы и антонимы. | Стр. 44 упр. 74 | |
16 | Омонимы. | Стр. 46 упр. 78 | |
17 | Слово и словосочетание. | Стр. 48 упр. 82 | |
18 | Фразеологизмы. | Стр. 50 упр. 87 | |
19 | Обучающее изложение (упр.88) | Составить и записать два предложения с фразеологизмом. | |
20 | Части речи. | Стр. 54 упр. 92 | |
21 | Имя существительное. | Стр. 56 упр. 96 | |
22 | Имя прилагательное. | Стр. 58 упр. 100 | |
23 | Глагол. | Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены. | |
24 | Что такое имя числительное? Проверочная работа «Части речи» | Стр. 60 упр. 105 | |
25 | Однокоренные слова. Проверочная работа № 2 | Стр. 62 упр. 111 | |
26 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | Стр. 64 упр. 116 | |
27 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | Стр. 66 упр. 120 | |
28 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Стр. 69 упр. 127 | |
29 | Обучающее изложение (упр.129) Словарный диктант № 3 | Записать 5 слов с мягким разделительным знаком и 5 слов с мягким знаком показателем мягкости согласного | |
30 | Обобщение и закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове» Проверочная работа № 3 | Повторить правила Подготовить проект по теме «Рассказ о слове» | |
31 | Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи» | Повторение материала | |
Состав слова – 14 ч | |||
32 | Корень слова. Как найти в слове корень? | Записать однокоренные слова: 1 вариант – корень «море», 2 вариант – «гор – гора» Повторить изученные правила. | |
33 | Сложные слова. Контрольное списывание № 1 | Стр. 78 упр. 141 | |
34 | Окончание. Как найти в слове окончание? | Стр. 81 упр. 146 | |
35 | Окончание слова. | Стр. 83 упр. 152 | |
36 | Приставка. Контрольный диктант № 3 за 1 четверть | Составить и записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками. | |
37 | Значение приставок. Словарный диктант № 4 | Стр. 88 упр. 163 | |
38 | Суффикс. Как найти в слове суффикс? | Записать 10 слов с суффиксами. | |
39 | Значение суффиксов. | Стр. 94 упр. 176 | |
40 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | Стр. 92 упр. 171 | |
II четверть | |||
41 | Основа слова. | Стр. 96 упр. 182 | |
42 | Обобщение знаний о составе слова. | Стр. 98 упр. 188 | |
43 | Контрольный диктант № 4 по теме «Состав слова». | Повторить правила Стр. 98, упр. 189 | |
44 | Обучающее изложение Упр. 191 | Стр. 99 упр. 190 | |
45 | Проект «Семья слов» Проверочная работа № 4 | Повторить правила | |
Правописание частей слова – 23 ч | |||
46 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Стр. 105 упр. 195 | |
47 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Стр. 107 упр. 200 | |
48 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | Стр. 108 упр. 203 | |
49 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Записать 10 слов с безударными гласными в корне. Стр.113, упр.214 | |
50 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Записать 10 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова. Стр.115, упр.218 | |
51 | Обучающее изложение. | Записать по5 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце и в середине корня. | |
52 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Контрольное списывание № 2 | Стр. 117 упр. 224 | |
53 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | Стр. 120 упр. 229, 230 | |
54 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Стр. 122 упр. 235 | |
55 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Записать 10 слов с удвоенными согласными | |
56 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | Подготовиться к контрольному диктанту | |
57 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание корней слов». | Повторить правила | |
58 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | Стр. 125 упр. 241 | |
59 | Правописание суффиксов и приставок. | Стр. 128 упр. 247 | |
60 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант № 5. | Стр. 129 упр. 251,255. | |
61 | Правописание приставок и предлогов. | Стр. 132 упр. 260 | |
62 | Правописание приставок и предлогов. | Стр. 134 упр. 263 | |
63 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | Стр. 135 упр. 266 | |
64 | Контрольный диктант № 6 по теме « Правописание частей слова». | Записать по 5 слов с разделительными мягким и твёрдым знаками. | |
65 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | Стр. 138 упр. 274 | |
66 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | Стр. 141 упр. 279 | |
67 | Обучающее изложение (упр.278) | Записать 10 слов с приставками. Составить и записать предложение с одним из них. | |
68 | Проект «Составляем орфографический словарь | Работа по карточке | |
Части речи ( 61 час) | |||
69 | Части речи. | Стр. 6 упр. 7 | |
Имя существительное –27ч | |||
70 | Имя существительное и его роль в речи. | Стр. 10 упр. 11 | |
71 | Значение и употребление имён существительных в речи. | Составить и записать два предложения. Подчеркнуть имена существительные. | |
72 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Записать 5 одушевлённых и 5 неодушевлённых имён существительных. | |
73 | Обучающее изложение (упр. 21). | Составить и записать два предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Указать род. | |
III четверть | |||
74 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Стр. 17 упр. 27 | |
75 | Проект «Тайны имени». Контрольное списывание № 3 | Работа по карточке | |
76 | Число имён существительных. | Стр. 21 упр. 32 | |
77 | Число имён существительных. | Стр. 23 упр. 37 | |
78 | Род имён существительных. | Стр. 27 упр. 44 | |
79 | Род имён существительных. | Стр. 30 упр. 50 | |
80 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Стр. 33 упр. 56 | |
81 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Стр. 34 упр. 60 | |
82 | Обучающее изложение (упр.62) | Стр. 35 упр. 63 | |
83 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное» | Повторить материал по имени существительному | |
84 | Склонение имён существительных. | Просклонять слова: стрела, гроза | |
85 | Падеж имён существительных. Словарный диктант № 6 | Составить и записать два предложения. Указать падеж имён существительных | |
86 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Просклонять слово РУЧКА | |
87 | Именительный падеж. | Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены | |
88 | Родительный падеж. | Стр. 45 упр. 81 | |
89 | Дательный падеж. | Стр. 47 упр. 84 | |
90 | Винительный падеж. | Стр. 52 упр. 93 | |
91 | Творительный падеж. | Составить и записать два предложения с именами существительными в творительном падеже | |
92 | Предложный падеж. | Стр. 54 упр. 98 | |
93 | Обучающее изложение (упр.101) | Составить и записать 5 словосочетаний с именами существительными в разных падежах (кроме именительного) | |
94 | Обобщение знаний. Проект « Зимняя страничка» | Составить и записать предложение. Выполнить разбор имён существительных. Пользуясь памяткой. | |
95 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Повторить изученные правила | |
96 | Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных» | Повторить падежи и падежные окончания | |
Имя прилагательное – 15 ч | |||
97 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | Стр. 65 упр. 112 | |
98 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | Стр. 66 упр. 115 | |
99 | Роль имён прилагательных в тексте. | Стр. 69 упр. 121. Подготовиться к сочинению | |
100 | Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | Стр.71 изучить информацию Стр.70, упр.123 | |
101 | Род имён прилагательных. | Стр. 73 упр. 126 | |
102 | Изменение имён прилагательных по родам. | Стр.75 упр. 130 | |
103 | Изменение имён прилагательных по родам. | Составит 6 словосочетаний, указать род имени прилагательного, выделить окончание | |
104 | Число имён прилагательных. | Стр. 80 упр. 138 | |
105 | Число имён прилагательных | Стр. 81 упр. 142 | |
106 | Изменение имён прилагательных по падежам. | Просклонять имя прилагательное ВЫСОКАЯ (ГОРА) | |
107 | Изменение имён прилагательных по падежам. | Составить и записать три предложения. Указать падеж имён прилагательных. | |
108 | Обобщение знаний. Словарный диктант № 7 | Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи | |
109 | Сочинение ( или отзыв) по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | Повторить изученные правила | |
110 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект « Имена прилагательные в загадках». | Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи | |
111 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | Работа по карточке | |
Местоимение – 4 ч | |||
112 | Личные местоимения. | Составить и записать два предложения с местоимениями | |
113 | Изменение личных местоимений по родам | Стр. 95 упр. 162 | |
114 | Правописание местоимений. Проверочная работа № 6 | Составить и записать три предложения с разными местоимениями. Указать число и лицо местоимений. | |
115 | Обучающее изложение | Составить и записать два предложения с местоимениями | |
Глагол – 14 ч | |||
IV четверть | |||
116 | Значение и употребление глаголов в речи. | Стр. 102 упр. 172 | |
117 | Значение и употребление глаголов в речи. | Стр. 103 упр. 176, 180 | |
118 | Неопределённая форма глагола. | Стр. 107 упр. 184 | |
119 | Неопределённая форма глагола. | Стр. 108 упр. 188 | |
120 | Число глаголов. | Составить и записать 4 предложения с глаголами в разных числах на тему «Весна». Указать число. | |
121 | Времена глаголов. | Стр. 113 упр. 199 | |
122 | Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов. | Стр. 116 упр. 204 | |
123 | Изменение глаголов по временам. | Стр. 118 упр. 209 | |
124 | Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение. Упр. 213 | Составить и записать три предложения с глаголами в разном времени | |
125 | Род глаголов в прошедшем времени. | Стр. 122 упр. 218, 222 | |
126 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Составить и записать два предложения с глаголами с частицей НЕ | |
127 | Обобщение изученного материала о глаголе. | Стр. 127 упр. 231ё | |
128 | Обобщение изученного материала о глаголе. Проверочная работа №7. | Составить и записать три предложения. Указать время, число, лицо глаголов Стр.130, задание 1. | |
129 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» | Повторить словарные слова | |
Повторение –7ч | |||
130 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант № 9. | Стр. 132 упр. 239 | |
131 | Обобщение изученного о слове, предложении. Обучающее изложение . Упр.242 | Стр. 134 упр. 246 | |
132 | Правописание окончаний имён прилагательных | Стр. 135 упр. 249 | |
133 | Правописание приставок и предлогов | Стр. 135 упр. 250 | |
134 | Правописание безударных гласных | Стр. 137 упр. 255 | |
135 | Итоговый контрольный диктант. | Стр.138, упр. 257 | |
136 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | Стр. 140 упр. 263 | |
Итого: 136 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...