Этапы урока. | Формы, методы, приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД | Контроль результатов учебной деятельности |
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
| Коллективная, словесные. Метод стимули рования познавательной деятельности | Приветствие учащихся. - Игра – приветствие «Здравствуйте!»
- Откройте ладошки к новым знаниям и произнесите волшебную фразу:
-Ребята, на улице неприветливо, холодно. Кому захотелось, чтобы выглянуло солнышко? Зажгите это солнышко своими улыбками. Улыбнитесь друг другу, мне и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать урок. |
(Дети стоят в кругу. Поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, говорят: желаю (большими пальцами) успеха (средними пальцами) большого(средними пальц.) во всём (безымянными ) и везде (мизинцами) Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью. Затем пальцы рук переплетаются и произносится фраза: «Удачи тебе на уроке!»
- Дети открывают ладоши и произносят: !Я хочу много знать!»
Дети поворачиваются друг к другу и дарят улыбки.
| Эмоционально – положительный настрой на уроке.
|
|
II. Пальчиковая гимнастика.
Подготовка рабочего места | Коллективный | -Подготовим пальчики, руку к письму. Учитель показывает упражнение для пальчиков.
--- Пара ножниц есть у нас Пригодятся нам не раз Кто из нас такой отважный, Кто разрежет лист бумажный?
- Начинаем работу. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке- Ручка, книжка и тетрадки. | Дети, стоя в кругу, повторяют за учителем слова и выполняют упражнения для пальчиков.
Дети садятся за парты, записывают: число, классная работа | Регулятивные УУД: положительный настрой на уроке |
|
III. Минутка чистописания | Закрепление навыка начертания букв и соединений
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Февраль» Слайд 3 | - Какое сейчас время года? (на 1 слайде появляется картинка зимы) - Дед Мороз, когда темно, Из лесов и снежных гор К нам приходит под окно Рисовать на нём …(узор)
( 2 слайд –показ буквы: 1. - Из какой буквы нарисовал Мороз узор на стекле? - Вспомним правила написания букв, слов.
- Опираясь на критерии, обведите букву, которая написана правильно.
2. (слайд 4 – записаны слова: Снеговик, снегопад, сугроб.
-Что объединяет эти слова?
- Докажите, что это имена существительные. - Выпишите, соблюдая правила каллиграфии, имена существительные. - Что ещё общего в этих словах? | -Зима
Дети договаривают четверостишье.
Дети называют букву.
Дети проговаривают правила: - Писать буквы каллиграфически правильно.
- Соблюдать высоту букв.
- Слова между собой пишутся раздельно.
Дети прописывают букву С
Дети обводят правильно написанную букву.
Имя существительное.
Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Самопроверка, сравнение с образцом на слайде. Им. сущ. ед.ч., м.р.
|
Личностные УУД: желание и умение применять знания на практике; ориентирование на понимание причин успеха |
Самооценка По установлен- ным критериям дети оценивают свою работу значком на полях тетради. Проговаривают, объясняют свою самооценку. Оценка учителя.
|
IV.Актуализация знаний.
Словарная работа
Род и число имён существитель ных | Словесный, наглядный, беседа | В течение урока вы оцениваете свою работу по критериям, отмечая знаки на полях: «+» - сигнал благополучия «Я понял все. С работой справился»; «+ - » сигнал неуверенности «Сомневаюсь. Понадобилась помощь учителя, ребят»; «!» – сигнал тревоги «Мне трудно».
Слайд 5 1). Пейзаж Аллея Декабрь Единица Живопись Иней - К какой группе слов относятся данные существительные? - Прочитайте слова внимательно. Запомните, в каком порядке они записаны.
(Слова закрываются) - Запишите их в том же порядке, в столбик.
2). - Определите число и род имён существительных. |
Слова с непроверяемой орфограммой.
Дети выполняют письмо по памяти.
Справа от слова дети записывают число и род существительного.
|
Познавательные: используют сравнение для установления общих свойств объекта, высказывают суждения по результатам сравнения; умеют самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала |
Взаимопроверка по критериям
Оценка учителя |
V. Постановка учебной проблемы. Целеполагание. | Фронтальный, словесный. беседа проблемно - поисковый | - Карандашом в столбике обведите первые буквы слов. - Назовите ключевое слово.
- Почему это слово является ключевым на нашем уроке? ( Какова тема урока?)
- Давайте определим для себя цели. ( На доске 3 ключа с вопросами: Что? Как? Зачем? и схема с буквами: П У В А П)
Что вы будете делать? Как вы это будете делать? Зачем?
- Изменение по падежам как называется?
Постановка проблемного вопроса.
- Как вы думаете, всё ли мы знаем об изменении имён существительных по падежам? - Хотите знать? - Ну, тогда в добрый путь! Легко ли определить падеж существительного ЗЕМЛЕ? -Почему?
- Как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного? Это проблема? -Значит, какую проблему мы должны сегодня решить на уроке? |
Дети называют: ПАДЕЖИ
Ответ детей
Повторить падежи. Упражняться изменять имена существительные по падежам Быть Внимательными, Активными. Помогать друг другу. Ответы детей на вопрос- зачем?
-Склонение
-Нет
Ответ детей
-Нет - Нет ни предлогов, ни словосочетания, ни предложения.
-Проблема. -Научиться определять падеж у существительного. Изменять существительные по падежам. | Личностные УУД: Самоопределение системы заданий
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении.
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
|
VI. Работа по теме урока |
Работа в группах
| 1). Решение проблемы. - Чтобы решить эту проблему, вам нужно разделиться на 3 группы.
-Вспомним правила работы в группах
1группа: Восстановить порядок падежей и вопросов
2 группа: Составить алгоритм определения падежа существительного:
*Задай падежный вопрос от этого слова к имени существительному *По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово. *Найди слово в предложении, к которому относится имя существительное
|
3 группа: Падежи соединить с предлогами
И.п. | к, по | Р.п. | в, об, о, на, при | Д.п. | На, за, в, под, про, через | В.п. |
| Т.п. | без, у, от, с, до, из, для, около, возле | П.п. | над, за, с, под, перед, между, |
-Давайте проверим вашу работу.
|
Ответы детей
Дети работают в группах, используя формат А-3
- Каждая группа вывешивает листы А-3 с полученными результатами. На каждую парту раздаются памятки «Алгоритм определения падежа имени существительного» |
Предметные УУД: Знание падежей имен существительных; их предлоги: алгоритм определения падежа.
Познавательные УУД: осуществляют простейшее планирование своей работы; выполняют анализ, делают вывод.
Коммуникативные УУД: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
|
Самооценка
По установлен- ным критериям дети оценивают свою работу значком на полях тетради. Проговаривают, объясняют свою самооценку. Оценка учителя. |
VII. Физминутка а).Упражнения под музыку. б)Упражнения для глаз (слайд ) | Коллективная, практический. | Показ упражнений. |
Выполняют движения под музыку. Выполнение движений под руководством учителя. | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни | Правильное выполнение движений. |
VIII. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная; словесный, наглядный практический
Работа в парах сменного состава
Дифференциро- ванная работа
Дополнительный материал | 1). Прочитайте и запишите предложение. Определите падеж существительных.
на слайде 6: Солнцеосвещаетземлю. Навысокойгорестоитдом.
2). Игра «Эстафета» Каждый ряд получает карточку со словосочетаниями: 1-й ряд. Растёт на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран. 2-й ряд. Зашёл к другу, вышел за город, горжусь Родиной, мечтаю о походе, жил за рекой, любовался природой, поднялся в воздух, остался без яблока. 3-й ряд. Растёт на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, шли по дороге, зашёл за товарищем, говорили о работе, перебежал через дорогу. Проверка На экране появляется слайд 7: 1ряд - П.п., Т.п., В.п., В.п., Д.п., Д.п., В.п., В.п. 2 ряд – Д.п., В.п., Р.п., П.п., Р.п., Т.п., В.п., Р.п. 3 ряд – П.п., Т.п., В.п., В.п., Д.п., Т.п., П.п., В.п. - Ребята. От каждого ряда выберите ученика, который проверит всю вашу работу.
- Оцените, как отработал ваш ряд.
3). Определить падеж имён существительных.
1 уровень. В начале урока вы видели картину . Посмотрите на неё ещё раз. Кто её написал? Слайд 8 - Составить и записать 3 предложения. Определить падеж имён существительных.
2 уровень. Запишите предложения, определите падеж имён существительных.
Земля покрылась белоснежным ковром. С неба летел мокрый снежок. Мороз нарисовал на окне красивый узор.
Дополнительный материал для детей, которые быстро справились с заданием.
Учебник – с. 39, №71 (1 часть)
Проверка - Как вы определяли падеж у существительных, выполняя задание?
| Дети записывают предложение, пользуясь памяткой объясняют: сначала подчеркивают грамматическую основу, определяют подлежащее, которое стоит в И.п., затем называют словосочетание, вопрос, определяют падеж. Если ребёнок быстро справился с работой, он записывает второе предложение. Дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.
Ученики проверяют правильность выполнения работы, опираясь на запись на слайде.
И. Шишкин «Зима»
Самостоятельная работа. Если ребятам нужна помощь, они сигнализируют об этом учителю.
Находили грамматическую основу, задавали вопросы от слова – командира. |
Предметные УУД: Умение определять падеж имен существительных;
Личностные УУД: Имеют личностное отношение к полученным знаниям; желание и умение применять их на практике
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и детьми.
РегулятивныеУУД: создание ситуации успеха |
Взаимопроверка
Взаимооценка по установленным критериям. Проговаривают, объясняют свою оценку. Оценка учителя.
Взаимопроверка
Взаимооценка по установленным критериям. Проговаривают, объясняют свою оценку. Оценка учителя. |
VIII. Домашнее задание | Словесный, беседа | 1). На партах у учеников – карточки (две – разного цвета: голубая и жёлтая)
Карточка №1 просклоняйте существительное –страна.
Карточка 2. У существительных определите падежи. Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Ребята, посмотрите на эти карточки, выберите ту, задание которой вы можете выполнить. Подпишите. Передайте карточки с выполненной работой. За эту самостоятельную работу вы получите отметку. А теперь поднимите карточки, которые у вас остались (дети поднимают карточки разного цвета). Задания на этой карточке остаются вам домой, завтра сдадите.
* Дополнительно вы можете выполнить в учебнике на с. 39, упр. №71 (2 часть)
|
Самостоятельная работа по карточке.
Дети выбирают карточку, с которой они будут работать.
| Личностные УУД: Имеют личностное отношение к полученным знаниям; желание и умение применять их на практике
Предметные УУД: Знание падежей имен существительных; их предлоги: алгоритм определения падежа.
|
|
XII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд 9 | Фронтальная, словесный, беседа | а). – Вспомним цель, которую вы для себя поставили.
- Чему учились …
- Упражнялись …
- -Что особенно понравилось?
- Что вызвало затруднение? – Достигли поставленную в начале урока цель? – За что себя можешь похвалить?
б). Самооценка знаний учащимися. -Как вы отработали на уроке? * На уроке мне было интересно (неинтересно, скучно). * Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам. * Я был невнимателен, мало поднимал руку, затруднялся , мне помогали ребята.)
в). - Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям: Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим
Справился со всеми задачами
Справился со всеми задачами, но мне нужна была помощь в …
- Спасибо, ребята, за работу. Я увидела, что вы умеете сами добывать знания, помогаете друг другу.
|
Дети отвечают на вопросы.
Оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют самоконтроль.
Дети размещают на «Дереве успеха»
| Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).
| Самооценка. Оценка учителя. |