Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с ТНР. Это обусловлено характером и структурой дефекта этих детей, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость учащихся по всем другим предметам.
Нарушения речевого развития у учащихся носят системный характер и затрагивают все компоненты языка (речи): фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику речи. Тяжелые нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребенка, препятствуют его социальной адаптации.
У детей с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи.
В связи с этим в процессе обучения русскому языку учащихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико – фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов. Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение детьми различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
Цель курса - сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
В связи с этим в процессе преподавания русского языка в школе с ТНР ставятся следующие задачи:
- Повысить уровень речевого развития и общего психического развития детей с ТНР;
- Закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности, в диалогической и монологической речи;
- Сформировать у детей фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках чтения, развития речи, произношения;
- Выработать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
- Развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- Обеспечить профилактику и коррекцию дислексий, дисграфий и дизорфографий у школьников с ОНР, а также коррекцию нарушений устной речи.
Данная программа разработана на основе АООП НОО (вариант 5. 2) и учебно методического комплекта по русскому языку автора Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи. Коррекция нарушений устной и письменной речи, закрепление правильных речевых навыков осуществляется на различных уроках специфическими методами и приемами.
Реализация программы подразумевает широкую вариативность в выборе разнообразных форм работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная, с детьми, нуждающимися в коррекционной работе. Программа предполагает использование объяснительно – иллюстративных, репродуктивных, поисково – исследовательских, игровых методов, создание проблемной ситуации.
Общая характеристика курса
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
В соответствии с учебным планом на изучение курса русского языка в 3 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю)
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
- мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ знаки, непроизносимые согласные, суффиксы -ик-, -ек-, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами, сложные слова) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы (знание терминов необязательно);
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения;
- писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ-рассуждение.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарём (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема. | Количество часов |
Повторение изученного во 2 классе | 17 ч | |
Предложение. Словосочетание | 11 ч | |
Текст | 3 ч | |
Состав слова | 15 ч | |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 10 ч | |
Правописание безударных гласных в корне слова | 17 ч | |
Слова с непроизносимыми согласными в корне | 6 ч | |
Обобщение правил правописания корней слов | 3 ч | |
Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. Предлоги и приставки | 7 ч | |
Разделительный твёрдый знак | 5 ч | |
Части речи | 5 ч | |
Имя существительное | 20 ч | |
Имя прилагательное | 15 ч | |
Глагол | 25 ч | |
Повторение изученного за год | 11 ч | |
ИТОГО | 170 ч |
Содержание курса
В 3 классе происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Учащиеся изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними. На основе знаний состава слова в 3 классе производится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок. Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста.
Повторение. Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Разделительный ь и ъ - показатель мягкости согласных. Сочетания жи-ши, ча-щ, чу-щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путём изменения формы слова и подбора однокоренных: доски-доска, соль-солить, площади-площадка.
Предложение. Словосочетание. Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов (например: ёж, зверёк, ёжик, колючий комочек и т.п.). Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.
Состав слова. Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова – корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корнях слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку-печь, лицо-личный, бег-бежать, верх- вершина, вязать-вяжет и др. (ознакомление).
Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-, от-, до, по-, под-, про-, за-, на-, над-, в-, с-. Вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Разделительный ь в словах с приставками. Сопоставление ь и ъ.
Суффикс значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов –оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-, -оват-, -еват- (ознакомление).
Лексика. Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).
Части речи. Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлоги, союзы).
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных: солнце, озеро. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Буква ь после шипящих на конце имён существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие.
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончание глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Умение пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов.
Развитие связной речи. Текст. Общее понятие о видах текстов (или типах речи): повествование, описание, рассуждение; о стилях речи (разговорный, деловой, художественный). Изложение текста-повествования по коллективно или самостоятельно-составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близкие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т.п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление устных текстов-рассуждений делового стиля. Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение.
Повторение изученного за год. Текст и предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ь и ъ. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во час. | Дата проведения | Коррекционная работа |
1 | Речь. | 1 | ||
2 | Предложение. | 1 | ||
3 | Текст – единица речи. | 1 | ||
4 5 | Слова, называющие предметы (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные), действия и состояния предметов (глагол) | 2 | ||
6 | Распознавание слов по вопросам. Точное употребление слов в предложении | 1 | ||
7 | Имена собственные. Заглавная буква | 1 | ||
8 | Входной диктант «Осенью» | 1 | ||
9 | Однокоренные слова | 1 | ||
10 11 | Звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я | 2 | ||
12 | Слово и слог. Перенос слов | 1 | ||
13 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных | 1 | ||
14 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, чт | 1 | ||
15 | Разделительный мягкий знак | 1 | ||
16 | Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами | 1 | ||
17 18 | Ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами. | 2 | ||
19 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения | 1 | ||
20 | Восклицательные предложения | 1 | ||
21 | Построение предложений и оформление на письме | 1 | ||
22 | Употребление в тексте разных по цели высказывания предложений | 1 | ||
23 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | ||
24 | Связь слов в предложении | 1 | ||
25 | Обучающее изложение | 1 | ||
26 | Работа над ошибками | 1 | ||
27 | Словосочетание | 1 | ||
28 | Предложение и словосочетание | 1 | ||
29 | Текст. Тема текста | 1 | ||
30 | Тема текста | 1 | ||
31 | Текст. Обобщение | 1 | ||
32 | Однокоренные слова | 1 | ||
33 | Корень слова | 1 | ||
34 | Понятие об окончании | 1 | ||
35 | Окончание и его роль в предложении | 1 | ||
36 | Словообразовательная роль приставок и суффиксов в русском языке | 1 | ||
37 38 | Приставка и суффикс – значимые части слова | 2 | ||
39 | Образование слов с помощью суффиксов | 1 | ||
40 | Контрольный диктант «Прощанье с осенью» | 1 | ||
41 | Работа над ошибками | 1 | ||
42 | Образование слов с помощью приставок | 1 | ||
43 | Суффикс и приставка | 1 | ||
2 четверть | ||||
1 | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне | 1 | ||
2 | Проверка слов с парными согласными в корне | 1 | ||
3 | Проверка слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова | 1 | ||
4 6 | Упражнения в правописании слов с парными согласными в корне | 3 | ||
7 | Контрольный диктант «Зимний денёк» | 1 | ||
8 | Работа над ошибками | 1 | ||
9 | Безударные гласные в корне слова | 1 | ||
10 | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне | 1 | ||
11 | Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способах проверки | 1 | ||
12 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне | 1 | ||
13 14 | Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё | 2 | ||
15 16 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 2 | ||
17 | Контрольный диктант «Оляпка» | 1 | ||
18 | Работа над ошибками | 1 | ||
19 | Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | ||
20 21 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 2 | ||
22 | Правописание слов типа чудесный, опасный | 1 | ||
23 | Контрольный диктант «Снеговик» | 1 | ||
24 | Работа над ошибками. Закрепление | 1 | ||
25 | Обобщение правил правописания корней слов | 1 | ||
26 | Приставка | 1 | ||
27 | Правописание приставок | 1 | ||
28 | Правописание безударных гласных в приставках | 1 | ||
29 | Упражнения в правописании приставок и безударных гласных в корне | 1 | ||
30 | Предлоги и приставки | 1 | ||
31 | Разделительный твёрдый знак | 1 | ||
32 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки | 1 | ||
33 34 | Контрольный диктант Работа над ошибками | 2 | ||
35 | Обобщение знаний | 1 |
№ | Тема урока | Кол-во час. | Дата проведения | Коррекционная работа |
II полугодие. 3 четверть | ||||
1. | Понятие о частях речи | 1 | ||
2 | Местоимение | 1 | ||
3 | Упражнения в определении частей речи | 1 | ||
4 | Изменение имён существительных, имён прилагательных, глаголов по числам | 1 | ||
5 | Части речи и их правильное употребление | 1 | ||
6 | Имя существительное и его роль в речи | 1 | ||
7 | Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и что? | 1 | ||
8 | Обучающее изложение | 1 | ||
9 | Анализ изложения. Заглавная буква в именах собственных | 1 | ||
10, 11 | Род имён существительных | 2 | ||
12 | Определение рода имён существительных в тексте | 1 | ||
13 | Родовые окончания имён существительных | 1 | ||
14 15 | Изменение имён существительных по числам | 1 | ||
16 | Склонение имён существительных | 1 | ||
17 | Ознакомление с приёмами определения падежей | 1 | ||
18 19 | Упражнения в определении падежей | 1 | ||
20 21 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 2 | ||
22 23 | Упражнения в правописании слов с шипящими на конце | 1 | ||
24 | Контрольный диктант | 1 | ||
25 | Анализ диктанта. Закрепление | 1 | ||
26 | Имя прилагательное и его роль в речи | 1 | ||
27 | Употребление имён прилагательных в речи | 1 | ||
28 | Прилагательные синонимы и антонимы | 1 | ||
29 | Текст – описание | 1 | ||
30 | Закрепление изученного об имени прилагательном | 1 | ||
31 32 | Изменение имён прилагательных по родам | 2 | ||
33 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных | 1 | ||
34 | Изменение имён прилагательных по числам | 1 | ||
35 36 | Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных | 2 | ||
37 | Контрольный диктант | 1 | ||
38 | Работа над ошибками | 1 | ||
39 | Обобщение изученного об имени прилагательном | 1 | ||
40 | Изложение научно-познавательного текста по вопросам | 1 | ||
41 | Глагол и его роль в речи | 1 | ||
42 | Роль глаголов в предложении | 1 | ||
43 | Глаголы синонимы и антонимы | 1 | ||
44 | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле | 1 | ||
45 | Тест - рассуждение | 1 | ||
46 | Обучающее изложение | 1 | ||
47 | Анализ изложений | 1 | ||
48 | Контрольный диктант | 1 | ||
49 | Работа над ошибками | 1 | ||
50 | Изменение глаголов по числам | 1 | ||
4 четверть | ||||
1. | Изменение глаголов по числам | 1 | ||
2. | Понятие о временных формах глагола | 1 | ||
3. 4. | Приёмы определения времени глагола | 2 | ||
5. 6. | Неопределённая форма глагола | 2 | ||
7. 8. | Изменение глаголов по временам | 2 | ||
9. | Обучающее изложение | 1 | ||
10. | Анализ изложения | 1 | ||
11. 12. | Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 2 | ||
13. | Употребление глаголов прошедшего времени | 1 | ||
14. | Правописание глаголов с приставками | 1 | ||
15. 16. 17. | Правописание частицы не с глаголами | 3 | ||
18. | Упражнения в правописании частицы не с глаголами | 1 | ||
19. 20. | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | 2 | ||
21. | Контрольный диктант | 1 | ||
22. | Работа над ошибками | 1 | ||
23. | Обучающее изложение | 1 | ||
24. | Анализ изложений | 1 | ||
25. | Повторение. Слово и предложение | 1 | ||
26. | Предложение и текст | 1 | ||
27 -28. | Состав слова | 2 | ||
29 | Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний | |||
30-31 | Правописание корней | 2 | ||
32 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягкими знаками | 1 | ||
33 34 | Правописание слов с безударными гласными и непроизносимыми согласными в корне | 2 | ||
35 36 | Части речи | 2 | ||
37 | Контрольный диктант | 1 | ||
38 | Анализ диктанта | 1 | ||
39 | Изложение | 1 | ||
40 | Обобщающий урок | 1 |
Учебно – методическое обеспечение:
- Лебедев В.А., Мишуринская Г.И. « Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой 3 класс» - М., Дрофа,2017
- Николаева Л.П., Иванова И. В. Тесты по русскому языку к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» в 2-х ч – М., Экзамен, 2018
- Рамзаева Т. Г. Книга для учителя «Русский язык». 3 класс – М., Дрофа, 2017
- Рамзаева Т. Г. Учебник «Русский язык 3» в 2 – х ч - М., Дрофа, 2019
- Рамзаева Т. Г., Савинкина Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса «Русский язык 3» Рамзаевой Т.Г., - М., Дрофа,2018
- Тихомирова Е.М. Проверочные работы по русскому языку к учебнику для 3 класса «Русский язык 3» Рамзаевой Т.Г., - М., Экзамен,2018
Список литературы:
- Закон об образовании РФ
- АООП НОО вариант 5. 2
- Рамзаева Т. Г. Программа. Русский язык - М.: Просвещение, 2017
- Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования для детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...