Урок родного русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок родного русского языка
2 класс
Для чего нужны синонимы?
Учитель: Мосичева Л.А.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас учащихся.
.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова 2 класс, билетики разных цветов.
Ход урока:
Орг. момент.
Утром ранним кто–то странный
заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
Посмотрите друг на друга и передайте приветствие от солнышка и частичку своего хорошего настроения по цепочке друг другу.
-Вот видите, от ваших улыбок светлее и уютнее стало в классе. ( Слайд)
1.Актуализация знаний
Сыграем в игру «Договори словечко».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: («Привет».)
А сосед его ушастый
Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)( Слайды)
-Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?
- Когда вы употребляете слово здравствуй?
- Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?
- Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.)
- Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Что мы сегодня будем изучать на уроке? Какие слова исследовать?
- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое синонимы. Мы будем учиться находить синонимы в тексте, правильно употреблять их в речи, ответим на вопрос: для чего нужны синонимы? (Слайд)
2. Совместное открытие знаний
-Отгадайте загадку:
Хоть неплохо я одета,
Бьёт озноб меня всегда.
И весной и жарким летом
Вся дрожу, как в холода.
- Какое это дерево? ( Осина) (Слайд)
- Ребята, подберите синонимы к слову озноб. ( затрудняются ответить)
-Легко ли подобрать синонимы к слову?
-Что надо сделать, если затрудняетесь подобрать синоним? (спросить у взрослых, обратиться к словарю синонимов)
Показ словаря синонимов.
- В русском языке есть словарь синонимов, который помогает нам в этом. Его составитель – Евгеньева.
-А ещё, ребята, можно обратиться к заданиям учебника «Русский родной язык» О.М.Александровой
а ) Откройте учебник на стр.80, найдите упр.2.
Выполним упражнение по заданию.
- Так какие слова можно назвать синонимами к слову озноб (холод, дрожь, мурашки, трясучка)
Прочитайте, что написано
(Слайд)
б ) Зябнет осинка,
Зябнет на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
-Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?
-Для чего нужны синонимы?
(-синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях,
-обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной.)
в)-А теперь давайте выполним задание 1.
- А всегда ли синонимы могут заменять друг друга?
г)- Выполним упр.5. Делают вывод по данному упражнению и зачитывается вывод в учебнике.
Физкультминутка (Слайд)
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
д)-Давайте поработаем в парах,найдите соедините линиями слова синонимы в таблице( раздаточный материал на партах) (Слайд)
неудачный | молвить |
жадный | отважный |
прекрасный | алчный |
смелый | пригожий |
сказать | ошибочный |
рассказать | молчаливый |
неразговорчивый | сказывать |
Проверка выполненного (Слайд)
е)- Что интересное вы заметили, когда выполняли это задание? А где вы встречали употребление таких слов: пригожий, сказывать, молвить? ( В сказках) ( Привожу примеры или небольшую викторину по сказкам)
( - Дочери мои хорошие, мои пригожие. Еду я по своим делам, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство…) С. Аксаков « Аленький цветочек)
(- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.Двуглазка пошла с сиротой) Р,н.с . « Крошечка- Хаврошечка)
( Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица…) А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне….»
(-Скоро сказка сказывается, дане скоро дело делается.) Присказка.(Элемент сказки, который является вступлением к ней или концовкой)
.-Синонимы – это иногда и устаревшее название чего-либо. ж)Рассмотрите рисунок упр.7. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках? Запишите.
з)- Ребята, а знаете ли вы, что синонимы к нам могут приходить из других языков. Давайте выполним упр.8
-Прочитайте задание.
-Прочитайте, какие пары синонимов у вас получились.
- Как вы понимаете значение этих слов?
Шоу, зрелище- представление, мероприятие развлекательного характера
Голкипер, вратарь- это игрок, обязанностью которого является защищать свои ворота.
Отель, гостиница– это средство размещения, состоящее из определённого количества номеров.
- Что же вы теперь можете сказать о синонимах? Откуда приходят синонимы в русский язык?
- Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
3. Проверка понимания учащимися нового материала. Самостоятельное применение знаний.
- Ребята, вы сегодня многое узнали о синонимах и я предлагаю вам дописать статью в « Лесную газету». Вы в каждое предложение напишите подходящие по смыслу синонимы к глаголу кричать.( Текст на партах)(Слайд)
В весеннем лесу громко__________ ушастая сова.
На берёзках ___________ грачи.
В берлоге _______ рассерженный медведь.
Во дворе____ дети.
Ранней весной сильно_________воды. Проверка (Слайд)
-Что вы заметили? Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?
(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения.)
-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений. Посмотрите, как красный цвет имеет несколько оттенков-алый, багровый, багряный, пунцовый. (Слайд)
- Какой вывод сделаете, ребята? Какова ещё роль синонимов?
( Сделать речь точной, передать все оттенки речи) ( Слайд)
4. Рекомендации для домашнего задания.
- Поработать с синонимами вы сможете и дома. Выполните упр.4.
Составьте несколько предложений с записанными словосочетаниями.
5.Рефлексия
Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
- Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами
Красный билетик – вам все удавалось на уроке!
Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Голубой – если у вас не все получилось…
6. Оценивание.
7. Итог урока.
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.(Слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг развития речи уч-ся 3 «В» класса на уроках родного русского языка.
Для изучения эффективности проведения учебного диалога необходим выбор и создание системы диагностики. Как известно, проблема диагностики ...
УРОК РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Они великие помощники, и в жизни верные друзья. Сочинение о школе» 3 класс
ЗАДАЧИ УРОКА 1.Создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности.2.Учить писать грамотно и употреблять слова правильно,развивать речь, обогащать словарный запас...
Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»
Цели: создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...
Урок родного русского языка "Дом, который построим мы"
У каждого человека должен быть ДОМ. Не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. А создать ДОМ ...
Календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 4 классе
Предлагаемое календарно-тематическое планирование расчитано на 17 часов...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Урок родного русского языка во 2 классе «Особенности русского речевого этикета»
Данный открытый урок был дан в 2020 году во 2 классе по программе Родной русский язык на предметной неделе.В конспекте учительработает над особенностями именно русского речевого этикета.Целью урока яв...