Урок родного русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Для чего нужны синонимы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodnogo_russkogo_yazyka.docx119.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок родного русского языка

2 класс

Для чего нужны синонимы?

Учитель: Мосичева Л.А.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи

Задачи:

 Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас учащихся.

.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова 2 класс, билетики разных цветов.

Ход урока:

Орг. момент.

Утром ранним кто–то странный
заглянул в мое окно,
На ладони появилось

Ярко рыжее пятно. C:\Users\Vladimir\Desktop\презентация\SOLNYShKO.png
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!

Посмотрите друг на друга и передайте приветствие от солнышка и частичку своего хорошего настроения по цепочке друг другу.

-Вот видите, от  ваших улыбок  светлее и уютнее  стало в классе. ( Слайд)

1.Актуализация знаний

Сыграем в игру «Договори словечко».

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: («Привет».)

А сосед его ушастый

Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)( Слайды)

-Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?

- Когда вы употребляете слово здравствуй?

- Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?

- Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.)

- Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Что  мы сегодня  будем  изучать на уроке? Какие слова исследовать?

- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое синонимы. Мы будем учиться находить синонимы в тексте, правильно употреблять их в речи, ответим на вопрос: для чего нужны синонимы? (Слайд)

2. Совместное открытие знаний

-Отгадайте загадку:

Хоть неплохо я одета,

Бьёт озноб меня всегда.

И весной и жарким летом

Вся дрожу, как в холода.

- Какое это дерево? ( Осина) (Слайд)

- Ребята,  подберите синонимы к слову озноб. ( затрудняются ответить)

-Легко ли   подобрать синонимы к слову?

-Что надо сделать, если затрудняетесь подобрать синоним? (спросить у взрослых, обратиться к словарю синонимов)

Показ словаря синонимов.

- В русском языке есть словарь синонимов, который помогает нам в этом. Его составитель – Евгеньева.

-А ещё, ребята, можно обратиться к заданиям  учебника «Русский родной язык» О.М.Александровой

а ) Откройте учебник на стр.80, найдите упр.2.

Выполним упражнение  по заданию.

- Так какие слова можно назвать синонимами к слову озноб (холод, дрожь, мурашки, трясучка)

Прочитайте, что написано 

(Слайд)

б ) Зябнет осинка,

            Зябнет на ветру,

            Зябнет на солнышке,

            Зябнет в жару.

-Какое  стихотворение  вам понравилось больше? Почему?

-Для чего нужны синонимы?

 (-синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях,

-обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной.)

в)-А теперь давайте выполним задание 1.

- А всегда ли синонимы могут заменять друг друга?

г)- Выполним упр.5. Делают вывод по данному упражнению и зачитывается вывод в учебнике.

 Физкультминутка (Слайд)

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

д)-Давайте поработаем в парах,найдите соедините линиями слова синонимы в таблице( раздаточный материал на партах) (Слайд)

неудачный

молвить

жадный

отважный

прекрасный

алчный

смелый

пригожий

сказать

ошибочный

рассказать

молчаливый

неразговорчивый

сказывать

Проверка выполненного (Слайд)

е)- Что интересное вы заметили, когда выполняли это задание? А где вы встречали употребление таких слов: пригожий, сказывать, молвить? ( В сказках) ( Привожу примеры или небольшую викторину по сказкам)

( - Дочери мои хорошие, мои пригожие. Еду я по своим делам, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство…) С. Аксаков « Аленький цветочек)

(- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте  помогает.Двуглазка пошла с сиротой) Р,н.с . « Крошечка- Хаврошечка)

( Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица…) А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне….»

(-Скоро сказка сказывается, дане скоро дело делается.) Присказка.(Элемент сказки, который является вступлением к ней или концовкой)

.-Синонимы – это иногда и устаревшее название чего-либо. ж)Рассмотрите рисунок  упр.7. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках? Запишите.

з)- Ребята, а знаете ли вы, что синонимы к нам могут приходить из других языков. Давайте выполним упр.8

-Прочитайте задание.

-Прочитайте, какие пары синонимов у вас получились.

- Как вы понимаете значение этих слов?

Шоу, зрелище- представление, мероприятие развлекательного характера

Голкипер, вратарь- это игрок, обязанностью которого является защищать свои ворота.

Отель, гостиница– это средство размещения, состоящее из определённого количества номеров.

- Что же вы теперь можете сказать о синонимах? Откуда приходят синонимы в русский язык?

- Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный». 

3. Проверка понимания учащимися нового материала. Самостоятельное применение знаний.

- Ребята, вы сегодня многое узнали о синонимах и я предлагаю вам дописать  статью в « Лесную газету». Вы в каждое предложение напишите подходящие по смыслу синонимы к глаголу кричать.( Текст на партах)(Слайд)

В весеннем лесу громко__________ ушастая сова.

На берёзках ___________ грачи.

В берлоге _______ рассерженный медведь.

Во дворе____ дети.

Ранней весной сильно_________воды. Проверка (Слайд)

-Что вы заметили? Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения.)

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений. Посмотрите, как красный цвет имеет несколько оттенков-алый, багровый, багряный, пунцовый. (Слайд)

- Какой вывод  сделаете, ребята? Какова ещё роль синонимов?

( Сделать речь точной, передать все оттенки речи) ( Слайд)

4. Рекомендации для домашнего задания.

- Поработать с синонимами вы сможете и дома. Выполните упр.4.

Составьте несколько предложений с записанными словосочетаниями.

5.Рефлексия

 Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

- Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

6. Оценивание.

7. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.(Слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг развития речи уч-ся 3 «В» класса на уроках родного русского языка.

               Для изучения эффективности проведения учебного диалога необходим выбор и создание системы диагностики. Как известно, проблема диагностики ...

УРОК РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Они великие помощники, и в жизни верные друзья. Сочинение о школе» 3 класс

ЗАДАЧИ  УРОКА 1.Создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности.2.Учить писать грамотно и употреблять слова правильно,развивать речь, обогащать словарный запас...

Урок родного русского языка в 4 классе «Подготовка к написанию текста – рассуждения «Осень»

Цели:  создать эмоционально-психологический,коммуникативно-языковой настрой на работу.Образовательная:закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения,учить детей писать и редактиро...

Урок родного русского языка "Дом, который построим мы"

У каждого человека должен быть ДОМ. Не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.   А создать ДОМ ...

Календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 4 классе

Предлагаемое календарно-тематическое планирование расчитано на 17 часов...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Урок родного русского языка во 2 классе «Особенности русского речевого этикета»

Данный открытый урок был дан в 2020 году во 2 классе по программе Родной русский язык на предметной неделе.В конспекте учительработает над особенностями именно русского речевого этикета.Целью урока яв...