"Обобщение знаний о местоимении"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока в 4 классе по программе "Школа России" "Обобщение знаний о местоимении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka4_klass_oobobshchenie_znaniy_o_mestoimenii.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О МЕСТОИМЕНИИ.
4 класс
Подготовила:
Тарасевич А.И.
учитель начальных классов
ТЕМА: «Обобщение знаний о местоимении»
Педагогические задачи урока:
- обучающие
- расширять знания обучающихся об употреблении местоимений в речи ;
- закреплять умение орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами;
- совершенствовать умение определять морфологические признаки местоимений;
- развивающие
- развивать логическое мышление, культуру речи обучающихся, слуховую и зрительную память;
- развивать устную и письменную речь обучающихся, творческие способности;
- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;
- воспитательные
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, за порученное дело;
- прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;
принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого»;
осознанно готовиться к урокам русского языка, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;
формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные УУД:
- познавательные УУД:
распознавать местоимение среди других частей речи и давать характеристику этой части речи в соответствии с грамматическими признаками;
определять род, число, падеж личных местоимений в косвенной форме;
устанавливать наличие в словах – местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений в косвенных падежах;
- регулятивные УУД:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- коммуникативные УУД:
свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
предвидеть последствия коллективных решений.
УМК «Школа России».
Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
На уроке используется мультимедийная презентация.
Оборудование:
- разноуровневые задания;
- экран, презентация (проецирование на экран на отдельных этапах урока 20 мин.);
- смайлики для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.
1. Психологический настрой к уроку
- Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Подарим улыбки гостям.
- Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я! Работаем под девизом «Хочу все знать»!
II. Самоопределение к деятельности.
Постановка учебной задачи.
- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них. (Читаю стихотворение)
- Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как не крутись,
В речи нам не обойтись!
- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?
Дети: - Это местоимения! - Верно, это наши друзья местоимения.
- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи, так как они приготовили нам много занимательных заданий. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
III. Актуализация знаний.
1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
- У вас сегодня будет необычное чистописание.
- И начнём мы свой урок,
Несомненно, с этих строк.
Вы на строчки посмотрите-
Что заметили - скажите?
- Прочитайте, что же здесь написано?
(Дети читают.)
В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ (Слайд )
- Так что же вы заметили?
Д.: - Здесь записаны разные части речи.
- Какие части речи вы здесь заметили?
Д.: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.
- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!
- Следим за своей посадкой.
- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?
Д. - Предлоги: В, НА, ПОД.
Д.- Союзы: А, НО.
Д.- НОС, что? НОС – это существительное.
Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.
- Что же такое местоимение?
- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения
- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?
Д.: - Повторили части речи.
- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.
- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…
2. Словарная работа. (Слайд)
- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались:
А…ея, г…ризонт, с..ло…вей, ябл…ко, ж…лтый, в…рона.
Самопроверка
- Что повторили, выполняя это задание?
Д.: - Правописание непроверяемых безударных гласных.
3. Игра «Домик» (Слайд) РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
- Местоимения, выстроив себе домик, попрятались по разным квартирам. Расселите их правильно.
Лицо | Число |
|
| Единственное | Множественное |
1 лицо | ты | я |
2 лицо | мы | вы |
3 лицо | Они, оно | он, она, |
Обмен карточками. Взаимопроверка.
Самопроверка по слайду. (Слайд)
Лицо | Число | |
| Единственное | Множественное |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | он, она, оно | они |
- Что мы повторили, выполняя это задание?
Д.: - Какое местоимение к какому лицу и числу относится.
- Составить предложение с любым местоимением, подчеркнуть грамматическую основу предложения. ЗАВТРА Я ПОЙДУ В БИБЛИОТЕКУ. (подлежащим)
- Чем местоимение является в предложении?
IV. Закрепление.
1. Записать словосочетания (в скобках написать начальную форму), указать число, лицо, падеж местоимений (работа по цепочке).
Играю с ним – … (он, 3л, ед.ч, Т.п.)
думаю о ней – … ;(она, 3л, ед.ч, П.п)
приходил к нему – … ;(он,3л, ед.ч., Д.п.)
встречался у них – … ;(они,3л, мн.ч., Р.п.)
споём с ней – … . (она, 3л, ед.ч., Т.п.)
– местоимения в начальной форме, которые записали в скобках, начинаются с какой буквы? (Гласной)
– Что произошло, когда эти личные местоимения употребили с предлогами? (При произношении добавился звук ( н ), писать стали с буквы Н.)
2. – Для чего в речи употребляют местоимения? (Они создают нам удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем их, чтобы не было повторения одного и того же слова.)
– На столе лежат распечатанные карточки с текстом жёлтого цвета. (Чтение учителем)
Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в (нём) озере3 была необыкновенно чистая.
РАЗБОР:
в нём – мест, н.ф. он, 3л, ед.ч, П.п
VI. Включение изученного в систему знаний.
- Работа с учебником.
Упражнение 123
Сценка «Разговор лягушек» (разыгрывание по ролям)
- Какие местоимения встретились в сценке?
- Запишите их. Определите лицо, число, падеж
Ты (2 л., ед. ч., И.п.) к нам (1 л., мн. ч., Д.п.) к вам (2 л., мн. ч., Д.п.)
нам (1 л., мн. ч., Д.п.)
- Самопроверка. - У кого без ошибок?
IV. Итог урока. Игра «Или нет, или да, а не знаешь беда»
- Местоимение – это часть речи? Да
- Личные местоимения ед.ч склоняются? Да
- Личные местоимения мн.ч склоняются? Да
- Предлоги с местоимения пишутся слитно? Нет
- Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.? нет
- В русском языке шесть падежей? Да
- Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок? Да
Творческое задание от местоимений. «Составляем синквейн» (Слайд)
1 строчка : Ключевое слово
2 строчка : два прилагательных
3 строчка : три глагола
4 строчка : короткое предложение
5 строчка : Одно слово, связанное с данным понятием.
- Выполняем самостоятельно (Слайд)
1 строчка : Местоимение
2 строчка : личное, важное
3 строчка : указывает, не называет, изменяется
4 строчка : С ним избегаешь повторения
5 строчка : Замена. - Мы справились с заданием местоимений.
VII. Рефлексия. Итог урока.
- Понравилось ли вам гостить у местоимений?
- Справились ли мы с задачами, которые они перед нами ставили?
- Что нам даст изучение этой темы?
- Оцените свою работу: «ДЕРЕВО УСПЕХА»
КРАСНОЕ ЯБЛОКО: Мне было интересно, я понял, что такое местоимение, смогу их распознать;
ЖЁЛТОЕ: Мне было интересно, но ещё не всё усвоил о местоимении;
VIII. Домашнее задание
- Провожая вас, местоимения передали вам такое напутствие:
«Нам бы очень хотелось, чтобы в вашем классе чаще звучало местоимение МЫ (Все дети получают сердечки с надписью Я + Я = МЫ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие 4 класс "Обобщение знаний о местоимении"
Урок-путешествие в 4 классеТема урока: обобщение знаний о местоимении.Цели урока1. Углубить знания учащихся о местоимении.2. Совершенствовать навыки учащихся...
Урок русского языка на тему "Обобщение знаний о местоимении как части речи"
Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о местоимении как части речи". Образовательная система "Школа 2100"...
Обобщение знаний о местоимении
Тема урока: обобщение знаний о местоимении.Чистописание.Пп па пр ап пе пи ...
Русский язык. Обобщение знаний о местоимении. 4 класс.
Данный урок посвящён закреплению знаний учащихся о местоимении. Предлагается вариант работы над местоимением, согласно которому, учащиеся будут заменять имена существительные местоимениями, обобщат зн...
Урок русского языка по теме " Обобщение знаний о местоимении" с презентацией 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку с презентацией (3 класс)...
Конспект урока "Обобщение знаний о местоимении" (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: развитие умений определять лицо, число и род (род для 3-го лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения в речи.Планируемые результаты:Предметные:-знать, чт...