Урок-путешествие 4 класс "Обобщение знаний о местоимении"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

 

Урок-путешествие в 4 классе

Тема урока: обобщение знаний о местоимении.

Цели урока

1.  Углубить знания учащихся о местоимении.

2.   Совершенствовать  навыки  учащихся   в  правильном употреблении местоимений в речи.

3.  Развивать умения учащихся работать в группе.

4. Воспитывать взаимовыручку.

Ход урока

IОргмомент

IICообщение целей урока. Отправляемся в путешествие в страну местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо.

Здравствуйте, друзья!

Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытли­вых и находчивых. А главное, знающих людей. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придется преодолеть различные препятствия.

Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно рею идете все испытания, расскажете все, что обо мне знаете. Я буду рада приветствовать вас в моем дворце. Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибытьво дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешест­вия вы будете получать ключик. Команда, набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В добрый путь!

                                                                                                          Королева местоимения.

III                                              «Пещера загадок»

Чтобы найти это препятствие, необходимо отгадать за­гадки. Отгадки следует написать на лист.

1. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах?(я-мы)

2.  Сколько личных местоимений в слове семья? (семь-я)

3.  Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица. Второй слог этого слова - название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно (я-корь)

4.  Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. (ты-ква)

5.  Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй и третий - синоним к слову «горе». Вместе обозначают чело­века, который любит жаловаться. (я-беда)

6.  Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, ба­рабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (я-щик)

7.  В каком местоимении два звука, одна буква? (я)

8.  За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из породы грызу­нов. (за-я-ц)

Подведение итогов.

IV.                                            «Лесные премудрости»

Замените существительное личным местоимением.

1  команда

Орёлсвилсамоебольшоегнездо. Гнездосделаноиз толстыхсучьевипомещаетсянавысокойсосне.

2 команда

Самоемаленькоегнездовьеткоролек. Королексам меньшестрекозы, идомунегоскулачок.

3 команда

Самыйкрасивыйдомикупеночки. Пеночкасвилагнездыш­конаберезовойветке. Птицаубралаегомягкимпухом.

Задание: сделать полный синтаксический разбор пред­ложения, дать ему характеристику.

Вопросы:

♦  почему вы заменили имя существительное местоиме­нием?

♦  каким членом предложения может быть местоимение? Подведение итогов этапа.

 

V                                                       «Поляна сказок»

Каждый ученик получает карточку с заданием: прочитайтетекст.  Из какой сказки эти строки, назовите автора. (а с. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке»)

Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.

Карточка дли 1 команды

Приплылак(он) рыбка, спросила:

«чеготебенадобно, старче.»

 

Воротилсястариккостарухе,

Рассказал(она) великоечудо.

Задания:

♦  разбери слово по составу: (старик)

♦  найдите в предложениях однокоренные слова. (старче, старуха)

 

 

Карточкадля2 команды

Непосмелявзятьс(она) выкуп,

Отпустил(она) всинееморе.

 

Неумелтывзятьвыкупасрыбки.

 хотьбывзялтыс(она) корыто.

Задания.

♦  найдите слова с суффиксом -к-. (рыбка)

♦  подберите и запишите 2 однокоренных слова.

 

Карточка для 3 команды

На(он) прикрикнуластаруха,

Наконюшнюслужить(он) послала.

 

Старичоккстарухеворотился,

Чтож. Пред(он) царскиепалаты.

Задания

♦  разберите слово царские по составу.

♦  подберите и запишите два однокоренных слова. (царь, царица)

Вопрос: как пишутся местоимения с предлогами? (мес­тоимения с предлогами пишутся раздельно.)

 вывод.

Веселый привал

VIФ изкультминутка.

VII                                              «гора грамотности»

Задание: написать местоимения в нужном падеже. Каж­дый ученик команды пишет на карточках, коллективный ответ оформляют на доске

1 команда

С(он) Т. п.

У(она) Р. п.

Перед(он) Т. п.

За(она) Т. п.

2 команда                  

У (он) р. П.п.

Над (она) Т. п.

К (он) Д. п.             

 о (она) П. п.

           3 команда

От (она) Р. п. .         

Над (он) Т. п.

О (он) П. п.

 

Проверка:что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, копи они стоят в косвенных падежах? Мы подошли к воротам дворца королевы местоиме­ния.

VIII. Итог урока: вспомним, что мы узнали о королеве местоимении. Расскажите, пользуясь планом:

1.  Значение.

2.  Вопросы.

3.  Постоянные признаки.

4.  Как изменяется.

5.  Роль в предложении.

- Мы многое узнали о королеве Местоимение и подо­шли к ее дворцу. Команда, получившая большее число ключиков, открывает дворцовые ворота. Дорогие ребята! Я поздравляю вас с успешным окончанием путешест­вия. Вы проявили себя знающими и любознательными ту­ристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении рус­ского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. По­может вам в этом мой подарок! До встречи на страницах учебника.

                                                                                                                     Королева Местоимения.

IXД /з

Учитель напоминает детям, что у королевы Местоиме­ния сегодня день рождения и предлагает написать личное письмо-поздравление и поблагодарить ее за гостеприимст­во и за интересное путешествие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok-puteshestvie_4_klass_russkiy_yazyk.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие в 4 классе

Тема урока: обобщение знаний о местоимении.

Цели урока

1.  Углубить знания учащихся о местоимении.

2.   Совершенствовать  навыки  учащихся   в  правильном употреблении местоимений в речи.

3.  Развивать умения учащихся работать в группе.

4. Воспитывать взаимовыручку.

Ход урока

I Оргмомент

II Cообщение целей урока. Отправляемся в путешествие в страну местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо.

Здравствуйте, друзья!

Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытли вых и находчивых. А главное, знающих людей. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придется преодолеть различные препятствия.

Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно рею идете все испытания, расскажете все, что обо мне знаете. Я буду рада приветствовать вас в моем дворце. Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешест вия вы будете получать ключик. Команда, набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В добрый путь!

                                                                                                          Королева местоимения.

III                                              «Пещера загадок»

Чтобы найти это препятствие, необходимо отгадать за гадки. Отгадки следует написать на лист.

1. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (я-мы)

2.  Сколько личных местоимений в слове семья? (семь-я)

3.  Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица. Второй слог этого слова - название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно (я-корь)

4.  Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. (ты-ква)

5.  Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй и третий - синоним к слову «горе». Вместе обозначают чело века, который любит жаловаться. (я-беда)

6.  Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, ба рабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (я-щик)

7.  В каком местоимении два звука, одна буква? (я)

8.  За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из породы грызу нов. (за-я-ц)

Подведение итогов.

IV.                                            «Лесные премудрости»

Замените существительное личным местоимением.

1  команда

Орёл свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.

2 команда

Самое маленькое гнездо вьет королек. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.

3 команда

Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездыш ко на березовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.

Задание: сделать полный синтаксический разбор пред ложения, дать ему характеристику.

Вопросы:

♦  почему вы заменили имя существительное местоиме нием?

♦  каким членом предложения может быть местоимение? Подведение итогов этапа.

V                                                       «Поляна сказок»

Каждый ученик получает карточку с заданием: прочитайте текст.  Из какой сказки эти строки, назовите автора. (а с. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке»)

Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.

Карточка дли 1 команды

Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«чего тебе надобно, старче.»

Воротился старик ко старухе,

Рассказал (она) великое чудо.

Задания:

♦  разбери слово по составу: (старик)

♦  найдите в предложениях однокоренные слова. (старче, старуха)

Карточка для 2 команды

Не посмел я взять с (она) выкуп,

Отпустил (она) в синее море.

Не умел ты взять выкупа с рыбки.

 хоть бы взял ты с (она) корыто.

Задания.

♦  найдите слова с суффиксом -к-. (рыбка)

♦  подберите и запишите 2 однокоренных слова.

Карточка для 3 команды

На (он) прикрикнула старуха,

На конюшню служить (он) послала.

Старичок к старухе воротился,

Что ж. Пред (он) царские палаты.

Задания

♦  разберите слово царские по составу.

♦  подберите и запишите два однокоренных слова. (царь, царица)

Вопрос: как пишутся местоимения с предлогами? (мес тоимения с предлогами пишутся раздельно.)

 вывод.

Веселый привал

VI Ф изкультминутка.

VII                                              «гора грамотности»

Задание: написать местоимения в нужном падеже. Каж дый ученик команды пишет на карточках, коллективный ответ оформляют на доске

1 команда

С (он) Т. п.

У (она) Р. п.

Перед(он) Т. п.

За (она) Т. п.

2 команда                   

У (он) р. П.п.

Над (она) Т. п.

К (он) Д. п.             

 о (она) П. п. 

           3 команда 

От (она) Р. п. .         

Над (он) Т. п.

О (он) П. п.

Проверка: что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, копи они стоят в косвенных падежах? Мы подошли к воротам дворца королевы местоиме ния.

VIII. Итог урока: вспомним, что мы узнали о королеве местоимении. Расскажите, пользуясь планом:

1.  Значение.

2.  Вопросы.

3.  Постоянные признаки.

4.  Как изменяется.

5.  Роль в предложении.

- Мы многое узнали о королеве Местоимение и подо шли к ее дворцу. Команда, получившая большее число ключиков, открывает дворцовые ворота. Дорогие ребята! Я поздравляю вас с успешным окончанием путешест вия. Вы проявили себя знающими и любознательными ту ристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении рус ского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. По может вам в этом мой подарок! До встречи на страницах учебника.

                                                                                                                     Королева Местоимения.

IX Д /з

Учитель напоминает детям, что у королевы Местоиме ния сегодня день рождения и предлагает написать личное письмо-поздравление и поблагодарить ее за гостеприимст во и за интересное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ход урока "Путешествие по Вселенной знаний". К фильму

Учитель начальных классов г.Жуковского МОУ Гимназии №1 Борисова В.В.                   Первый урок-путешествие в...

Урок-путешествие в страну Знаний.

Урок-путешествие по теме: «Алфавит. Звуки и буквы. Предложение» (обобщающий урок)...

День знаний. "Урок-путешествие в галактику Знаний".

Конспект мероприятия, проведённого в 1 классе....

Урок-путешествие в "Страну Знаний".

Сценарий праздника "День знаний" для первоклассников. Увлекательное путешествие в "Страну Знаний" для первоклассников на самом первом школьном  уроке....

Урок "Путешествие в страну Знаний"

В интересное морское путешествие с остановками на необычных островах отправляются 1 -ого сентября первоклассники со своим капитаном - учителем.Преодолевая препятствия они попадают в страну Знаний....

Разработка урока "Путешествие в Страну знаний" для первоклассников.

Первый урок в игровом стиле подготавливает первоклассников к увлекательному путешествию по океану Знаний. Этапы урока, плавно сменяя друг друга, позволяют сохранить радостную праздничную обстановку, в...

Урок-путешествие «Здравствуй, страна Знаний!»

В конпекте урока подобран материал, который поможет учителю познакомить  детей друг с другом, заинтересовать их школьной жизнью, поможет преодолеть робость, способствует развитию творческих ...