Русский язык. Обобщение знаний о местоимении. 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Федотова Татьяна Александровна

Данный урок посвящён закреплению знаний учащихся о местоимении. Предлагается вариант работы над местоимением, согласно которому, учащиеся будут заменять имена существительные местоимениями, обобщат знания об употреблении и правописании местоимений 1, 2 и 3 лица с предлогами, продолжат наблюдение над изменением местоимений по падежам. Включение занимательного материала активизирует деятельность учащихся. Урок способствует воспитанию коммуникативных качеств учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_o_mestoimenii.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение знаний о местоимении». 4 класс.

Цель:  обобщить знания о местоимении как части речи.

Задачи:

1. Углубить знания учащихся о местоимении.

2. Учить учащихся использовать местоимения в речи.

3. Закрепить правописание местоимений с предлогами.

4. Воспитывать в детях бережное отношение к природе, любознательность.

5. Воспитывать коммуникативные взаимоотношения в групповой работе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: 

Рисунки мифических героев Тесея и Ариадны, клубок (рисунок), картинки животных, сундучки, гномы (рисунки), деревянная бутылка.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А поможет нам его совершить волшебный клубок, который когда-то помог одному мифическому герою Древней Греции.

-Кто помнит как его звали? Тесей.

-Кто ему помог? Ариадна.

-Кто нам напомнит эту легенду?

Этот клубок поможет и нам найти дорогу из лабиринта заданий.

II. Постановка темы и целей урока.

Но сначала послушайте стихотворение и попробуйте определить тему и  цель урока.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль моя.
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена! ( Местоимение)

III. Актуализация знаний.

Итак, 1 испытание. Внимание, загадочный сосуд. У меня в руках деревянная бутылка. Она не тонет в воде. В этой бутылке для вас послание, как Тесей впервые вошёл в Афины. А для вас задание: найдите местоимения.

«Афинские жители смотрели на него с удивлением, когда он проходил по улицам: его длинная одежда и длинные до плеч волосы были необычны для афинян. Рабочие, строившие храм на площади, стали смеяться над ним. Тесей рассердился, схватил пустую колесницу и бросил её в шутников с такой силой, что она взлетела на крышу храма. И все увидели, что этот юноша наделён громадной силой. И люди сказали: «Мы проводим тебя ко дворцу».

IV. Минутка чистописания. (создадим свои лабиринты)

На него, он, его, над ним, она, этот, тебя (заключают местоимения в петлю)

-Назовите местоимение, которое не является личным? (этот)

V. Обобщение знаний.

1. -Что такое местоимение?

 -Назовите личные местоимения?

 -Почему они называются личными?

 -На какие вопросы отвечают личные местоимения?

 -Назовите местоимения 1 лица? 2лица? 3лица?

 - Что ещё вы знаете про личные местоимения? (изменяются по числам,       местоимения 3 лица по родам) Перемещаем клубок.

Физкультминутка (дыхательная гимнастика)

Физкультминутка для спины

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

2. «Пещера загадок». Отгадывают загадку и сундучок открывается.

В тетрадь запишите только местоимения, которые спрятались в ответе.

1 сундук

За какое личное местоимение 1 лица нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из породы грызунов. (Заяц)

2сундук

Первый слог- личное местоимение 2 лица

Второй-звук, который издаёт лягушка

Вместе- название овоща. (Тыква)

3 сундук

Сами крошки, боятся кошки.

Под полом живут, всё туда несут:

Хлеб, сахар, сало и даже ватку

Детям на кроватку. (Мыши)

4 сундук

Бабушка спросила внучку: «Эти тарелки чистые?»

Внучка ответила бабушке тремя местоимениями. Какими? (Вымыты)

5 сундук

В этом слове спрятался сосновый лес и местоимение 3 лица. (Борона)

6 сундук

Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (Оно) Перемещаем клубок.

3. «Встреча с сумчатыми животными». В кармане кенгуру местоимения: он, она, оно, они. Вставляют их вместо выделенных слов.

1 вариант- текст про сумчатого муравьеда и куницу

2 вариант- текст про коалу и какаду

1 вариант

Сумчатый муравьед обожает лакомиться термитами, муравьями, личинками мух и жуков. Муравьед сбивает муравейник сильным ударом лапы и достаёт насекомых. Сумчатая куница охотится по ночам и великолепно лазает по деревьям. Днём куница спит, загнув уши книзу, чтобы не слышать посторонних звуков.

2 вариант

Коалы большую часть своей жизни проводят на эвкалиптах. Коалы питаются листьями этих деревьев и на землю спускаются крайне редко. Какаду необычно устраивает своё гнездо. Гнездо сделано из щепок в дупле дерева, которое он расширил с помощью клюва.

Перемещаем клубок.

Физкультминутка (для снятия общего утомления)

4 испытание «Лесные тайны». Гномики с заданием. Работа в парах.

Поставьте местоимения в указанном падеже .

у (я) Р.п., к (он) Д. п., с (мы) Т. п.

к (вы) Д. п., с (они) Т. п., от (она) Р. п.

Перемещаем клубок.

5 испытание.

Составьте предложения, Определите падеж и число местоимений.

1. Мышка, и, теремок, в, нём, вошла, стала жить, в.

2. Её, яблонька, листочками, ветками, заслонила, прикрыла.

3. Ромашек, нарвали, и, они, букет, большой, колокольчиков.

6 испытание «Поляна творчества». Составьте и запишите мини рассказ по теме: «Удачная рыбалка» с использованием местоимений. Работа в группах.

VI. Итог урока. Рефлексия. «Лесенка успеха».  

VII. Домашнее задание. Выписать из любого стихотворения, сказки 5 местоимений и определить падеж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Закрепление знаний о местоимении."

Урок русского языка в 3 классе ("Школа 2100") по теме "Закрепление знаний о местоимении. На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....

Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс

Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс"

В работе представлен конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе", 4 класс....

Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс., урок кубановения "Быт казака" 3 класс. Внеклассное занятие "Путешествие по Стране Здоровья".

Обобщение знаний о глаголе: изменение глагола по временам, лицам, числам, спряжение, употребление глагола в речи. Материал урока основывается на произведениях Ф.С. Пушкина.На уроке кубановедения учащи...

Тест по русскому языку "Обобщение знаний за 3 класс"

https://docs.google.com/forms/d/1wHL0JEOzV1_AsV0Xlc6G4gFYtRyy7bwOOZkoNrpuH4c/viewform?embedded=true" width="760" height="500" frameborder="0" marginheight="0" marginwidth="0">...

Урок по русскому языку "Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».

Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи»....