Урок русского языка на тему "Обобщение знаний о местоимении как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о местоимении как части речи". Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Обобщение знаний о местоимении как части  речи».

                    Цель:

               Образовательная:

                                  1 уровень.  Обобщить знания о местоимениях; закрепить умения  отличать  местоимения от других

                         частей речи и осознанно употреблять их  речи; закреплять умения правильного  написания  словарных слов

                         и местоимений с предлогами;   закреплять умения выполнять  морфологический разбор местоимений и

                         полный звукобуквенный анализ слов; закреплять   умения применять ранее изученные правила  

                         орфографии на письме; формировать умения   делать выводы; закрепить  знания о признаках басни как

                         литературного жанра.

                                 2 уровень.  Обобщить знания о местоимениях в сопоставлении  с именами  существительными;

                         формировать умения отличать местоимения от других частей речи; закреплять умения правильного

                         написания словарных слов и местоимений с предлогами; закреплять умения выполнять морфологический  

                         разбор местоимений и полный звукобуквенный  анализ слов на основе алгоритма; закреплять умения

                         применять ранее изученные правила орфографии на письме; формировать умения делать выводы по

                         образцу; закрепить знания о признаках  басни как  литературного жанра.

                                 3 уровень.   Обобщить знания о местоимениях в сопоставлении  с именами существительными;

                         формировать умения отличать местоимения от других частей речи с опорой на правила; закреплять умения

                         правильного написания  словарных слов и местоимений с предлогами; закреплять умения выполнять

                         морфологический разбор местоимений и полный звукобуквенный  анализ слов на основе алгоритма и

                        памятки; учить делать выводы;   закрепит знания о признаках басни  как литературного жанра.

                Развивающая:

                                1 уровень.   Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления и памяти на        

                         основе опережающего обучения; развивать связную  речь и творческие способности; способствовать    

                         развитию самооценки; развивать коммуникативные умения;

                               2 уровень.   Способствовать развитию орфографической зоркости логического мышления и памяти;  

                         развивать связную  речь и творческие  способности; способствовать развитию самооценки;    

                         развивать  коммуникативные умения;

                               3 уровень.   Способствовать развитию орфографической зоркости на основе образца, логического    

                       мышления и памяти; развивать связную  речь; способствовать развитию самооценки; развивать мелкую         моторику рук и  коммуникативные умения.

                Воспитательная:

                      воспитывать любовь к русскому языку, желание больше знать о жизни выдающегося баснописца

                     И.А. Крылова;   формировать у детей положительную мотивацию учебной  деятельности.

                  Задачи:

- развивать умения отличать местоимения от других частей речи;

- развивать умения узнавать части речи по их существенным признакам;

- закреплять умения каллиграфически оформлять записи в тетради;

- развивать умения применять полученные знания на практике;

- учить реально оценивать результаты своего труда, применять знания в нестандартных ситуациях (тест);

- обеспечить разноуровневый подход к усвоению и закреплению учебного материала;

- развивать умение выполнять морфологический разбор местоимений;

- закреплять умения выполнять звукобуквенный анализ местоимений;

- развивать умения правильно писать местоимения с предлогами;

- развивать умения правильно писать словарные слова, а также слова на ранее изученные орфограммы;

- познакомить с научными фактами;

- осуществлять межпредметную связь  с уроками литературного чтения;

- закреплять умения  работать детей в заданном учителем темпе;

- закреплять приемы  самоконтроля при оформлении работы;

- прививать любовь к русскому языку;

- воспитывать чувства товарищества.

            Оборудование:  

                  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 3 класс ( 1-4 ),схема-план урока, таблица с      контрольными  вопросами, магнитофон с аудиозаписью, портрет  И.А.Крылова, опорные  схемы, таблицы, индивидуальные карточки, таблица «Успеха», шкала «Радости», индивидуальные доски.

                Место урока:     6  урок по данной теме.

                Тип урока:        Урок закрепления знаний и способов деятельности.

Методы урока: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, наблюдение, тест,             демонстрация наглядных пособий, устный  опрос, опережающее обучение.

               Формы организации учебной деятельности:

фронтальная;

групповая;

индивидуальная.


  Этап  урока


Хроно-

метраж

Методические

комментарии,

оборудование.

Деятельность

учителя

Деятельность      учеников по уровням

          Высокого

       Среднего

      Низкого


1.Организацион-

ный этап


 Организация     класса.


Речевая разминка.





Сообщение темы и цели урока.
































Обращаю внимание на тему и  схему-план урока.









Обращаю внимание на таблицу с контрольными вопросами.


-Добрый день, друзья! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Хорошего вам настроения!



-На вдох поднимаем вверх руки, подбородок;

на выдох опускаем руки  и подбородок вниз.

             

- Прочитайте тему урока. Как вы понимаете  значение слова «обобщить»?

-Сегодня на уроке мы отправимся в гости к очень интересному человеку. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих знаниях?


Работать будем по плану.

Это поможет нам в конце урока подвести итоги и ответить на контрольные вопросы.

















Обобщить знания о местоимениях.

 Это значит повторить все знания о местоимениях.






Да




















Да






























Да


2.Актуализация  субъективного опыта уч-ся (что знали до того).



Минутка чистописания.
























































3.Этап

применение изученных знаний

















А)

Словарно – орфографический диктант


































































Б)

 

Воспроизведение знаний о значении местоимений





Объяснительный диктант.















































В)

Воспроизведение знаний о признаках личных местоимений и особенности их написания.

Самостоятельная работа по карточкам.








Проверка сам. работы








Физкульт-

минутка.



Г)

Выборочный диктант

































Д)

Творческая работа


Работа над «крылатыми» крыловскими выражениями.








Взаимопроверка






















Этап

подведения итогов занятия


Составление сопоставительной таблицы.





























Этап информации  о домашнем

задании.





Этап рефлексии.















Обращаю внимание на схему- план урока.




На доске напечатано  5 строчек с записью слов.

1) я, он, на, ты, в

2) мнем, мну, мне, мни, мы

3) нас, нами, нам, нос, сон

4) оно, она, они, но








Оказываю индивидуальную помощь.




















Шкала «Радости».


Заполняю

таблицу «Успеха»














Работа по учебнику




















Обращаю внимание на схему- план урока.




Ученик  на   дополнительной доске записывает слова, а потом объясняет их правописание.




















Взаимопроверка.


Шкала «Радости».


Заполняю

таблицу «Успеха»



Оценивание работы ученика, работавшего у доски.









































Один ученик у доски , а остальные  ученики в тетрадях записывают предложения. Затем выразительно их читают, объясняя постановку знаков препинания в конце предложений.































Обращаю внимание на схему- план урока





Оказываю  индивидуальную помощь








Заполняю

таблицу «Успеха»








Включаю магнитофон.

Звучит музыка.



Обращаю внимание на схему – план урока.


Один ученик записывает все местоимения на индивидуальной доске.






Оценивание работы ученика , выполнявшего задание у доски.






Заполняю таблицу «Успеха»










Обращаю внимание на схему – план урока.





Один ученик выполняет задание на дополнительной доске.


Оценивание работы ученика , выполнявшего задание у доски


Взаимопроверка.








Заполняю таблицу «Успеха»









Обращаю внимание на схему – план урока.


Работа по  контрольной диагностической карточке (индивидуальной)



















Обращаю внимание на таблицу успеха









-А сейчас минутка чистописания.

-Выполним её чисто, красиво и аккуратно.



- Прочитайте слова. Что вы заметили?

- Найдите в каждой группе «лишние» слова. Докажите.

 



- Напишите местоимения я, ты, он по образцу. Какие это местоимения?





- Напишите местоимения  

мне, мы по образцу




- Напишите местоимения нас, нами, нам по образцу.

Назовите начальную форму этих местоимений



-Напишите местоимения

Оно, она, они по образцу.

Что вы можете сказать об этих местоимениях.



-Какое местоимение 3 лица вы еще знаете?  



- Являются ли эти местоимения родственными словами?


- Как вы приблизились к образцу? Оцените по шкале «Радости».

- Кто выполнил задание без ошибок, на «5».

- Кто допустил ошибки, но сам исправил её? На «4»

- Кому было трудно? На»3»

( дети выставляют себе оценки)

Вывод . Молодцы! Вы справились с этим заданием хорошо. Так какие части речи вы записали?


- Откройте учебники на странице  205.

Закончите предложения в № 1.


















Запишите каждое слово с большой буквы, комментируя написание букв, требующих проверки на письме или запоминание.


























- Возьмите тетради своих соседей по парте.

- Кто написал правильно, без исправлений? «5»

- Кто допустил 1 ошибку или 2 исправления? «4»

- Кто допустил 2 ошибки или 3-4 исправления? «3»

- Кто допустил более 3 ошибок или 5 и более исправлений? «2»


- Какой частью речи являются данные слова?


- Почему вы записали эти слова с большой буквы? Кто догадался?


- В каких баснях встречаются эти персонажи?


-  Сегодня на уроке прозвучат строки из басен великого баснописца И.А.Крылова. Напомните, что значит слово басня?










- Подумайте, а какой частью речи баснописец пользовался, чтобы избежать повторения имен существительных, которые стоят рядом в предложениях?

- Запишите предложение и приготовьтесь выразительно его прочитать.

-Злой тоской удручена, к Муравью ползет она.

- Какие у неё ужимки и прыжки!





























- Из каких басен эти предложения?



- Назовите местоимения и тех персонажей басен, на которых указывают местоимения



- А если бы вы не знали содержания басен, могли бы вы определить, о ком говорится в предложениях?

Сделайте вывод.


- Возьмите карточки.

- Перед вами отрывки из басен. Выпишите местоимения, укажите их признаки. Выполните дополнительные задания.












- Кто выполнил работу без ошибок? Вам – «5»

- Кто допустил 1 ошибку или 1-2 исправления?

Вам – «4»

- Кто допустил 2 ошибки?

Вам «3»

- Кто не смог выполнить задание?






- Кто подготовил дома отрывки из басен И.А.Крылова с местоимениями? Поднимите руки.

- Прочитай свой отрывок. А все слушают внимательно и выписывают только местоимения.


- Сверьте свои записи с записями на доске.

- У кого написано также?

- У кого не так записано? Докажите свою правоту.

- Как вы написали  местоимения с предлогами?

- Запишите еще 2-3 местоимения с предлогами.




- Оцените себя по шкале «Радости».

- Кто выполнил задание на «5»?

- Кто выполнил задание на «4»?

- Кто выполнил задание на «3»?

- Кто не справился с заданием?


- Прочитайте слова, из них можно составить предложение – пословицу из басни И.А.Крылова. Восстановить порядок слов и оформить предложение на письме вам поможет схема:


С, выпал, сыр, была, ним, такова, плутовка.

___  ___ - _  ___ ___  __   __



- Возьмите тетради своих соседей и сверьте их записи с записями на доске.

- Посмотрите на доску. Кто выполнил задание также?

- У кого не так? Докажите свою правоту.






- Кто выполнил работу без ошибок? Вам – «5»

- Кто допустил 1 ошибку или 1-2 исправления?

Вам – «4»

- Кто допустил 2 ошибки?

Вам «3»

- Кто не смог выполнить задание?


- Сейчас мы с вами подведем итог нашего урока и  вы составите таблицу.

Для этого заполните таблицу







 
















- Сегодня вы неплохо потрудились. На «5» работали …

На «4» - ….

На «3» - …

- Посмотрите на доску и выберете то домашнее задание, которое вам под силу.





- За что вы себя похвалите?

- Кто по вашему мнению  лучше работал?

-Что было трудно?

- Кто доволен своей работой?

- Кто старался, но не все получилось?

-Чем интересен был урок?

- Почему мы взяли для урока строки из басен И.А. Крылова?

- Почему басни И.А.Крылова любят и взрослые и дети?

( «Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. Басни Крылова и по сей день живы. И теперь их  читает и стар, и млад. Меткие, ставшие пословицами строки его басен служат нам во всех случаях жизни. Строки из басен И.А.Крылова украсили и наш урок.








- В каждой строчке написаны  разные части речи.  


- В первой строчке слова  на, в  предлоги, а остальные слова - местоимения











- Начальная форма местоимений

нас, нами, нам - МЫ





























         















- По родам изменяются только местоимения  3 лица единственного числа














Ворона, Лисица, Мартышка, Моська, Зеркало, Петух, Очки.









































- Это герои басен

И.А Крылова



- «Ворона и Лисица»

- «Кукушка и Петух»




























-Злой тоской удручена, к Муравью ползет она.

( Тоской – сл.  слово, пишется с безударной гласной о;

 Муравью пишу с заглавной буквы - герой басни, словарное слово, пишется с безударной гласной а;

ползет - безударная гласная о, проверяется – полз;

 она – безударная гласная О – проверочное слово – он.

- Какие у неё ужимки и прыжки!


















Она - Стрекоза


















Соседка, перестань срамиться,-

Ей Шавка говорит: тебе ль с Слоном возиться?








Ей – н.ф. –она, мест, личное, 3 лицо, ед.ч.

Ей – ( й э й),  2 б, 3 зв, 1 слог, 1 гл., 2 согл.

Тебе – н.ф. – ты, мест, личное, 2 лицо, ед. ч.

 













-Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись.

































Сыр выпал – с ним была плутовка такова.



























( заполняют сами все 2 столбика)

1 столбик

Существительные            

1. обозначает предмет.

2. отвечает на вопросы кто? Что?

3. имеют род

4. изменяются по числам

5. с предлогами пишутся отдельно.

2 столбик

Местоимения

1. указывает на предмет

2. отвечает на вопросы кто? что?

3. не имеет рода, кроме Он, Она, Оно

4. изменяются по числам

5. с предлогами пишутся отдельно












 Написать сочинение «Да только воз и ныне там»


























- Это личные местоимения.



- Во второй сточке слова мнём, мну, мни  - глаголы









- В четвертой строчке слово но – союз.







- Местоимение оно- с.р., ед.ч.



- Нет, это форма одного и того же слова - он





















- Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.

















Ворона, Лисица, Мартышка, Моська, Зеркало, Петух, Очки





































-  Это существительные






- «Мартышка и Очки»


- Басня – краткий рассказ, чаще в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие

пороки и недостатки в общественной жизни.

 



- Местоимениями.










-Злой тоской удручена, к Муравью ползет она.


Это повествовательное , невосклицательное предложение.









- Какие у неё ужимки и прыжки!


-У нее – предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

- Ужимки – жи пишу с и



- Прыжки – пишу с парной согласной Ж, проверочное слово – прыжочек


- «Стрекоза и Муравей»



(У) неё – (у) Мартышки





- Нет, так как существительные называют людей , животных, а местоимения только указывают на них.







Спой, Светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была  царь- птица.





- Ты – н.ф.-ты, мест., личное, 2 л, ед. ч.

- (у) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1 л., мн.ч.


(с помощью алгоритма)











- Чижа захлопнула злодейка – западня;

Бедняжка в ней  и рвался и метался,

А Голубь молодой  над ним же издевался.





- Местоимения с предлогами пишутся отдельно.

























Сыр выпал – с ним была плутовка такова


























( заполняют по плану)

1 столбик

Существительные            

1. обозначает предмет.

2. отвечает на вопросы кто? Что?

3. имеют род

4. изменяются по числам

5. с предлогами пишутся отдельно.

2 столбик

Местоимения

1. указывает на предмет

2. отвечает на вопросы кто? что?

3. не имеет рода, кроме Он, Она, Оно

4. изменяются по числам

5. с предлогами пишутся отдельно










Выписать из басни «Лебедь, Щука и Рак» местоимения,  сделать морфологический анализ 2 местоимения, звукобуквенный анализ 1 местоимений




































- В третьей строчке слова сон, нос - существительные








- Это местоимения 3 лица.


























- Местоимения

















-  Я знаю такие личные местоимения:

- местоимения 1 лица Я, МЫ

- местоимения 2 лица

ТЫ, ВЫ

- местоимения 3 лица

ОН, ОНА, ОНО,ОНИ



Ворона, Лисица, Мартышка, Моська, Зеркало, Петух, Очки


- Ворона  - сл. слово, пишется с безуд . гл. о

- Лисица – пишется с безуд гл. и, проверочное слово – лис

- Мартышка – сл. слово пишется  с безуд гл. – а

- Моська – пишется с мягким знаком.

- Зеркало – сл. слово пишется с безуд. гл. а

- Петух – сл. слово, пишется с безуд. гл Е, но можно еще проверить – Петя

- Очки – пишется без ь знака. –Чк- пишется без ь знака.,























- «Слон и Моська»

- « Зеркало и Обезьяна»


- Персонажами басен чаще всего бывают животные и растения.






















-Злой тоской удручена, к Муравью ползет она.















- Какие у неё ужимки и прыжки!


- Это повествовательное восклицательное предложение.









- «Мартышка и Очки»





















Мартышка тут с досады и печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.






Их- н.ф. они, мест, личное, 3 лицо, мн.ч

( с помощью алгоритма на с. 200

учебника)















- Чем кумушка считать трудиться,

Не лучше ль на себя,

Кума, оборотиться?

Ей  Мишка отвечал.


































Сыр выпал – с ним была плутовка такова



























(первый столбик заполнен, а второй заполняется по аналогии)

1 столбик

Существительные            

1. обозначает предмет.

2. отвечает на вопросы кто? Что?

3. имеют род

4. изменяются по числам

5. с предлогами пишутся отдельно.

2 столбик

Местоимения

1. указывает на предмет

2. отвечает на вопросы кто? что?

3. не имеет рода, кроме Он, Она, Оно

4. изменяются по числам

5. с предлогами пишутся отдельно








Выписать из басни «Лебедь, Щука и Рак» местоимения и указать их лицо и число.
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Имя прилагательное как часть речи"

Материал содержит конпект и презентацию по данной теме. Его можно использовать в любой образовательной системе при знакомстве с именем прилагательным....

Урок русского языка в 3 классе "Имя существительное как часть речи"

Цель: дать более  глубокое представление об имени существительном как часть речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существ...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

УМК «Школа России», учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» ...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России

Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Какую часть речи называют местоимением?

Технологическая карта + презентация к уроку рус.языка в 4 классе. Тема "Какую часть речи называют мемтоимением?"...

Урок русского языка в 4 классе Наречие как особая часть речи Технологическая карта урока

Тема урокаНаречие как особая часть речиЦель урокаДать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи урокаОрганизовать деятельность учащихся по:обна...