Рабочая программа по "Развитию речи"
статья по русскому языку (3 класс)

Шардина Анастасия Андреевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие речи» для 3 классов соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработана на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ГБОУ СОШ № 367, программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык. Рабочие программы 1- 4 классы» М.: Просвещение, 2017; программы авторов Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение. Рабочие программы. 1 - 4 классы» — М.: Просвещение, 2015, предметная линия учебников системы «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3v_razvitie_rechi.docx63.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №367

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

192281, Санкт-Петербург, Дунайский пр., дом 43, корпус 2, литера А. тел./факс 778-82-42

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Развитие речи»

 Для 3В класса

на 2020/2021 учебный год (коррекционно-развивающая область)

Учитель: Шардина Анастасия Андреевна

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие речи» для 1-4 классов соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработана на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ГБОУ СОШ № 367, программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык. Рабочие программы 1- 4 классы» М.: Просвещение, 2017; программы авторов Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение. Рабочие программы. 1 - 4 классы» — М.: Просвещение, 2015, предметная линия учебников системы «Школа России».

Согласно плану внеурочной деятельности для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования ГБОУ СОШ №367 на курс отводится 406 часов: 1 классе на развитие речи отводится 66 часов в год (2 часа в неделю, 33 учебных недели), во 2 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 3-4  классах по 136 часов в год (4 ч. в неделю, 34 учебные недели). Программа рассчитана на 4 года обучения.

Главной целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ТНР.

Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:

формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);

формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;

практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений; усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом

по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.

Общая характеристика курса

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На занятиях по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.

Лексический материал группируется по тематическим концентрам, грамматический – по типовым структурам, способствующим образованию у обучающихся речевых стереотипов, что позволяет использовать обучающимися языка как средства общения при решении коммуникативных задач. На занятиях «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности.

На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм устной и письменной речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами являются:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

осознание роли речи в общении людей;

понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

интерес к изучению языка.

Метапредметными результатами являются:

коммуникативные:

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.

познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

регулятивные:

адекватно воспринимать оценку учителя;

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Развитие речи» определяется уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.

Общими ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания коррекционного курса «Развитие речи» выступают:

Сформированность осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;

владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

сформированность умений опознавать и анализировать основные единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно ситуации общения;

сформированность умений анализа текстов;

сформированность умений работать с разными видами текстов, различая их характерные особенности;

сформированность умений на практическом уровне создавать тексты разного вида (повествование, описание, рассуждения);

сформированность умений создавать собственные тексты с опорой на иллюстрации, художественные произведения, личный опыт и др.

Содержание программы 3 класс

Раздел I Звукобуквенный анализ и синтез слова 7 часов

Понятие о предложении. Выделение предложений из текста. Грамматическое оформление предложения. Гласные звуки и буквы, и их различие.

Раздел II Слоговой анализ и синтез слов. Твердые и мягкие согласные. 14 часов

Парные гласные, понятие слога, деление слов на слоги, различие парных гласных звуков в словах.

Раздел III Ударение, ударный слог. 3 часа

Определение ударного слога, безударные гласные в корне.

Раздел IV.Совершенствование навыков морфемного анализа и синтеза. Безударные гласные.15 часов

Однокоренные слова, различие оптически сложных букв, разбор слов по составу.

Раздел V Анализ и синтез предложений. 17 часов

Различие оптически сложных букв.

Раздел VI Части речи. 6 часов

Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол.

Раздел VII Письменная связная речь. Сочинение.  42 часа

Типы текстов, сочинение по сюжетным картинкам, сочинение по наблюдениям, сочинение по картине сочинение по тексту.

Раздел VIII Письменная связная речь. Изложение. 32 часа

Изложение повествование на основе зрительного восприятия, изложение по памяти, изложение с элементами описания, изложение по плану и опорным словам.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Книгопечатная продукция

Учебник: В.П.Канакина «Русский язык». Учебник для 3 класса, четырехлетней начальной школы. Рекомендовано министерством образования и науки РФ, «Просвещение», Москва – 2012 г.

Книга для учителя. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания. Составители: Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина, Ростов на Дону, издательство «Феникс» 2003 г.

Автор –состовитель Г.Т. Дьячкова Русский язык 2-4 классы «Сочинения и изложения» Волгоград, 2012г.

Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников» в 3х частях. М. Владос, 2014г.

О.В.Чистякова «Исправляем дисграфию 500 упражнений для учащихся начальной школы» - СПБ. Издательский дом Литера 2015 г 224с

А.В.Долганова «Русский язык учимся писать сочинения» Издательство «Просвещение», «УЧЛИТ» 2017г 45с

О.Н Яровская «Занимательные задания логопеда для школьников» СПБ: КАРО,2018г,136с

Технические средства обучения 

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Принтер


Приложение

Календарное планирование

Дата

Факт

Название учебной темы занятия

Кол-во часов

Раздел I. Звукобуквенный анализ и синтез слова (7ч.)

1.

Понятие о предложении. Выделение предложений из текста.

1

2.

Грамматическое оформление предложения. Различие понятий звук и буква

1

3.

Гласные звуки и буквы

1

4.

Гласные звуки и буквы, их различие

1

5.

Согласные звуки и буквы, определение места звука, его соседей

1

6.

Согласные звуки и буквы, определение места звука, его соседей

1

7.

Различие понятий гласный звук и согласный звук. Определение количества звуков в слове

1

Раздел II. Слоговой анализ и синтез слов. Твердые и мягкие согласные (14ч.)

8.

Парные гласные.

1

9.

Понятие слога, деление слов на слоги

1

10.

Различие на письме гласных а и я в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой я

1

11.

Различие на письме гласных а и я в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой я

1

12.

Различие на письме гласных о и ё в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ё

1

13.

Различие на письме гласных о и ё в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ё

1

14.

Различие на письме гласных у и ю в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ю

1

15

Различие на письме гласных у и ю в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ю

1

16.

Различение гласных э и е в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой е

1

17.

Различение гласных э и е в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой е

1

18.

Различение гласных ы и и в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой и

1

19

Различение гласных ы и и в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой и

1

20.

Обозначение мягкости согласных буквой ь (мягкий знак)

1

21

Обозначение мягкости согласных буквой ь (мягкий знак)

1

Раздел III. Ударение, ударный слог(3ч.)

22.

Определение ударного слога.

1

23.

Безударные гласные в корне слова, упражнения в их правописании

1

24.

Безударные гласные в корне слова, упражнения в их правописании

1

Раздел IV. Совершенствование навыков морфемного анализа и синтеза. Безударные гласные. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв (15ч.)

25.

Понятие об однокоренных словах. Безударные гласные в корне слов

1

26.

Безударные гласные в корне слов

1

27.

Состав слова. Как растут слова?

1

28.

Непроизносимая согласная в корне слова

1

29.

Непроизносимая согласная в корне слова

1

30.

Непроизносимая согласная в корне слова

1

31.

Сложные слова. Различение оптически схожих букв о и а в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях

1

32.

Сложные слова. Различение оптически схожих букв о и а в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях

1

33.

Сложные слова. Различение оптически схожих букв у и и в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях

1

34.

Сложные слова. Различение оптически схожих букв у и и в слогах, словах, сочетаниях слов и предложениях

1

35.

Разбор слов по составу. Дифференциация написания букв с и э; З и Е

1

36.

Упражнения в правописании приставок и предлогов

1

37.

Упражнения в правописании приставок и предлогов

1

38.

Суффиксальный способ образования слов.

1

39.

Разбор слов по составу.

1

Раздел V. Анализ и синтез предложений. Глухие и звонкие согласные звуки. Работа над дифференциацией кинетически сходных букв (17ч.)

40.

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

1

41.

Различение парных согласных с и з в словах, словосочетаниях и предложениях

1

42.

Различение парных согласных б и п в словах, словосочетаниях и предложениях

1

43.

Различение парных согласных д и т в словах, словосочетаниях и предложениях

1

44.

Различение оптически схожих букв б и д в словах, словосочетаниях и предложениях

1

45.

Различение оптически схожих букв б и д в словах, словосочетаниях и предложениях

1

46.

Различение оптически схожих букв п и т в словах, словосочетаниях и предложениях

1

47.

Различение оптически схожих букв п и т в словах, словосочетаниях и предложениях

1

48.

Различение парных согласных в и ф в словах, словосочетаниях и предложениях

1

49.

Различение парных согласных г и к в словах, словосочетаниях и предложениях

1

50.

Различение парных согласных ш и ж в словах, словосочетаниях и предложениях

1

51.

Обобщающее занятие по дифференциации парных и непарных (с—щ, з—ж, с—ч, с—ц, ш—щ) звонких/глухих согласных

1

52.

Обобщающее занятие по дифференциации парных и непарных (с—щ, з—ж, с—ч, с—ц, ш—щ) звонких/глухих согласных

1

53.

Различение оптически схожих букв х и ж в словах, словосочетаниях и предложениях

1

54.

Различение оптически схожих букв х и ж в словах, словосочетаниях и предложениях

1

55.

Различение оптически схожих букв л и м в словах, словосочетаниях и предложениях

1

56.

Различение оптически схожих букв л и м в словах, словосочетаниях и предложениях

1

Раздел VI. Части речи (6ч.)

57.

Имя существительное.

1

58.

Имя существительное

1

59.

Имя прилагательное.

1

60.

Имя прилагательное.

1

61.

Согласование прилагательных с существительными; глаголов с существительными

1

62.

Глагол. Закрепление знаний о частях речи

1

Раздел VII Письменная связная речь. Сочинение.  (42ч.)

63.

Сочинение по картине М.А.Врубель «Царевна-Лебедь»

1

64.

Сочинение по картине М.А.Врубель «Царевна-Лебедь».

1

65.

Сочинение по картине В.Д. Поленов «Золотая осень»

1

66.

Сочинение по картине В.Д. Поленов «Золотая осень»

1

67.

Сочинение по тексту-описанию Н.А.Некрасов «Перед дождем»

1

68.

Сочинение по тексту-описанию Н.А.Некрасов «Перед дождем

1

69.

Сочинение по тексту-описанию И.Д.Полуянов «Загар»

1

70.

Сочинение по тексту-описанию И.Д.Полуянов «Загар»

1

71.

Сочинение по тексту-повествованию Н.Н.Носов «Затейники»

1

72.

Сочинение по тексту-повествованию Н.Н.Носов «Затейники»

1

73.

Сочинение по тексту-повествованию Б.С. Житков

1

74.

Сочинение по тексту-повествованию Б.С. Житков

1

75.

Сочинение -рассуждение по тексту В.А. Осеевой «До первого дождя»

1

76.

Сочинение -рассуждение по тексту В.А. Осеевой «До первого дождя»

1

77.

Сочинение-рассуждение по тексту Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»

1

78.

Сочинение-рассуждение по тексту Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»

1

79.

Сочинение повествование по серии картинок и вопросам

1

80.

Сочинение повествование по серии картинок и вопросам

1

81.

Коллективное сочинение по серии картинок, опорным словам

1

82.

Коллективное сочинение по сюжетной картине, опорным словам

1

83.

Сочинение-описание предмета моя любимая игрушка

1

84.

Сочинение-описание предмета моя любимая игрушка

1

85.

Сочинение -описание на основе личного опыта и по наблюдениям. «Мой домашний любимец»

1

86.

Сочинение -описание на основе личного опыта и по наблюдениям. «Мой домашний любимец»

1

87.

Сочинение по наблюдениям. «Времена года»

1

88.

Сочинение по наблюдениям. «Времена года»

1

89.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

90.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

91.

Сочинение рассуждение. «Мое любимое занятие»

1

92.

Сочинение рассуждение. «Мое любимое занятие»

1

93.

Сочинение повествование по прочитанному тексту «Пес и волк» русская народная сказка

1

94.

Сочинение повествование по прочитанному тексту «Пес и волк» русская народная сказка

1

95.

Сочинение повествование по прочитанному тексту «Лисята» Е. Чарушин

1

96.

Сочинение повествование по прочитанному тексту «Лисята» Е. Чарушин

1

97.

Сочинение повествование по прочитанному тексту «Охота за бабочкой» М. Пришвин

1

98.

Сочинение повествование по прочитанному тексту «Охота за бабочкой» М. Пришвин

1

99.

Сочинение-описание по прочитанному тексту «Ласточки» А. Майков

1

100.

Сочинение-описание по прочитанному тексту «Ласточки» А. Майков

1

101.

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту «Плохие сны» И. Пивоварова  

1

102.

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту «Плохие сны» И. Пивоварова  

1

103.

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту «Кому что удивительно» В.Голявкин

1

104.

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту «Кому что удивительно» В.Голявкин

1

Раздел VIII Письменная связная речь. Изложение. (32 ч.)

105.

Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам

1

106.

Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам

1

107.

Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам

1

108.

Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам

1

109.

Редактирование текста изложения

1

110.

Редактирование текста изложения

1

111.

Изложение повествования по памяти

1

112.

Изложение повествования по памяти

1

113.

Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам

1

114.

Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам

1

115.

Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам

1

116.

Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам

1

117.

Изложение-описание по памяти

1

118.

Изложение-описание по памяти

1

119.

Изложение-описание по памяти на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану

1

120.

Изложение-описание по памяти на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану

1

121.

Изложение- повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану и опорным словам

1

122.

Изложение- повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану и опорным словам

1

123.

Изложение- повествование с элементами описания по памяти

1

124.

Изложение- повествование с элементами описания по памяти

1

125.

Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по готовому плану, опорным словам

1

126.

Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по готовому плану, опорным словам

1

127.

Изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам

1

128.

Изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам

1

129.

Изложение-рассуждение по памяти

1

130

Изложение-рассуждение по памяти

1

131.

Изложение с элементами описания и рассуждения

1

132

Изложение с элементами описания и рассуждения

1

133.

Краткое изложение на основе зрительного восприятия

1

134.

Краткое изложение на основе зрительного восприятия

1

135.

Изложение с творческим заданием

1

136.

Изложение с творческим заданием

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса "Речь" (1 - 4 класс)

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...

Рабочая программа кружка "Речь и культура общения. Художественное чтение" (для детей 3-4 класса)

Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а т...

рабочая программа "устная речь" для учащихся 4-го специального класса со сложным дефектом,расстройством аутистического типа

Программный материал включает:- повторение материала II класса;- заучивание четверостиший для физкультминуток;- развитие навыков общения;- стимуляция психической активности;- гармонизация эмоци...

Рабочая программа курса " Речь" 2 класс

Рабочая программа по курсу «Речь»  во 2 классе составлена по авторской программе «Школа развития речи» автора Соколовой Т.Н., основной образовательной программы школы, требований ФГОС общего обра...

Рабочая программа "Развитие речи" 1 класс.

Целями системы работы по развитию речи являются формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения у детей с нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи» для начальной школы

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Развитие речи», составленного преподавателями Пензенского госу...