Рабочая программа кружка "Речь и культура общения. Художественное чтение" (для детей 3-4 класса)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Мелихова Татьяна Александровна

Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а так же игры – упражнения. Работа направлена на привитие навыков культурного общения, поддержание интереса выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Добиваться развития навыков выразительного художественного чтения со сцены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_rech_i_kultura_obshcheniya.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ»

Пояснительная записка

Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать ее. Задача кружковой работы – раскрыть основные функции речи как средства общения, развивать творческие способности ребенка, лелеять эту способность его души.

Занятия в кружке «Речь и культура общения. Художественное слово» способствуют развитию у детей уникального человеческого дара – дара слова.

Занимаясь в кружке, учащиеся осмысливают речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Это требует введение элементарных речевых понятий о том, для чего нужна речь, какие разновидности речи встречаются; что такое текст, как он строится и т.д.

Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а так же игры – упражнения.

Дети на занятиях применяют полученные знания; самостоятельно создавая определенные высказывания, речевые произведения.

Особое внимание уделяется культуре речевого поведения – проявление общей культуры ребенка. Огромную роль в системе работы кружка играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания; добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. с воспитанием вежливости.

На занятиях ребята постоянно «дышат» воздухом творчества: они хотят играть на сцене, петь, сочинять, читать стихи… Дети учатся рифме и ритму стихотворных произведений, умению к сочинительству. Только в речевой практике учащиеся поймут, что «с помощью родного языка можно творить чудеса». (К.Г. Паустовский)

В кружке могут заниматься дети 3-4 классов. Занятия задуманы как увлекательное дело, которые требуют творчество от детей и от наставника.

Программа рассчитана на 72 часа, из расчета 2 часа в неделю. Занятия проводятся в кабинете, на сцене, в общественных местах (в зависимости от ситуации).

В целом работа направлена на привитие навыков культурного общения, поддержание интереса выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Добиваться развития навыков выразительного художественного чтения со сцены.

Список литературы

  1. Ладыженская Т.А. «Детская риторика в рассказах и рисунках»., М., изд. «Ювента», 2005 год.
  2. Сорокоумова Е.А. «Уроки общения в начальной школе». М., изд. «Аркти», 2008
  3. Агапова И.А. «На школьной сценической площадке». М., изд. «Аркти», 2008
  4. Дорожкина В.П. «Основы стихосложения - школьникам на уроках и во внеклассной работе». М., изд. «Аркти», 2008

Учебный план на 2012 – 2013 уч. год

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Речь и ее значение в жизни

8

2

Устная речь

10

3

Волшебница речь

10

4

Текст

22

5

Речевые жанры

12

6

Уроки общения

10

Всего:

72 часа

Учебно – тематический план на 2012-2013 уч. год

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Теоретич.

Практич.

1.

Речь и ее значение в жизни

  1. Речь и ее значение в жизни.
  2. Устная и письменная речь. Учимся вежливости: «Здравствуйте!», «Привет!», «Доброе утро!».
  3. «Знайкина школа».
  4. Слово веселит, огорчает, утешает.
  5. Поиграем вместе в слова.

1 ч.

1 ч.

3 ч.

2 ч.    

1 ч.

1 ч.

1 ч.

0,5 ч.

1 ч.

2 ч.

1,5 ч.

1 ч.

2.

Устная речь

2.1 Говорим и пишем.

2.2 Громко и тихо.

2.3 Быстро-медленно.

2.4 От чистоговорок к скороговоркам.

2.5Узнай по голосу (разговор по телефону)

2.6 Мимика и жесты.

2.7 Подарок. Умей благодарить.

2.8Художественная речь, ее особенности и значение.

2.9Устная речь. Слова и словосочетания об осени.

2.10 Подготовка к литературному празднику «Отговорила роща золотая».

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

0,5

0,5

1 ч.

0,5

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

0,5

1 ч.

3

«Волшебница речь»

3.1 Что на что похоже

3.2 Кого можно услышать в стихах

3.3Рифмы. Сочиняем стихи, протяжные песни.

3.4Поиграем – посчитаем. Сочиняем считалки.

3.5Простое слово «извините». Умей извиняться (проигрывание ситуаций.)

1 ч.

1 ч.

3ч.

2ч.

3ч.

0,5

0,5

0,5

1 ч.

1 ч.

2,5ч.

1,5 ч.

2,5ч.

4

Текст

4.1 Обобщение знаний о тексте. О чем можно узнать из заголовка.

4.2Очень важные слова.

4.3«Узнай сказку». Сочинение собственных сказок. Театрализация.

4.4 «Надя-Надюша-Надежда»

4.5 Правила приличия.

4.6«Ласковым словом и камень растопишь». Работа с пословицами. Художеств. Чтение.

4.7Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека. (экскурсия в городскую библиотеку).

4.8 Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты (проигрывание ситуаций.)

4.9 Деловое и художественное описание.  Мы пишем описание (творческая групповая работа)

4.10 Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка.

1ч.

2ч.

3ч.

2ч.

2ч.

2ч.

4ч.

2ч.

2ч.

2ч.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1ч.

1ч.

1,5ч.

2,5ч.

2ч.

1,5ч.

1,5ч.

4ч.

1,5ч.

2ч.

1ч.

5

Речевые жанры

5.1 Рассказ и его части речи. Точка зрения автора и рассказчика (сочиняем рассказ)

5.2 Что такое информация. Кто и о чем пишут в газете. (экскурсия в редакцию газеты «Вперед»)

5.3 Информационные жанры. Репортаж. Интервью. Заметки. Очерк. Статья.

5.4 Информационная заметка. Составление заметки в школьную стенгазету.

5.5 Подпись под фотографией. Фоторепортаж, посвященный 65-летию Победы.

5.6 Говорю, пишу, читаю, слушаю. Подготовка к конкурсу чтецов «Мы дети Великой Победы».

2ч.

3ч.

1ч.

2ч.

2ч.

2ч.

0,5

1ч.

1,5ч.

3ч.

2ч.

2ч.

2ч.

6

Уроки общения.

6.1 Называй другого человека по имени.

6.2 Будь внимателен к окружающим тебя людям.

6.3 Умей слушать и слышать другого человека.

6.4 Умей поставить себя на место другого человека.

6.5 Будь вежливым.

6.6 Помогай людям.

6.7 Приноси радость людям.

6.8 Умей видеть в другом хорошее.

6.9 Защити слабого.

6.10 Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Экскурсии:

Итого:

2ч.

72ч.

11ч.

61ч.

Учебный план на 2010 – 2011 уч. год

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Общение

18ч.

2

Текст

26ч.

3

Речевые жанры. Информационные жанры.

15ч.

4

Обобщение. Экскурсии.

13ч.

Всего:

72 часа

Учебно – тематический план на 2010-2011 уч. год

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Теоретич.

Практич.

1.

Общение.

1.1 Проверь себя.

1.2 Речевая ситуация

1.3 Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

1.4 Улыбнись улыбкою своею.

1.5 Особенности говорения.

1.6 Речевые отрезки и паузы.

1.7 Успокоить, утешить словом.

1.8 Утешить – помочь.

1.9 Утешить – поддержать.

1.10 Какой я слушатель.

1.11 Я – читатель. Экскурсия в межрайонную библиотеку.

1.12 Праздник «Подвластно осени перо…»

1ч.

1ч.

1,5ч.

1ч.

1,5ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

3ч.

3ч.

1ч.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

1,5ч.

3ч.

2ч.

2.

Текст.

2.1Типы текстов.

2.2 Яркие признаки текста.

2.3 Абзацные отступы.

2.4 Запрет – предостережение.

2.5 Запрет – строгий и мягкий.

2.6 Знаки вокруг нас.

2.7 Перед тобой дорожные знаки.

2.8 Знаки – символы и знаки – копии.

2.9 Знаки  языковые.

2.10 Опорные конспекты.

2.11 Описание.

2.12 Вежливая оценка.

2.13 Скажи мне, почему.

2.14 Аргументы.

2.15 Во-первых, во-вторых, в-третьих.

2.16 Игра – тренинг «Испорченный телефон»

2.17 Игра – тренинг «Опиши предмет».

2.18 Игра – тренинг «Эмоции».

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

2ч.

1ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

1ч.

0,5ч.

1ч.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

1ч.

0,5ч.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч.

1ч.

1ч.

0,5ч.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

1,5ч.

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

1,5ч.

1,5ч.

1,5ч.

3

Речевые жанры. Информационные.

3.1 Словарная статья

3.2 Рассказ

3.3 «Клуб творческих друзей» (коллективная творческая деятельность).

3.4 Служба новостей. Что такое информация.

3.5 Газетная информация.

3.6 Игра – тренинг «Интервью: люблю - не люблю».

3.7 Факты, события и отношение к ним.

3.8 Информационные жанры.

3.9 Хроника.

3.10 Информационная заметка.

3.11 Подпись под фотографией. (Поисковая работа. Исторические факты. Родословная)

1ч.

1ч.

2ч.

2ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1,5ч.

1,5ч.

0,5ч.

1,5ч.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч.

2ч.

1,5ч.

0,5ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1,5ч.

4

Обобщение

4.1 Говорю, пишу, читаю, слушаю.

4.2 Слово.

4.3 Речевые жанры.

4.4 Этикетные диалоги.

4.5 Этикетные жанры и слова вежливости

4.6 Игра – тренинг «Жесты и мимика»

4.7 Речевые привычки.

4.8 Учись красноречию!

4.9 Майская газета.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

2ч.

1ч.

2ч.

2ч.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч.

1ч.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

2ч.

2ч.

1ч.

1,5ч.

1ч.

1ч.

Экскурсии:

Итого:

3ч.

72ч.

24ч.

48ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

рабочая программа внеурочной деятельности "культура общения" 1 класс

готовая рабочая программа по кружку "культура общения"внеурочная деятельность для 1 класса...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи (6 класс) 8 вид

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи (6 класс) 8 вид на 1 час в неделю....

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...