Рабочая программа кружка "Речь и культура общения. Художественное чтение" (для детей 3-4 класса)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а так же игры – упражнения. Работа направлена на привитие навыков культурного общения, поддержание интереса выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Добиваться развития навыков выразительного художественного чтения со сцены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_rech_i_kultura_obshcheniya.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ»
Пояснительная записка
Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать ее. Задача кружковой работы – раскрыть основные функции речи как средства общения, развивать творческие способности ребенка, лелеять эту способность его души.
Занятия в кружке «Речь и культура общения. Художественное слово» способствуют развитию у детей уникального человеческого дара – дара слова.
Занимаясь в кружке, учащиеся осмысливают речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Это требует введение элементарных речевых понятий о том, для чего нужна речь, какие разновидности речи встречаются; что такое текст, как он строится и т.д.
Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а так же игры – упражнения.
Дети на занятиях применяют полученные знания; самостоятельно создавая определенные высказывания, речевые произведения.
Особое внимание уделяется культуре речевого поведения – проявление общей культуры ребенка. Огромную роль в системе работы кружка играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания; добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. с воспитанием вежливости.
На занятиях ребята постоянно «дышат» воздухом творчества: они хотят играть на сцене, петь, сочинять, читать стихи… Дети учатся рифме и ритму стихотворных произведений, умению к сочинительству. Только в речевой практике учащиеся поймут, что «с помощью родного языка можно творить чудеса». (К.Г. Паустовский)
В кружке могут заниматься дети 3-4 классов. Занятия задуманы как увлекательное дело, которые требуют творчество от детей и от наставника.
Программа рассчитана на 72 часа, из расчета 2 часа в неделю. Занятия проводятся в кабинете, на сцене, в общественных местах (в зависимости от ситуации).
В целом работа направлена на привитие навыков культурного общения, поддержание интереса выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Добиваться развития навыков выразительного художественного чтения со сцены.
Список литературы
- Ладыженская Т.А. «Детская риторика в рассказах и рисунках»., М., изд. «Ювента», 2005 год.
- Сорокоумова Е.А. «Уроки общения в начальной школе». М., изд. «Аркти», 2008
- Агапова И.А. «На школьной сценической площадке». М., изд. «Аркти», 2008
- Дорожкина В.П. «Основы стихосложения - школьникам на уроках и во внеклассной работе». М., изд. «Аркти», 2008
Учебный план на 2012 – 2013 уч. год
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Речь и ее значение в жизни | 8 |
2 | Устная речь | 10 |
3 | Волшебница речь | 10 |
4 | Текст | 22 |
5 | Речевые жанры | 12 |
6 | Уроки общения | 10 |
Всего: | 72 часа |
Учебно – тематический план на 2012-2013 уч. год
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Теоретич. | Практич. |
1. | Речь и ее значение в жизни
| 1 ч. 1 ч. 3 ч. 2 ч. 1 ч. | 1 ч. 1 ч. 0,5 ч. | 1 ч. 2 ч. 1,5 ч. 1 ч. |
2. | Устная речь 2.1 Говорим и пишем. 2.2 Громко и тихо. 2.3 Быстро-медленно. 2.4 От чистоговорок к скороговоркам. 2.5Узнай по голосу (разговор по телефону) 2.6 Мимика и жесты. 2.7 Подарок. Умей благодарить. 2.8Художественная речь, ее особенности и значение. 2.9Устная речь. Слова и словосочетания об осени. 2.10 Подготовка к литературному празднику «Отговорила роща золотая». | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | 0,5 0,5 1 ч. | 0,5 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 0,5 1 ч. |
3 | «Волшебница речь» 3.1 Что на что похоже 3.2 Кого можно услышать в стихах 3.3Рифмы. Сочиняем стихи, протяжные песни. 3.4Поиграем – посчитаем. Сочиняем считалки. 3.5Простое слово «извините». Умей извиняться (проигрывание ситуаций.) | 1 ч. 1 ч. 3ч. 2ч. 3ч. | 0,5 0,5 0,5 | 1 ч. 1 ч. 2,5ч. 1,5 ч. 2,5ч. |
4 | Текст 4.1 Обобщение знаний о тексте. О чем можно узнать из заголовка. 4.2Очень важные слова. 4.3«Узнай сказку». Сочинение собственных сказок. Театрализация. 4.4 «Надя-Надюша-Надежда» 4.5 Правила приличия. 4.6«Ласковым словом и камень растопишь». Работа с пословицами. Художеств. Чтение. 4.7Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека. (экскурсия в городскую библиотеку). 4.8 Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты (проигрывание ситуаций.) 4.9 Деловое и художественное описание. Мы пишем описание (творческая групповая работа) 4.10 Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка. | 1ч. 2ч. 3ч. 2ч. 2ч. 2ч. 4ч. 2ч. 2ч. 2ч. | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1ч. | 1ч. 1,5ч. 2,5ч. 2ч. 1,5ч. 1,5ч. 4ч. 1,5ч. 2ч. 1ч. |
5 | Речевые жанры 5.1 Рассказ и его части речи. Точка зрения автора и рассказчика (сочиняем рассказ) 5.2 Что такое информация. Кто и о чем пишут в газете. (экскурсия в редакцию газеты «Вперед») 5.3 Информационные жанры. Репортаж. Интервью. Заметки. Очерк. Статья. 5.4 Информационная заметка. Составление заметки в школьную стенгазету. 5.5 Подпись под фотографией. Фоторепортаж, посвященный 65-летию Победы. 5.6 Говорю, пишу, читаю, слушаю. Подготовка к конкурсу чтецов «Мы дети Великой Победы». | 2ч. 3ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. | 0,5 1ч. | 1,5ч. 3ч. 2ч. 2ч. 2ч. |
6 | Уроки общения. 6.1 Называй другого человека по имени. 6.2 Будь внимателен к окружающим тебя людям. 6.3 Умей слушать и слышать другого человека. 6.4 Умей поставить себя на место другого человека. 6.5 Будь вежливым. 6.6 Помогай людям. 6.7 Приноси радость людям. 6.8 Умей видеть в другом хорошее. 6.9 Защити слабого. 6.10 Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | |
Экскурсии: Итого: | 2ч. 72ч. | 11ч. | 61ч. |
Учебный план на 2010 – 2011 уч. год
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Общение | 18ч. |
2 | Текст | 26ч. |
3 | Речевые жанры. Информационные жанры. | 15ч. |
4 | Обобщение. Экскурсии. | 13ч. |
Всего: | 72 часа |
Учебно – тематический план на 2010-2011 уч. год
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Теоретич. | Практич. |
1. | Общение. 1.1 Проверь себя. 1.2 Речевая ситуация 1.3 Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься. 1.4 Улыбнись улыбкою своею. 1.5 Особенности говорения. 1.6 Речевые отрезки и паузы. 1.7 Успокоить, утешить словом. 1.8 Утешить – помочь. 1.9 Утешить – поддержать. 1.10 Какой я слушатель. 1.11 Я – читатель. Экскурсия в межрайонную библиотеку. 1.12 Праздник «Подвластно осени перо…» | 1ч. 1ч. 1,5ч. 1ч. 1,5ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 3ч. 3ч. | 1ч. 1ч. 0,5ч. 0,5ч. 1ч. 0,5ч. 0,5ч. 0,5ч. 1ч. | 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 0,5ч. 0,5ч. 1,5ч. 3ч. 2ч. |
2. | Текст. 2.1Типы текстов. 2.2 Яркие признаки текста. 2.3 Абзацные отступы. 2.4 Запрет – предостережение. 2.5 Запрет – строгий и мягкий. 2.6 Знаки вокруг нас. 2.7 Перед тобой дорожные знаки. 2.8 Знаки – символы и знаки – копии. 2.9 Знаки языковые. 2.10 Опорные конспекты. 2.11 Описание. 2.12 Вежливая оценка. 2.13 Скажи мне, почему. 2.14 Аргументы. 2.15 Во-первых, во-вторых, в-третьих. 2.16 Игра – тренинг «Испорченный телефон» 2.17 Игра – тренинг «Опиши предмет». 2.18 Игра – тренинг «Эмоции». | 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. | 1ч. 0,5ч. 1ч. 1ч. 0,5ч. 0,5ч. 1ч. 0,5ч. 1ч. 0,5ч. 0,5ч. 0,5ч. 0,5ч. 0,5ч. 0,5ч. | 0,5ч. 1ч. 1ч. 0,5ч. 1ч. 0,5ч. 0,5ч. 1,5ч. 2ч. 0,5ч. 1,5ч. 1,5ч. 1,5ч. 1,5ч. |
3 | Речевые жанры. Информационные. 3.1 Словарная статья 3.2 Рассказ 3.3 «Клуб творческих друзей» (коллективная творческая деятельность). 3.4 Служба новостей. Что такое информация. 3.5 Газетная информация. 3.6 Игра – тренинг «Интервью: люблю - не люблю». 3.7 Факты, события и отношение к ним. 3.8 Информационные жанры. 3.9 Хроника. 3.10 Информационная заметка. 3.11 Подпись под фотографией. (Поисковая работа. Исторические факты. Родословная) | 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1,5ч. 1,5ч. 0,5ч. 1,5ч. | 1ч. 0,5ч. 0,5ч. 0,5ч. 1ч. 0,5ч. 0,5ч. 0,5ч. | 0,5ч. 2ч. 1,5ч. 0,5ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1,5ч. |
4 | Обобщение 4.1 Говорю, пишу, читаю, слушаю. 4.2 Слово. 4.3 Речевые жанры. 4.4 Этикетные диалоги. 4.5 Этикетные жанры и слова вежливости 4.6 Игра – тренинг «Жесты и мимика» 4.7 Речевые привычки. 4.8 Учись красноречию! 4.9 Майская газета. | 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. | 0,5ч. 0,5ч. 0,5ч. 1ч. | 1ч. 0,5ч. 0,5ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1,5ч. 1ч. 1ч. |
Экскурсии: Итого: | 3ч. 72ч. | 24ч. | 48ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
рабочая программа внеурочной деятельности "культура общения" 1 класс
готовая рабочая программа по кружку "культура общения"внеурочная деятельность для 1 класса...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи (6 класс) 8 вид
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи (6 класс) 8 вид на 1 час в неделю....
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...