Проект урока по теме: « Понятие о словах, обозначающих действия предметов (о глаголах)»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок разработан для обучающихся 2 класса (УМК Школа России) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Основные задачи урока направлены на формирование умения распознавать слова, обозначающие действия предметов, задавать к ним вопросы, составлять словосочетания с глаголами и существительными и учиться понимать роль глаголов в нашей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass.docx | 468.71 КБ |
glagol.pptx | 1017.98 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 413.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Базинска ООШ им. Н.В. Сутягина
Проект урока по теме: « Понятие о словах, обозначающих действия предметов (о глаголах)»
УМК Школа России, 2 класс.
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ Базинской ООШ им. Н.В. Сутягина Бутурлинского района
Горохова Галина Николаевна
Квалификационная категория __1__
Стаж работы учителем начальных классов_12__лет
Бутурлино
2020 год
Проект урока
Учебный предмет: русский язык.
УМК: Школа России, 2 класс
Тема урока: «Понятие о словах, обозначающих действия предметов (о глаголах)»
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: " Понятие о словах, обозначающих действие предмета."
Цели:
1. Образовательные: познакомить со словами, обозначающими действия предметов, ввести
понятие глагола; формировать умение устанавливать связь между словами, называющими
действия предметов и вопросами, на которые они отвечают; привлечь внимание учащихся к
тому, что слова, называющие действия предметов, могут называть действия одного или
многих предметов; обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивающие: развивать умение ставить вопрос к словам - глаголам, умение распознавать
слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают? что делали? и т.д.; развивать
коммуникативные навыки.
3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность,
умение слушать одноклассников, любовь к природе, к предмету.
Тема: " Понятие о словах, обозначающих действие предмета."
Цели:
1. Образовательные: познакомить со словами, обозначающими действия предметов, ввести
понятие глагола; формировать умение устанавливать связь между словами, называющими
действия предметов и вопросами, на которые они отвечают; привлечь внимание учащихся к
тому, что слова, называющие действия предметов, могут называть действия одного или
многих предметов; обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивающие: развивать умение ставить вопрос к словам - глаголам, умение распознавать
слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают? что делали? и т.д.; развивать
коммуникативные навыки.
3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность,
умение слушать одноклассников, любовь к природе, к предмету.
Тема: " Понятие о словах, обозначающих действие предмета."
Цели:
1. Образовательные: познакомить со словами, обозначающими действия предметов, ввести
понятие глагола; формировать умение устанавливать связь между словами, называющими
действия предметов и вопросами, на которые они отвечают; привлечь внимание учащихся к
тому, что слова, называющие действия предметов, могут называть действия одного или
многих предметов; обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивающие: развивать умение ставить вопрос к словам - глаголам, умение распознавать
слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают? что делали? и т.д.; развивать
коммуникативные навыки.
3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность,
умение слушать одноклассников, любовь к природе, к предмету.
Задачи урока:
- формировать умения распознавать слова, обозначающие действия предметов, задавать к ним вопросы, составлять словосочетания с глаголами и существительными. Учиться понимать роль глаголов в нашей речи.
Предметные результаты:
- умение распознавать глаголы и понимать их роль в нашей речи.
- умение различать имена существительные и глаголы по вопросам.
- умение применять открытый способ действия по определению глаголов.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- умение выделять новую информацию, структурировать и фиксировать схематично открытые знания с помощью учителя;
- умение анализировать, сравнивать, группировать имена существительные и глаголы по их вопросам;
- умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы ее решения с помощью учителя.
Регулятивные:
- умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи с помощью учителя;
- последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других;
- умение осознанно строить речевые высказывания;
- умение взаимодействовать и помогать;
-умение формулировать высказывания, используя изученные термины.
Личностные:
- познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания;
- эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка;
- осознанное отношение к качеству построения собственной устной и письменной речи.
Оборудование:
- учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 кл. М.: Дрофа, 2016 год;
- компьютер с выходом в Интернет;
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы
В области морфологии:
- знают имена существительные, их значение, признаки, использование в речи.
- умеют находить слова, обозначающие действия предметов, задавать к ним вопросы.
Этапы урока и хронометраж
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
1 | Мотивация к УД | 4 мин |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений | 6 мин |
3 | Постановка учебной задачи | 5 мин |
4 | Открытие нового знания | 8 мин |
5 | Физкульминутка | 2 мин |
6 | Открытие способа действия | 5 мин |
7 | Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) | 7 мин |
8 | Самостоятельная работа | 5 мин |
9 | Рефлексия УД | 3 мин |
Содержание урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое основание: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД) , средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.) |
1 этап Мотивация к УД | Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое? - Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь! - Что возьмём с собой в путь? - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забывайте про наклон тетради, расстояние от глаз до тетради, про осанку. Слайд 2. На экране буквы Р Л М Г Й Мысленно уберите буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки, и узнаете букву для чистописания (Г). Дайте характеристику звукам, которые может обозначать эта буква. (На доске запись). Спишите буквы, продолжив последовательность. Гг //Ггг// Слайд 3. На экране слова: м..шина п..тух за..ц уч..ник б..рёза -Что общего у этих слов? - На какие две группы можно разделить эти слова? Выполняют самостоятельно, записывая в столбики (самопроверка по экрану). Слайд 4. - Оцените свою работу, используя карточки. - у кого нет ни одной ошибки поставьте , - одна-две ошибки, - три и более? | - Клад - это богатство, деньги, золото. - Клад- знания - Внимание, наблюдательность, целеустремлённость, терпение и т.д. - Г - Эта буква обозначает согласный, звонкий, парный звук, который может быть твердым или мягким. - Предметы, существительные, непроверяемые безударные гласные. - Одушевленные и неодушевленные | Личностные: эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: -умение формулировать высказывания, используя изученные термины. - умение взаимодействовать и помогать; Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) |
2 этап Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. | Всему название дано – - Сколько чудесного и таинственного прячется за словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Слов в русском языке очень много. И все они делятся на группы (части). Слайд 5. (На экране кластер «Части речи», который заполняется по мере воспроизведения информации). Давайте вспомним, какую часть речи мы уже знаем? А что они обозначают? - Вспомните, на какие вопросы они отвечают? Работа с карточками №1. собака - черепаха – рыба - птица - ветер - бежит - Посмотрите на слова в карточке. Найдите лишнее слово. - А что можем про это слово сказать? - А какой вопрос можно к нему задать? - К какому существительному оно подходит по смыслу? Давайте допишем к каждому существительному подходящие по смыслу слова, которые обозначают действие, задавая вопрос. Слайд 6. Какие слова-действия вы записали? - Что мы уже можем записать об этих словах в наш кластер-схему? - А что мы не знаем про эти слова? | - Имена существительные. - Предметы. - Кто? Что? Перечисляют - Бежит. - Оно обозначает действие предмета. - Что делает? - Собака. Работают индивидуально. Дети читают. - Как называется эта часть речи. | Предметные результаты: - умение различать имена существительные и глаголы по вопросам. Познавательные: - умение выделять новую информацию, структурировать и фиксировать схематично открытые знания с помощью учителя; - умение анализировать, сравнивать, группировать имена существительные и глаголы по их вопросам; - умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы ее решения с помощью учителя. |
3 этап Постановка учебной задачи | Слайд 7. Посмотрите на экран. Предлагаю объединиться в группы по 4 человека и разгадать кроссворд (из упр. 250 с.18) и узнать, как же называется новая часть речи. - Давайте прочитаем в выделенных клетках, как называются слова, обозначающие действия предметов? На какие вопросы они отвечают? Прочитайте тему урока на слайде. - Как вы думаете, какую учебную задачу мы должны выполнить на этом уроке? | Называют слова по одному ученику от группы (1-2 слова): прыгает, колет, варит, играет, загорает, лежит. ГЛАГОЛ «Глагол» Дети пытаются сформулировать задачи урока с помощью учителя. - Искать слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делает? И учиться находить слова, с которыми связаны глаголы. | Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; Познавательные: - умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы ее решения с помощью учителя. |
4 этап Открытие нового знания | - Что же такое глагол? Сделаем вывод. - Прочитаем сведения о глаголе на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру. - Совпали ваши предположения с тем, что вы прочитали ? - Слово глагол произошло от старинного слова глаголить, то есть говорить. Слайд 8. Дополним кластер-схему. | - Это такие слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопрос «что делает? - Да, только вопросов можно задать больше. | Коммуникативные: - умение взаимодействовать и помогать; -умение формулировать высказывания, используя изученные термины. Познавательные: - умение выделять новую информацию с помощью учителя; - умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы. Личностные: - осознанное отношение к качеству построения собственной устной и письменной речи. |
5 этап Физкультминутка | Проведем необычную физкультминутку. Я называю название животного, а вы покажите его движение, кто как передвигается. Заяц Слон Птица Рыба Конь А как человек? Садитесь. | Дети выполняют движения | |
6 этап Открытие способа действия | Слайд 9. - Давайте составим вместе алгоритм действий по определению глагола. Какие вопросы задавали? На слайде представлен алгоритм, все пункты алгоритма появляются по очереди. | -Что обозначает слово? -На какой вопрос отвечает? | Регулятивные: - умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи с помощью учителя. |
7 этап. Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) | Выполним задание в учебнике стр. 18, упр. 251. У доски, проговаривая. - Прочитайте загадку. Отгадайте. Назовите действия ветра. - Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Как называется? Слайд 10. На экране слова. - Работаем самостоятельно по вариантам. Найдите в каждой группе слов глаголы и выпишите их. 1. Вариант. Поёт, дремлет, ветер, играет. 2 Вариант. Убирает, зарядка, одевает, пишет. Проверяем. Какие слова выписали? Почему? | Кружит (действие предмета, что делает? глагол), свистит (действие предмета, что делает? глагол), и т.д. Выполняют задание. 1. Вариант. Поёт, дремлет, играет. 2 Вариант. Убирает, одевает, пишет. - Обозначает действие предмета. Отвечает на вопрос что делает? | Регулятивные: - последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий. Познавательные: - пополнение лексического запаса |
8 этап Самостоятельная работа | Слайд 11. – Так ли важны глаголы в нашей речи? Убедимся на примере текста. На экране текст. Прибежал Волчонок и стал рассказывать о жизни зимой. . . . вьюга в лесу. Снег . . . тропинки. По сугробам . . . голодный волк. Он . . . .свой хвост. Волк . . . добычу. На краю леса . . . деревня. Тихо . . . волк к деревне. Учитель читает текст без глаголов. - Понравился? Нет. Почему? - Глаголы действительно помогают точно описывать действия, но для этого нужно верно подбирать глаголы. Давайте вместе подберем восстановить текст, добавив глаголы. Сильные дети выполняют выполнить без карточек-подсказок (№3). Другие используют подсказки-глаголы (№4). Глаголы-подсказки: воет, ищет, бежит, поджал, заметает, стоит, крадётся. Какой вывод сделаем? - Глаголы, одна из важнейших частей речи в русском языке. Глагол делает нашу речь точной и понятной. Слайд 12 - Я задумала предмет, подобрала к нему возможные действия. - Бегает, прыгает, играет, сторожит, лает. Что это за предмет? Слайд 13 - Ползает, шипит, извивается. Что это за предмет? | - Было не понятно. - В нашей речи глаголы очень важны? - Собака. - Змея. | Регулятивные: умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи. Предметные результаты: - умение распознавать глаголы и понимать их роль в нашей речи. - умение различать имена существительные и глаголы по вопросам. - умение применять открытый способ действия по определению глаголов. |
9 этап Рефлексия УД | Слайд 14 - Что нового узнали на уроке? -Какие открытия сделали? Что было интересно на уроке? - Что было важным на уроке? - Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению после урока. Слайд 15 Д/З. Упр. 252. Прочитайте задание. Кто может рассказать, что нужно сделать? Дополнительно можно выполнить задания на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру. Слайд 16 | Отвечают | Коммуникативные: - умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы; - умение осознанно строить речевые высказывания. Регулятивные: - умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи; - умение последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: умение осознанно строить речевые высказывания. Личностные: эмоционально-целостное отношение к качеству построения своей речи. |
Литература
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под. Ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012.
- Русский язык 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2012.
- Интекавтивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру.
- https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html Оригинальные шаблоны для презентаций.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р Л М Г Й
м..шина п..тух за.. ц уч ..ник б..рёза Кто? п е тух за я ц уч е ник Что? м а шина б е реза
- Без ошибок - Одна-две ошибки - Три и более
Глагол
Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
Найдите в каждой группе слов глаголы и выпишите их. 1. Вариант. Поёт, дремлет, ветер, играет. 2 Вариант. Убирает, зарядка, одевает, пишет.
Прибежал Волчо но к и стал рассказывать о жизни зимой . . . . вьюга в лесу . Снег . . . тропинки . По сугробам . . . голодный волк . Он . . . свой хвост . Волк . . . добычу . На краю леса . . . деревня . Тихо . . . волк к деревне . за метает Воет бежит поджал ищет стоит крадется
бегает играет прыгает сторожит лает
ползает шипит извивается
Д/З . Упр. 252. Прочитайте задание. Кто может рассказать, что нужно сделать? Дополнительно можно выполнить задания на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру .
МОЛОДЦЫ
Предварительный просмотр:
собака | |
черепаха | |
рыба | |
птица | |
ветер | |
бежит |
Карточка №1
Карточка №2 (кроссворд)
Карточка №3. (для сильных учеников)
Прибежал Волчонок и стал рассказывать о жизни зимой.
_____________ вьюга в лесу. Снег __________тропинки. По сугробам___________ голодный волк. Он ________свой хвост. Волк _________ добычу.
На краю леса ________деревня. Тихо ___________волк к деревне.
Карточка №4. (для остальных учеников).
Прибежал Волчонок и стал рассказывать о жизни зимой.
_____________ вьюга в лесу. Снег __________тропинки. По сугробам___________ голодный волк. Он ________свой хвост. Волк _________ добычу.
На краю леса ________деревня. Тихо ___________волк к деревне.
Глаголы-подсказки: воет, ищет, бежит, поджал, заметает, стоит, крадётся.
Сигнальные карточки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к словам"
Разработка урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка 2 кл. по теме "Понятие о словах, обозначающих действие предметов"
Презентацию можно использовать как дополнительный материал к уроку русского языка....
Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»
ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....
Конспект урока "Понятие о словах, обозначающих действия предметов"
Русский язык 3 класс.Учебник Т.Г. Рамзаевой....
Русский язык. 2 класс. "Понятие о словах, обозначающих действия предметов (глаголах)".
Русский язык. "Понятие о словах, обозначающих действия предметов (глаголах)". Урок выполнен для работы с устройством MIMIO....
Понятие о словах, обозначающих действие предмета
Урок во 2-ом классе по программе "Школа России" (Рамзаева)...
1.Глагол. Понятие о словах, обозначающих действия предмета.
Цель урока: ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос «что делает?»; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение. Оборудование: ноутбук, про...