Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы
статья по русскому языку (1 класс)

Брагина Елена Ильинична

В настоящее время на уроках в начальной школе, уже в первом классе, особую актуальность приобретает формирование умения учиться, в том числе формирование регулятивных УУД «планирования», «оценки» и «контроля».

Предпосылкой  формирования умения планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной учителем задачей является умение работать по алгоритму. Поэтому в 1 классе мы можем лишь в первом приближении рассматривать умение ребенка самостоятельно планировать свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_regulyativnyh_uud.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы

(Упражнения для формирования   регулятивных УУД 

на уроках русского языка в 1 классе)

         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Среди метапредметных выделяют группу регулятивных УУД, развитие которых обеспечивает у обучающихся «формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации» [1, с. 9].

        В пособии для учителя «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» под редакцией А. Г. Асмолова [там же]  говорится о том, что применительно к моменту поступления ребёнка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных УУД:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

        Среди показателей развития регулятивных УУД в этом же источнике перечисляются параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительскую части действия (П.Я. Гальперин, 2002) [2, с. 75].

        В рамках концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова показано значение оценки – её мотивационный смысл, влияние на успешность становления и осуществления учебной деятельности, формирование самооценки учащегося [2, с. 80].

        В настоящее время на уроках в начальной школе, уже в первом классе, особую актуальность приобретает формирование умения учиться, в том числе формирование регулятивных УУД «планирования», «оценки» и «контроля».

Предпосылкой  формирования умения планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной учителем задачей является умение работать по алгоритму. Поэтому в 1 классе мы можем лишь в первом приближении рассматривать умение ребенка самостоятельно планировать свои действия.

Контроль - совокупность действий, направленных на проверку выполнения какой-либо задачи. Контроль осуществляется посредством сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Другими словами оценивание - это сопоставление своих (чужих) действий или результатов деятельности с поставленной целью по заранее установленным критериям.

Развитие УУД - это длительный процесс. Освоение УУД встраивается в систему получения новых предметных знаний и нового социального опыта. На сложность самой задачи, связанной с освоением способа, накладываются ограничения, связанные с возрастными возможностями ребенка. Такими, например, как уровень развития его мышления, произвольности и т. д. Нельзя ожидать, что уже в 1 классе ребенок сможет оперировать метапредметными способами, легко встраивая их в разные учебные задачи. Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы (условия). Одновременно ребенок начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа. Лишь овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность.

Рассмотрим этапы формирования и проектирования любого УУД:

1.        Определение конечной цели. Учитель на данном этапе может предположительно задать детям следующие вопросы: Что у нас должно получиться в результате выполнения задания? Для Чего мы это делаем?

2.        Определение задач, т.е. конкретных действий, направленных на достижение цели. Вопрос учителя на данном этапе может быть таким: Какие знания (умения) пригодятся нам, чтобы справиться с этим заданием?

3.        Определение последовательности действий. Причём ученик должен обозначать именно свои конкретные действия на каждом этапе. В какой последовательности вы будете выполнять это задание?

В качестве примера по формированию УУД «планирования», «оценки», «контроля» у обучающихся 1 класса рассмотрим алгоритм работы по и дидактической разработке «Карта знаний и умений» по темам «Ударение», «Слог».

№1. Прочти группу слов. Пользуясь изученными приёмами, поставь ударение в данных словах.

Марина, Иван, мир, дружба, книга.

Умею ставить ударение в слове.

5 баллов

№2. Прочти слова. Пользуясь алгоритмом, раздели слова на слоги.

Белка, ёжик, заяц, волк, медведи.

Умею делить слова на слоги

5 баллов

Рассмотрим с точки зрения ученика, сколько действий он должен выполнить, чтобы справиться с заданием №1. В предлагаемом алгоритме чёрным цветом обозначено УУД «планирование», серым  цветом УУД «оценки» и «контроля».

  1. Прочти задание №1. Задание сформулировано таким образом, чтобы направить ребёнка на определение конкретной цели: « … пользуясь изученными приёмами …».
  2. Определение конечной цели. Что у нас должно получиться в результате выполнения задания?  Для чего мы это делаем?
  3. Определение конкретных задач: Какие знания и умения пригодятся нам, чтобы выполнить это задание?                   
  4. Определение  последовательности  действий: В какой последовательности  вы будете выполнять задания?  
  1. Какое умение будем сейчас проверять и оценивать?
  2. Сколько баллов максимально можно заработать в задании №1?
  3. Выполни задание.
  4. Первичная проверка  запланированного результата детьми самостоятельно без образца (без эталона). Запиши в первый кружок столько баллов, сколько ты заработал?  
  5. Контроль: Проверь результат по образцу  (на доске, на экране, фронтальная коллективная проверка).
  6. Контроль и оценка: Посчитай, сколько баллов ты заработал на самом деле и запиши во второй кружок.

Аналогично выполняется задание №2.

Можно подсчитать с детьми итоговое количество заработанных баллов по всем заданиям. Оценка учителя - после сбора «Карт знаний» (Запись баллов в третьем кружке).

  •   11. Рефлексия (фронтальная, а в 1 классе лучше индивидуальная). На этом этапе происходит оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено,  и что еще необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Работать по данному алгоритму можно  с «Картой знаний и умений»  по любой теме.

Алгоритмы же постановки ударения и деления на слоги приведены далее.

Алгоритм постановки ударения:

  1. Вспоминаю правило: «Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов».
  2. Для выделения ударного слога надо произносить слово целиком (не по слогам).
  3. Вспоминаю приёмы постановки ударения в словах: «Зовём слово в гости» (интонация обращения), «Молоточек».

Алгоритм деления на слоги:

  1. Вспоминаю правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». (Каждый слог произносится как бы отдельно, одним дыхательным толчком).
  2. Нахожу гласные звуки и обозначаю гласные звуки красными кружочками.
  3. Считаю сколько в слове гласных звуков.
  4. Делю на слоги. Приёмы деления на слоги: «Скандируем, как на футболе» (или «режем пирог»); «Считаем, сколько раз открывается ротик, прикладывая руку к челюсти».
  5. Проверяю: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Вывод: Результатом систематического выполнения обучающимися вышеперечисленных упражнений и пошаговой работы  по данным алгоритмам является  повышение уровня умения отслеживать,  сопоставлять  действия  и результаты  с заданным эталоном, с поставленной целью, обнаруживать  отклонения (ошибки) и своевременно вносить  коррективы при совместной работе с классным коллективом, в самостоятельной работе.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010.
  2. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др./ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)

Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....

Система формирования оценочной деятельности у обучающихся начальной школы

Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС, она...

Формирование ИКТ- компетентности у обучающихся начальной школы

ИКТ как средство познания внутреннего мира ребенка, раскрытия его возможностей и желаний, удовлетворения его познавательных потребностей....

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и на...

Методика формирования временных представлений у обучающихся начальной школы с интеллектуальными нарушениями

Трудности восприятия времени сохраняются у детей в начале школьного обучения (Д. В. Клименченко, О. Комар, Е. Н. Тальянова, А. В. Тихоненко, С. Н. Шабалин, Я.А. Шор и др.). Тем более сложен процесс ус...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС делает ...