Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
статья
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovan_fig_gram.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию.
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.
Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» может быть встроен в образовательные программы, «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой), «Школа 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева) и др., а также «Школа России» (под редакцией А. А. Плешакова).
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение.
Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы: «Моя семья» (Что нужно семье), «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль), «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники), «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами), «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара), «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах), «Человек и информация» (Где можно делать покупки), «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.
Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.
Сначала обучающиеся знакомятся с числами, цифрами, изучают состав чисел, решают простые задачи. Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Далее вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Появляется понятия – цена товара, количество, стоимость покупки. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Далее начинают пользоваться формулой стоимости покупки: Ц ∙ К = С. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.
На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, а также ребусы, анаграммы, пословицы.
Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы, проектную деятельность, внеурочную деятельность:
- «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки, упражнения «Закончи верные утверждения»).
- «Учись учиться» (работа с различной информацией)
- «Разговор о правильном питании» (Игра «Магазин»)
- «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)
На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.
Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов:
- Электронные приложения к учебникам.
- Интернет – ресурсы (Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе; онлайн-игра для обучающихся 2-4 классов на сайте Финзнайка.рф; онлайн-сервис Монеткины.рф, обучающий основам ведения бюджета для 2-8 классов; интерактивный мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет и др.).
А также учебных пособий:
- УМК «Финансовая грамотность».
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.
А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:
- понимание природы и функции денег;
- умение ценить деньги;
- умение считать деньги;
- умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
- умение экономить и сберегать;
- умение тратить деньги и жить по средствам;
- умение делиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СБОРНИКА ПОНЯТИЙ
Знакомство с приемом составления сборника понятий....
Работа с притчей на уроках литературного чтения, как средство формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы
Блок заданий, направленный на формирования функцилнальной грамотности...
Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС делает ...
Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
В презентации расмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС дел...
Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации...
Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы.
В данной статье рассматриваются вопросы формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы....
Презентация "Финансовая грамотность у обучающихся начальной школы"
Финансовая грамотность у обучающихся начальной школы...