"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)
методическая разработка по теме
Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ "Гимназия №8" с презентацией творческой работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы.
Современное образование направлено на реализацию нового социального заказа, целью которого становится выпускник, который не только много знает и умеет, но и способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результатов.
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а формируют у обучающихся компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, наиболее популярному за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Учебно-методические системы обучения в начальной школе разработаны с учётом требований ФГОС второго поколения, где формированию исследовательских навыков отводится ключевое место. Проектное и исследовательское обучение способствует реализации деятельностного подхода в обучении.
Хочется поделиться опытом работы по УМС «Начальная школа ХХI века» под редакцией проф. Н.Ф.Виноградовой. Остановлюсь на особенностях учебного предмета «Русский язык». Содержание программного материала предполагает проблемное и исследовательское обучение. В учебнике русского языка представлены специальные задания и упражнения: «Давай подумаем», «Докажи», «Вспомни изученное», «Обрати внимание», «Из истории языка» - способствуют осознанному, а не механическому усвоению программного материала обучающимися, формировуют у них навыков исследовательской деятельности. Работая над проектом, обучающиеся сами обнаруживают новые свойства и качества предметов, языковых явлений, сами замечают их сходства и различия, что говорит о возможности самостоятельного приобретения новых знаний, т. е. развития исследовательского поведения. При этом обучение приобретает значительно больший личностный смысл, что заметно повышает мотивацию. Благодаря практической востребованности знаний и умений обеспечивается более осознанное и глубокое их усвоение.
В МБОУ «Гимназия № 8» г.Энгельса Саратовской области ежегодно во втором полугодии учебного года проводятся научно – практические конференции, где обучающиеся представляют свои исследовательские проекты. Лучшие работы обучающихся затем могут быть представлены на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.
Мне хочется представить вашему вниманию исследовательский проект ученицы 4-го класса Кривенцовой Анастасии «Слово, которое меня удивило». Длительность исследования – 2 недели в режиме урочно- внеурочных занятий.
Обучающаяся провела исследование слова «модель». Выбор данного слова не случаен, т.к. соответствует содержанию учебного материала и области интересов ребёнка, находится в зоне его ближайшего развития:
с 4-х летнего возраста девочка занимается в театре моды «Каре», учится моделировать, создавать и демонстрировать одежду.
Толчком к исследованию данного слова послужило то, что она услышала его совершено в ином ракурсе - «модель выпускника начальной школы». Это было настоящим открытием для ребёнка.
Проводя данное исследование, обучающаяся обратилась к информационным источникам: словарям (этимологическому, толковому, словарю синонимов русского языка), учителям, ресурсам Интернет.
Выяснила, что слово пришло из французского языка в начале 18 века, имеет итальянские корни, исходящие из латинских слов и означает «правило, меру», а происхождение объясняет особенности его правописания и произношения.
Открыла новые знания:
- многозначность слова;
- синонимический ряд;
- использование образных выражений со словом в литературных произведениях (произведение А.И Куприна «Зачарованный глухарь»);
- и разговорной речи;
- познакомилась с группой однокоренных слов, их правописанием;
- представила стихотворение собственного сочинения.
Результатом её исследования стал «многоэтажный дом» под названием «Модель».
А самое главное – девочка испытала удовольствие от проделанной работы и результата своего труда.
- Данная исследовательская деятельность была направлена на развитие навыков анализа дополнительного информационного материала и собственных наблюдений;
- поиска доказательств для подтверждения гипотезы;
- создания терминологической базы;
- на формирование одного из важнейших универсальных действий: познавательного и продуктивного – создание собственного образовательного продукта (электронной презентации).
В заключение хочу отметить, что исследовательский проект — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала каждого обучающегося; пути формирования универсальных учебных действий.
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СГУ ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
МБОУ «МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМ. А.Г. ШНИТКЕ»
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ И СОЧИНЕНИЙ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-6 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАДУГА СЛОВА»
Творческий исследовательский проект
обучающейся 4 «б» класса
Кривенцовой Анастасии,
МБОУ «Гимназия № 8»
Энгельсского муниципального района
Руководитель: Лепехина И.И.
Слово, которое меня удивило.
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку…
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Я. Маршак.
Однажды я услышала выражение «модель выпускника начальной школы». Это меня удивило. Раньше слово «модель» я слышала на занятиях в театре моды «Каре», где я моделирую одежду, и, как модель, демонстрирую придуманные и созданные мною наряды с подиума. А здесь - «модель выпускника», что это такое?
Наш учитель Ирина Ивановна мне объяснила так. Чтобы стать успешным в современной жизни, надо соблюдать правила поведения, научиться добывать знания самостоятельно из энциклопедий, справочников, словарей, Интернета. Оказывается, наши учителя делают всё для того, чтобы воспитать таких учеников, которые будут много знать и уметь. Именно такие ребята и будут соответствовать «модели выпускника начальной школы».
Я решила исследовать слово «модель». Может, ещё узнаю что-нибудь интересное?
Благодаря школьному этимологическому словарю русского языка я поняла, что это слово к нам пришло из французского языка в начале 18 века, где французское modèle восходит к итальянскому modеllо, которое вышло из латинского modulus, что значит «мера», а modulus от modus «манера», mode «правило, мера». Происхождение слова объясняет орфограмму «о» в слове и произношение [дэ].
Из «Большого толкового словаря современного русского языка» Д.Н. Ушакова я узнала, что это слово многозначно.
Моделью называют:
-образец какого-нибудь изделия, сооружения или техники в уменьшенном виде (Модель товара. Модель платья. Модель машины.);
- рисунок, чертёж или схему;
- профессию в мире моды.
Поэтому синонимами «модели» и сходными по смыслу словами являются:
- образец,
- пример,
- форма,
- эталон,
- шаблон.
Настоящим открытием для меня стало использование слова «модель» в таком образном выражении: «Это - модель для подражания». Так говорят, когда хотят дать понять, что кто-то или что-то служит примером, образцом каких-нибудь действий.
А на уроках литературного чтения в произведении А.И. Куприна «Зачарованный глухарь» я познакомилась с выражением «не модель», употреблённым с инфинитивом. Писатель говорит в своём рассказе: « …В такой день ходить за охотой не модель…». Где «не модель» означает, что так не следует поступать.
Я вспомнила, что иногда в разговорной речи можно услышать:
«взять моду» - что означает усвоить привычку;
«завести моду» - начать пользоваться определенными правилами поведения;
«вышел из моды» - несовременный.
А насколько многочисленна «семейка» этого слова! Для такой огромной «семьи» я построила большой дом!
Благодаря знакомству со словом «модель» я пополнила словарный запас, узнала много нового, неожиданного и интересного о словах. У меня даже родилось стихотворение:
Слово «модель» мне с детства известно!
И могу сказать вам честно:
Что люблю красиво шить, рисовать, кроить
И хочу я в будущем модельером быть.
Разложу я лоскуты - вот воланы, вот цветы…
Сарафанчик для коктейля смоделировать возьмусь…
Коль получится отлично, я себе такой сошью…
Наряды получаются, семейство удивляется:
Все модели необычны: и удобны, и практичны!
Дружно мы решаем все, что я открою ателье,
А затем - «Дом моды» для творческой свободы,
Приму срочные заказы и сошью всем платья сразу,
Декорирую одежду, чтоб жила всегда надежда
На лучшее, счастливое, яркое, красивое!
А пока я буду в школе все науки постигать,
Чтобы тайны слов прекрасных было б просто разгадать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
Статья «Учебно-исследовательская деятельность – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальных классов» (из опыта работы учителя).
Поэтапное формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся начальной школы....
Из опыта работы учителей начальных классов по теме "ФГОС в действии: проблемы и пути решения"
Опыт работы...
"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке ( из опыта работы учителя начальных классов)
Одну из важных ролей в учебном процессе по развитию грамотности учащихся играет формирование учебной самостоятельности учащихся....
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
Современная начальная школа – важнейшее звено системы непрерывного образования развивающейся личности. Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самост...
Роль классного руководителя в формировании личности учащегося (Из опыта работы учителя начальной школы МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя Титаренко П.Я.)
Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулируе...