Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык» /Сборник рабочих программ «Школа России» для 1- 4классов в общеобразовательных учреждениях/- М.: «Просвещение», 2011г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Регулятивные УУД:
обучающийся научится:
- понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Познавательные УУД:
обучающийся научится:
- работать с разными видами информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
обучающийся получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- моделировать
- подводить под понятие;
- устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
обучающийся научится:
- в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы,
-в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
Предметные
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- работы со словарями;
- орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
- написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Развитие речи (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса).
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
-письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
-составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
-использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса).
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
-различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
-применять ранее изученные правила правописания, а также:непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-применять правила правописания:соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки)
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, опрямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Язык и речь (1 час)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание. (12 часов)
Текст. Предложение. Словосочетание.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Предложение.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Предложения с обращением.
Состав предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения
Простое и сложное предложения. Общее представление. Запятая внутри сложного предложения.
Словосочетание.
Слово в языке и речи. (15 часов)
Лексическое значение слова.Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Антонимы и синонимы.
Омонимы.Слово и словосочетание.Фразеологизмы.Частиречи.Имячислительное.Однокоренныеслова.Слово и слог, звуки и буквы.
Правописание слов с ударными. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Разделительный мягкий знак (ь).
Состав слова. (42 часа)
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Сложные слова. Формы слова. Основа слова.Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Части речи. (61 час)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Число имён существительных. Род имён существительных.Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.Падеж имён существительных.Морфологический разбор имени существительного.Лексическое значение имён прилагательных.Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Текст-описание. Род имен прилагательных. Число имён прилагательных. Падеж имён прилагательных (общее представление). Местоимения. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Морфологический разбор местоимений. Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Форма глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами.
Повторение (5 часов)
Части речи.Текст и предложение как единицы языка и речи. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.Слово и его лексическое значение. Словосочетание. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.Упражнение в правописание частей слова.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык»
в 3 классе
№ п\п | Тема | Количество часов (программа) | Из них | ||
Количество контрольных работ | Проекты | Развитие речи | |||
1. | Язык и речь | 1 ч | |||
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 12 ч | 2 | ||
3. | Слово в языке и речи | 15 ч | 1 | 1 | 3 |
4. | Состав слова | 42ч | 1 | 1 | 3 |
5. | Части речи | 61 ч | 3 | 2 | 8 |
6. | Повторение | 5 ч |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе
№ п/п | № раздела, урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
I. | Язык и речь | 1 | |||
1 | 1.1 | Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Р/р. Составление текста по рисунку. | 1 | ||
II. | Текс. Предложение. Словосочетание. | 12 | |||
2 | 2.1 | Текст. Предложение. Словосочетание. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть заключение. | 1 | ||
3 | 2.2 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различные стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. | 1 | ||
4 | 2.3 | Предложение (повторение и углубление представлений) (1ч) Р/р.Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 | ||
5 | 2.4 | Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). | 1 | ||
6 | 2.5 | Виды предложений по цели высказывания. Р\р. Составление предложений. | 1 | ||
7 | 2.6 | Виды предложений по интонации (восклицательное, невосклицательное). Знаки препинания в конце предложений. | 1 | ||
8 | 2.7 | Предложения с обращением. Р.р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | 1 | ||
9 | 2.8 | Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||
10 | 2.9 | Распространённые и нераспространённые предложения Разбор предложения по членам. | 1 | ||
11 | 2.10 | Простое и сложное предложения. Общее представление. Запятая внутри сложного предложения. | 1 | ||
12 | 2.11 | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Р/р. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. | 1 | ||
13 | 2.12 | Р\р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Проверочная работа №1на тему «Текст. Предложение» | 1 | ||
III. | Слово в языке и речи. | 15 | |||
14 | 3.1 | Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. | 1 | ||
15 | 3.2 | Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Антонимы и синонимы. | 1 | . | |
16 | 3.3 | Омонимы. Использование омонимов в речи.Работа со «Словарём омонимов». | 1 | ||
17 | 3.4 | Слово и словосочетание. | 1 | ||
18 | 3.5 | Фразеологизмы.Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. | 1 | ||
19 | 3.6 | Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. | 1 | ||
20 | 3.7 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Имя существительное. Местоимение. | 1 | ||
21 | 3.8 | Части речи. Имя прилагательное.Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Глагол. Р.р.: составление текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | ||
22 | 3.9 | Имя числительное. Общее представление. Имя числительное как часть речи. Проверочная работа №2 «Слово и его лексическое значение» | 1 | ||
23 | 3.10 | Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. | 1 | ||
24 | 3.11 | Слово и слог, звуки и буквы. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | ||
25 | 3.12 | Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)и безударными гласными в корне. | 1 | ||
26 | 3.13 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне. Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни. | 1 | ||
27 | 3.14 | Проверочный диктант №1 по теме «Слово и слог. Звуки и буквы» Правописание слов с мягким разделительным знаком. | 1 | ||
28 | 3.15 | Р/р.Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове». | 1 | ||
IV. | Состав слова. | 42 | |||
29 | 4.1 | Корень слова. Однокоренные слова. Словарь: столица. | 1 | ||
30 | 4.2 | Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Работа со словарём однокоренных слов | 1 | ||
31 | 4.3 | Сложные слова. Правописание сложных слов(соединительные гласные в сложных словах) | 1 | ||
32 | 4.4 | Формы слова. Окончание. | 1 | ||
33 | 4.5 | Формы слова. Окончание. | 1 | . | |
34 | 4.6 | Формы слова. Окончание. | 1 | ||
35 | 4.7 | Приставка. Общее понятие. | 1 | ||
36 | 4.8 | Приставка как значимая часть слова. Значение приставок. | 1 | ||
37 | 4.9 | Суффикс. Общее понятие. | 1 | ||
38 | 4.10 | Суффикс - значимая часть слова. | 1 | ||
39 | 4.11 | Значение суффикса в слове. Развитие речи: составлять описательный текст по картине. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | ||
40 | 4.12 | Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. | 1 | ||
41 | 4.13 | Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | 1 | . | |
42 | 4.14 | Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. Проверочная работа №3 на тему «Состав слова» | 1 | ||
43 | 4.15 | Р\р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом Проект «Семья слов». Анализ изложения | 1 | ||
44 | 4.16 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | ||
45 | 4.17 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. | 1 | . | |
46 | 4.18 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||
47 | 4.19 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||
48 | 4.20 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||
49 | 4.21 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. | 1 | ||
50 | 4.22 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. | 1 | ||
51 | 4.23 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. | 1 | ||
52 | 4.24 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. | 1 | ||
53 | 4.25 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||
54 | 4.26 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||
55 | 4.27 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||
56 | 4.28 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||
57 | 4.29 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | ||
58 | 4.30 | Правописание слов с удвоенными согласными. (Слова с непроверяемым написаниемколлекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм) | 1 | ||
59 | 4.31 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | ||
60 | 4.32 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | ||
61 | 4.33 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | ||
62 | 4.34 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | ||
63 | 4.35 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | ||
64 | 4.36 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | ||
65 | 4.37 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | ||
66 | 4.38 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | ||
67 | 4.39 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | ||
68 | 4.40 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | ||
69 | 4.41 | Контрольный диктант№ 1 по теме: «Правописание частей слова» | 1 | . | |
70 | 4.42 | Р\р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления. | 1 | ||
V. | Части речи | 61 | |||
71 | 5.1 | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). | 1 | ||
72 | 5.2 | Значение и употребление имен существительных в речи. (Словарь:самолёт.Развитие речи: свободный диктант; составление текста по рисунку. | 1 | ||
73 | 5.3 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Представление об устаревших словах в русском языке. | 1 | ||
74 | 5.4 | Р\Р Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Анализ изложения. | 1 | ||
75 | 5.5 | Проект: ” Тайна имени” развитие интереса к тайнам имён. | 1 | ||
76 | 5.6 | Число имён существительных.Изменение имён существительных по числам. | 1 | ||
77 | 5.7 | Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд) Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти. | 1 | ||
78 | 5.8 | Род имён существительных. Имена существительные общего рода. | 1 | . | |
79 | 5.9 | Род имён существительных. Формирование навыка культуры речи: нормы согласования (яблочное повидло, вкусная карамель). | 1 | ||
80 | 5.10 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 | ||
81 | 5.11 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 | ||
82 | 5.12 | Р\р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картинок. | 1 | ||
83 | 5.13 | Проверочный диктант №2 на тему «Имя существительное». | 1 | ||
84 | 5.14 | Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам. | 1 | ||
85 | 5.15 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. | 1 | ||
86 | 5.16 | Развитие речи: Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | ||
87 | 5.17 | Именительный падеж имён существительных. | 1 | ||
88 | 5.18 | Родительный падеж имён существительных. | 1 | ||
89 | 5.19 | Дательный падеж имён существительных. | 1 | ||
90 | 5.20 | Винительный падеж имён существительных. | 1 | ||
91 | 5.21 | Именительный, родительный, винительный падежи. | 1 | ||
92 | 5.22 | Творительный падеж имён существительных. | 1 | ||
93 | 5.23 | Предложный падеж имён существительных. Формирование представлений о трудолюбии и мастерстве. | 1 | ||
94 | 5.24 | Р\р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. | 1 | ||
95 | 5.25 | Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. | 1 | . | |
96 | 5.26 | Морфологический разбор имени существительного. Развитие речи: сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проект: «Зимняя страничка» | 1 | ||
97 | 5.27 | Проверочный диктант №3 по теме: «Правописание окончаний имён существительных». Обобщение знаний об имени существительном) | 1 | ||
98 | 5.28 | Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.Лексическое значение имён прилагательных. | 1 | ||
99 | 5.29 | Обогащение словарного запаса именами прилагательными. | 1 | ||
100 | 5.30 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. | 1 | ||
101 | 5.31 | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного. | 1 | ||
102 | 5.32 | Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте - описания. Р.р.: составление текста – описания растения в научном стиле. | 1 | ||
103 | 5.33 | Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 | ||
104 | 5.34 | Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. | 1 | ||
105 | 5.35 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | 1 | ||
106 | 5.36 | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, –яя). | 1 | ||
107 | 5.37 | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | ||
108 | 5.38 | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Р\р.Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям. | 1 | ||
109 | 5.39 | Падеж имён прилагательных (общее представление). Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). | 1 | ||
110 | 5.40 | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. | 1 | ||
111 | 5.41 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | ||
112 | 5.42 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||
113 | 5.43 | Р\р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | ||
114 | 5.44 | Контрольный диктант №2по теме «Имя прилагательное». | 1 | ||
115 | 5.45 | Местоимения.Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. | 1 | ||
116 | 5.46 | Личные местоимения единственного и множественного числа. | 1 | ||
1117 | 5.47 | Род личных местоимений третьего лица, единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. | 1 | ||
118 | 5.48 | Употребление личных местоимений в речи. Проверочная работа №4 на тему «Местоимение». Развитие речи: составление письма. | 1 | ||
119 | 5.49 | Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | ||
120 | 5.50 | Значение и употребление глаголов в речи. Число. Изменение глаголов по числам. | 1 | ||
121 | 5.51 | Изменение глаголов по числам. Р\р. Составление текста по сюжетным рисункам. | 1 | ||
122 | 5.52 | Форма глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? | 1 | ||
123 | 5.53 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по числам. Р/р: составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. | 1 | ||
124 | 5.54 | Времена глагола. Изменение глаголов по временам. | 1 | . | |
125 | 5.55 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
126 | 5.56 | Изменение глаголов по временам. Развитие речи:Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | ||
127 | 5.57 | Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о) | 1 | ||
128 | 5.58 | Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи: составление предложений и текста. | 1 | ||
129 | 5.59 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | ||
130 | 5.60 | Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор глагола. Проверочная работа №5 на тему «Глагол». | 1 | ||
131 | 5.61 | Контрольный диктант №4 на тему«Глагол». | 1 | ||
VI. | Повторение | 5 | |||
132 | 6.1 | Части речи. | 1 | ||
133 | 6.2 | Части речи. | 1 | ||
134 | 6.3 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | 1 | ||
135 | 6.4 | Слово и его лексическое значение. Словосочетание. Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | 1 | ||
136 | 6.5 | Упражнение в правописание частей слова. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...