Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Надежда Васильевна Ширшова

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rusyaz3.docx82.06 КБ

Предварительный просмотр:

              Рабочая программа по родному (русскому) языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык» /Сборник рабочих программ «Школа России» для 1- 4классов в общеобразовательных учреждениях/- М.: «Просвещение», 2011г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Регулятивные УУД:

обучающийся научится:

- понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

обучающийся получит возможность научиться:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Познавательные УУД:

обучающийся научится:

- работать с разными видами информации  (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

обучающийся получат возможность научиться:

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- моделировать

- подводить под понятие;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

обучающийся  научится:

- в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы,

-в рамках коммуникации  как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

- выполнять работу по цепочке;        

- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Предметные

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- работы со словарями;

- орфоэпических норм речи;

- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

- написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Развитие речи (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса).

 Обучающийся научится:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

-применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;


- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
-письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
-составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

-использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака 
(ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа 
мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса).

Обучающийся научится:

- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;

- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа 
вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология
Обучающийся научится:

- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы 
что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы 
не.
- узнавать союзы 
и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- различать предложение, словосочетание и слово;

- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
-различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.


Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

-применять ранее изученные правила правописания, а также:непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак 
(ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных 
(речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы 
не с глаголами;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

-применять правила правописания:соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки)

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, опрямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Язык и речь (1 час)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание. (12 часов)

Текст. Предложение. Словосочетание.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

Предложения с обращением.

Состав предложения.

Распространённые и нераспространённые предложения

Простое и сложное предложения. Общее представление. Запятая внутри сложного предложения.

Словосочетание.

Слово в языке и речи. (15 часов)

Лексическое значение слова.Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Антонимы и синонимы.

Омонимы.Слово и словосочетание.Фразеологизмы.Частиречи.Имячислительное.Однокоренныеслова.Слово и слог, звуки и буквы.

Правописание слов с ударными. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Разделительный мягкий знак (ь).

Состав слова. (42 часа)

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Сложные слова. Формы слова. Основа слова.Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Части речи. (61 час)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Число имён существительных. Род имён существительных.Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.Падеж имён существительных.Морфологический разбор имени существительного.Лексическое значение имён прилагательных.Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Текст-описание. Род имен прилагательных. Число имён прилагательных. Падеж имён прилагательных (общее представление). Местоимения. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Морфологический разбор местоимений. Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Форма глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами.

Повторение (5 часов)

Части речи.Текст и предложение как единицы языка и речи. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.Слово и его лексическое значение. Словосочетание. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.Упражнение в правописание частей слова.

  Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык»

в 3 классе  

№ п\п

Тема

Количество

часов

(программа)

Из них

Количество

контрольных

работ

Проекты

Развитие

речи

1.

Язык и речь

1 ч

2.

Текст. Предложение. Словосочетание

12 ч

2

3.

Слово в языке и речи

15 ч

1

1

3

4.

Состав слова

42ч

1

1

3

5.

Части речи

61 ч

3

2

8

6.

Повторение

5 ч

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе

№ п/п

№ раздела, урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

I.

Язык и речь

1

1

1.1

Наша речь и наш язык.

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Р/р. Составление текста по рисунку.

1

II.

Текс. Предложение. Словосочетание.

12

2

2.1

Текст. Предложение. Словосочетание.

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть заключение.

1

3

2.2

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текстов различные стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

1

4

2.3

Предложение (повторение и углубление представлений) (1ч)

Р/р.Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

5

2.4

Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

1

6

2.5

Виды предложений по цели высказывания.

Р\р. Составление предложений.

1

7

2.6

Виды предложений по интонации (восклицательное, невосклицательное). Знаки препинания в конце предложений.

1

8

2.7

Предложения с обращением.

Р.р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

1

9

2.8

Состав предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

10

2.9

Распространённые и нераспространённые предложения

Разбор предложения по членам.

1

11

2.10

Простое и сложное предложения. Общее представление. Запятая внутри сложного предложения.

1

12

2.11

Словосочетание.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Р/р. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.

1

13

2.12

Р\р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая

осень».

Проверочная работа №1на тему «Текст. Предложение»

1

III.

Слово в языке и речи.

15

14

3.1

Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения.

1

15

3.2

Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Антонимы и синонимы.

1

.

16

3.3

Омонимы. Использование омонимов в речи.Работа со «Словарём омонимов».

1

17

3.4

Слово и словосочетание.

1

18

3.5

Фразеологизмы.Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

1

19

3.6

Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

1

20

3.7

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Имя существительное. Местоимение.

1

21

3.8

Части речи. Имя прилагательное.Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Глагол.

Р.р.: составление текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

1

22

3.9

Имя числительное. Общее представление. Имя числительное как часть речи.

Проверочная работа №2 «Слово и его лексическое значение»

1

23

3.10

Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

1

24

3.11

Слово и слог, звуки и буквы. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

25

3.12

Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)и безударными гласными в корне.

1

26

3.13

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне.

Разделительный мягкий знак (ь).

Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни.

1

27

3.14

Проверочный диктант №1 по теме «Слово и слог. Звуки и буквы»

Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1

28

3.15

Р/р.Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Проект «Рассказ о слове».

1

IV.

Состав слова.

42

29

4.1

Корень слова. Однокоренные слова.

Словарь: столица.

1

30

4.2

Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Работа со словарём однокоренных слов

1

31

4.3

Сложные слова. Правописание сложных слов(соединительные гласные в сложных словах)

1

32

4.4

Формы слова. Окончание.

1

33

4.5

Формы слова. Окончание.

1

.

34

4.6

Формы слова. Окончание.

1

35

4.7

Приставка. Общее понятие.

1

36

4.8

Приставка как значимая часть слова. Значение приставок.

1

37

4.9

Суффикс. Общее понятие.

1

38

4.10

Суффикс - значимая часть слова.

1

39

4.11

Значение суффикса в слове.

Развитие речи: составлять описательный текст по картине.

Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

1

40

4.12

Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

1

41

4.13

Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

1

.

42

4.14

Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.

Проверочная работа №3 на тему «Состав слова»

1

43

4.15

Р\р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом

Проект «Семья слов».

Анализ изложения

1

44

4.16

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

45

4.17

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

1

.

46

4.18

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

47

4.19

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

48

4.20

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

49

4.21

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.

1

50

4.22

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.

1

51

4.23

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.

1

52

4.24

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне.

1

53

4.25

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

54

4.26

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

55

4.27

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

56

4.28

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

57

4.29

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

58

4.30

Правописание слов с удвоенными согласными.

(Слова с непроверяемым написаниемколлекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм)

1

59

4.31

Правописание суффиксов и приставок.

1

60

4.32

Правописание суффиксов и приставок.

1

61

4.33

Правописание суффиксов и приставок.

1

62

4.34

Правописание суффиксов и приставок.

1

63

4.35

Правописание приставок и предлогов.

1

64

4.36

Правописание приставок и предлогов.

1

65

4.37

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

66

4.38

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

67

4.39

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

68

4.40

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

69

4.41

Контрольный диктант№ 1 по теме: «Правописание частей слова»

1

.

70

4.42

Р\р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.

1

V.

Части речи

61

71

5.1

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

1

72

5.2

Значение и употребление имен существительных в речи.

(Словарь:самолёт.Развитие речи: свободный диктант; составление текста по рисунку.

1

73

5.3

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Представление об устаревших словах в русском языке.

1

74

5.4

Р\Р Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Анализ изложения.

1

75

5.5

Проект: ” Тайна имени” развитие интереса к тайнам имён.

1

76

5.6

Число имён существительных.Изменение имён существительных по числам.

1

77

5.7

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд)

Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.

1

78

5.8

Род имён существительных.

Имена существительные общего рода.

1

.

79

5.9

Род имён существительных. Формирование навыка культуры речи: нормы согласования (яблочное повидло, вкусная карамель).

1

80

5.10

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1

81

5.11

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1

82

5.12

Р\р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картинок.

1

83

5.13

Проверочный диктант №2 на тему «Имя существительное».

1

84

5.14

Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам.

1

85

5.15

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.

1

86

5.16

Развитие речи: Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

87

5.17

Именительный падеж имён существительных.

1

88

5.18

Родительный падеж имён существительных.

1

89

5.19

Дательный падеж имён существительных.

1

90

5.20

Винительный падеж имён существительных.

1

91

5.21

Именительный, родительный, винительный падежи.

1

92

5.22

Творительный падеж имён существительных.

1

93

5.23

Предложный падеж имён существительных. Формирование представлений о трудолюбии и мастерстве.

1

94

5.24

Р\р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

1

95

5.25

Все падежи (обобщение знаний об имени существительном).

Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного.

1

.

96

5.26

Морфологический разбор имени существительного.

Развитие речи: сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Проект: «Зимняя страничка»

1

97

5.27

Проверочный диктант №3 по теме:

«Правописание окончаний имён существительных».

Обобщение знаний об имени существительном)

1

98

5.28

Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.Лексическое значение имён прилагательных.

1

99

5.29

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

1

100

5.30

Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте.

1

101

5.31

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного.

1

102

5.32

Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте - описания. Р.р.: составление текста – описания растения в научном стиле.

1

103

5.33

Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины

М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

104

5.34

Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.

1

105

5.35

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

1

106

5.36

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, –яя).

1

107

5.37

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

1

108

5.38

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Р\р.Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.

1

109

5.39

Падеж имён прилагательных (общее представление).

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

1

110

5.40

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

1

111

5.41

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

112

5.42

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.

1

113

5.43

Р\р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

114

5.44

Контрольный диктант №2по теме «Имя прилагательное».

1

115

5.45

Местоимения.Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

1

116

5.46

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1

1117

5.47

Род личных местоимений третьего лица, единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

1

118

5.48

Употребление личных местоимений в речи.

Проверочная работа №4 на тему «Местоимение».

Развитие речи: составление письма.

1

119

5.49

Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.

1

120

5.50

Значение и употребление глаголов в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

1

121

5.51

Изменение глаголов по числам.

Р\р. Составление текста по сюжетным рисункам.

1

122

5.52

Форма глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

1

123

5.53

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Изменение глаголов по числам.

Р/р: составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

1

124

5.54

Времена глагола. Изменение глаголов по временам.

1

.

125

5.55

Изменение глаголов по временам.

1

126

5.56

Изменение глаголов по временам.

Развитие речи:Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

1

127

5.57

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о)

1

128

5.58

Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи: составление предложений и текста.

1

129

5.59

Правописание частицы не с глаголами.

1

130

5.60

Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор глагола. Проверочная работа №5 на тему «Глагол».

1

131

5.61

Контрольный диктант №4 на тему«Глагол».

1

VI.

Повторение

5

132

6.1

Части речи.

1

133

6.2

Части речи.

1

134

6.3

Текст и предложение как единицы языка и речи. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.

1

135

6.4

Слово и его лексическое значение. Словосочетание. Обобщение и систематизация изученных орфограмм.

1

136

6.5

Упражнение в правописание частей слова.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...