Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ренина Ольга Вячеславовна

Урок русского языка во 2-в классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка, проведенного во 2-в классе учителем Рениной О.В.

 

Тема: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

Цель:

  – ученик научится  находить в тексте слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.

 Оборудование: компьютер. мультимедийный проектор, сигнальные карточки, плакат «Междометия»

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1.Организационный момент.

Ах, как много интересного
Нужно будет нам узнать.
Эй! Вперед, за новым знанием!
Ну, мой друг, не подкачать!

- Ребята, повернитесь  к гостям  поздоровайтесь , покажите улыбкой, как вы рады их видеть.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

2.Минутка чистописания.

Тетрадь для чистописания стр.25

3.Словарная работа.

     -Решите грамматические задачи. Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы.

     1) Это слово обозначает неодушевленный предмет. В его написании три буквы А. Оканчивается слово на твердый шипящий звук. (карандаш)

     2) Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов. Начинается и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это - ваше лицо. (тетрадь)

     3) Это слово обозначает одушевленный предмет. Состоит из трех слогов.   Опасное место в первом слоге. Синоним – слово  дети (ребята)

     4) Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная О во втором слоге. Синоним – слово труд. (работа)  Поставьте предоценку.

Прочитайте слова. Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые записаны на доске. ( А, а, е, е,  а.) У кого есть ошибки? Если работа выполнена верно, поставьте себе знак «!». Что вы можете сказать о данных словах?

     Дети (Д.): Все слова на тему « Школа».

     У.: А слово работа лишнее?

     Д.: Учеба – это наша работа.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

3  1    

3. Создание проблемной ситуации.

     -Ребята, представьте, что на уроке математики я дала задание – начертить прямоугольник. Все работают, и вдруг у кого-то из вас ломается карандаш. Какова реакция этого ученика? Составьте предложение.

    Дети составляют предложения. Удачное записываем на доске и в тетради

    Д.: Сломался карандаш!

        - Ой, сломался карандаш!

        - Эх, карандаш сломался!

     - Представьте себе другую ситуацию. К нам на урок пришла завуч – посмотреть, чему вы научились за первую четверть. После урока она взяла тетрадь одной нашей ученицы и начала просматривать работы. В тетради  все записи аккуратные. Как вы думаете, что могла сказать завуч, просмотрев эту тетрадь? Составьте предложения.

     Д.: Какая аккуратная тетрадь!

        -Молодец, девочка!

        -Ах, прекрасная тетрадь!

      ( Одно предложение записываем в тетрадь и на доску )

     У.: Обозначьте части речи в записанных предложениях.

     Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении ( возникает проблемная ситуация ).

     У.: В чем дело, ребята?

     Д.: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах.

     У.: Почему?

     Д.: Мы не работали раньше с этими словами.

     У.: Что же нам делать?

     Д.: Надо узнать, для чего эти слова нам нужны.

     У.: Выдвигайте свои предположения, гипотезы.

     Д.: Эти слова делают предложение длиннее.

         -Наверное, они что-то обозначают.

         -Мы их говорим тогда, когда что-то происходит неожиданно.

         -Эти слова выражают чувства.

     У.: Я принимаю ваши ответы. Но самая точная мысль была высказана последним учеником.

–  Сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают чувства.)

– Составим план урока.

План (примерный).

  1. Какие слова выражают чувства?
  2. Что обозначают эти слова?
  3. Составление предложений.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

4. Решение проблемы.

     У.: Молодцы! Прочитайте первое предложение. Какое чувство выражает слово ой?

     Д.: Чувство испуга, страха, огорчения.

     У.: Ребята, а для чего нам нужны эти слова?

     Д.: Чтобы предложение было понятнее.

     У.: Но ведь предложение и так понятно. Послушайте стихотворение в записи. Выскажите свое мнение о прослушанном.

                      Сердце так и гложет страх.

                     Ох, как назло!

                      Вот бы нынче повезло!

                      Я по списку дальше всех!

                      Эх,  беда уж близка,

                      Так и ждет меня доска!

     У.: Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, ай?

     Д.: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной.

     У.: Как же будут называться эти слова? ( Предположения детей.)

С латинского название этих слов переводится как «брошенное между». Интересно, почему?

     Д.: Мы не можем задать к ним вопроса.

         -Эти слова не обозначают ни предмета, ни действия, ни признака.

     У.: Молодцы! Вы прекрасно мыслите. Называются эти слова междометия. (Говорит учитель, если дети сами не ответят.)

ЭОР: Междометия и чувства  (правило)

- Где мы можем проверить наши  выводы? Давайте проверим в учебнике на стр.79.

Физминутка:

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  1. 2  3  2  1  4

-А  сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами. Посмотрите фрагмент  мультфильма и отметьте, какими словами герои выражают свои  чувства.

( просмотр фрагмента м\ф)

- как звали героев мультфильма?  

- назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства.

 (дети называют ОХ, АХ, УХ) - междометия

На доске: появляются картинки с изображением ОХ и АХ.

- какие чувства выразили эти слова?

                    АХ                                               ОХ

                 радость                                   усталость

               восторг                                неуверенность

     ( в жизни такого человека                (пессимист)

           называют оптимист)

- какие междометия еще знаете?

(эх, ура, ух, фу, ой, ай, о, ха-ха-ха, хи-хи-хи….) – на доске плакат с междометиями.

Работа в учебнике.

Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова.

Чувства, которые выражены в словах: 

ах! – радость, удовольствие;

ох – неудовольствие;

ух – страх, испуг.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось составить предложения?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

ЭОР. Одно междометье, а чувства разные (предложения для наблюдения)

 ЭОР Междометия и чувства (практические задания)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

Сделайте вывод:

– Для чего нужны в речи особые слова ай, ой, ах, ох, ух и др.?  

Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.

– Произнесите молодцы с разной интонацией, используя эти особые слова.   4   4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

 Стр. 78 упр. 104, вывод с 79.

На доске: картинки с изображениями животных.

Звукоподражания (мяу, бе-е-е, ква-ква, ж-ж-ж, му-у ) не является междометиями.

5. Физминутка (1-2мин.)

Междометия – приседают

Если не являются междометием – руки вверх

Пи-пи-пи, ух, ту-ту, эх, МУР, ах, бум-бум, хи-хи, фу, ш-ш, ой, ку-ку, ага, ау, ко-ко-ко, о, ха.

Мне,- сказало Междометье,-

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрёк, запрет.

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

Произносит слово… (Ах!)

У кого тяжёлый вздох,

Произносит слово… (Ох!)

Кто встречается с бедой

Произносит слово… (Ой!)

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово… (Эй!)_

У кого захватит дух,

Произносит слово… (Ух!)

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи »

ОС «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 классРабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику  «Русский язык», 2-й кл...

Презентация к уроку Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

План - конспект урока по русскому языку  во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, котор...

Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...

Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...