Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка, проведенного во 2-в классе учителем Рениной О.В.
Тема: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
Цель:
– ученик научится находить в тексте слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.
Оборудование: компьютер. мультимедийный проектор, сигнальные карточки, плакат «Междометия»
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1.Организационный момент. Ах, как много интересного - Ребята, повернитесь к гостям поздоровайтесь , покажите улыбкой, как вы рады их видеть. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 2.Минутка чистописания. Тетрадь для чистописания стр.25 3.Словарная работа. -Решите грамматические задачи. Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы. 1) Это слово обозначает неодушевленный предмет. В его написании три буквы А. Оканчивается слово на твердый шипящий звук. (карандаш) 2) Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов. Начинается и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это - ваше лицо. (тетрадь) 3) Это слово обозначает одушевленный предмет. Состоит из трех слогов. Опасное место в первом слоге. Синоним – слово дети (ребята) 4) Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная О во втором слоге. Синоним – слово труд. (работа) Поставьте предоценку. Прочитайте слова. Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые записаны на доске. ( А, а, е, е, а.) У кого есть ошибки? Если работа выполнена верно, поставьте себе знак «!». Что вы можете сказать о данных словах? Дети (Д.): Все слова на тему « Школа». У.: А слово работа лишнее? Д.: Учеба – это наша работа. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). | 3 1 3. Создание проблемной ситуации. -Ребята, представьте, что на уроке математики я дала задание – начертить прямоугольник. Все работают, и вдруг у кого-то из вас ломается карандаш. Какова реакция этого ученика? Составьте предложение. Дети составляют предложения. Удачное записываем на доске и в тетради Д.: Сломался карандаш! - Ой, сломался карандаш! - Эх, карандаш сломался! - Представьте себе другую ситуацию. К нам на урок пришла завуч – посмотреть, чему вы научились за первую четверть. После урока она взяла тетрадь одной нашей ученицы и начала просматривать работы. В тетради все записи аккуратные. Как вы думаете, что могла сказать завуч, просмотрев эту тетрадь? Составьте предложения. Д.: Какая аккуратная тетрадь! -Молодец, девочка! -Ах, прекрасная тетрадь! ( Одно предложение записываем в тетрадь и на доску ) У.: Обозначьте части речи в записанных предложениях. Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении ( возникает проблемная ситуация ). У.: В чем дело, ребята? Д.: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах. У.: Почему? Д.: Мы не работали раньше с этими словами. У.: Что же нам делать? Д.: Надо узнать, для чего эти слова нам нужны. У.: Выдвигайте свои предположения, гипотезы. Д.: Эти слова делают предложение длиннее. -Наверное, они что-то обозначают. -Мы их говорим тогда, когда что-то происходит неожиданно. -Эти слова выражают чувства. У.: Я принимаю ваши ответы. Но самая точная мысль была высказана последним учеником. – Сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают чувства.) – Составим план урока. План (примерный).
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 4. Решение проблемы. У.: Молодцы! Прочитайте первое предложение. Какое чувство выражает слово ой? Д.: Чувство испуга, страха, огорчения. У.: Ребята, а для чего нам нужны эти слова? Д.: Чтобы предложение было понятнее. У.: Но ведь предложение и так понятно. Послушайте стихотворение в записи. Выскажите свое мнение о прослушанном. Сердце так и гложет страх. Ох, как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех! Эх, беда уж близка, Так и ждет меня доска! У.: Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, ай? Д.: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной. У.: Как же будут называться эти слова? ( Предположения детей.) С латинского название этих слов переводится как «брошенное между». Интересно, почему? Д.: Мы не можем задать к ним вопроса. -Эти слова не обозначают ни предмета, ни действия, ни признака. У.: Молодцы! Вы прекрасно мыслите. Называются эти слова междометия. (Говорит учитель, если дети сами не ответят.) ЭОР: Междометия и чувства (правило) - Где мы можем проверить наши выводы? Давайте проверим в учебнике на стр.79. Физминутка: | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. |
-А сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами. Посмотрите фрагмент мультфильма и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства. ( просмотр фрагмента м\ф) - как звали героев мультфильма? - назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства. (дети называют ОХ, АХ, УХ) - междометия На доске: появляются картинки с изображением ОХ и АХ. - какие чувства выразили эти слова? АХ ОХ радость усталость восторг неуверенность ( в жизни такого человека (пессимист) называют оптимист) - какие междометия еще знаете? (эх, ура, ух, фу, ой, ай, о, ха-ха-ха, хи-хи-хи….) – на доске плакат с междометиями. Работа в учебнике. Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова. Чувства, которые выражены в словах: ах! – радость, удовольствие; ох – неудовольствие; ух – страх, испуг. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось составить предложения? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. ЭОР. Одно междометье, а чувства разные (предложения для наблюдения) ЭОР Междометия и чувства (практические задания) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | Сделайте вывод: – Для чего нужны в речи особые слова ай, ой, ах, ох, ух и др.? Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче. – Произнесите молодцы с разной интонацией, используя эти особые слова. 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | Стр. 78 упр. 104, вывод с 79. |
На доске: картинки с изображениями животных.
Звукоподражания (мяу, бе-е-е, ква-ква, ж-ж-ж, му-у ) не является междометиями.
5. Физминутка (1-2мин.)
Междометия – приседают
Если не являются междометием – руки вверх
Пи-пи-пи, ух, ту-ту, эх, МУР, ах, бум-бум, хи-хи, фу, ш-ш, ой, ку-ку, ага, ау, ко-ко-ко, о, ха.
Мне,- сказало Междометье,-
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет.
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносит слово… (Ах!)
У кого тяжёлый вздох,
Произносит слово… (Ох!)
Кто встречается с бедой
Произносит слово… (Ой!)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово… (Эй!)_
У кого захватит дух,
Произносит слово… (Ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
Визитняя карточка урока "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
УМК "Школа 2100"...
Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи »
ОС «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 классРабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику «Русский язык», 2-й кл...
Презентация к уроку Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
План - конспект урока по русскому языку во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, котор...
Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...
Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...