"Фразеологизмы"
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фразеологизмы (от греч. phrasis – выражение, logos – учение) – это устойчивые сочетания слов, закрепившиеся как единицы наименования: железная дорога , анютины глазки или выражения оценки: не лыком шит , спустя рукава . Иначе – фразеологические обороты . По смысловому объёму они равны слову, а по структуре – словосочетанию или предложения. Обладают набором характерных признаков:
1). воспроизводятся по памяти как целостные и в основном постоянные по составу: хоть пруд пруди , но не большой пруд ; 2). обладают единым значением: втирать очки – «обманывать»; мухи не обидит – «тихий»; 3). в предложении являются одним членом (подлежащим, сказуемым, определением и т.д.), вследствие подобия по грамматической отнесённости какой-либо части речи: не от мира сего (прил.); прокрустово ложе (сущ.); на всю катушку (нареч.); батюшки святы! (межд.); 4). могут иметь одно или несколько значений: волк в овечьей шкуре – «лицемер»; до седьмого пота – «1) до крайнего изнеможения, усталости работать, трудиться и т.п.; 2) [с противопост . оттенком] до полного удовлетворения, вдоволь»;
Фразеологизмы родились из песен, сказок, притч, пословиц русского народа: добрый молодец ; горючими слезами обливаться ; молочные реки . В них отразилась история: Мамай прошел ; засучив рукава ; традиции, обычаи, обряды: на зубок ; отвести глаза . Часть оборотов восходит к профессиональной речи: через час по чайной ложке – из медицинского обихода; сойти со сцены – из речи артистов. Многие – находки писателей: не вытанцовывается (Н. Гоголь); бытовое явление (В. Короленко). Эту часть фразеологии относят к исконной по происхождению. Рассмотрим некоторые из них.
Водить за нос Значение. Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного. Происхождение. Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Всыпать по первое число Значение. Сурово наказать, отругать кого-либо Происхождение. Уж что-что, а это-то выражение вам знакомо... И откуда оно только свалилось на вашу несчастную голову! Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
Деньги не пахнут Значение. Важно наличие денег, а не источник их происхождения. Происхождение. Чтобы срочно пополнить казну, римский император Веспасиан ввел налог на общественные писсуары. Однако Тит упрекнул за это отца. Веспасиан поднес к носу сына деньги и спросил, пахнут ли они. Тот ответил отрицательно. Тогда император произнес: «А ведь они от мочи...» На основе этого эпизода сложилась крылатая фраза.
Дым коромыслом Значение. Шум, гам, беспорядок, суматоха. Происхождение. В старой Руси избы часто топили по-черному: дым уходил не через печную трубу, а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом - будет ясно, волоком - к туману, дождю, коромыслом - к ветру, непогоде, а то и буре
Зарубить на носу Значение. Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Происхождение. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.
Козел отпущения Значение. Ответчик за чужую вину, за ошибки других, поскольку истинный виновник не может быть найден или хочет уйти от ответственности. Происхождение. Оборот восходит к тексту Библии, к описанию древнееврейского обряда возложения грехов народа (общины) на живого козла. Такой обряд совершался в случае осквернения евреями святилища, где находился ковчег откровения. Во искупление грехов сжигался баран и закалывался один козел «в жертву за грех». На второго козла перекладывали все грехи и беззакония еврейского народа: священнослужитель клал на него руки в знак того, что все грехи общины переходят на него, после чего козла изгоняли в пустыню.
Медвежья услуга Значение. Непрошенная помощь, услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы. Происхождение. Первоисточник - басня И. А. Крылова «Пустынник и Медведь». В ней рассказывается, как Медведь, желая помочь своему другу Пустыннику прихлопнуть муху, которая села тому на лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника. Но в басне этого выражения нет: оно сложилось и вошло в фольклор позднее.
Яблоко раздора Значение. То, что порождает конфликт, серьезные противоречия. Происхождение. Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахиллеса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся спор между тремя богинями: супругой Зевса Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной богиней любви и красоты Афродитой.. Как видите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.
Много будешь знать, скоро состаришься — намек на то, чтобы ты не интересовался делами, которые тебя напрямую не касаются, а вовсе не на то, что знания старят человека. Старые люди знают больше молодых, но несчастным человека могут сделать не только годы. Иногда знания прибавляют скорби
Битый час — очень долго по времени. Фразеологизм возник однозначно тогда же, когда появились часы с боем, каждый час отбивался звоном курантов.
И на старуху бывает проруха — и опытный человек ошибается. (Проруха — всякий промах, ошибка, оплошность. А также проруха означало яму, ловушку).
Яйца курицу не учат – намек на то, что молодым не следует наставлять и давать советы более опытным людям, старшим по возрасту.
Творческое задание. Придумайте предложения с фразеологизмами Несколько примеров использования фразеологизмов в предложениях. У него на лбу написано , кто он такой . Я всё знаю, можешь меня за нос не водить . У моего дедушки золотые руки .
1. http://pedsovet.su/_ld/458/50213480.jpg шаблон 2. http://fullref.ru/files/122/150087fc739b97950917c491a757796b.html_files/rId7.jpg шаблон 3. http://mtdata.ru/u17/photoC085/20854994476-0/original.jpg 4. http://img1.liveinternet.ru/ images / attach / c /8/100/132/100132413_large_4330839_5122515.jpg 5. http://park72.ru/ wp-content / uploads /2015/03/1370553976_06_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80.jpg 6. http://otvet.imgsmail.ru/download/u_595effe60689ad59ada9b2275fdc7e37_800.jpg 7. http://content.foto.mail.ru/mail/parhad-888/_answers/i-10.jpg 8. http://www.cniga.com.ua/index.files/image4730471.jpg 9. http://wabby.ru/gallery/photoview.php?image=9727&H=120&W=160&id=9727&act=prew 10. http://www.playcast.ru/uploads/2015/07/20/14390471.gif 11. http://img0.liveinternet.ru/ images / attach / c /9/107/733/107733836_b111d18a0a74.gif 12. http://static2.kupivip.ru/V0/00/90/16/85/1b.jpg 13. http://www.playcast.ru/uploads/2015/03/27/12857870.gif 14. http://www.ozgunresimler.com/data/media/3169/anipa44.gif Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...