Конспект урока по русскому языку "Имя числительное" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
В материале представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 21.95 КБ |
imya_chislitelnoe.ppt | 860.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имя числительное как часть речи»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, для повторения и закрепления у обучающихся знаний о других именных частях речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов.
Задачи урока:
– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);
- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);
- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).
Урок нацелен на формирование следующих УУД:
- личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;
- регулятивные УУД: развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;
- познавательные УУД: формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока.
1.Планирование деятельности.
Сегодня у нас урок изучения нового материала. Мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Давай попробуем спланировать свою деятельность на уроке.
1.Вспоминаем изученное
2.Открываем новые знания.
3.Применяем новые знания
2.Актуализация знаний
-На экране вы видите слова Самуила Яковлевича Маршака.
-Давайте вместе их прочитаем.
“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной, но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает”. С.Я. Маршак.
-О чём говорил детский писатель?
Мы с вами знаем , что все слова делятся на группы. Какие это группы?
3.Повторение пройденного.
Работа в группах
У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – отложите их в сторону в отдельную группу. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения.
Проверим, что у нас получилось.
Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя существительное»
Д. урок, красавец, сон, прыжок, бег
У. Докажите, что эти слова являются существительными.
Д. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»
Группа № 2– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол»
Д. прыгать, сплю, бегать, выучили, бегаем
Докажите, что это глаголы.
Д.: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)
Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «»Местоимения»
Д: нас, они, я, мы, свой,.
Д. Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.
Какой группы у нас нет?
Что такое имя прилагательное?
У. Какие же слова у нас остались?
Д. шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, сорок восемь, двенадцатый, семьдесят, первый.
У. Почему остались именно эти слова
Д. их нельзя отнести к известным частям речи.
У. Значит они относятся к какой – то другой части речи?
Вот мы и подошли к новой теме.Сформулируйте цель нашего урока
Д: определить часть речи, узнать как она называется, на какие вопросы отвечает, что обозначает
4.Формулировка проблемы:
Давайте подумаем, что называют эти слова?
У.Как мы можем назвать такую часть речи?
В русском языке эта часть речи называется имя числительное.
Попробуйте определить на какие вопросы отвечают числительные?
Что могут обозначать?
Попробуйте теперь всю эту информацию собрать в определение части речи.
Где мы можем проверить наше предположение
У. Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник.
А теперь разделите их на 2 группы по вопросам.
Вывод: количественные и порядковые.
История возникновения числительных
Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества
Работа в тетради.
Выписать из словарика числительные.
Проверка.
Какие орфограммы надо запомнить в числительном шестнадцать? А в числительном 11?
-А вы знаете, почему в слове одиннадцать пишется 2 буквы Н?
Числительные от 11 до 19, а также некоторые другие, раньше представлялись сочетаниями отдельных слов и выглядели так: Приложение 1 (слайд № 5 - иллюстрация сообщения ). Современные числительные 11, 12 и т. д. произошли из названий единиц, предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ. Они читались так .... Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна - конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая - первая буква предлога НА.
Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. Где вы встречаетесь с числительными?
А ещё числительные можно встретить в произведениях устного народного творчества.
- ………раз примерь, ……….. раз отрежь.
- За ……….. зайцами погонишься – и ………… не поймаешь.
- ………… ум хорошо, а ………. – лучше.
- …………… пятниц на неделе.
- Знать, как свои ………. пальцев.
- Наговорить с ……….. короба.
- Идти на все …………… стороны.
- От горшка _________ вершка.
- Заблудиться в _________ соснах.
- У каждого народа есть своё заветное любимое число.
- Как вы считаете, какие это числа у русского народа?
Это числа 3 и 7
- Назовите сказки и сказочных героев, в названии которых употреблено число три.
3 девицы, 3 богатыря, 3 поросёнка, 3 медведя, 33 богатыря, тройка лошадей, троекратные повторы в сказках
7 богатырей, 7 козлят
Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания в русском языке.
- К данным фразеологизмам найдите его значение и соедините стрелочкой:
фразеологизм | значение |
в один голос | очень быстро |
в два счета | очень похожи |
как две капли воды | дружно, единодушно |
заблудиться в трех соснах | не выходить из дому |
сидеть в четырех стенах | запутаться в чём-то простом |
- Расшифруйте текст.
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
- С числительными можно даже ребусы составить. А ну-ка, попробуйте
отгадать слова.
ви 3 на, 100 л, те 100, 100 лб, рас 100 яние,
7 я, 40 а, р 1 а, 5’ ка. По2л, элек3к, о5, 100янка, 100п.
5.Закрепление. Игра с мячом «Волшебники
-Превратите количественные числительные в порядковые числительные.
(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.).
6.ФИЗМИНУТКА
Я называю действие, которое нужно выполнить, диктую пример, а ты считаешь и говоришь, сколько раз сделать упражнение.
подняться, потянуться, 2х2= 4
согнуться, разогнуться, 15:3=5
в ладоши хлопнуть, 21:3=7
Высоко подпрыгнуть 72:9=8.
Встать, присесть 42:7=6
подняться, потянуться 36:9=4
7.Рефлексия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает». С.Я. Маршак
Давай подумаем Считать, ты, девять, карандаши, он, второй, пенал, умножить, шесть, парта, вычитать, вы. Разложите слова по группам: имена существительные, глаголы, местоимения.
Части речи Имя существительное Глагол Местоимение карандаши пенал парта ты он вы считать умножить вычитать Какие слова остались? девять второй шесть
Части речи Девять Второй Шесть Что же такое числительное?
Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Сколько учеников в нашем классе? На каком этаже находится наш класс? Мне десять лет. Я учусь в четвёртом классе. В нашем классе двадцать восемь учеников. Наш класс на втором этаже. Сколько? В каком? В котором? На каком? Сколько? На котором?
Имена числительные называют количество предметов Сколько? количественные числительные
Имена числительные называют порядок предметов при счете Который? Какой? Какая? Какое? Какие? порядковые числительные
Расшифруйте текст Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать? Оцените свою работу на уроке цифрой от 1 до 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"
Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...