конспект урока по русскому языку 2 класс сущ. имена собственные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Правописаниеимён  существительных собственных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sushch_sobstv.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.  

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

Ход урока

I Организация начала урока

- Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

II Актуализация опорных знаний        

- Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- На какие группы можно разделить данные существительные?

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевлённые имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

- Проверьте себя.

(на слайде: солнце     девочка

                  утро         мальчик

                  город        щенок)

- Составьте предложения с данными словами.

Какие предложения у вас получились? (слайд)

(слова на карточках: Маша, Катя,  Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)

- Посмотрите на доску, прочитайте данные слова, докажите, что данные слова имена существительные.

Что вы заметили в словах? На какие группы можно разделить данные слова?

(на слайде:

Распределите слова по группам:

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.

имя

отчество

фамилия

- Проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? Почему?

( на слайде таблица)

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Как называются слова в русском языке, которые пишутся с заглавной буквы?

Сформулируйте тему урока.

В русском языке имена существительные делятся на имена собственные и имена нарицательные.

III. Открытие нового знания

- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё.  Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

А у кого еще может быть своё собственное имя?

Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

(слайд)

Приведите примеры собственных имён существительных.

- Прочитаем правило в учебнике на странице 53. Расскажите правило соседу. Повторение правила.

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Приведите примеры нарицательных имён существительных.

 Физминутка

РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,

ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.

А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,

ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.

В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

 В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.

ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.

ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,

ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!

Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?

- Покажите «смайликом» как  вы поняли,  какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.

IV. Первичное закрепление знаний

На доске карточки со словами. (Вася, Санкт-Петербург, кошка, парта, Ока, торт, кнопка, Ирина, Жучка, Алексеевна)

- Научимся различать имена собственные и нарицательные.

Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

V. Вторичное закрепление знаний

 - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

- Как называется город, в котором мы живём?

 (слайд)

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.

Мы сейчас будем работать в группах.

Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой город.

______________ - мой город. Он очень красивый. В городе течёт река ___________________ .

-Какой у вас получился рассказ? 

VII. Рефликсия деятельности

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

                                  научился …

                                  могу похвалить себя и одноклассников за ….

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Урок по русскому языку по теме "Имена собственные"

Технологическая карта к уроку по русскому языку по теме "Имена собственные" 2 класс по программе "Школа России"...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по русскому языкуТема: «Имена собственные и нарицательные» Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, под...