Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
План-конспект уроков по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnye_zvonkie_i_gluhie.docx | 26.72 КБ |
udvoen.docx | 17.41 КБ |
imya_prilagatelnoe.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку
Дата проведения: 30 ноября
Класс: 2
Учитель: Конгар Р.Д
Урок-сказка по теме: Звонкие и глухие согласные
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Цели:
Образовательные:
1.Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные.
Актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.
Развивающие:
2.Развивать умение анализировать звуковой состав слова.
Развивать умение находить в словах звонкие и глухие согласные звуки.
Развивать речь учащихся посредством изучения словарных слов.
Воспитательные:
.Воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах и любить природу.
Методы и приемы: игровой, наглядный
Оборудование:
Карта с царством согласных звуков, раздаточный материал к играм: «Засели домик», карточки со звуками, геометрические фигуры, изображающие звуки
учебник Т.Г. Рамзаевой«Русский язык» 2 класс
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Дорогие ребята. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно Сегодня урок русского языка проведу я. Меня зовут Конгар Роляна Данововна. Давайте дружно поработаем на уроке. .А теперь – за работу! Проверка домашнего задания | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Отвечают на вопрос учителя, выполняют движения |
2 | Чистописание | Загадка - В алфавите эта буква находится между буквами л и н. Что это за буква? (М) - Из каких элементов она состоит? - Пишем буквы Мм. Пишем красиво и аккуратно | Ребята прописывают буквы Мм. - Наклонные с закруглением внизу |
3 | Мотивация | Ребята, вы любите сказки? Какие сказки знаете? Наш урок будет необычным. Сегодня у нас урок-сказка. | Дета называют известные им сказки |
4 | Настрой | - Итак, сядьте поудобнее,слушайте -внимательно. Сказка начинается. За широкими морями, за дремучими лесами, за высокими горами в стране звуков находится царство «Соглас ные звуки», которое делится на 2 княжества: «Звонкие согласные» и Глухие согласные». | Смотрят презентацию королевства согласных |
5 | Определение темы | - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Посмотрите на лестницу. Это лестница не простая. | О согдасных звуках |
6 | Планирование Целепологание | Внимательно посмотрите что узнаем на первой ступеньке? - Назовите буквы звонких согласных. - Назовите буквы глухих согласных. В алфавите пары есть Их у нас всего лишь 6. Верхний ряд всегда звенит. Нижний - тихо говорит. Чему будем учиться на 2-ой ступеньке? Посмотрите как они стоят? - Чему будем учиться на 3-ей ступеньке лестницы? -Какие умения будем развивать на 4-ой ступеньке, выполняя упражнения на странице учебника? - Почему солнышко не улыбается? И так начинаем подниматься по лестнице. | Различать звонкие и глухие согласные Различать парные и непарные согласные Выделять звуки в словах. Мы не прошли все ступени лестницы |
8 | Изучение новой темы Повторение словарных слов | 1.Объяснение - Поднимаемся на I ступень нашей лестницы Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Чтобы быстрее научится распознавать звонкий и глухой согласный необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные произносятся по-разному и, соответственно, различно отражаются в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой 2.Произношение Сейчас давайте проверим действительно ли эти звуки произносятся с голосом и с шумом. Б, В, Г, Д. Ж, З, П,Ф, К, Т, Ш, С Работа с учебником. -Открыли 94 страницу. Там написано правило. 1.Читает учитель 2.Хором Давайте вернёмся в нашу сказку. - В княжестве «Звонкие согласные» жили звуки б, в, г, … . А дальше я забыла. Кто мне поможет их вспомнить? - Почему их назвали звонкими согласными? - В княжестве «Глухие согласные» жили звуки г, ф, к, … . А еще какие? - Почему их назвали глухими согласными Вывод:Что узнали на первой ступеньке? Поднимаемся на II ступень лестницы. Продолжаю сказку. Некоторые согласные из двух княжеств любили ходить друг к другу в гости, вместе гулять парами. Их потому и называли … Кто догадался как? - Какие это пары? (б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т) - А другие согласные предпочитали одиночество. Они не любили ходить в гости, им нравилось сидеть дома или гулять по одному. Потому их называли … Кто догадался как? Назовите их. (н, м, р, л, й, х, ц, ч, щ) Да ребята, согласные звуки бывают ещё парные и непарные. Чтобы убедиться в этом давайте поработаем в тетрадях Сейчас выполним 162 упражнение. Прочитайте задание. -Над какими звуками мы работали в этом упражнении -Назовите в словах только первые звуки и сравните. Какие парные звуки есть в этом упражнении? Вывод: Чему учились на II ступени лестницы?
| Учащиеся работают в парах (Звонкие согласные звуки» произносятся с голосом и с шумом, а глухие согласные – только с шумом) Различать звонкие и глухие согласные) - (б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)
(н, м, р, л, й, х, ц, ч, щ) Учащиеся называют слова, в которых 1-ая буква обозначает звонкий и глухойсогласный звук, (Учащиеся называют парные звуки |
9 | Физминутка | А сейчас будем учиться различать звонкие и глухие согласные звуки на слух. Встаньте все. Я буду называть звуи. Как только услышите звонкий согласный звук, будете прыгать. Как только услышите глухой согласный звук, будете приседать. (Учитель диктует звуки) Б,к,з,д,м,ш,л,т | |
11 | Первичное закрепление | А теперь поиграем в игру «Засели домик». У вас на партах карточки. Вы должны найти пары этих звуков. Итак, чья пара быстрее и правильнее «заселит свой домик Двое работают на доске, остальные самостоятельно. | Учащиеся работают в парах) Находить парные согласные) работа в парах |
13 | Самостоятельная работа
| - Поднимаемся на 3-ю ступень лестницы. -Что нового узнаем на третьей ступеньке? Согласные звуки еще бывают твердые и мягкие Откройте учебник на 95-ой странице. Найдите упр. 163. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (в 1-ый столбик написать слова, в которых 1-ый звук – мягкий согласный, а во 2-ой – слова, в которых 1-ый звук – твёрдый согласный) Выполните это задание самостоятельно. Взаимопроверка Проверьте друг у друга. (взаимопроверка) -Охарактеризуйте 1-ый звук в слове «вол», «земля. Вывод: согласные звуки бывают твердые и мягкие Поднимемся на 4 ю ступень Постройте звуковую схему слова «пыль». Сколько звуков в слове, а сколько букв? Почему? - Какие буквы звуков не имеют? (ь, ъ Вывод: Какое умение развивали 4-ой ступени лестницы? | Выделять звуки в словах Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике) Учащиеся выкладывают это слово с помощью геометрических фигур, обозначающих звуки,: синего, зелёного квадратов, красного круга) |
15 | Итог урока Самооценка Домашнее задание | - Закройте глаза. Откройте. Что случилось? Почему?
- Чему каждый из вас учился на уроке? - Какие умения развивали? -Нарисуйте смайлики в тетрадях ,этим вы покажете, какое настроение было у вас на уроке? Почему?
-Нашей сказке конец, а тот, кто её внимательно слушал и благодаря ей многому научился – молодец! Упражнение 164. | (Солнышко улыбнулось) Прошли все ступени лестницы) |
Дополнительный материал | Сказка Кто важнее?'* В королевстве Азбуковедения. на улице Звонких Согласных жили буквы Б. В. Г. Д. Ж. 3. а на улице Глухих Согласных - П. Ф. К. Т. Ш. С. Вот как- то возник у них спор, кто важнее Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова» А глухие в ответ "А нас всегда произносят в конце слова" И. наверное долго бы они спорили, если 6 не гласные, которые сказали: «Если бы не мы. то никто бы не знал что писать в конце слова Вы все важны: глухие - важны для нашей покровительницы Орфоэпии (произношение), а звонкие - для Орфографии (письма) Вот так гласные и помирили согласных. До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
Тема:«Правописание слов с удвоенными согласными»
Цель занятия: Добиться осознанного усвоения способов действия по определению в слове удвоенных согласных.
Задачи занятия:
- Познакомиться со способами определения удвоенных согласных в словах.
2. Развитие орфографической зоркости на основе введения новой орфограммы.
- Совершенствовать умение разбирать слова по составу.
- Развивать фонематический слух.
- Организационный момент
Добрый день
И добрый час
Очень рада видеть вас!
Прежде чем начать наш урок, создадим себе и друг - другу хорошее настроение (разгоните тучи на своих рабочих местах) карточки солнышко и тучки.
Хорошее настроение, это когда светит солнышко, я вижу его на ваших столах, а ещё хорошее настроение начинается с улыбки, улыбнёмся друг – другу.
ll. Актуализация знаний.
1. физкультминутка для кистей рук
Мы капусту рубим, рубим
(Резкие движения кистями с выпрямленными сомкнутыми пальцами вверх и вниз.)
Мы морковку трем, трем
(Пальцы обоих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту жмем, жмем
(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)
Мы капусту солим,
(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)
Уф, устали!
(Энергично встряхиваем руками.)
. Запись даты урока в тетрадях учащихся.
3. Минутка чистописания.
Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения.
■ Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение)
■ Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)
■ Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл - нижнее соединение)
■ Шестой день недели (суббота)
Полученная запись в тетрадях детей: сс пп лл бб
Словарно – орфографическая работа
- Сейчас 2 ученика будут работать возле доски. Ваша задача - вставить в слова пропущенные буквы.
- Пока ребята работают у доски, мы вспомним что такое офограмма .
А теперь составьте из этих слов предложение.
Словарная работа со словами ВОЖЖИ Перрона
Выход на тему урока. Создание проблемной ситуации
- Проверяем работу ребят.
- Миша написал слово искусство с 2 «с», а Ира с одной буквой «с».
- Поднимите руки, кто согласен с Мишей, кто с Ирой.
- Какую работу выполняли ребята?
- Сколько же букв вставили дети в некоторые слова?
- Кто догадался, как называются такие
согласные?
- В русском языке говорят и удвоенные согласные, т.е. согласная буква написана в слове 2 раза.
- Ребята, что заметили из выполненной работы? Что вас удивило?
- Задание было дано одно?
- А сколько же в классе мнений?( Разные мнения. Все дети вставили буквы по-разному)
-Почему же так получилось? (Не знаем, как писать такие слова)
- Какой вопрос у нас возник? (Когда в наших словах надо писать удвоенные согласные, в каких нет, как это узнать
- Значит, какая задача стоит перед нами? (Как определить, будет ли в слове удвоенная согласная или нет).
- Кто же назовёт тему урока?
. Изучение нового материала
- Давайте будем искать ответ на вопрос: Как определить, будет ли в слове удвоенная согласная или нет
- Как будем действовать с каждым таким словом?
* Как узнать, есть ли в слове удвоенная согласная буква?
1) Читаю слово, слушаю, если слышу долгий согласный звук - пишу 2согласные буквы.
- Давайте произнесём эти слова (Учитель интонирует долгий звук на месте удвоенной согласной).
- Что заметили при произношении? (ничего)
- А есть ли специальные буквы, обозначающие длинные, долгие согласные звуки? () нет
- Поэтому люди договорились долгие согласные звуки обозначать двумя буквами.
- Какое наблюдение мы с вами сделали? На что же в первую очередь надо обратить внимание, чтобы определить, есть в слове удвоенная *(Есть в словах долгие согласные звуки, которые можно потянут)
Вывод: (Необходимо произнести слово. Если услышишь длинный согласный звук, то его на письме надо обозначить удвоенной согласной буквой).
Не во всех словах слышится долгий согласный звук; кто-то не уверен, неясно, долгий звук в или нет. Для этого перейдем к 2 шагу.
2 шаг. Сомневаюсь, есть ли в слове долгий согласный звук, – смотрю состав слова
нн нн
3). Если шаги 1-2 не помогли определить, есть ли в слове удвоенная согласная, – смотрю в словарь, спрашиваю у взрослых
Закрепление.
Игра «Наряди елочку»
Итог урока
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....