Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

План-конспект уроков по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_zvonkie_i_gluhie.docx26.72 КБ
Файл udvoen.docx17.41 КБ
Файл imya_prilagatelnoe.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку

Дата проведения: 30 ноября

Класс: 2

Учитель:  Конгар Р.Д

Урок-сказка по теме:  Звонкие и глухие согласные

 Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цели:

Образовательные:

 1.Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные.

Актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.

Развивающие:

2.Развивать умение анализировать звуковой состав слова.

Развивать умение находить в словах  звонкие и глухие согласные звуки.

      Развивать речь учащихся посредством изучения словарных слов.

Воспитательные:

      .Воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах и любить природу.

Методы и приемы: игровой, наглядный

Оборудование:

Карта с царством согласных звуков, раздаточный материал к играм:  «Засели домик», карточки со звуками, геометрические фигуры, изображающие звуки

учебник Т.Г. Рамзаевой«Русский язык» 2 класс 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Дорогие ребята.  Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно

Сегодня урок русского языка проведу я. Меня зовут Конгар Роляна  Данововна. Давайте дружно поработаем на уроке.

.А теперь – за работу!

Проверка домашнего задания

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Отвечают на вопрос учителя, выполняют движения

2

Чистописание

Загадка

- В алфавите эта буква находится между буквами л и н. Что это за буква? (М)

- Из каких элементов она состоит?

- Пишем буквы Мм.

 Пишем красиво и аккуратно

Ребята прописывают буквы Мм.

- Наклонные с закруглением внизу

3

Мотивация

Ребята, вы любите сказки? Какие сказки знаете? Наш

 урок будет необычным. Сегодня у

нас урок-сказка.

Дета называют  известные им сказки

4

Настрой

- Итак, сядьте поудобнее,слушайте -внимательно. Сказка начинается.   За широкими морями, за дремучими лесами, за высокими горами в стране звуков находится царство «Соглас ные звуки», которое делится на 2 княжества: «Звонкие согласные» и Глухие согласные».

Смотрят презентацию королевства согласных

5

Определение темы

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

 Посмотрите на лестницу. Это лестница не простая.

О согдасных звуках

6

Планирование

Целепологание

 Внимательно посмотрите что узнаем на первой ступеньке?

- Назовите буквы звонких согласных.

- Назовите буквы глухих согласных.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

Чему будем учиться на 2-ой ступеньке?  Посмотрите как они стоят?

- Чему будем учиться на 3-ей ступеньке лестницы?

-Какие умения будем развивать на 4-ой ступеньке, выполняя

упражнения на странице учебника?  

- Почему солнышко не улыбается?

И так начинаем подниматься по лестнице.

Различать звонкие и глухие согласные

Различать парные и непарные согласные

Выделять звуки в словах.

Мы не прошли все ступени лестницы

8

Изучение новой темы

Повторение словарных слов

1.Объяснение

 - Поднимаемся на I ступень нашей лестницы

Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

Чтобы быстрее научится распознавать звонкий и глухой согласный необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные  произносятся по-разному и, соответственно, различно отражаются в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой

2.Произношение

Сейчас давайте проверим действительно ли эти звуки произносятся с голосом и с шумом.

Б, В, Г, Д. Ж, З,     П,Ф, К, Т, Ш, С

Работа с учебником.

-Открыли 94 страницу. Там написано правило.

1.Читает учитель

2.Хором

Давайте вернёмся в нашу сказку.

- В княжестве «Звонкие согласные» жили звуки б, в, г, … . А дальше я забыла. Кто мне поможет их вспомнить?

- Почему их назвали звонкими согласными?

- В княжестве «Глухие согласные» жили звуки г, ф, к, … . А еще какие?

- Почему их назвали глухими согласными

Вывод:Что узнали на первой ступеньке?

Поднимаемся на II ступень лестницы.

 Продолжаю сказку. Некоторые согласные из двух княжеств любили ходить друг к другу в гости, вместе гулять парами. Их потому и называли … Кто догадался как?  - Какие это пары? (б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)

- А другие согласные предпочитали одиночество. Они не любили ходить в гости, им нравилось сидеть дома или гулять по одному. Потому их называли … Кто догадался как? Назовите их. (н, м, р,

л, й, х, ц, ч, щ)

Да ребята, согласные звуки бывают ещё парные и непарные.

Чтобы убедиться в этом давайте  поработаем в тетрадях

Сейчас выполним 162 упражнение. Прочитайте задание.

-Над какими звуками мы работали в этом упражнении

-Назовите в словах только первые звуки и сравните. Какие парные звуки есть в этом упражнении?

Вывод: Чему учились на II ступени лестницы?

        

Учащиеся работают в парах

(Звонкие согласные звуки» произносятся с голосом и с шумом, а глухие согласные – только с шумом)

Различать звонкие и глухие согласные)

-        

(б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)

        

(н, м, р,

л, й, х, ц, ч, щ)

Учащиеся называют слова, в которых

1-ая буква обозначает звонкий  и глухойсогласный звук,

(Учащиеся называют парные звуки

9

Физминутка

А сейчас будем учиться различать звонкие и глухие согласные звуки на слух. Встаньте все. Я буду называть звуи. Как только услышите  звонкий согласный звук, будете прыгать. Как только услышите  глухой согласный звук, будете приседать. (Учитель диктует звуки)

Б,к,з,д,м,ш,л,т

11

Первичное закрепление

А теперь поиграем в игру «Засели домик». У  вас на партах карточки.  Вы должны  найти пары  этих звуков. Итак, чья пара быстрее и правильнее «заселит свой домик

Двое работают на доске, остальные самостоятельно.

Учащиеся работают в парах)

Находить парные согласные)

работа в парах

13

Самостоятельная работа

 

 - Поднимаемся на 3-ю ступень лестницы.

-Что нового узнаем на третьей ступеньке?

Согласные звуки еще бывают твердые и мягкие

Откройте учебник на 95-ой странице. Найдите упр. 163. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (в 1-ый столбик написать слова, в которых 1-ый звук – мягкий согласный, а во 2-ой – слова, в которых 1-ый звук – твёрдый согласный) Выполните это задание самостоятельно.

Взаимопроверка Проверьте друг у друга. (взаимопроверка)

-Охарактеризуйте 1-ый звук в слове «вол», «земля.  

Вывод: согласные звуки бывают твердые и мягкие

Поднимемся на 4 ю ступень

Постройте звуковую схему слова «пыль».

 Сколько звуков в слове, а сколько букв? Почему?

- Какие буквы звуков не имеют? (ь, ъ

Вывод: Какое умение развивали 4-ой ступени лестницы?

Выделять звуки в словах

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике)

Учащиеся выкладывают это слово с помощью геометрических фигур, обозначающих звуки,: синего,

зелёного квадратов, красного круга)

15

Итог урока

Самооценка

Домашнее задание

- Закройте глаза. Откройте. Что случилось? Почему?

 

- Чему каждый из вас учился на уроке?

- Какие умения развивали?

 -Нарисуйте смайлики в тетрадях ,этим вы покажете,  какое настроение было у вас на уроке? Почему?

        

-Нашей сказке конец, а тот, кто её внимательно слушал и благодаря ей многому научился – молодец!

 Упражнение 164.

(Солнышко улыбнулось)

Прошли все ступени лестницы)

Дополнительный материал

Сказка Кто важнее?'*

В королевстве Азбуковедения. на улице Звонких Согласных жили буквы Б. В. Г. Д. Ж. 3. а на улице Глухих Согласных - П. Ф. К. Т. Ш. С. Вот как- то возник у них спор, кто важнее Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова» А глухие в ответ "А нас всегда произносят в конце слова" И. наверное долго бы они спорили, если 6 не гласные, которые сказали: «Если бы не мы. то никто бы не знал что писать в конце слова Вы все важны: глухие - важны для нашей покровительницы Орфоэпии (произношение), а звонкие - для Орфографии (письма)

Вот так гласные и помирили согласных. До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным



Предварительный просмотр:

Открытый  урок по русскому языку

Тема:«Правописание слов с удвоенными согласными»

Цель занятия: Добиться осознанного усвоения способов действия по определению в слове удвоенных согласных.

 Задачи занятия:

  1. Познакомиться со способами  определения удвоенных согласных в словах.

2.   Развитие орфографической зоркости на основе введения новой орфограммы.

  1. Совершенствовать умение разбирать слова по составу.
  2.  Развивать фонематический слух.
  1. Организационный момент

Добрый день

И добрый час

Очень рада видеть вас!

Прежде чем начать наш урок, создадим себе и друг - другу хорошее настроение (разгоните тучи на своих рабочих местах) карточки солнышко и тучки.

Хорошее настроение, это когда светит солнышко, я вижу его на ваших столах, а ещё хорошее настроение начинается с улыбки, улыбнёмся друг – другу.

ll. Актуализация знаний.

1. физкультминутка для кистей рук

Мы капусту рубим, рубим

(Резкие движения кистями с выпрямленными сомкнутыми пальцами вверх и вниз.)

Мы морковку трем, трем

(Пальцы обоих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту жмем, жмем

(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)

Уф, устали!

(Энергично встряхиваем руками.)

. Запись даты урока в тетрадях учащихся.

3. Минутка чистописания.

Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения.

■ Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение) 

■ Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп) 

 ■ Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл - нижнее соединение) 

■ Шестой день недели (суббота) 

Полученная запись в тетрадях детей: сс пп лл бб

Словарно – орфографическая работа

- Сейчас   2  ученика  будут работать возле доски. Ваша задача - вставить в слова пропущенные буквы.

- Пока ребята работают у доски, мы вспомним  что такое офограмма .

А теперь составьте из этих слов предложение.

Словарная работа со словами ВОЖЖИ  Перрона

 Выход на тему     урока. Создание проблемной ситуации

- Проверяем работу ребят.

- Миша написал слово искусство с 2 «с», а Ира с одной  буквой «с».

- Поднимите руки, кто согласен с Мишей, кто с Ирой.

- Какую работу выполняли ребята?

- Сколько же букв вставили дети в некоторые слова?  

- Кто догадался, как называются такие

согласные?

- В русском языке  говорят и удвоенные согласные, т.е. согласная буква написана в слове 2 раза.

- Ребята, что заметили из выполненной работы? Что вас удивило?

- Задание было дано одно?

- А сколько же в классе мнений?( Разные мнения. Все дети вставили буквы по-разному)

-Почему же так получилось? (Не знаем, как писать такие слова)

- Какой вопрос у нас  возник? (Когда в наших словах надо писать удвоенные согласные, в  каких нет, как это узнать

- Значит, какая задача стоит перед нами? (Как определить, будет ли в слове удвоенная согласная или нет).

- Кто же назовёт тему урока?

. Изучение  нового материала

- Давайте будем искать ответ на вопрос: Как определить, будет ли в слове удвоенная согласная или нет

- Как будем действовать с каждым таким словом?

* Как узнать, есть ли в слове удвоенная согласная буква?

1) Читаю слово, слушаю, если слышу долгий согласный звук - пишу 2согласные  буквы.

- Давайте произнесём эти слова (Учитель интонирует   долгий звук на месте удвоенной согласной).

- Что заметили при произношении? (ничего)

- А есть ли специальные буквы, обозначающие длинные, долгие согласные звуки? () нет

- Поэтому люди договорились долгие согласные звуки обозначать двумя буквами.

- Какое наблюдение мы с вами сделали? На что же в первую очередь надо обратить внимание, чтобы определить, есть в слове удвоенная *(Есть в словах долгие согласные звуки, которые можно потянут)

Вывод: (Необходимо произнести слово. Если услышишь  длинный согласный звук, то его на письме надо обозначить  удвоенной согласной буквой).

Не во всех словах слышится долгий согласный звук; кто-то не уверен, неясно, долгий звук в или нет. Для этого перейдем к 2 шагу.

2 шаг. Сомневаюсь, есть ли в слове долгий согласный звук, – смотрю состав слова

                        нн        нн

3). Если шаги 1-2 не помогли определить, есть ли в слове удвоенная согласная, – смотрю в словарь, спрашиваю у взрослых

Закрепление.

Игра «Наряди елочку»

Итог урока



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе "Имя прилагательное"


Урок по русскому языку на тему: « Имя прилагательное. Закрепление»
Цели: 
1)Образовательная: научить уч-ся использовать и выделять в речи имена прилагательные, обобщить морфологические знания уч-ся об имени прилагательном как части речи.
2)Развивающая: развивать речь, мышление, внимание.

3) воспитывать

Оборудование: учебник, компьютер, карточки со стих-ем, толковый словарь, магнитофон, дерево, облака,

Ход урока: 
1.Организационный момент
- Сегодня такой чудесный день. Вы пришли в школу с хорошим настроением? Улыбнитесь друг другу. Я тоже очень рада видеть вас.

А теперь за работу.

2. Психологический настрой. Медитация
-прикройте глазки и мысленно произнесите:
«Я внимателен, я хорошо думаю,
я сосредоточен, догадлив,
сообразителен и уверен в себе»
-откройте глаза. Я желаю вам успеха!

3. Сообщение целей урока
- Сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать изученное об имени прилагательном. А главная задача: понять особенности имени прилагательного.
- В конце урока вам предстоит ответить на 14 вопросов. А сделать мы это сможем, если будете работать дружно.

-Запишем число, классная работа_______________________________________
4.Минутка чистописания.(на облачках)

-ая;- яя;- ий;- ый;
- ое; - ее;- ие;- ой;- ые.

- Что вы можете сказать о записях на облаках ?
-А как вы определили, что это именно окончания?(
-Можно ли их объединить в группы? ( родовые окончания – ж.р, м.р., ср.р.)
- Что вы можете сказать об окончаниях имен прилагательных?(бывают ударными и безударными)
-Пропишите эти окончания через запятую: ж.р., м.р., ср.р.

5. Проверка пройденного материала. « Игра с текстом».
- Прочитайте небольшой текст. Какая часть речи поможет нам украсить этот авторский текст?

Пригрело (весеннее) солнце. На (лесной) полянке начал таять (рыхлый) снег. С (крутого) пригорка побежал (говорливый) ручеёк.
(Г. Скребицкий)

- В какое время года можно это наблюдать? (весна)
-
(фронтальная работа)
-найдите имена прилагательные в тексте, выделите окончания, определите род и падеж.
-давайте сделаем синтаксический разбор 2и 3 предложений. (1в- 2предл, 2в-3предл)
-Итак, как зависит прилагательное от существительного?

ВЫВОД: ( Прил-е в предлож-х стоят в том же роде, числе и падеже, что и сущ-е)

6. Работа в группах ( задание на карточках)
- Вставьте пропущенные окончания , определите падеж, число прил-х, найдите лишнее словосочетание.
Родник
В глуши лесн…, в глуши зелен…,(П.п)
Всегда тенист… и сыр…(П.п)
В крут… овраге под горой (П.п)
Бьёт из камней родник студён… (И.п)
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальн… клубами (Т.п)
( И.Бунин)

-Какое словосочетание на ваш взгляд лишнее? (хрустальными клубами)
-Почему? (мн.ч.)
- Итак, что можно сказать о прил-х во мн.ч.?( по родам не изменяются, но можно изменить по падежам, бывают с мягким и твердым согласным на конце основы, оконч. бывают ударными и безударными)

7.Физминутка (музыка)

8. Самостоятельная работа
- Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка?
«Эпитет»
-Что же такое эпитет? (образное сравнение, описание)
- Предлагаю выполнить упражнение №318 с.65 сам-но , найти эпитеты и выписать их из текстов.( здесь 3 текста, разделим его по рядам)
9.Словообразование.
- от каких частей речи образовались эти прилагательные?
-разберите несколько слов по составу. ( у доски)1-ряд-пёстрая, 2-ряд –сладкий, 3-ряд- утреннего.
- при помощи чего образуются? (суффиксов) (если будет время)
-чем похожи основы сущ-х и прил-х? ( корнем)

10.Итог урока
- Весь урок вы хорошо мне помогали, но наша экспертная комиссия (Саша и Вероника) помогут мне подвести итог урока. Кто ответит правильно на мои вопросы, тот успешно справился с задачей урока.

Работа в парах( у каждой пары на зеленом листике написан вопрос. Нужно одеть дерево )Получится небольшой рассказ о имени прилагательном.

П. 1.Что такое прилагательное? (ч.р., …)

Р. 2.Как изменяются имена прилагательные?( по родам, числам, падежам)

И 3.Чем является прил-е в предложении?( определением)

Л 4.От какой части речи зависит прилагательное?( от сущ-го)

А 5.Что обозначает прил-е?( признак предмета)

Г 6.каким членом предложения является имя прилагательное??(второстепенным)

А 7.Какие окончания имеют прил-е?(….)

Т 8.Как определить падеж прил-го?(по падежу сущ-го.)

Е 9.Как правильно написать безударное окончание прил-го?( задать вопрос)

Л 10.Какую смысловую нагрузку несут имена прил-е в речи?
(описыв.предметы,делают их более яркими)

План разбора И.П. как часть речи

Ь 11.Как подчеркиваем прил-е в предложении?(волнистой линией)

Н 12.Что означает слово при-е в переводе с греческого ?(эпитет)

О 13.Как образуются прил-е? (от сущ-х, наречий с помощью ^)

Е 14.Можно ли прил-е разобрать по составу?

15. В каком типе текста используются прилагательные больше всего? (текст описания)

(буквы на карточках, а с обратной стороны вопрос.)

- Слово экспертной группе:…..
* Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь?

12. Домашнее задание : подготовиться к зачету по этой теме сборник с.163-165, уровень 2,3

Хочу знать больше

Хорошо, но могу
лучше.

Пока испытываю
трудности.


Хочу знать больше! Хорошо, но могу лучше! Пока испытываю трудности. Оценка учителя. (таблица самооценки у каждого ребёнка парте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...