Разработка урока по русскому языку для 2 класса "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_rus.yaz_._2_kl.docx | 484.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Касторенская СОШ №1»
Открытый урок по русскому языку во 2»Б» классе по теме
«Обобщение знаний о написании слов с
заглавной буквы»
Учитель О.А.Колесникова
Тема: «Обобщение знаний о написании слов с
заглавной буквы»
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
- Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
- Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
- Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
- Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
- Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация
- раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (Приложение 1)
ХОД УРОКА
- Мотивирование к учебной деятельности. (Слайд 1)
- Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Чтобы в классе было тихо,
Чтоб запомнился урок,
Сядьте, дети, так, как будто
Тихо падает снежок.
2.Активизация познавательной деятельности
А) Проверка домашнего задания.
Б)Пальчиковая гимнастика.
- На урок русского языка к нам пришли гости. Давайте знакомиться. Какое название у нашего класса? (Лучики)
- Разотрите ручки, возьмите теплый лучик солнца в свои ладошки, прижмите к доброму сердечку и подарите его окружающим вас людям. Пусть урок наполнится светом знаний, открытий и добрым отношением друг к другу.
3.Прогнозирование темы и целей урока.
- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 2-3)
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 4)
Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):
- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
- закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
4.Минутка чистописания.
А)- Что общего в этих словах: Галина, Григорий, Гагарин, Грозный. (буква гэ.)
- Какой это звук? Дадим характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, парный, твердый, мягкий)
- Сегодня на уроке мы вспомним написанием заглавной и строчной буквы Гг.
- А что еще общего в этих словах? (имена собственные)
- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. (Слайд 5)
Давайте вспомним какие слова мы знаем на буковку «г» (Груша, галка, город, газета, гнездо)
Б) Повторение правила посадки за партой.
В) Пальчиковая гимнастика.
5. Словарная работа. (слайд 6)
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)
Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)
Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. Слайд 6)
- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)
- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает за доской.)
Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд 7)
Ребята почему фамилии написаны с большой буквы? (ответы)
А что кроме фамилий пишется с большой буквы (Ф.И.О)
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт. (слайд 8)
- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.
6. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».
А)Ребята почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.)(Слайд 9)
Б). Работа в парах.
– На ваших столах лежат карточки (Приложение 1. Задание для парной работы). Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре. -А теперь проверим. (Слайд 10)
- У всех так? (Нет.) А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)
- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)
(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)
7.. Физминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
7. Продолжение работы по теме урока.
-Мы оказались на аллее фамилий.
-Назовите свою фамилию. Как они пишутся?
1. Аллея фамилий. (Слайд 11)
2.. Площадь имён. (Слайд 12)
- Остановимся на площади имён.
- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.
- Назовите имена, принадлежащие девочкам, мальчикам.
3. Море отчеств. (Слайд 13)
4. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. (Слайд 14)
-Подумайте, кто написал эти строки?
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Посмотрите на экран можно ли это назвать предложение.
Что такое предложение?
- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.
Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят
- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.
5.. Клички животных.
- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 15)
- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.
кошка |
| Шарик |
собака |
| Мурка |
корова |
| Сокол |
конь |
| Зорька |
(Проверка по щелчку)
- Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.
(Работа по учебнику.Упр.№244)
- 1 ряд. Задорно лает … Барбос
- 2 ряд. Жалобно мяукает … Пушок
- 3 ряд. На дворе мычит … Белянка
Проверка работы.
6. Большая буква в географических названиях.
- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире? (Слайд 11)
- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.
Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в посёлке (Касторное). Наша школа находится на улице (Парковаяая). (Проверка. Слайд 12)
На данном слайде при проверке задания используются триггеры. После щелчка по прямоугольнику пропущенное слово открывается.
7. Проверка знаний, умений и навыков.
- Игра «Лови ошибку»
- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.
Дети получают карточки:
2.- Вернуться домой мы сможем, если верно выполним тест (Приложение 1. Тест). Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус». Результаты выполненной работы проверим. (Слайд 13. Проверка по щелчку.)
8.. Обобщение изученного. (Слайд 13)
- Какие слова относят к именам собственным?
Имена собственные (схема):
- имена
- отчества
- фамилии
- клички животных
- названия городов, стран, улиц, рек
- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.
- Прочитайте, как говорится об этом в учебнике (с.125).
9. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 14)
Учитель:
- Наше путешествие подходит к концу.
- Что интересного вы узнали об именах?
- Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я
- узнал, открыл для себя…
- научился, смог…
- могу похвалить себя и своих одноклассников за …
(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)
10. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору:
- Записать названия улиц нашего города.
- Придумать сказку о большой букве. (Приложение 3. Пример выполненного творческого домашнего задания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...
Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"Конспект урока, презентация, приложения....
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Имена собственные. Написание слов с заглавной буквы"
"Имена собственные. Написание слов с заглавной буквы"...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Школа России"по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы." с самоанализом
Открытый урок по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы". Конспект и самоанализ урока....
Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы."
Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы."...
Конспект урока русский язык "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
Правописание собственных имён существительных урок-игра....
конспект урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы" по программе "Школа России"...