Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.
Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.году. На предыдущих уроках ребята узнали, что слова, обозначающие предметы, признаки, числа, действия являются словами названиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка | 56.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Арбузова Ирина Юрьевна
Технологическая карта урока «Местоименные слова» (УМК системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Комментарий к предметному содержанию урока. В системе Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова дети, рассматривая большую группу слов с общим лексическим значением «указание на..», самостоятельно объясняют, почему такие указательные слова следует отнести к известным именным частям речи. На предыдущих уроках ребята узнали, что слова, обозначающие предметы, признаки, числа, действия являются словами названиями.
Накануне этого урока мы всем классом несколько раз посещали городской музей и знакомились с бытом, языком местного населения – орочей. Ребята шили обереги, играли на бубнах, учились танцевальным движениям, пытались научиться бесшумно двигаться по лесной тропе, выслеживая зверя (фото прилагаются)
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 4 |
Тип урока | Урок постановки и решения учебной задачи |
Цель урока | Образовательная: постановка вопроса об отнесении местоименных слов к какой-либо части речи развивающая: совершенствовать умение конструировать систему частей речи на основании грамматического подхода |
Технологии, методы, приемы | Метод решения учебных задач |
Основные понятия, термины | Местоименные слова, местоимения |
Планируемый результат
Предметный Учебно-языковые умения: - определять грамматические особенности частей речи и их общее грамматическое значение; -определять место части речи в системе частей речи Речевые умения: -строить высказывания в научном стиле | Личностный -осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв Метапредметный -принимать и осознавать учебную задачу; осуществлять контроль и оценку выполняемых действий -сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогичесокй формой речью |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Групповая работа Индивидуальная работа | Учебник: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова «Русский язык», 4 класс (ч.1) Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска. документ- камера |
Технология обучения
Этапы урока | Формируемые умения: предметные, УУД | Оформление Доски. наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I.Организа-ционный | УУД:-умение мобилизоваться для работы | Приветствует учащихся | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку | |
II. Создание ситуации успеха | Предметные: -выделять общее грамматическое значение слов у различных частей речи; умение задавать вопросы к ним УУД: -контролировать и оценивать результаты работы; (р) -анализировать, обобщать(п) -уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли(к) | Части речи Имена Глаголы Существительные Прилагательные Числительные | -Ребята, какие части речи вы уже знаете? - На какие группы их можно разделить? - Приведите, пожалуйста, примеры - Изобразите схему на доске - Что называют слова этих частей речи? - Молодцы, ребята. Хорошо разбираетесь в частях речи своего родного языка. - А какой праздник отмечался 21 февраля? - Как понимаете: родной язык? - Как он называется? - Со словами какого языка мы ознакомились на празднике родного языка в музее? | -им.сущ, им. прил., им. числ., глагол - имена, глаголы - называют слова
- дети рисуют схему (см.раздел Оформ. доски) - предметы, признаки, числа, действия, т.е. являются словами названиями - День родного языка. - Тот язык, на котором мы общаемся. -русский язык - язык орочей |
III.Создание ситуации затруднения (разрыв) | Предметные: -выделять общее грамматическое значение слов у различных частей речи; умение задавать вопросы к ним УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: определять границы знания/незнания | На доске появляются эти слова: Джунги – острога – имя сущ. Отонго – оморочка – имя сущ. Хаджя – ножницы – имя сущ. Укса – береста – имя сущ. Дусэ – тигр – имя сущ. Унту – бубен – имя сущ. Гису- палочка для барабана – имя сущ. Наму гасани – чайка – имя сущ. Сучкта – камусные лыжи – им. сущ. + им. прил. Байчи – охота, охотиться- сущ. или гл. Брусника – вечнозеленое растение. Она покрыта мелкими блестящими листьями. Листья у брусники жесткие. Такие листья не боятся зимней стужи и летней жары. Листья брусники живут три или четыре года. Столько же лет продержится на растении новая листва. | - Давайте вспомним их и определим какими частями речи они являются - Умнички, хорошо запомнили слова языка орочей. А чем занимаются орочи? - Чем интересно слово: ДИКОРОСОВ? - Приведите примеры слов с интерфиксами о или е - Какие дикоросы вы знаете? -Сейчас мы с вами прочитаем высказывания и познакомимся с одним дикоросом –брусникой. В этом тексте вам встретятся все знакомые части речи. - Определите тип текста- -Запишите три пары высказываний. В них есть не только слова – названия, но и указательные слова, которые не называют, например, предмет, а указывают на него. Найдите их и определите части речи (работа в парах) -- Проверка. - Какое указательное слово есть в первой паре высказываний? Почему вы считаете, что это указательное слово? На что оно указывает? - Какое указательное слово есть во втором высказывании? Понятно ли, о каком признаке листьев брусники идет речь во втором высказывании этой пары? Какое слово помогло вам понять это? Так на что указывает слово ТАКИЕ? - Какое указательное слово есть в третьей паре высказываний? Вы поняли сколько лет проживет новая листва брусники? Благодаря какому слову? На что оно указывает? - Определите, какой частью речи являются эти слова - Почему не можем определить части речи?
| - дети называют слова по памяти - охота, рыбалка, сбор дикоросов - сложное слово, интерфикс – о - дети приводят свои примеры - грибы, ягоды -дети читают текст и находят все знакомые части речи -описание -дети списывают текст и находят указательные слова: она, такие, столько (определить части речи не могут) -она. На бруснику. (предмет) Брусника – она -такие Жёсткие - такие ( на признак) - столько Четыре года – столько (на количество) - Дети не могут этого сделать, т.к. понимают, что по общему грамматическому признаку каждое слово относится к: 1- им. сущ, 2-им. прил, 3- им. числит., но таковыми не являются. - Дети высказывают свое мнение. Например: «Не хватает знаний. Мы чего – то не знаем о таких словах» |
IV.Осознание учебной задачи, её решение | Предметные: -выделять общее грамматическое значение слов у различных частей речи; умение задавать вопросы к ним УУД: -высказывать свое предположение на основе учебного материала; анализировать с целью выделения существенных признаков; делать умозаключения | - Давайте вспомним, на что указывали эти слова - А к какой группе частей речи мы их относим? - Попробуйте объяснить, почему в грамматике указательные слова называют местоименными словами или местоимениями. - Вместо какой части речи употреблено каждое из названных вами указательных слов? - Как вы думает, являются ли местоименные слова особой частью речи? | - на предмет, признак, число - к именам - Предметы, признаки, числа – это имена. Значит, указательные слова можно назвать словами, употребленными вместо имени, значит, МЕСТОИМЕНИЯМИ или МЕСТОИМЕННЫМИ СЛОВАМИ. - В русском языке местоименные слова употребляются вместо им.существительных., им. прилагательных, им. числителельных - дети высказывают свои предположения
| |
V.Моделирование, продолжение поиска в решении учебной задачи | Предметные: - фиксировать отнесение местоименных прилагательных к прилагательным на основе одинакового общего грамматического значения УУД: - моделировать выделенные свойства; анализировать с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно – следственные связи, делать умозаключения (п) | лист такой – м.р., ед.ч., Им.п. листва такая – ж.р., ед.ч., Им.п. листвы такой – ж.р., ед.ч., Р.п. П «приз.пр» такие Р
Ч прилаг. | - Начнем отвечать на этот вопрос с местоимений, которые заменяют имена прилагательные. Постройте грамматическую модель слова ТАКИЕ. С каким словом в высказывании оно связано? - Что произойдет со словом ТАКИЕ, если его связать со словами лист, листва, листвы давайте понаблюдаем - А теперь, друзья, давайте составим грамматическую модель местоименных слов, отнесенных к прилагат -ым - Проверим результаты вашей работы. Что заметили? - Как же назовем мы слова, с которыми работали, опираясь на модель? | - листья - у доски работают дети, остальные работают в тетрадях -Разбиваются на группы, распределяют роли в группе, составляют модель. Выбранный ученик выходит к доске, демонстрирует работу группы и защищает эту её. Дети обсуждают работу, выбирают наиболее удачную модель. Фиксируют её на доске. -Местоименные прилагательные |
VI.Д/задание | УУД: -работать по модели, инструкции (р) | -с.31 Упр.№147. -Работая с текстом, найдите слова, которые являются местоименными прилагательными. Подумайте, можно ли допустить ошибки при их нахождении. Как их избежать? | Записывают домашнее задание | |
VII.Рефлексия | Предметные: -объяснять особенности местоименных прилагательных УУД: - оценивать свои достижения (л): -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | - Чудесные, малец, они, этот, смешной, ту заметку, русский, тот гриб. | - Что удивило вас на уроке? Сможете ли вы объяснить, почему некоторые слова мы относим к местоименным прилагательным? - Из предложенных слов найдите именные прилагательные. - Молодцы! У вас все получилось? Что нового вы бы хотели узнать на следующем уроке? Спасибо за урок. Оценивание. | - Отвечают на вопросы, приводят свои примеры. -Работают по карточкам в парах с последующей проверкой у доски (этот, ту, тот) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....
Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А
Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...