Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1»

 по УМК «Перспективная начальная школа»

 

Предмет:  русский язык

Класс:  2 Б  класс, МБОУ «СОШ № 1»

УМК:  «Перспективная начальная школа»

Учитель: Ярошенко Татьяна Владимировна

 

Тема

 Тайна  написания  сочетаний  жи- ши, ча- ща , чу –щу.

 

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

 

Цель

Объяснить разницу ударной  и безударной позиции написания сочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных словах через

закрепление навыка правописания изученных сочетаний.

Познакомить со способами проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции;

Развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас.                                                                               

Задачи

- способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

 - развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

-  воспитание коммуникативных качеств;

 - создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

 

Основные понятия

Орфограмма, корень, ударная и безударная позиции сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, проверочные слова.

 

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты (предметные): научатся находить ударную и безударную  позицию написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, расширить словарный запас учащихся.

Познавательные УУД:

а) обучение работе с разными видами информации

б) формирование умения поиска информации в учебных словарях.

в) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

а) формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

б) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

в) наблюдать за действиями одноклассников, находить неточности и корректировать их.

Личностные УУД:

а) осознание алгоритма учебного действия;

б) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

в) организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся  помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи

г) контроль процесса и результатов деятельности.

 

 

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

 

  • Н.А.  Чуракова «Русский язык» Учебник, часть1; Тетрадь для самостоятельной работы №1. Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Толковый словарь  С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова.

·        карточки с пропущенными орфограммами, оценочные листы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.      Организационный момент

 

 

      Мы урок наш начинаем,

 вс всё на парте проверяем:

всё всё ль в порядке, всё ль на месте ?

И у И урок начнём мы вместе.

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на работу

Мотивация к учебной деятельности

2.      Чистописание

       Отгадайте загадки:

   Эта буква широка

   И похожа на жука.

   И при этом точно жук

   Издаёт жужжащий звук.                 (буква Ж, ж)

 Для шипенья хороша

 В алфавите буква ….    (буква Ш,ш)

Сегодня мы будем красиво писать заглавную и строчную  буквы  Жж и буквы Шш.

Дайте характеристику буквы ж.

(Буква ж обозначает звук [ж]. Этот звук -  согласный,  парный, звонкий, всегда  твёрдый)

 Дайте характеристику буквы ш.

(Буква  ш обозначает звук  [ш].  Этот  звук -  согласный, парный, глухой, всегда  твёрдый)

      Какое  правило мы знаем с этими буквами? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Прописывают одну строку,

 

 

 

 

 

 

Прописывают буквы в своих рабочих тетрадях

 

Дают характеристику

букв Ж и Ш.

Повторят написание изученных букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные : обобщают  информацию отрабатывают навык  написания букв

 

Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение.

3.      Актуализация знаний.

Угадайте и назовите слово:

 Не поедет без бензина

  Ни автобус, ни …                   (Машина)

 Что за звёздочки сквозные

  На пальто и на платке?

  Все сквозные, вырезные,

  А возьмёшь – вода в руке.    (Снежинка)

Поставьте ударение в словах.

(В сочетаниях жи – ши под ударением пиши и )

Ставят  ударение делают вывод

Научатся применять полученные знания

Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение.

4. Постановка учебной задачи

(Формулирование темы урока.)

- Какая тема сегодняшнего урока?

-Давайте определим цель и  задачи урока.

- Как проверить безударный гласный в корне  слова? (Подбираем проверочное слово, чтобы поставить  безударный гласный под ударение)

шипеть – шип              

шипящий – шип           

-Можно ли первые три слова считать родственными?

шипучий – шип            

-(Да, т.к. имеют общую часть и общее значение)          

шипы - шип                       

-Является ли четвёртое слово их родственником?

-Чтобы проверить себя, найди слово шип  в Толковом   словаре. (Стр. 131, Часть2)

 Слово шип – омоним.                 

Тишина, горошина, ужин

- Если не можем подобрать проверочное слово, как поступим?
Посмотрим в словаре «Пиши правильно» (Стр.133)

живой – жить

ошибаться – ошибка

Самостоятельно определяют цель и задачи урока

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети ищут слово в Толковом словаре

Научатся формулировать цель и задачи урока и оформлять их в речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научатся работать со словарём

Регулятивные: целеполагание

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели и задач.

5.      «Открытие» учащимися новых знаний

 

Прочитайте слова в Упр. № 111.(Стр. 148)

-на какие две группы можно поделить слова с сочетаниями жи-ши?

-Посмотрите на плакат летучей мыши, там подсказка. (Обращай внимание на ударение)

-Это задание мы выполним парами. Один ученик записывает в тетрадь слова, в которых сочетания жи-ши под ударением, а другой ученик записывает слова, в которых сочетания жи – ши безударные.

Проверьте себя:

    пушинка                                       шиповник                                                        

снежинка                                      держит

крошить                                          сушит

кувшин                                          съёжился

держи                                             душится

душился

Упр. № 112 (Стр.148)

-Сможете ли вы написать эти слова правильно?

-Каким  образом вы проведете проверку?

-Везде ли  можно проверить  гласную?

-Какое  слово вы посмотрите в словаре?(Щавель)

-Запишите слова , вставив нужные  буквы:Частица-часть, часок-час, щадить- пощада

Будем отрабатывать навык написания  жи-ши, ча-ща , чу-щу  под  ударением

Работают по  учебнику

 

 

 

Научатся работать в парах

 

Объясняют  правило написания , свой  выбор

 

 

Работают в тетрадях

Выполняют  задание на сообразительность

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Познавательные:

Осознанно  строят  речевое  высказывание в устной форме,

Осуществляют поиск необходимой  информации.

Регулятивные:

Принимают и  сохраняют  учебную задачу при выполнении заданий действуют с  учетом  выделенных учителем  ориентиров.

 

Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение

6.Физминутка

 

Физкультминутка.   ( с использованием записи мультфильма «Маша и медведь» на интерактивной доске SMART  BOARD 480)

Ученики выполняют действия согласно тексту песенки.

 

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

7.  Первичное закрепление

 

Учитель организует игру, объясняет правила.

Игра «Рыболов»

Наловите рыбку   каждый ряд в свое  ведро:                    

 Кувш_н, луж_, лыж_, пищ_, туч_, рощ_, свеч_, угощ_ть, ч_йка, ч_й, щ_ка.

Игра  «Шифровальщик»

Ж_ть  -  Родине  служ_ть.

Бабушка  угощ_ла  внуч_т  вкусными щ_ми.

Игра «Прятки»

Найдите  изученные буквосочетания:

В воздухе кружились пушистые  снежинки.

Малыши ходили в рощу. Я  учу  уроки.

 

Игра «Догони»

Вставь пропущенную букву и объясни свой выбор.

Ч_шка, щ_вель,  ч_мазый, кач_лись, дач_, туч_, задач_, калош_, мыш_, печ_ть, щ_ка, тащ_ , ч_лки, малыш_, ш_пит, свеж_й , ч-йки.

Понимают  выбор решения орфографической задачи

 

 

 

Понимают  выбор решения орфографический задачи

 

 

 

 

Записывают слова в тетрадях, выделяют орфограммы.

 

 

Развитие игровой деятельности

Познавательные:

осознанно  строят  речевое  высказывание в устной форме,

Осуществляют поиск необходимой  информации.

Регулятивные:

Принимают и  сохраняют  учебную задачу при выполнении заданий ,действуют с  учетом  выделенных учителем  ориентиров.

 

Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение

8.      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Карточка 1.

Измени слово так, чтобы оно обозначало множество предметов:(Образец: карандаш-карандаши)

Гараж, шалаш, груша, морж, ёрш, этаж.

Карточка2.

Допиши слог так, чтобы получились слова:

Лы_, мы_, ча_, ту_, _до, _раф, _на, све_, ро_, _гун.

 

- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

 

Выполняют задание на карточках по вариантам, затем обмениваются и выполняют самопроверку по эталону. (вывешивается на доску после выполнения задания)

 

 

Научатся работать в парах, выполнять самопроверку.

Регулятивные: самоконтроль

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий; самопроверка.

9. Домашнее задание

Учитель даёт инструкцию по выполнению домашнего задания.

Учебник Ч.1 стр.149 упр.№113

 

Записывают задание в дневник

 

Регулятивные: Осуществляют поиск необходимой  информации

 

10.Рефлексия.

Итог урока.

 

Учитель организует рефлексию c помощью интерактивной доски SMART BOARD 480.

-  Какие учебные задачи стояли на уроке?

- Можете ответить на поставленные вопросы?

- Мы достигли цели урока?

-  Оцените свои успехи :

- А какой этап урока вам наиболее понравился и удался?

.

 

 

-Спасибо за урок!

 

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на следующий урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выходят к интерактивной доске и методом клонирования ставят «смайлик» на тот этап урока (лепесток цветка), который им наиболее понравился в ходе урока.

Научатся определять свои успехи по изученной теме. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

 

Личностные: самоконтроль,

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке

 

 

 

 

 

      

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1»

 по УМК «Перспективная начальная школа»

Предмет:  русский язык

Класс:  2 Б  класс, МБОУ «СОШ № 1»

УМК:  «Перспективная начальная школа»

Учитель: Ярошенко Татьяна Владимировна

Тема

 Тайна  написания  сочетаний  жи- ши, ча- ща , чу –щу.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цель

Объяснить разницу ударной  и безударной позиции написания сочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных словах через

закрепление навыка правописания изученных сочетаний.

Познакомить со способами проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции;

Развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас.        

Задачи

- способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

 - развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

-  воспитание коммуникативных качеств;

 - создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Основные понятия

Орфограмма, корень, ударная и безударная позиции сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, проверочные слова.

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты (предметные): научатся находить ударную и безударную  позицию написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, расширить словарный запас учащихся.

Познавательные УУД:

а) обучение работе с разными видами информации

б) формирование умения поиска информации в учебных словарях.

в) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

а) формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

б) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

в) наблюдать за действиями одноклассников, находить неточности и корректировать их.

Личностные УУД:

а) осознание алгоритма учебного действия;

б) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

в) организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся  помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи

г) контроль процесса и результатов деятельности.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • Н.А.  Чуракова «Русский язык» Учебник, часть1; Тетрадь для самостоятельной работы №1. Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Толковый словарь  С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова.
  • карточки с пропущенными орфограммами, оценочные листы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Организационный момент

      Мы урок наш начинаем,

 вс всё на парте проверяем:

всё всё ль в порядке, всё ль на месте ?

И у И урок начнём мы вместе.

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на работу

Мотивация к учебной деятельности

  1. Чистописание

        Отгадайте загадки:

   Эта буква широка

   И похожа на жука.

   И при этом точно жук

   Издаёт жужжащий звук.                 (буква Ж, ж)

 Для шипенья хороша

 В алфавите буква ….    (буква Ш,ш)

Сегодня мы будем красиво писать заглавную и строчную  буквы  Жж и буквы Шш.

Дайте характеристику буквы ж.

(Буква ж обозначает звук [ж]. Этот звук -  согласный,  парный, звонкий, всегда  твёрдый)

 Дайте характеристику буквы ш.

(Буква  ш обозначает звук  [ш].  Этот  звук -  согласный, парный, глухой, всегда  твёрдый)

      Какое  правило мы знаем с этими буквами? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Прописывают одну строку,

Прописывают буквы в своих рабочих тетрадях

Дают характеристику

букв Ж и Ш.

Повторят написание изученных букв

Познавательные : обобщают  информацию отрабатывают навык  написания букв

Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение.

  1. Актуализация знаний.

Угадайте и назовите слово:

 Не поедет без бензина

  Ни автобус, ни …                   (Машина)

 Что за звёздочки сквозные

  На пальто и на платке?

  Все сквозные, вырезные,

  А возьмёшь – вода в руке.    (Снежинка)

Поставьте ударение в словах.

(В сочетаниях жи – ши под ударением пиши и )

Ставят  ударение делают вывод

Научатся применять полученные знания

Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение.

4. Постановка учебной задачи

(Формулирование темы урока.)

- Какая тема сегодняшнего урока?

-Давайте определим цель и  задачи урока.

- Как проверить безударный гласный в корне  слова? (Подбираем проверочное слово, чтобы поставить  безударный гласный под ударение)

шипеть – шип              

шипящий – шип            

-Можно ли первые три слова считать родственными?

шипучий – шип            

-(Да, т.к. имеют общую часть и общее значение)          

шипы - шип _        

-Является ли четвёртое слово их родственником?

-Чтобы проверить себя, найди слово шип  в Толковом   словаре. (Стр. 131, Часть2)

 Слово шип – омоним.                  

Тишина, горошина, ужин

- Если не можем подобрать проверочное слово, как поступим?
Посмотрим в словаре «Пиши правильно» (Стр.133)

живой – жить

ошибаться – ошибка

Самостоятельно определяют цель и задачи урока

Формулируют тему урока

Дети ищут слово в Толковом словаре

Научатся формулировать цель и задачи урока и оформлять их в речи

Научатся работать со словарём

Регулятивные: целеполагание

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели и задач.

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

 

Прочитайте слова в Упр. № 111.(Стр. 148)

-на какие две группы можно поделить слова с сочетаниями жи-ши?

-Посмотрите на плакат летучей мыши, там подсказка. (Обращай внимание на ударение)

-Это задание мы выполним парами. Один ученик записывает в тетрадь слова, в которых сочетания жи-ши под ударением, а другой ученик записывает слова, в которых сочетания жи – ши безударные.

Проверьте себя:

    пушинка                                       шиповник                                                        

снежинка                                      держит

крошить                                          сушит

кувшин                                          съёжился

держи                                             душится

душился

Упр. № 112 (Стр.148)

-Сможете ли вы написать эти слова правильно?

-Каким  образом вы проведете проверку?

-Везде ли  можно проверить  гласную?

-Какое  слово вы посмотрите в словаре?(Щавель)

-Запишите слова , вставив нужные  буквы:Частица-часть, часок-час, щадить- пощада

Будем отрабатывать навык написания  жи-ши, ча-ща , чу-щу  под  ударением

Работают по  учебнику

Научатся работать в парах

Объясняют  правило написания , свой  выбор

Работают в тетрадях

Выполняют  задание на сообразительность

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Познавательные:

Осознанно  строят  речевое  высказывание в устной форме,

Осуществляют поиск необходимой  информации.

Регулятивные:

Принимают и  сохраняют  учебную задачу при выполнении заданий действуют с  учетом  выделенных учителем  ориентиров.

Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение

6.Физминутка

Физкультминутка.   ( с использованием записи мультфильма «Маша и медведь» на интерактивной доске SMART  BOARD 480)

Ученики выполняют действия согласно тексту песенки.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

7.  Первичное закрепление

Учитель организует игру, объясняет правила.

Игра «Рыболов»

Наловите рыбку   каждый ряд в свое  ведро:        

 Кувш_н, луж_, лыж_, пищ_, туч_, рощ_, свеч_, угощ_ть, ч_йка, ч_й, щ_ка.

Игра  «Шифровальщик»

Ж_ть  -  Родине  служ_ть.

Бабушка  угощ_ла  внуч_т  вкусными щ_ми.

Игра «Прятки»

Найдите  изученные буквосочетания:

В воздухе кружились пушистые  снежинки.

Малыши ходили в рощу. Я  учу  уроки.

Игра «Догони»

Вставь пропущенную букву и объясни свой выбор.

Ч_шка, щ_вель,  ч_мазый, кач_лись, дач_, туч_, задач_, калош_, мыш_, печ_ть, щ_ка, тащ_ , ч_лки, малыш_, ш_пит, свеж_й , ч-йки.

Понимают  выбор решения орфографической задачи

Понимают  выбор решения орфографический задачи

Записывают слова в тетрадях, выделяют орфограммы.

Развитие игровой деятельности

Познавательные:

осознанно  строят  речевое  высказывание в устной форме,

Осуществляют поиск необходимой  информации.

Регулятивные:

Принимают и  сохраняют  учебную задачу при выполнении заданий ,действуют с  учетом  выделенных учителем  ориентиров.

Коммуникативные : строят правильные речевые  высказывания , формулируют и аргументируют собственное  мнение

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Карточка 1.

Измени слово так, чтобы оно обозначало множество предметов:(Образец: карандаш-карандаши)

Гараж, шалаш, груша, морж, ёрш, этаж.

Карточка2.

Допиши слог так, чтобы получились слова:

Лы_, мы_, ча_, ту_, _до, _раф, _на, све_, ро_, _гун.

- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

Выполняют задание на карточках по вариантам, затем обмениваются и выполняют самопроверку по эталону. (вывешивается на доску после выполнения задания)

Научатся работать в парах, выполнять самопроверку.

Регулятивные: самоконтроль

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий; самопроверка.

9. Домашнее задание

Учитель даёт инструкцию по выполнению домашнего задания.

Учебник Ч.1 стр.149 упр.№113

Записывают задание в дневник

Регулятивные: Осуществляют поиск необходимой  информации

10.Рефлексия.

Итог урока.

Учитель организует рефлексию c помощью интерактивной доски SMART BOARD 480.

-  Какие учебные задачи стояли на уроке?

- Можете ответить на поставленные вопросы?

- Мы достигли цели урока?

-  Оцените свои успехи :

- А какой этап урока вам наиболее понравился и удался?

.

-Спасибо за урок!

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на следующий урок.

Дети выходят к интерактивной доске и методом клонирования ставят «смайлик» на тот этап урока (лепесток цветка), который им наиболее понравился в ходе урока.

Научатся определять свои успехи по изученной теме. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Личностные: самоконтроль,

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Повторение изученных орфограмм. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: формирование орфографического навыка написания парного согласного и безударного гласного в корне слова.Формирование универсальных учебных действий (УУД)  личностные: - формировать мот...

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Родственные слова" УМК "Перспективная начальная школа"

Урок русского языка во 2 классе, на котором дети закрепляют знания о формах слова и знакомятся с корнем слова...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Существительные первого склонения" Перспективная начальная школа

Презентация составлена к открытому уроку русского языка по теме "Существительные первого склонения" 3 класс....

Урок русского языка в 3 классе Тема: "Склонение имён существительных" УМК Перспективная начальная школа"

УМК: "Перспективная начальная школа»Тема урокаСклонения имён существительных.Цель урокаДать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаван...

Технологическая карта урока русского языка "Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письм...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мяг...