Обобщение знаний об имени существительном. Словарный диктант
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кеда Марина Алексеевна

Урок обобщения знаний по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_russyaz.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

21.02.18

Учитель:  Кеда М.А.

Технологическая карта урока русского языка во 2 а классе

Тема

«Обобщение знаний об имени существительном. Словарный диктант».

Цель урока

Содержательная цель: 

Обобщить  и систематизировать  изученное  по теме “Имя существительное”

Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания/

Умения

Предметные:

Регулятивные: 

-Формирование умения формулировать тему и задачи урока.

- Формирование умения контролировать и корректировать свою деятельность.

Познавательные: 

-Формирование умения отбирать нужную информацию. 

-Формирование умения анализировать, обобщать и структурировать  информацию и делать выводы.

Коммуникативные:

Формирование конструктивных способов взаимодействия  в группе и в парах. 

Личностные

Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах, в группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1.Мотивации (самоопределения) деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.  

- Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского. (Слайд № 1)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

Как вы понимаете это высказывание?

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира.

Каким вы хотели бы увидеть наш сегодняшний урок?

1.Чистописание:

На доске записаны буквы.

Запишите их в сочетании с наклонными правильно и красиво.

п    ц     и   т    а

Какое слово можно из них собрать?

Птица

Подберите к данному слову все однокоренные слова  и запишите их на новой строке.

Птица, птичка, птицелов, птицефабрика, птицевод, птичий.

Какое слово оказалось лишним?

Почему? (птичий - это слово обозначает признак предмета)

-Как одним словом можно назвать остальные слова? (имена существительные).

2.Словарный диктант.

Откройте контрольные тетради, запишите сегодняшнее число.

           21 февраля.

       Словарный диктант.

Январь, февраль, картина, месяц, товарищ, народ, завод, ученик, антоним, магазин, сапоги, сорока, воробей.

Самопроверка. Что объединяет эти слова?

У меня секретов нет-

Называю я предмет!

- О какой части речи  эти строчки?

Закройте тетради. Положите на край стола.

-Как вы думаете,  чему будет посвящён наш урок?

-Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов.

Мы заканчиваем тему «Имя существительное»         

Высказывания детей.

Дети выполняют чистописание в тетрадях, записывают однокоренные слова

Дети выполняют самостоятельно в контрольных тетрадях и проводят  его самопроверку.

Высказывание мнения учащихся

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: актуализация используемых способов

действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности   и  мотивация на новый способ деятельности

Давайте вспомним всё, что мы узнали об этой части речи?

На доске появляется схема- признаки имени существительного.

Дети называют известные им признаки имени существительного:

-обозначают предмет,…

-отвечают на вопросы: кто? что?

-одушевленные, неодушевленные

-изменяются по числам: ед.ч., мн.ч.

- собственные, нарицательные,

-Мыслительные операции(обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-Извлечение необходимой инф. из текста – П;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К  .

3.Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока.

Посмотрите  на доску, удобно ли пользоваться данной информацией? Почему?

-Чтобы информацией было удобно пользоваться, что нужно сделать?

-Назовите части схемы в правильной последовательности. Что у нас получится?( схема в определённом порядке)

-Какова тема урока?

Неудобно, все понятия вразброс, их надо собрать…

Записать по группам…

Удобная запись.

Создать удобную запись всей известной нам информации об имени существительном.

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информации;

Установление причинно – следств. связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К.  

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.

Выскажите свои предложения.

Сверим вашу работу с эталоном.

Высказывания детей.

Дети работают в группах, размещают части схемы в определённом порядке.

Сверяют с эталоном на доске.

Извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

- Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) -П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: формирование у учащихся способности к  новому способу действия, разным формам организации  деятельности 

Работа в паре на карточке Проверочная работа по теме «Имя существительное»

Выбери правильный ответ. Подчеркни его.

Что обозначают имена существительные?

  1. предмет;
  2. признаки предмета;
  3. действия предмета.

2.Подчеркни  имена существительные.

История, медведь, белый, играть, мама, имя, именной, пуговица, новый, порядочный, окно, выставка.

3. Вставь пропущенные буквы и напиши в левый столбик слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – на вопрос кто?

Гор_д,  дев_чка, м_шина, м_локо, м_дведица, М_сква, суб_ота, с_бака, яг_ода, л_сица, в_робей, веет_р, б_реза

   

Кто?

ЧТО?

4. Составь    предложение и запиши  его.   Подчеркни имена существительные.

Над, стайка, кружилась, елью, клестов.

 

Дети работают в паре по схеме

 

В воздухе медленно кружились пушистые …………….

(Снежинки – сущ,  что?, неодуш, нариц., мн. ч.)

Вдруг с севера повеяло ……….

(Холодом – сущ, чем?, неодуш, нариц, ед.ч,)

.

6.Физминутка

Раз- подняться, потянуться…..

Выполнение упражнений уч-ся под счёт

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Выполните  следующее задание.

Прочитайте имена существительные  на карточках. Запишите  их  в 2 столбика. 1- неодушевлённые имена сущ., а во 2-

одушевлённые имена сущ.

Свеча, обезьяна сентябрь, лягушка карандаш, братья блузка, корова, яблоня, птенчик,  пальто, сапог, сорока, чайка, собака, заяц, зверёк,

Неодушевлённые

Сущ. (что?)

Одушевлён

ные сущ. (кто?)

Свеча, сентябрь, карандаш, блузка, яблоня, пальто, сапог

Сорока, чайка, собака, братья, обезьяна, птенчик, корова, заяц, зверёк, лягушка

Проверим вашу работу.

-Допиши подходящее существительное и дай ему характеристику.

В воздухе медленно кружились пушистые снежинки.

Вдруг с севера повеяло холодом.

Самостоятельная работа на карточках. Проверка по эталону.

Неодушевлённые

Сущ. (что?)

Одушевлён

ные сущ. (кто?)

Свеча, сентябрь, карандаш, блузка, яблоня, пальто, сапог

Сорока, чайка, собака, братья, обезьяна, птенчик, корова, заяц, зверёк, лягушка

Сверяют и оценивают себя.

Работа в группе

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

7.Включение в систему знаний и повторение. Цель:   Включение нового способа действия в  систему знаний и применение на практике 

Выполним тест по нашей теме в форме игры «Да-нет»

1.Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?

2.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета

3.Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

4.Имена собственные  пишутся с маленькой буквы.

5.Имена существительные изменяются по числам и бывают ед.ч и мн ч.

6.Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?

Выполняют. После сверяют с эталоном.

Проверка по эталону:

1

2

3

4

5

6

да

нет

да

нет

да

да

Оцените свою работу.

8.Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка учащимися своей деятельности,  метода преодоления затруднений, оценка  нового способа действия

Вернёмся к теме нашего урока.

Какие цели мы ставили на урок?

Достигли мы нашей цели?

Для чего мы составляли схему?

Оцените свою работу на уроке

Д/з  

Высказывают свои мнения.

Дети оценивают себя на «ступеньках знаний»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном

Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных

Цель:- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;- развитие речи;- развитие орфографичес...

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. (Богатырская наша сила)

Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но ученое. Не по княжескому повелению, а...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- закрепление у учащихся  знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:- знать значение термина «прилагательное»;- уметь отличать прилагат...