Сценарий урока
I. Организационный момент
Слово учителя:
Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но ученое. Не по княжескому повелению, а по собственному разумению проведем урок «Богатырская наша сила».
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова Ивана Никитина :
Широка ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулась! У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов!
II. Эмоциональный настрой
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить?
(О богатырях)
- Совершенно верно. Сегодня мы ещё раз обратимся к славным страницам истории нашего Государства.
– А путь каждого богатыря начинается с камня на перепутье (открывается доска и в центре доски рисунок с камнем и тремя дорогами ) – Сколько дорог, мы, видим? (Три) – И отправимся, мы с вами по первой дороге в мир “ Русского языка и литературы ”. А и путь наш лежит через множество вопросов, на которые нужно отвечать вдумчиво и не бояться. – Первый вопрос таков, что без ответа на него нельзя продолжать наш путь. – Кто же такие, богатыри?
- Сейчас я предлагаю поиграть в ассоциации и составить кластер. Вам необходимо одним словом сказать, с чем вы ассоциируете богатырей. (Схема вычерчивается учителем на доске.)
- На уроках литературного чтения мы знакомились с былинами.
- Какова центральная идея, проходящая через былины?
(Идея защиты Русской земли)
- Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Богатыри стали воплощением мужественности, честности, преданности Родине.
Эти величественные образы в своё время вдохновили В.М. Васнецова на создание картины, которая нам известна под названием “Богатыри”. Сегодня мы попробуем поработать с текстом этого творения и познакомимся с картиной великого художника
III ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
- Прочитайте содержание карточки №1. - Напомните, почему мы говорим, что перед нами именно текст, а не просто предложения.
Картина В. М. Васнецова «Богатыри».
В степи среди бескрайних просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря.
В центри картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырскай фигури. С удивительнай лёгкостью держит он в руке палицу тяжёлаю. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.
Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатава князя. Блестит серебром кольчуга. Щит горит и переливается драгоценными камнями. И конь Добрыни в наряднай сбруи .
Направо от Ильи Муромца изображён Алёша Попович. Лук и стрелы – его оружие. Видно, не силай богатырскай сражается он с врагами, а
находчивостью и смекалкай.
Смотришь на картину и веришь, что художник очень любит своих богатырей – защитников русской земли. (По Э. Кузнецовой)
- Какую задачу на урок вы поставите?
Отредактировать текст (исправить ошибки в написании безударных окончаний имён существительных).
- Какие знания вам понадобятся, чтобы справиться с поставленной задачей?
Грамотное написание безударных окончаний имён прилагательных и имён существительных.
-Исходя из данной вам на урок задачи, сформулируйте тему урока.
Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных.
IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
1. Теоретическое обобщение.
- Прочитайте слова.
степь
произведение
всадник
богатыри
- Что это? Докажите.
Имена существительные, так как отвечают на вопрос кто? (всадник, богатыри) или что? (степь, произведение).
- Сделайте вывод.
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
- Когда мы говорим слово «богатыри», каких героев представляем?
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алёша Попович
- Что общего в написании этих имён существительных?
Пишутся с заглавной буквы, так как имена собственные.
- Сделайте вывод.
Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
- На какие три группы можно распределить данные имена существительные?
Имена существительные женского, мужского и среднего рода.
- Зачем надо уметь определять род имён существительных?
Для правильного определения склонения имён существительных.
- Зачем надо уметь определять склонение имён существительных?
Для Грамотного письма безударных окончаний имён существительных.
- Сделайте вывод.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода; первого, второго и третьего склонения.
- Что есть склонение имён существительных?
Изменение по падежам.
- Сделайте вывод.
Имена существительные изменяются по падежам и по числам.
- Подберите к каждому имени существительному имя прилагательное.
- Подберите прилагательное, выражающее общий признак этих существительных.
Красивый, великий, любимый и т. д..
- Что происходит со словом?
Меняется окончание.
- Сделайте вывод.
Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам.
- Определите род, число, падеж предложенных имён прилагательных.
тяжёл...
крепк...
лёгк...
надёжн...
остр...
серебрян...
- Почему это сделать невозможно?
Число, род и падеж имён прилагательных зависит от числа, рода и падежа имён существительных, к которым они относятся.
- Почему необходимо знать число, род и падеж имён прилагательных?
От числа, рода и падежа им. прилагательного зависит написание его окончания.
- Что необходимо сделать, чтобы определить число и род имён прилагательных?
Подобрать подходящие имена существительные.
- Подберите подходящие имена существительные, пользуясь текстом и обращая внимание на вооружение богатырей.
тяжёл... палица
крепк... лук
лёгк... стрелы
надёжн... щит
остр... меч
серебрян... кольчуга
- Вы проводили дома словарную работу. Дайте толкование словам:
палица, кольчуга.
- Объясните написание окончаний имён прилагательных.
2. Практика.
1) Самодиктант.
- Запишите выведенные нами словосочетания в указанном мною падеже.
Т. с тяжёлой палицей
Р. крепкого лука
Т. с лёгкими стрелами
Д. по надёжному щиту
В. под острый меч
П.в серебряной кольчуге
Самопроверка с помощью обратной связи.
Самооценка.
- Кто нашёл ошибки в своей работе и их исправил?
- Кто выполнил работу без ошибок? Оцените свою работу.
РАЗМИНКА
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри. И т.д
- Ну что, прибавились силушки? Дух укрепился? Вы готовы выйти на дорожку прямоезжую да замуравленную и продолжить наш путь познавательный? Тогда пора отправляться по дороге «живописи»
2) Устная работа по репродукции картины «Богатыри».
Итак, давайте обратимся к репродукции картины. (Дети под музыку
симфонии №2 А.П. Бородина рассматривают репродукцию картины)
- Рассмотрите картину и определите кто здесь Илья Муромец, кто Добрыня Никитич и кто Алеша Попович.
(Илья Муромец старший из богатырей, находится в центре. У него спокойное мужественное лицо. Богатырь хорошо вооружён: на голове – шлем, в левой руке – щит, с правой же свешивается палица, виден колчан со стрелами. Илья зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)
- Как можно догадаться, что Илья – очень ответственный богатырь, и чин, вероятно, занимает высокий?
Он очень внимательно вглядывается в даль, расположен между богатырями, вероятно, пользуется у них особым уважением. Он настолько силён, что легко поднимает свою тяжёлую палицу, и даже долгое время держит её на весу, как игрушку или простое украшение.
- Кто изображён слева от Ильи Муромца?
- Теперь обратимся к описанию Добрыни Никитича.
( Добрыня Никитич порывист, быстр, скор, благороден. У него светлые
волосы, удлиненный нос, полные губы. Богатырь готов нестись в бой в любую минуту. Он уже сжимает рукоятку меча, чтобы кинуться на врага. И конь ему под стать, вот-вот сорвётся с места. Одет Добрыня богаче других богатырей. Он верный и преданный богатырь).
- Рассматривая картину, я сделала вывод, что Добрыня из богатого сословия. Я права? Докажите.
Одежда, оружие, сбруя – всё украшено драгоценными камнями.
- Кого мы видим справа от Ильи Муромца?
- Настала очередь самого молодого богатыря – Алёша Попович.
(Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы ловко пустить. Богатырь с усмешкой, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги. Самый шустрый, бойкий из богатырей. Глаза у него хитрые и озорные. И если не силой он врага побеждает, то природным остроумием.)
- Почему вы сделали вывод, что Алёша Попович славится отнюдь не богатырской силой?
Он выбрал лёгкое оружие – лук и стрелы. Оружие, которое требует особой ловкости, сноровки и зоркости. Его стройная фигура выглядит лёгкой
по сравнению с другими богатырями.
- Рассматривая картину, я сделала вывод о том, что Алёша Попович – очень весёлый молодой человек и всегда является любимцем компании. Вы согласны со мной? Почему?
Любимые гусли всегда с собой, даже на военном задании.
- Рассмотрите репродукции других картин В. М. Васнецова и подумайте над вопросом, можно ли считать художника патриотом? Почему?
Да, можно. Художник посвятил своё творчество изображению картин русской истории. Его герои – защитники русской земли. Он восхищается своими героями, уважает их, любит.
- Подтвердите своё мнение словами из текста.
Смотришь на картину и веришь, что художник очень любит своих богатырей – защитников русской земли.
- Что художник хотел выразить своей картиной?
( Васнецов прославляет защитников России. Он хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили Родину.)
- Прочитайте текст на карточке №2.
Всё может родная земля: накормить свеж..м хлеб..м, напоить из хрустальн.. родника, удивить чудесн.. красотой. Вот только защищать сама
себя не может. Защита родим.. земли – долг тех, кто ест душист.. хлеб, пьёт чист.. воду, любуется небывал.. красотой.
3) Списывание текста, доказательство окончаний.
- Спишите текст. Докажите вставленные вами окончания.
Самопроверка с использованием обратной связи.
Самооценка.
- Кто нашёл ошибки в своей работе и их исправил?
- Кто выполнил работу без ошибок?
Слово учителя:
Но, к сожалению, не всегда люди соответствовали представлению о богатырях. Были времена, когда защитники Отечества забывали, чьи они потомки? И тогда поэты и писатели напоминали им об этом. Так укором звучат слова старого солдата-героя стихотворения Лермонтова «Бородино»-
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Подумай и ответь
-. Как вы думаете, престижно ли в наше время быть богатырем? Не просто физически, но сильным духом, направлять силу на добрые дела, защиту слабых и справедливые решения.
- Мне очень хочется обратить ваше внимание на финальный текст всеми любимого мультфильма «Алёша Попович и Тугарин – змей». Осмыслите его с точки зрения нашего сегодняшнего урока, задумайтесь над тем, что важного нужно забрать из нашего урока в свою жизнь.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую, не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся!
-Посмотрите на наш путевой камень. Все дороги исхожены? (Нет)
-А последняя дорога это ваш путь и как вы его пройдете вам выбирать!
4) Самостоятельная работа по редактированию текста карточки №1.
- В течение урока мы повторили способы проверки написания безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных. Теперь предлагаем самостоятельно отредактировать текст карточки №1 и графически доказать выделенные окончания.
Картина В. М. Васнецова «Богатыри».
В степи среди бескрайних просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря.
В центри картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырскай фигури. С удивительнай лёгкостью держит он в руке палицу тяжёлаю. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.
Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатава князя. Блестит
серебром кольчуга. Щит горит и переливается драгоценными камнями. И конь Добрыни в наряднай сбруи .
Направо от Ильи Муромца изображён Алёша Попович. Лук и стрелы – его оружие. Видно, не силай богатырскай сражается он с врагами, а находчивостью и смекалкай.
Смотришь на картину и веришь, что художник очень любит своих богатырей – защитников русской земли. (По Э. Кузнецовой)
Самопроверка.
Самооценка.
IV ИТОГ
- Самооценка работы на уроке.
.
Я работал хорошо
| Я работал в полную силу
| Я мог бы работать лучше
| Я узнал много нового
| Мне было интересно
| Мне было трудно
|
|
|
|
|
|
|
- Обобщение учителя.
- Сегодня на уроке мы не только обобщали наши знания об именах существительных и прилагательных, но и готовились к сочинению по творчеству замечательного художника В. М. Васнецова. Прошу вас сохранить материал на карточках до следующего урока. Кроме того, предлагаю вашему вниманию карточку №3.
- Домашнее задание.
- Прочитайте текст карточки №3.
Иван-царевич на сером волке.
В центре картины _____________художника Виктора Михайловича Васнецова мы видим чудесных всадников. Серый волк несёт их через _____________ лес. ____________деревья окутаны туман..м.
Хорош собой Иван-царевич! _____________ лицо, ____________ глаза. Одежда расшита золот..м. Он внимательно смотрит, нет ли погони.
Рядом сидит царевна. Она отдыхает на ____________ плече спасителя.
Никому не отдаст царевич Елену Прекрасную!
Слова для справок: дремучий, известный, тонкий, мрачный, сильный, чёрный.
- Определите своё домашнее задание.
Отредактировать текст карточки №3, дополнив его предложенными именами прилагательными, и графически доказать окончания этих имён прилагательных, а также вставленные окончания имён существительных.
|