Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. (Богатырская наша сила)
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Ломоносова Ирина Николаевна

 

Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но ученое. Не по княжескому повелению, а по собственному разумению проведем урок «Богатырская наша сила».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

По теме

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных.

(Богатырская наша сила)

                                                        Провела: ЛОМОНОСОВА И.Н.

                                                         УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                                                              филиал д.Преображеновка  общеобразовательного  

                                                                        бюджетного учреждения Школа с.Николаевка

                                  Стерлитамакский район


Сценарий урока



I. Организационный момент

Слово учителя:                                                                                      

Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но ученое. Не по княжескому повелению, а по собственному разумению проведем урок «Богатырская наша сила».

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова Ивана Никитина :

Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!

II. Эмоциональный настрой

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

(О богатырях)

- Совершенно верно. Сегодня мы ещё раз обратимся к славным страницам истории нашего Государства.

– А путь каждого богатыря начинается с камня на перепутье (открывается доска и в центре доски рисунок с камнем и тремя дорогами )
– Сколько дорог, мы, видим?
(Три)
– И отправимся, мы с вами по первой дороге в мир “ Русского языка и литературы ”. А и путь наш лежит через множество вопросов, на которые нужно отвечать вдумчиво и не бояться.
– Первый вопрос таков, что без ответа на него нельзя продолжать наш путь.
– Кто же такие, богатыри?

- Сейчас я предлагаю поиграть в ассоциации и составить кластер. Вам необходимо одним словом сказать, с чем вы ассоциируете богатырей.  (Схема вычерчивается учителем на доске.)







- На уроках литературного чтения мы знакомились с былинами. 

- Какова центральная идея, проходящая через былины?

(Идея защиты Русской земли)

- Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Богатыри стали воплощением мужественности, честности, преданности Родине.

Эти величественные образы в своё время вдохновили В.М. Васнецова на создание картины, которая нам известна под названием “Богатыри”. Сегодня мы попробуем поработать с текстом этого творения и познакомимся с картиной великого художника 


III  ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ


- Прочитайте содержание карточки №1. - Напомните, почему мы говорим, что перед нами именно текст, а не просто предложения.


Картина В. М. Васнецова «Богатыри».

В степи среди бескрайних просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря.

В центри картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырскай фигури. С удивительнай  лёгкостью держит он в руке палицу тяжёлаю. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.

Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатава князя. Блестит серебром кольчуга. Щит горит и переливается драгоценными камнями. И конь Добрыни в наряднай сбруи .

Направо от Ильи Муромца изображён Алёша Попович. Лук и стрелы – его оружие. Видно, не силай богатырскай сражается он с врагами, а

находчивостью и смекалкай.

Смотришь на картину и веришь, что художник очень любит своих богатырей – защитников русской земли.           (По Э. Кузнецовой)

- Какую задачу на урок вы поставите?

Отредактировать текст (исправить ошибки в написании безударных окончаний имён существительных).


- Какие знания вам понадобятся, чтобы справиться с поставленной задачей?

Грамотное написание безударных окончаний имён прилагательных и имён существительных.


-Исходя из данной вам на урок задачи, сформулируйте тему урока.

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных.


IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

1. Теоретическое обобщение.

- Прочитайте слова.

степь

произведение

всадник

богатыри

- Что это? Докажите.

Имена существительные, так как отвечают на вопрос кто? (всадник, богатыри) или что? (степь, произведение).

- Сделайте вывод.

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.


- Когда мы говорим слово «богатыри», каких героев представляем?

Илья Муромец

Добрыня Никитич

Алёша Попович

- Что общего в написании этих имён существительных?

Пишутся с заглавной буквы, так как имена собственные.

- Сделайте вывод.

Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

- На какие три группы можно распределить данные имена существительные?

Имена существительные женского, мужского и среднего рода.



- Зачем надо уметь определять род имён существительных?

Для правильного определения склонения имён существительных.

- Зачем надо уметь определять склонение имён существительных?

Для Грамотного письма  безударных окончаний имён существительных.

- Сделайте вывод.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода; первого, второго и третьего склонения.        

- Что есть склонение имён существительных?

Изменение по падежам.

- Сделайте вывод.

Имена существительные изменяются по падежам и по числам.

- Подберите к каждому имени существительному имя прилагательное.

- Подберите прилагательное, выражающее общий признак этих существительных.

Красивый, великий, любимый и т. д..

- Что происходит со словом?

Меняется окончание.

- Сделайте вывод.

Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам.

- Определите род, число, падеж предложенных имён прилагательных.

тяжёл...

крепк...

лёгк...

надёжн...

остр...

серебрян...


- Почему это сделать невозможно?

Число, род и падеж имён прилагательных зависит от числа, рода и падежа имён существительных, к которым они относятся.

- Почему необходимо знать число, род и падеж имён прилагательных?

От числа, рода и падежа им. прилагательного зависит написание его окончания.

- Что необходимо сделать, чтобы определить число и род имён прилагательных?

Подобрать подходящие имена существительные.

- Подберите подходящие имена существительные, пользуясь текстом и обращая внимание на вооружение богатырей.

тяжёл...  палица

крепк...  лук

лёгк...  стрелы

надёжн...  щит

остр...  меч

серебрян...  кольчуга


- Вы проводили дома словарную работу. Дайте толкование словам:




палица, кольчуга.

- Объясните написание окончаний имён прилагательных.

2. Практика.

 1) Самодиктант.

- Запишите выведенные нами словосочетания в указанном мною падеже.

Т. с  тяжёлой  палицей

Р.  крепкого  лука

Т. с  лёгкими  стрелами

Д.  по надёжному  щиту

В. под острый  меч

П.в  серебряной  кольчуге

Самопроверка с помощью обратной связи.

Самооценка.

- Кто нашёл ошибки в своей работе и их исправил?

- Кто выполнил работу без ошибок?  Оцените свою работу.


РАЗМИНКА

Дружно встали – раз, два,  три.

Мы теперь богатыри. И т.д

- Ну что, прибавились силушки? Дух укрепился? Вы готовы выйти на дорожку прямоезжую да замуравленную и продолжить наш путь познавательный? Тогда пора отправляться по дороге «живописи»

2) Устная работа по репродукции картины  «Богатыри».

Итак, давайте обратимся к репродукции картины. (Дети под музыку

симфонии №2 А.П. Бородина рассматривают репродукцию картины)

- Рассмотрите картину и  определите кто здесь  Илья Муромец, кто Добрыня Никитич и кто Алеша Попович.

(Илья Муромец старший из богатырей, находится в центре.
У него
спокойное мужественное лицо. Богатырь хорошо вооружён: на голове – шлем, в левой руке – щит, с правой же свешивается палица, виден колчан со стрелами. Илья зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

- Как можно догадаться, что Илья – очень ответственный богатырь, и чин, вероятно, занимает высокий?

Он очень внимательно вглядывается в даль, расположен между богатырями, вероятно, пользуется у них особым уважением. Он настолько силён, что легко поднимает свою тяжёлую палицу, и даже долгое время держит её на весу, как игрушку или простое украшение.

- Кто изображён слева от Ильи Муромца?

 - Теперь обратимся к описанию Добрыни Никитича.

( Добрыня Никитич порывист, быстр, скор, благороден. У него светлые


волосы, удлиненный нос, полные губы. Богатырь готов нестись в бой в любую минуту. Он уже сжимает рукоятку меча, чтобы кинуться на врага.
И конь ему под стать, вот-вот сорвётся с места.
Одет Добрыня
богаче других богатырей. Он верный и преданный богатырь).

- Рассматривая картину, я сделала вывод, что Добрыня из богатого сословия. Я права? Докажите.

Одежда, оружие, сбруя – всё украшено драгоценными камнями.

- Кого мы видим справа от Ильи Муромца?

 - Настала очередь самого молодого богатыря – Алёша Попович.

(Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы ловко пустить. Богатырь с усмешкой, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги. Самый шустрый, бойкий из богатырей. Глаза у него хитрые и озорные.  И если не силой он врага побеждает, то природным остроумием.)

- Почему вы сделали вывод, что Алёша Попович славится отнюдь не богатырской силой?

Он выбрал лёгкое оружие – лук и стрелы. Оружие, которое требует особой ловкости, сноровки и зоркости. Его стройная фигура выглядит лёгкой

по сравнению с другими богатырями.

- Рассматривая картину, я сделала вывод о том, что Алёша Попович – очень весёлый молодой человек и всегда является любимцем компании. Вы согласны со мной? Почему?

Любимые гусли всегда с собой, даже на военном задании.

- Рассмотрите репродукции других картин В. М. Васнецова и подумайте над вопросом, можно ли считать художника патриотом? Почему?

Да, можно. Художник посвятил своё творчество изображению картин русской истории. Его герои – защитники русской земли. Он восхищается своими героями, уважает их, любит.

- Подтвердите своё мнение словами из текста.

Смотришь на картину и веришь, что художник очень любит своих богатырей – защитников русской земли.  

- Что художник хотел выразить своей картиной?

( Васнецов прославляет защитников России. Он хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили Родину.)

- Прочитайте текст на карточке №2.

Всё может родная земля: накормить свеж..м хлеб..м, напоить из хрустальн.. родника, удивить чудесн.. красотой. Вот только защищать сама

себя не может. Защита родим.. земли – долг тех, кто ест душист.. хлеб, пьёт чист.. воду, любуется небывал.. красотой.    

3) Списывание текста, доказательство окончаний.

- Спишите текст. Докажите вставленные вами окончания.

Самопроверка с использованием обратной связи.

Самооценка.

- Кто нашёл ошибки в своей работе и их исправил?

- Кто выполнил работу без ошибок?

Слово учителя:

Но, к сожалению, не всегда люди соответствовали представлению о богатырях. Были времена, когда защитники Отечества забывали, чьи они потомки? И тогда поэты и писатели напоминали им об этом. Так укором звучат слова старого солдата-героя стихотворения Лермонтова «Бородино»-

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.


Подумай и ответь                                                                              

-. Как вы думаете, престижно ли в наше время быть богатырем? Не просто физически, но сильным духом, направлять силу на добрые дела, защиту слабых и справедливые решения.

- Мне очень хочется обратить ваше внимание на финальный текст всеми любимого мультфильма «Алёша Попович и Тугарин – змей». Осмыслите его с точки зрения нашего сегодняшнего урока, задумайтесь над тем, что важного нужно забрать из нашего урока в свою жизнь.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую, не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся!

-Посмотрите на наш путевой камень. Все дороги исхожены? (Нет)

-А последняя дорога это ваш путь и как вы его пройдете вам выбирать!

4) Самостоятельная работа по редактированию текста карточки №1.

- В течение урока мы повторили способы проверки написания безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных. Теперь предлагаем самостоятельно отредактировать текст карточки №1 и графически доказать выделенные окончания.

Картина В. М. Васнецова «Богатыри».

В степи среди бескрайних просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря.

В центри картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырскай фигури. С удивительнай  лёгкостью держит он в руке палицу тяжёлаю. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.

Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатава князя. Блестит

серебром кольчуга. Щит горит и переливается драгоценными камнями. И конь Добрыни в наряднай сбруи .

Направо от Ильи Муромца изображён Алёша Попович. Лук и стрелы – его оружие. Видно, не силай богатырскай сражается он с врагами, а находчивостью и смекалкай.

Смотришь на картину и веришь, что художник очень любит своих богатырей – защитников русской земли.           (По Э. Кузнецовой)

Самопроверка.

Самооценка.


IV ИТОГ

  1. Самооценка работы на уроке.

.

Я работал хорошо

Я работал в полную силу

Я мог бы работать лучше

Я узнал много нового

Мне было интересно

Мне было трудно

 

 

 

 

 

 


  1. Обобщение учителя.

- Сегодня на уроке мы не только обобщали наши знания об именах существительных и прилагательных, но и готовились к сочинению по творчеству замечательного художника В. М. Васнецова. Прошу вас сохранить материал на карточках до следующего урока. Кроме того, предлагаю вашему вниманию карточку №3.

  1. Домашнее задание.

        - Прочитайте текст карточки №3.

Иван-царевич на сером  волке.


В центре картины _____________художника Виктора Михайловича Васнецова мы видим чудесных всадников. Серый волк несёт их через _____________ лес. ____________деревья окутаны туман..м.

Хорош собой Иван-царевич! _____________ лицо, ____________ глаза. Одежда расшита золот..м. Он внимательно смотрит, нет ли погони.

Рядом сидит царевна. Она отдыхает на ____________ плече спасителя.

Никому не отдаст царевич Елену Прекрасную!

        Слова для справок: дремучий, известный, тонкий, мрачный,  сильный, чёрный.


 - Определите своё домашнее задание.

Отредактировать текст карточки №3, дополнив его предложенными именами прилагательными, и графически доказать окончания этих имён прилагательных, а также вставленные окончания имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном

Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных

Цель:- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;- развитие речи;- развитие орфографичес...

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

http://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=647133&file=25491543&message=filesavedНа уроке использовались элементы современных образовательных технологий:• здоровьесберегающие (физминут...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....