Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель:
- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;
- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;
- развитие речи;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие навыка самопроверки;
- тренировка в применении своих знаний при выполнении тестовых заданий;
- воспитание дружеской атмосферы и умения быть корректными по отношению к одноклассникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме « Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных» 4 класс
Учитель: Скопина Е.В
Цель:
- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;
- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;
- развитие речи;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие навыка самопроверки;
- тренировка в применении своих знаний при выполнении тестовых заданий;
- воспитание дружеской атмосферы и умения быть корректными по отношению к одноклассникам.
Оборудование:
- тест для каждого ученика;
- карточка один на десяте (для написания числа);
- карточки со словами: существительное, прилагательное;
- карточки со словами: чудесное, февральском, алмазных, хрустальный;
- карточки со словами: обозначает, признак предмета, предмет,
отвечает на вопросы, кто? что? падежные ?, какой? – ая? – ое? -ие?
бывает, собственное, нарицательное, м.р., ж. р., ср.р., 1, 2, 3 склонения
изменяется по , числам, падежам, м.р., ж. р., ср.р.,
роль в предложении, - - - - -, - - - - - -, .
- схема сущ. прилаг.
род род
число число
падеж падеж
- лист с домашним заданием по обобщению тех знаний, которые повторялись на уроке.
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверка домашнего задания
- определить род, падеж существительных и прилагательных, выделить у них окончание
от среднего уха – ср.р., Р.п.
в чистом белье – ср.р., П.п.
по опасному месту – ср.р., Д.п.
о нижнем болоте – ср.р., П.п.
в раннем детстве – ср.р., П.п.
с диким зверем – м.р., Т.п.
о важном петухе – м.р., П.п.
дующему ветру – м.р., Д.п.
до южного загара – м.р., Р.п.
в зимнем парке – м.р. П.п.
Ребята разбирают по одному словосочетанию, осуществляется самопроверка и исправление допущенных ошибок.
Работа в тетрадях
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску
- Как у меня записано число? один на десяте
- Оказывается, чтобы обозначить число 11, в древнерусском языке нужно было написать сразу три слова: один на десяте, что означало «один сверх десятка». С течением времени под влиянием произношения это словосочетание слов преобразовалось в одно слово одиннадцать. Можем ли мы теперь ответить на вопрос: почему в слове одиннадцать надо писать две буквы нн ? (Да)
- Запишите в тетрадях:
Одиннадцатое февраля. (орфограммы обозначены)
Классная работа. (орфограммы обозначены)
2. Чистописание
На доске написано: Обобщение знаний об именах
- Чтобы узнать тему нашего урока запишите слоги:
га, тель, ла, при, е, но, ви , су, щест (запись в тетрадях)
- Составьте из этих слогов два слова, те слоги, которые я обвела нужно использовать два раза. Какие слова получились? – Существительное, прилагательное.
3. Тема нашего урока: Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных.
- Послушайте описание части речи и определите её.
*Это самая представительная (по количеству слов) часть речи, из 9 тысяч наиболее частотных слов их – 4 тысячи. Она даёт имена всем предметам и явлениям окружающей действительности. Почти каждое второе слова в нашей речи - …………(Ответ детей: имя существительное).
* В самом названии части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему – то «прилагаться», присоединяться. По количеству употребляемых слов занимает третье место – 1500 слов из 9 тысяч. Какая это часть речи? (Ответ детей: имя прилагательное).
- Посмотрите, на доске у меня написано стихотворение (учитель читает стихотворение, в стихотворение пропущены имена прилагательные и закрыты орфограммы).
……………утро в …………………л…су
Где в ж…зни увидишь такую красу!
В …………….наки…ках притихли б…рёзы
Их (в) иней ………….укрыли м…розы.
- Каких слов не хватает? (имён прилагательных)
- Зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? (Делают нашу речь более выразительной, помогают лучше представить предмет или явление, о котором идёт речь)
- У меня есть корточки с именами прилагательными чудесное, февральском, алмазных, хрустальный. Давайте подумаем, где их место в стихотворении. (ответы детей, учитель прикрепляет слова на доске).
- У нас получилось стихотворение:
Чудесное утро в февральском л…су
Где в ж…зни увидишь такую красу!
В алмазных наки…ках притихли б…рёзы
Их (в) иней хрустальный укрыли м…розы.
-Посмотрите, какие орфограммы пропущены в словах, назовите их, подберите проверочные слова. Ребята называют орфограммы, подбирают проверочные слова.
(лесу – лес – безударная гласная, проверяемая ударением;
жизни – сочетание жи;
накидках- накидочка – парная согласная;
берёзы – сл.сл. - безударн.гласн. непровер.удар.
(в ) иней- в (серебристый) иней -раздельное написан. Предлога;
морозы– сл.сл. - безударн.гласн. непровер.удар.)
- Найдите в стихотворении словосочетания, поставьте вопросы. (Ребята объясняют и выполняют в тетрадях, учитель – на доске)
Чудесное утро в февральском лесу
Где в жизни увидишь такую красу!
В алмазных накидках притихли берёзы
Их в иней хрустальный укрыли морозы.
- С какой частью речи связано имя прилагательное, как мы устанавливаем эту связь? ( с существительным, при помощи вопроса)
- Обратите внимание, что в русском языке принят порядок слов – сначала прилагательное, потом существительное (чудесное утро, февральском лесу, алмазных накидках), но может быть и наоборот (иней хрустальный).
- Прочитайте ещё раз стихотворение, нужны ли в нём знаки препинания? Почему? (сложные предложения. Ребята объясняют, где надо поставить запятую, называют грамматические основы сложных предложений, рисуют схемы.)
Чудесное утро в февральском лесу
Где в жизни увидишь такую красу!
В алмазных накидках притихли берёзы
Их в иней хрустальный укрыли морозы.
- Ребята, если бы нам надо было выполнить задание, определить род, число, падеж имени сущ. и имени прилаг., стали бы вы это делать отдельно для каждой части речи или определяли бы один раз? (один раз)
- Какое правило мы знаем? Прочитайте по схеме. (В каком роде, числе и падеже стоит имя сущ. в том же роде, числе и падеже стоит имя прилаг.)
- схема сущ. прилаг.
род род
число число
падеж падеж
-Физ. мин.
-Давайте запишем под диктовку предложение:
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце.
- Где поставили запятую? Почему? (однородные сказуемые)
- Находим в предложении сущ. и прилаг., выделяем у них окончания, определяем род, число, падеж. (выполнение работы с комментированием)
- Давайте дадим характеристику предложения :повеств., невосклиц., простое, осложнено однор.сказ., распростр.( проговаривание характеристики хором)
- Посмотрите на доску на доске у меня схема, которую мы должны заполнить ответами. Она поможет нам ещё раз вспомнить то, что мы знаем об имени существительном и имени прилагательном.
существительное прилагательное
обозначает
бывает
отвечает на вопросы
изменяется по
роль в предложении
(учитель читает задание – обозначает………… у ребят на партах ответы, тот, чей ответ подходит, выходит к доске, читает его и прикрепляет к доске)
В результате работы должна получиться схема:
существительное прилагательное
предмет обозначает признак предмета
кто? что? падежные? отвечает на вопросы какой? – ая? – ое? -ие?
собственное, нарицательное бывает
м.р., ж. р., ср.р.,
1, 2, 3 склонения
изменяется по родам м.р., ж. р., ср.р.,
числам
падежам
роль в предложении
- - - - -, - - - - - -,
4. Итог урока .Обобщение.
-Для того, чтобы увидеть, как вы усвоили знания об именах сущ. и именах прилаг. напишем тест (ребята выполняют работу на листах, ставя напротив цифры вопроса букву варианта ответа, который они считают верным)
- Самопроверка:
1. В
2. Б
3. В
4. В
5. А
6. А
7. Б
8. В
9. Б
-подсчёт количества набранных баллов.
5.Домашнее задание
- Опираясь на те знания, которые мы сегодня повторяли, напишите, что нам известно об именах сущ. и именах прилаг.
- Морфологический разбор звериных (следов), блеском.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном
Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...
Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....
Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. (Богатырская наша сила)
Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но ученое. Не по княжескому повелению, а...
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
http://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=647133&file=25491543&message=filesavedНа уроке использовались элементы современных образовательных технологий:• здоровьесберегающие (физминут...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)
План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....