«Значение слов. Повторение старого и изучение нового», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по русскому языку «Значение слов. Повторение старого и изучение нового», 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_2.pptx578.94 КБ
Файл russkiy_yazyk_3v.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

сл ло ов во нижнее нижнее с редне-плавное верхнее

Слайд 3

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слайд 4

наивный – доверчивый опрятный – аккуратный

Слайд 5

Синонимы – это слова различные по звучанию и написанию, но имеющие близкое лексическое значение.

Слайд 6

н аивный – недоверчивый опрятный – неряшливый

Слайд 7

Антонимы – это противоположные по смыслу слова .

Слайд 8

Град г ород- град г рад - осадки

Слайд 9

Омонимы – слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение.

Слайд 10

с вежий- испорченный с вежий-грязный

Слайд 11

Наивный человек доверяет всем подряд . При переходе через дорогу нужно быть аккуратным .

Слайд 12

На хозяйке был опрятный фартук . Опасно быть доверчивым с незнакомыми людьми .



Предварительный просмотр:

Тема: «Значение слов. Повторение старого и изучение нового»

Класс: 3

Тема: «Значение слов. Повторение старого и изучение нового»

Цель: формировать умения раскрывать лексические значение слов с помощью определённых терминов.

Задачи:        

  1. Провести наблюдение над синонимами, антонимами и омонимами; выявить особенности образования слов;

уметь подбирать синонимы, антонимы;

  1. Развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  2. Продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.

Личностные УУД:

•         ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

•        воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;

•        повышение уровня мотивации учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

•        вырабатывать способность различать способ и результат действия;

•        в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

•         создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.

•        уметь формулировать отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;

•         формировать у обучающихся способность к рефлексии;

•        отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Познавательные УУД:

•        создать  условия для расширения представлений обучающихся о словах синонимах, омонимах, антонимах

•        систематизировать знания о лексике: синонимах, антонимах, омонимах.

•        учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

•        развивать наблюдательность и умения рассуждать;

Коммуникативные УУД:

•        адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

•        адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I.        Организация класса

Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

-Здравствуйте, ребята.

-Тихо сядут девочки. Ещё тише сядут мальчики.

-Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

-Если у вас чего-то нет на парте, то поднимите руку.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке, создание психологического климата.

2 мин.

II. Минутка чистописания

Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы учителя.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и записи на доске.

Регулятивные:используют в своей деятельности простейшие приборы: линейку и простой карандаш.

Личностные: Оценивают и

принимают следующие базовые

 ценности: «дружбы».

-Наш урок я бы хотела начать с загадки.

-То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним

Сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?.. (Тетрадь).

-Откройте тетрадь и запишите:

Второе февраля.

Классная работа.

- Итак, покажите мне посадкой, что вы готовы все меня слушать.

- Посмотрите на доску, перед вами буквосочетания. Прочитайте их про себя.

- Вслух читает ……

сл ло ов во

- Назовите виды соединений?  

-Расположите тетрадь под наклоном, сядьте правильно, так, чтобы между вами и партой проходил кулачок.

- Пропишите буквосочетания до конца строчки, чередуя.

- Покажите посадкой, что вы готовы меня слушать.

-Кто справился с заданием, возьмите в руки простой карандаш и подчеркните 4 самых красивых  буквосочетания.

-Посмотрите ниже на доску, прочитайте предложение. Что это?

Слайд №3

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

-А как вы узнали, что это пословица?

-Как вы её понимаете? О чём она?

- Смысл этой пословицы состоит в том, что слова, которые мы говорим, имеют большое значение. Сказанное сразу воспринимается и анализируется. Бывает, человек что-то скажет невпопад, рад бы вернуть свои слова назад, да сделать это уже невозможно. Сколько бы он ни извинялся, а сказанные слова уже прозвучали.

Поэтому очень важно хорошо подумать, прежде, чем сказать. А иногда лучше и промолчать.

-Назовите орфограммы, которые встречаются  в данной пословице.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

-Запишите пословицу с красной строки с большой буквы и подчеркните орфограммы.

Отгадывают загадку

 

сл (нижнее)

ов (средне-плавное)

во (верхнее)

Слово - не воробей ,вылетит не поймаешь.

Пословица

Потому что она поучительна.

10 мин.

III.         Сообщение темы и цели урока

Предметные:

- распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

- разграничивать эти понятия.

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

- высказывать свое предположение;

Коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли

- Ребята, а о чем была пословица?

- Правильно.

- Вот и сегодня на уроке мы будем работать со словами, раскрывать их лексические значения. Познакомимся с новыми терминами русского языка, без которых наша речь не была бы такой выразительной.

О словах

20 мин.

IV. Актуализация знаний

Предметные:

- правильно работать со словарем;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию учебника

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Отгадайте загадку:

-Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нету выхода иного –

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво...

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот.. .(Словарь)

-Откройте учебники на странице 38-ой. Найдите упражнение 36-ое.

-С каким словарем  мы будем работать?

- Прочитайте слова: НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ.

- Как вы их понимаете?

- Найдите их в Толковом словаре 2 часть стр.128

- Нам нужно подобрать синонимы к этому слову.

- Что такое синонимы?

- Отыщите синонимы к этим словам в словарных статьях.

-Посовещайтесь в парах и давайте запишем пары синонимов.

наивный – доверчивый

опрятный – аккуратный

- Итак, кто же мне скажет, что такое синонимы – это….

- А теперь скажите, что такое антонимы?

- Подберите антонимы к словам НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ, используя объяснение этих слов в словарных статьях.

- наивный – недоверчивый

опрятный – неряшливый

- Итак, что такое Антонимы?

-Найдите упражнение 37-ое. Прочтите отрывок из стихотворения Фёдора Глинки о Москве.

-Что означает повторённое три раза слово «град»?

-Найдите в тексте слово с тем же значением, но звучащее по-другому.

-Вы догадываетесь, что «град» и «город» означают одно и то же?

«Град» - так говорили раньше, «город» - так мы говорим сейчас.

-А теперь определите, что означает слово  «град» в следующем предложении:

Из темной тучи выпал крупный град.

«Град» (город) и «град» (осадки) одно и тоже слово с разными значениями?

-Как называются такие слова?

Омонимы – слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое  значение.

- Все эти слова древние, они пришли к нам из греческого языка. Сравните их состав:

Син-оним     ант-оним      ом-оним

Какую общую часть вы обнаружили?

Каждое из этих слов в греческом языке состоит из двух корней.

Общий корень ОНИМ означает «имя», «название». Другие корни переводятся так:

СИН – единый, охватывающий всё;

АНТ – противоположный;

ОМ – один и тот же, одинаковый.

Посмотрите в учебнике, как произошли слова и их значение: «сим+фония»,  «сим+патия», «сим+метрия».

Можно ли сделать вывод, что эти слова сложные?

-А теперь вам предстоит трудное задание. Переведите на русский язык слова «ОМОФОНЫ», «АНТИФОНЫ», «АНТИПАТИЯ», «СИНОПТИКИ».

Если фон по-гречески означает звук, как вы переведете  слова омофоны, антифоны?

А что такое антипатия?

Зная, что оптика – это приборы, позволяющие лучше видеть, объясни, кто такие синоптики?

-Итак, повторим все правила.

Расскажите своими словами, какие слова называются СИНОНИМАМИ, какие – АНТОНИМАМИ, а какие – ОМОНИМАМИ. Приведите примеры синонимов, антонимов и омонимов, пользуясь материалами предыдущих упражнений.

-Синонимы это….

-Антонимы-это….

-Омонимы –это…

-Я вижу, что вы устали, поэтому предлагаю немного отдохнуть. Встаньте из-за своих парт и повторяйте движения за мной.

Физминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

-Тихо присаживайтесь за парты.

-Выполним следующее упражнение

-Найдите упражнение 38.

-Найдите в толковом словаре слово СВЕЖИЙ. Подберите антонимы к 1-му и 2-му значениям этого слова. Запишите полученные пары слов.

-Проверим, кто правильно подобрал правильные антонимы.

-Покажите посадкой, что вы справились с этим заданием.

 

Толковый словарь

Наивный–  доверчивый, неопытный.

Опрятный – аккуратный, чистый.

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

Антонимы-слова противоположные по смыслу

Наивный – недоверчивый, опытный.

Опрятный – неаккуратный, грязный.

Град – город.

Да, это крупный населённый пункт.

Град – это осадки.

Нет.

Омонимы

Омонимы – звучат одинаково, но значения разны-

Оним

Да

Свежий – испорченный.

Свежий – грязный

-Найдите упражнение 39-ое. Прочитайте задание.

Упражнение 39. «Сочините и запишите предложения с использованием нескольких новых для вас слов.»

- Посмотрите, какие предложения получились у меня.

-При переходе через дорогу нужно быть аккуратным.

-Наивный человек доверяет всем подряд.

V. Итог урока. Рефлексия

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Наш урок подошел к концу.

-Вспомним тему урока.

-Какую цель ставили?

-С какими новыми словами мы познакомились?  

- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

-Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали

-Сегодня на уроке хорошо  работали..( фамилии детей)

До свидания !

Повторение старого и изучение нового.

Синонимы,

антонимы, омонимы.

Мы используем их  в нашей речи

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание слов. Повторение. Урок 1, 2. 3 класс

Программа "Планета знаний"  Желтовская Л.Я. Повторение 2 урока....

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Повторение старого и открытие нового" с учетом требований ФОС НОО. Тип урока - комбинированный....

Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового"

Презентацию мжно использовать на уроке русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Повторение старого и открытие нового"....

Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга

Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во  классе,  по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ Тема урока:« Состав слова. ( Повторение и закрепление изученного материала)»

Цель урока: -ФОРМИРОВАНИЕ  И КОРРЕКЦИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.                                    ...

Конспект урока русского языка «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»Цели деятельности учителя: формулирование понятия лексического значения слова; формирование умения определени...