«Значение слов. Повторение старого и изучение нового», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект и презентация урока по русскому языку «Значение слов. Повторение старого и изучение нового», 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_2.pptx | 578.94 КБ |
russkiy_yazyk_3v.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
сл ло ов во нижнее нижнее с редне-плавное верхнее
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
наивный – доверчивый опрятный – аккуратный
Синонимы – это слова различные по звучанию и написанию, но имеющие близкое лексическое значение.
н аивный – недоверчивый опрятный – неряшливый
Антонимы – это противоположные по смыслу слова .
Град г ород- град г рад - осадки
Омонимы – слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение.
с вежий- испорченный с вежий-грязный
Наивный человек доверяет всем подряд . При переходе через дорогу нужно быть аккуратным .
На хозяйке был опрятный фартук . Опасно быть доверчивым с незнакомыми людьми .
Предварительный просмотр:
Тема: «Значение слов. Повторение старого и изучение нового»
Класс: 3
Тема: «Значение слов. Повторение старого и изучение нового»
Цель: формировать умения раскрывать лексические значение слов с помощью определённых терминов.
Задачи:
- Провести наблюдение над синонимами, антонимами и омонимами; выявить особенности образования слов;
уметь подбирать синонимы, антонимы;
- Развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
- Продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.
Личностные УУД:
• ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
• воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
• повышение уровня мотивации учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
• вырабатывать способность различать способ и результат действия;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
• создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
• уметь формулировать отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
• формировать у обучающихся способность к рефлексии;
• отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Познавательные УУД:
• создать условия для расширения представлений обучающихся о словах синонимах, омонимах, антонимах
• систематизировать знания о лексике: синонимах, антонимах, омонимах.
• учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
• развивать наблюдательность и умения рассуждать;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
• адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | ||
I. Организация класса | ||||||
Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | -Здравствуйте, ребята. -Тихо сядут девочки. Ещё тише сядут мальчики. -Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». -Если у вас чего-то нет на парте, то поднимите руку. | Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке, создание психологического климата. | 2 мин. | |||
II. Минутка чистописания | ||||||
Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы учителя. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и записи на доске. Регулятивные:используют в своей деятельности простейшие приборы: линейку и простой карандаш. Личностные: Оценивают и принимают следующие базовые ценности: «дружбы». | -Наш урок я бы хотела начать с загадки. -То я в клетку, То в линейку. Написать по ним Сумей-ка! Можешь и нарисовать... Что такое я?.. (Тетрадь). -Откройте тетрадь и запишите: Второе февраля. Классная работа. - Итак, покажите мне посадкой, что вы готовы все меня слушать. - Посмотрите на доску, перед вами буквосочетания. Прочитайте их про себя. - Вслух читает …… сл ло ов во - Назовите виды соединений? -Расположите тетрадь под наклоном, сядьте правильно, так, чтобы между вами и партой проходил кулачок. - Пропишите буквосочетания до конца строчки, чередуя. - Покажите посадкой, что вы готовы меня слушать. -Кто справился с заданием, возьмите в руки простой карандаш и подчеркните 4 самых красивых буквосочетания. -Посмотрите ниже на доску, прочитайте предложение. Что это? Слайд №3 Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. -А как вы узнали, что это пословица? -Как вы её понимаете? О чём она? - Смысл этой пословицы состоит в том, что слова, которые мы говорим, имеют большое значение. Сказанное сразу воспринимается и анализируется. Бывает, человек что-то скажет невпопад, рад бы вернуть свои слова назад, да сделать это уже невозможно. Сколько бы он ни извинялся, а сказанные слова уже прозвучали. Поэтому очень важно хорошо подумать, прежде, чем сказать. А иногда лучше и промолчать. -Назовите орфограммы, которые встречаются в данной пословице. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. -Запишите пословицу с красной строки с большой буквы и подчеркните орфограммы. | Отгадывают загадку
сл (нижнее) ов (средне-плавное) во (верхнее) Слово - не воробей ,вылетит не поймаешь. Пословица Потому что она поучительна. | 10 мин. | |||
III. Сообщение темы и цели урока | ||||||
Предметные: - распознавать синонимы, антонимы, омонимы; - разграничивать эти понятия. Метапредметные (УУД) Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: - высказывать свое предположение; Коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли | - Ребята, а о чем была пословица? - Правильно. - Вот и сегодня на уроке мы будем работать со словами, раскрывать их лексические значения. Познакомимся с новыми терминами русского языка, без которых наша речь не была бы такой выразительной. | О словах | 20 мин. | |||
IV. Актуализация знаний | ||||||
Предметные: - правильно работать со словарем; Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию учебника регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Отгадайте загадку: -Если непонятно слово, Если, как писать, не знаю, Нету выхода иного – Эту книгу открываю. Здесь все четко, все правдиво... Что за книга? Вот уж диво! Нет, не диво, даже встарь Был составлен тот.. .(Словарь) -Откройте учебники на странице 38-ой. Найдите упражнение 36-ое. -С каким словарем мы будем работать? - Прочитайте слова: НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ. - Как вы их понимаете? - Найдите их в Толковом словаре 2 часть стр.128 - Нам нужно подобрать синонимы к этому слову. - Что такое синонимы? - Отыщите синонимы к этим словам в словарных статьях. -Посовещайтесь в парах и давайте запишем пары синонимов. наивный – доверчивый опрятный – аккуратный - Итак, кто же мне скажет, что такое синонимы – это…. - А теперь скажите, что такое антонимы? - Подберите антонимы к словам НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ, используя объяснение этих слов в словарных статьях. - наивный – недоверчивый опрятный – неряшливый - Итак, что такое Антонимы? -Найдите упражнение 37-ое. Прочтите отрывок из стихотворения Фёдора Глинки о Москве. -Что означает повторённое три раза слово «град»? -Найдите в тексте слово с тем же значением, но звучащее по-другому. -Вы догадываетесь, что «град» и «город» означают одно и то же? «Град» - так говорили раньше, «город» - так мы говорим сейчас. -А теперь определите, что означает слово «град» в следующем предложении: Из темной тучи выпал крупный град. «Град» (город) и «град» (осадки) одно и тоже слово с разными значениями? -Как называются такие слова? Омонимы – слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение. - Все эти слова древние, они пришли к нам из греческого языка. Сравните их состав: Син-оним ант-оним ом-оним Какую общую часть вы обнаружили? Каждое из этих слов в греческом языке состоит из двух корней. Общий корень ОНИМ означает «имя», «название». Другие корни переводятся так: СИН – единый, охватывающий всё; АНТ – противоположный; ОМ – один и тот же, одинаковый. Посмотрите в учебнике, как произошли слова и их значение: «сим+фония», «сим+патия», «сим+метрия». Можно ли сделать вывод, что эти слова сложные? -А теперь вам предстоит трудное задание. Переведите на русский язык слова «ОМОФОНЫ», «АНТИФОНЫ», «АНТИПАТИЯ», «СИНОПТИКИ». Если фон по-гречески означает звук, как вы переведете слова омофоны, антифоны? А что такое антипатия? Зная, что оптика – это приборы, позволяющие лучше видеть, объясни, кто такие синоптики? -Итак, повторим все правила. Расскажите своими словами, какие слова называются СИНОНИМАМИ, какие – АНТОНИМАМИ, а какие – ОМОНИМАМИ. Приведите примеры синонимов, антонимов и омонимов, пользуясь материалами предыдущих упражнений. -Синонимы это…. -Антонимы-это…. -Омонимы –это… -Я вижу, что вы устали, поэтому предлагаю немного отдохнуть. Встаньте из-за своих парт и повторяйте движения за мной. Физминутка Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. -Тихо присаживайтесь за парты. -Выполним следующее упражнение -Найдите упражнение 38. -Найдите в толковом словаре слово СВЕЖИЙ. Подберите антонимы к 1-му и 2-му значениям этого слова. Запишите полученные пары слов. -Проверим, кто правильно подобрал правильные антонимы. -Покажите посадкой, что вы справились с этим заданием. |
Толковый словарь Наивный– доверчивый, неопытный. Опрятный – аккуратный, чистый. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение Антонимы-слова противоположные по смыслу Наивный – недоверчивый, опытный. Опрятный – неаккуратный, грязный. Град – город. Да, это крупный населённый пункт. Град – это осадки. Нет. Омонимы Омонимы – звучат одинаково, но значения разны- Оним Да Свежий – испорченный. Свежий – грязный | ||||
-Найдите упражнение 39-ое. Прочитайте задание. Упражнение 39. «Сочините и запишите предложения с использованием нескольких новых для вас слов.» - Посмотрите, какие предложения получились у меня. -При переходе через дорогу нужно быть аккуратным. -Наивный человек доверяет всем подряд. | ||||||
V. Итог урока. Рефлексия | ||||||
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Наш урок подошел к концу. -Вспомним тему урока. -Какую цель ставили? -С какими новыми словами мы познакомились? - Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить? Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной. Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях. -Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали -Сегодня на уроке хорошо работали..( фамилии детей) До свидания ! | Повторение старого и изучение нового. Синонимы, антонимы, омонимы. Мы используем их в нашей речи |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание слов. Повторение. Урок 1, 2. 3 класс
Программа "Планета знаний" Желтовская Л.Я. Повторение 2 урока....
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового"
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Повторение старого и открытие нового" с учетом требований ФОС НОО. Тип урока - комбинированный....
Презентация к уроку по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового"
Презентацию мжно использовать на уроке русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Повторение старого и открытие нового"....
Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга
Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...
КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ Тема урока:« Состав слова. ( Повторение и закрепление изученного материала)»
Цель урока: -ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. ...
Интерактивный урок Прямое и переносное значение слова для умк школа россии 2 класс
2 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»Цели деятельности учителя: формулирование понятия лексического значения слова; формирование умения определени...