Урок русского языка "Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" /"Школа России", 3 класс/
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Миронова Марина Николаевна

Урок систематизации знаний способствует развитию умения распознавать в речи синонимы, антонимы, расширению словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.pptx1.12 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx58.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор презентации: Миронова Марина Николаевна, учитель начальных классов МОАУ « Моготская СОШ» Тындинского муниципального округа Амурской области «Лексическое значение слова. СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ» УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УМК «Школа России», 3 класс

Слайд 2

«Что не сможет сделать один человек, то сделают два» пословица

Слайд 3

лопата ель коньки собака иней капуста альбом ЛЕКСИКА Критерии оценивания РЕЗУЛЬТАТ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ БАЛЛЫ СПРАВИЛИСЬ 7-6 слов 2 БЫЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ 5-4 слов 1 НЕ СПРАВИЛИСЬ меньше 4 слов 0

Слайд 4

               С И Н О Н И М Ы А Н Т О Н И М Ы

Слайд 5

1 2 вперед ОСТРОВ «СИНОНИМЫ» Критерии оценивания РЕЗУЛЬТАТ БАЛЛЫ СПРАВИЛИСЬ 2 БЫЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ 1 НЕ СПРАВИЛИСЬ 0

Слайд 6

Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать ОСТРОВ «СИНОНИМЫ»

Слайд 7

ОСТРОВ «СИНОНИМЫ» Спеши – не спиши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга нет. Переливает из пустого в порожнее.

Слайд 8

ОСТРОВ «АНТОНИМЫ» вперед 1 2 Критерии оценивания РЕЗУЛЬТАТ БАЛЛЫ СПРАВИЛИСЬ 2 БЫЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ 1 НЕ СПРАВИЛИСЬ 0

Слайд 9

ОСТРОВ «АНТОНИМЫ» Я антоним к слову "зной", Я в реке, в тени густой, И в бутылках лимонада, А зовут меня …? Я антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. И на уроках я нужна, А называюсь … Я антоним к слову "лето ", В шубку снежную одета , Хоть люблю мороз сама , Потому что я … Я антоним к слову "зной", Я в реке, в тени густой, И в бутылках лимонада, А зовут меня прохлада. Я антоним к слову "лето ", В шубку снежную одета , Хоть люблю мороз сама , Потому что я зима. Я антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. И на уроках я нужна, А называюсь тишина.

Слайд 10

ОСТРОВ «АНТОНИМЫ» ИГРА

Слайд 11

«ГАВАНЬ» слово синоним антоним скорый сообщать сырой быстрый медленный говорить молчать мокрый сухой Критерии оценивания РЕЗУЛЬТАТ БАЛЛЫ СПРАВИЛИСЬ 2 БЫЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ 1 НЕ СПРАВИЛИСЬ 0



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе                                                                                                                                                                                      

УМК "Школа России"                                                                                                                                                                                                Автор работы:

                Миронова Марина Николаевна,

учитель начальных классов

МОАУ «Моготская СОШ»

Тындинского муниципального округа

Амурской области

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Цель урока

Способствовать развитию умения распознавать в речи синонимы, антонимы; расширять словарный запас.

Задачи урока

  1. Обобщить знания о синонимах и антонимах            4.   Развивать монологическую речь, мышление, внимание
  2. Развивать умение употреблять их в речи                  5.   Воспитывать интерес к русскому языку
  3. Расширять словарный запас

Оборудование

  • Учебник: "Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.  – М.: Просвещение, 2024.
  • Компьютерная презентация к уроку; лист для самооценки; листы с заданиями.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА  УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формируемые

на данном этапе

1

2

3

4

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

– Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок, начинается урок

  • Эпиграфом к нашему уроку будет пословица: "Что не сможет сделать один человек, то сделают два" (СЛАЙД – 2)
  • Как вы понимаете эту мысль?

  • Сегодня мы будем работать в парах.

Совершим путешествие. Чтобы путешествие было успешным, мы должны к нему подготовиться. Выполните следующее задание…

Настраиваются на урок

-Командой мы сильнее, умнее, чем один; любая работа вместе делается лучше.

Личностные: проявляют положительный настрой на работу.

Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

1

2

3

4

  1.  Актуализация опорных знаний
  1. Картинный словарный диктант

 

2. Вопросы на повторение

III. Самоопределение к деятельности

  • Ваша задача заменить картинку соответствующим словом. (СЛАЙД – 3)

- Выделите орфограммы с словах

- Оцените работу

Результат

Кол-во слов

Баллы

справились

7-6 слов

2

были затруднения

5-4 слова

1

не справились

меньше 4 слов

0

Учитель задает вопросы:

- Какое слово лишнее?

- Какие слова перенести нельзя?

- В каком слове звуков меньше, чем букв?

- Слово, в котором все согласные звуки глухие?

- Слова, в которых все согласные звуки мягкие?

- Чтобы узнать куда мы отправимся, прочитайте слово, состоящее из первых букв наших слов.

-Что изучает лексика?

- И так, мы отправляемся в путешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов. Но мы сможем попасть не на все.

Лопата

Ель

Коньки

Собака

Иней

Капуста

Альбом

Оценивают

собака

ель, иней

альбом, коньки

капуста

ель, иней

-ЛЕКСИКА

- Слова, с точки зрения их значения.

Познавательные:

  •  осуществляют актуализа-цию личного жизненного опыта;
  • ориентируются в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания)

Коммуникативные:

  •  анализируют и делают выводы;
  • строят устное высказыва-ние в соответствии с ком-муникационной задачей.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:

  •  анализируют и делают выводы;

- формулируют свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;  

- оформляют свои мысли в устной форме;  

- высказывают свое предположение

Познавательные:

  •  устанавливают законо-мерности, строят рассуждения

1

2

3

4

IV. Работа по теме урока

1. Остров "Синонимы"

- Перед вами ребусы, разгадав которые, вы узнаете на каких островах мы побываем.  

Это и есть тема сегодняшнего урока.

(СЛАЙД – 4)

- Сформулируйте задачи нашего урока, которые нам предстоит решить?

- Перед нами остров "Синонимы"

(СЛАЙД – 5)

- Чтобы попасть туда, ответьте на вопрос:

Что такое синонимы?

Для чего нужны синонимы в речи?

Задание -1 (СЛАЙД – 6)

К словам в левом столбике подберите синонимы правого, соединив их стрелочками

Алфавит                                  Аккуратный

Огонь                                       Алый

Чистый                                     Скакать

Прыгать                                    Азбука

Бросать                                     Пламя

Красный                                   Кидать

Задание -2 (СЛАЙД – 7)

Найди синонимы в пословицах.

Спеши - не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга - нет.

Переливает из пустого в порожнее.

Оцените свою работу на острове "Синонимы"

Разгадывают.

Синонимы, антонимы.

- Вспомнить, что такое синонимы и антонимы

- Находить синонимы и антонимы

Отвечают на вопросы

Алфавит                                  Аккуратный

Огонь                                       Алый

Чистый                                     Скакать

Прыгать                                    Азбука

Бросать                                     Пламя

Красный                                   Кидать

Спеши-поторапливайся

Приятель-друг

Пустое-порожнее

Коммуникативные:

  •  оформляют свои мысли в устной форме;
  • высказывают своё предположение

Регулятивные: 

  • самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока;
  • принимают и сохраняют учебную цель и задачи

Познавательные:

  • формируют навыки поисковой деятельности;
  • анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавли-вают закономерности, строят рассуждения

Коммуникативные:

  •  договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;
  • осуществляют работу в паре (группе);

Регулятивные: 

  • оценивают свои учебные достижения;
  • отличают верно, выполненное задание от неверного;
  • действуют по алгоритму, правилу;
  • осуществляют самоконтроль

1

2

3

4

2. Остров "Антонимы"

Физминутка

Интересные были слова,

Но в дорогу нам пора.

- Перед нами остров "Антонимы"(СЛАЙД – 8) 

- Чтобы попасть на этот остров, ответьте на вопрос:

Что такое антонимы?

"Утром бабочка проснулась"

Задание -1   (СЛАЙД – 9)

Отгадайте загадки

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня …?

           

Я антоним к слову "лето",

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …?

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь …

 

Задание -2 (СЛАЙД – 10)

Игра "Противоположности"

   Каждая группа по очереди берет слово, читает его и называет к нему антоним.     

Большой

Длинный

Громкий

Слова с противоположным значением

Выполняют упражнения по тексту физминутки

Прохлада

Зима

Тишина

Играют, выполняют задание

Маленький

Короткий

Тихий

Личностные: понимают значимость физминутки на уроке

Познавательные:

  • формируют навыки поисковой деятельности;
  • анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавли-вают закономерности, строят рассуждения

Коммуникативные:

  •  договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;
  • осуществляют работу в паре (группе)

Регулятивные: 

  • оценивают свои учебные достижения;
  • отличают верно, выполненное задание от неверного;
  • действуют по алгоритму, правилу;
  • осуществляют самоконтроль

1

2

3

4

3. Остановка "Гавань"

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Смеяться

Труд

Тяжёлый

Поднимать

Правда

Оцените свою работу на острове "Антонимы"

Мы хорошо поработали, и поэтому можем остановиться и подвести итог нашему путешествию.

«Заполни таблицу»

слово

синоним

антоним

огромный

труд

радостная

– Наше путешествие подошло к концу

– Всем понравилось путешествие?

– Какая была цель урока?

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какие задания вам понравились?
  • Какие вызвали затруднения?

– Подведите итог в ваших листах самооценки.

– Подсчитайте общее количество баллов и согласно критериям, выставите себе оценку.

  • Спасибо за работу! (СЛАЙД – 15)

Грустить, плакать

Лень, отдых, безделье

Лёгкий

Опускать

Ложь, обман, выдумка

Гавань  это прибрежная часть водного пространства, используемая как место стоянки, часть акватории защищённого водоёма для безопасной стоянки кораблей и судов.

Отвечают на поставленные вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

  • систематизируют, обобщают знания

Коммуникативные:

  • осознанно и произвольно

строят речевое высказывание в устной или письменной форме

Регулятивные: 

  • оценивают правильность выполненных действий;
  • осуществляют самоконтроль

Регулятивные: 

  • контролируют, корректируют и оценивают свою деятельность с помощью оценочных листов

деятельность, с помощью оценочных листов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

        Ф.И._____________________________

ЗАДАНИЕ

БАЛЛЫ

Картинный диктант

Остров "Синонимы"

Остров "Антонимы"

"Гавань"

Итого:

                                     КРИТЕРИИ ОТМЕТКИ

8 баллов - "5"

6-7 баллов - "4"

4-5 баллов - "3"

        Моя оценка _____________

        Оценка учителя __________

        

слово

синоним

антоним

Скорый

Сообщать

Сырой

БОЛЬШОЙ

ДЛИННЫЙ

ГРОМКИЙ

СМЕЯТЬСЯ

ПРАВДА

ТРУД

ТЯЖЁЛЫЙ

ПОДНИМАТЬ

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Русский язык. 2 класс

Тест можео использовать на уроках русского языка для контроля освоения тем, связанных с лексикой....

Тест по теме «Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.»

Тест разработан по УМК "Перспектива" для учащихся 2 класса...

Контрольная работа по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс

Контрольная работа  по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс.Состоит из 7 заданий....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и выраз...

Технологическая карта урока русского языка «Значение слова» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения самостоятельно толковать значение слова и выделять слова с общим элементом значения.Задачи урока:Дидактические:1....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя:Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и вырази...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Синонимы, антонимы, омонимы" (3 класс) Школа России

Проверочная работа по теме "Синонимы, антонимы, омонимы" (3 класс) Школа России...