Интерактивный урок Прямое и переносное значение слова для умк школа россии 2 класс
план-конспект урока (2 класс)

2 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте настроимся на работу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по городу слов.

Но чтобы попасть в этот город, нам нужно выполнить следующее задание.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в учебном действии

Посмотрите, нам нужно вставить пропущенные слова и дополнить определения.

1._______ значение – это то, что обозначает слово.

2.Многозначные слова – слова, которые имеют __________.

3. У многозначного слова могут быть _____ и ______ значение.

Давайте проверим. Вы смогли заполнить все пропуски?

Почему последний пропуск остался незаполненным?

Мы с вами этого еще не знаем.

Ребята, мы с вами еще не знакомы со многими местами в городе Слов. Поэтому его жители приглашают нас в гости.

Построение проекта выхода из ситуации

Давайте откроем учебник и прочитаем тему.

Какую цель мы перед собой поставим?

Чтобы достичь цели урока, надо решить следующие задачи:

- узнать, что такое прямое и переносное значение слова;

- узнать, что такое лексическое значение слова;

- будем учиться определять прямое и переносное значение слов;

-оценим свою работу.

Но жители города решили нас проверить и добавили одну лишнюю задачу. Давайте найдем ее и уберем за черту. Повторение ТБ.

Прямое и переносное значение многозначных слов

Познакомиться с прямым и переносным значением многозначных слов

Реализация проекта выхода из ситуации

Какая задача 1?

Сегодня мы посетим место, в котором мы сможем познакомиться с прямым и переносным значением слов.

Ребята, посмотрите на доску, перед нами 2 предложения.

Плывут корабли.

Плывут облака.

Ребята, давайте определим лексическое значение слова «плывут» в первом предложении.

Как корабли движутся по воде?

А теперь значение слова «плывут» во втором предложении.

Действительно ли облака плывут?

Как двигаются облака по небу?

Похоже ли это на движение кораблей?

Ребята, подумайте, в каком из этих предложений слово «плывут» используется в прямом значении.

Почему вы так думаете?

А во втором предложении, в каком значении используется слово «плывут»?

Почему?

Где мы можем проверить наши предположения?

Давайте откроем учебник на странице 50. Я буду читать правило, а вы внимательно следите.

Правильные предположения мы сделали?

Выполнили ли мы 1 задачу? Мы узнали, что такое прямое и переносное значение?

Что такое прямое значение слова?

Что такое переносное значение слова?

Для чего нам нужно это знать?

Ребята, послушайте четверостишие из стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Посмотрите внимательно на стихотворение, найдите в нем слова в переносном значении.

Как вы это определили?

Чтобы понимать, о чем пишет автор, нужно знать переносное значение слов.

Оцените свою работу на первой ступеньке.

Могу ли теперь я поставить галочку напротив этой задачи?

Узнать, что такое прямое и переносное значение слов

Двигаются по воде

Плавно.

Двигаются по небу

Нет, они не могут плыть по небу.

Плавно, медленно

Да

В первом

Оно прямо указывает на действие предмета.

Переносном

Переносит значение на другой предмет

В учебнике

Прямое значение прямо указывает на предмет, признак, действие.

Переносное значение как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет, признак, действие по какому либо сходству.

Образные, часто употребляются в художественной литературе. Речь становится красочнее, много оттенков переносного значения.

Молодые раскаты, солнце золотит, пыль летит.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Какая задача стоит следующая?

Ребята, мы с вами немного познакомились с жителями города. И теперь они предлагают нам выполнить задание.

Работать будем в группах по вариантам. У интерактивной доски и на панели.

Вам нужно распределить предложения в две колонки в зависимости от того, какое значение имеют слова.

Ручьи бегут.

Почки раскрываются

Снега таяли.

Солнце вышло.

Почему вы отнесли эти предложения в 1 колонку?

Почему вы считаете, что эти словосочетания в переносном значении?

Частичка какого значения переносится в предложении ручьи бегут? А в предложении солнце вышло?

Ребята, сейчас мы с вами учились определять, в прямом или переносном значении употребляются многозначные слова.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

А еще жители города подготовили для вас задание, которое вам нужно выполнить самостоятельно.

Вам нужно прочитать предложения и выписать из них словосочетания с прямым и переносным значением слова.

Посмотрите на правильный ответ на доске.

Прочитайте словосочетание в прямом значении.

Что сделал мальчик?

Правильно ли он поступил?

Прочитайте словосочетание в переносном значении.

Что значит тяжелое наказание? Объясните.

Какая частичка значения слова была перенесена в словосочетании тяжелое наказание?

За что получают такое наказание?

Да, ребята, чтобы не получать тяжелые наказания, нужно избегать серьезных проступков, соблюдать все правила поведения.

Выполнили ли мы 2 задачу?

Оцените себя на лестнице успеха. После работы.

Он решил помочь Маше донести сумку.

Да, девочкам надо помогать.

Строгое, весомое

Итог. Рефлексия

Ребята, к сожалению, наше путешествие подходит к концу.

Сегодня мы с вами посетили еще одну достопримечательность города слов.

Достигли ли мы цели урока? Мы познакомились с прямым и переносным значением слова?

Что нам помогло достичь цели?

Все ли задачи мы с вами выполнили?

Давайте оценим ее. Жители города попросили нас написать им письмо и рассказать о том, как прошел наш сегодняшний урок.

Продолжите фразы:

Я узнал…

У меня получилось…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Отметки:

За работу на уроке получают отметку 5, так как активно работали на протяжении всего урока, не допускали ошибок.

Остальные ребята получают отметку 4, т.к. работали недостаточно активно, допускали ошибки.

Спасибо за работу. Урок окончен.


1.__________________ значение – это то, что обозначает слово.

2.Многозначные слова – слова, которые имеют ____________________.

3. У многозначного слова могут быть _____ и ______ значение.

1.___________________ значение – это то, что обозначает слово.

2.Многозначные слова – слова, которые имеют ____________________.

3. У многозначного слова могут быть _____ и ______ значение.

1.____________________ значение – это то, что обозначает слово.

2.Многозначные слова – слова, которые имеют ____________________.

3. У многозначного слова могут быть _____ и ______ значение.

У Маши была тяжелая сумка, я решил ей помочь.

Я получил тяжелое наказание.

У Маши была тяжелая сумка, я решил ей помочь.

Я получил тяжелое наказание.

У Маши была тяжелая сумка, я решил ей помочь.

Я получил тяжелое наказание.

У Маши была тяжелая сумка, я решил ей помочь.

Я получил тяжелое наказание.

У Маши была тяжелая сумка, я решил ей помочь.

Я получил тяжелое наказание.

У Маши была тяжелая сумка, я решил ей помочь.

Я получил тяжелое наказание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме «Обогащение словарного состава. Прямое и переносное значение слов»; 4 класс, УМК «Школа России»

Урок по русскому языку по теме «Обогащение словарного состава. Прямое и переносное значение слов»;4 класс, УМК «Школа России»...

Презентация к уроку русского языка по теме "Прямое и переносное значения слов" 2 класс УМК Школа России

ТемаПрямое и переносное значения слов. Развитие речи.Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления с прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение словТип...

Техноголическая карта урока по русскому языку 2 класс тема: Прямое и переносное значение слова. УМК "Школа России"

Предлагаю технологическую карту урока во 2 классе по русскому языку. Тема урока:Прямое и переносное значение слова. Этот урок разработан по УМК "Школа России", учебник Канакиной. Урок опробован и пока...

Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...

Технологическая карта урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК Начальная школа XXI века), 3 класс

Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать представление у обучающихся о прямом и переносном значении словa.2. Научить использовать прямое и переносное значение в зависимости от ко...

Урок русского языка "Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" /"Школа России", 3 класс/

Урок систематизации знаний способствует развитию умения распознавать в речи синонимы, антонимы, расширению словарного запаса....