Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.). Цели: - актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; - установить тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность (создание проблемной ситуации). Установка тематических рамок. Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности.
Учитель приветствует детей, настраивает на позитивную работу. Орфоэпическая разминка Задание классу: прочитать правильно слова каждого столбика по цепочке. НАРОЧНО СВИТЕР ШИНЕЛЬ АГРЕССИЯ ТЕРМИН СЕГОДНЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ДИСПАНСЕР КРЕЙСЕР КОНГРЕСС СВЕКЛА КРАСИВЕЕ ЗВОНИТ ЖАЛЮЗИ ГАЗОПРОВОД ТУФЛЯ ФЛЮОРОГРАФИЯ ТАНЦОВЩИЦА ХОДАТАЙСТВО ЭКСПЕРТ -Сегодня вы будете оценивать свою работу, работая с маршрутным листом. Что у нас в начале листа? 1.Пункт маршрутного листа рефлексии (МЛР). (Слайд 1). Цель | Индивидуальная работа | Ситуация успеха | Самостоятельная работа | Рефлексия | Итого |
|
|
|
|
|
|
|
Читают правильно слова по цепочке.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Проговаривают тип урока и шаги учебной деятельности.
| Уметь логически мыслить | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии (2-3 мин). Цель: -обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -выявить место индивидуального затруднения; -фиксировать во внешней речи причину затруднения | одготовка к восприятию, наблюдению и исследованию. ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ! - В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил: «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустырь застраивают». Как вы понимаете замечание писателя? На доске: ПУСТОШЬ ПУСТЫРЬ Задание: - Пустошь и пустырь - они похожи? Чем? Укажите разницу в словоупотреблении: (на доске) ? 1. лугов(ая, ой) 2. городск(ая, ой) 3. застроить 4. засеять 5. раскорчевать 6. благоухающ(ая, ий) - Встречались ли вам такие слова? Чем похожи эти слова? - Чем различаются эти слова?
- А знаете ли, как они называются? - Сможете дать определение понятия? Давайте разбираться.
Кто догадался, какая сегодняшняя тема урока? Дети, какую цель мы сегодня поставим перед собой?
- Хорошо. С чего лучше начать? |
Ученики сначала слушают учителя, а затем размышляют и отвечают на вопросы.
-Нет, не похожи. -Дети составляют словосочетания: луговая пустошь, городской пустырь, застроить пустырь, засеять пустошь, раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь. - это слова, близкие по звучанию, но различные по значению и строению. (Паронимы). Слова «пустошь» и «пустырь» - паронимы. Паронимы. Может быть, надо узнать, что такое паронимы, научиться отличать их от других похожих слов, научиться различать их значения и правильно употреблять эти слова - Наверное с наблюдения. | Уметь назвать лексическое значение слов.
Уметь составлять словосочетания, указывая разницу в словоупотреблении.
Уметь дать определение понятия.
| Познавательные: уметь -ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую); - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
3. Построение проекта выхода из затруднения (6-8 мин). Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. | - Рассмотрите раздаточный материал - листы с материалом для наблюдения. - Рассмотрите таблицу. Что общего в предлагаемых к рассмотрению словах первой, второй и третьей группы и чем они различаются? Работаем в парах.
- Верно, в первой группе омонимы, во второй - синонимы, в третьей паронимы.
- Сформулируйте определение этого понятия.
-Давайте еще раз проговорим тему урока. -Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему?
-А теперь в наших маршрутных листах в треугольнике поставьте знак «+», если наша цель урока вам понятна, «-», совсем не понятна. Переходим по маршруту к пункту 1. МЛР. | -Рассматривают раздаточный материал. - Рассматривают таблицу, находят общее и различие в предлагаемых к рассмотрению словах первой, второй и третьей группы. В первой группе собраны слова похожих корней, они близки по звучанию, а по смыслу не совпадают. Это омонимы. Во второй группе слова имеют разные корни, хотя могут быть и однокоренными, а вот по смыслу они близки, так как различаются только оттенками значений. Это синонимы. В третьей группе слова однокоренные, но по смыслу не совпадают. Можно догадаться, что это и есть паронимы.
Предлагают свои варианты определения.
-Дети формулируют цель урока.
-Дети в маршрутных листах в «цель» ставят знак «+» или «-». | Уметь работать с таблицей. Уметь выделять общее.
Уметь сформулировать определения понятий: омонимы, синонимы, паронимы. | Познавательные: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные: уметь - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; - организовать выполнение заданий учителя; - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу; - планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. |
4. Реализация построенного проекта (6-8 мин.). Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; -закрепить новые знания в речи и знаках; -зафиксировать преодоление возникшего затруднения. | Индивидуальная работа 1.Работа по учебнику. - Прочитайте фрагменты текстов, объясните значения выделенных слов (Упр. 77 с. 76). 1. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной…. (А.С. Пушкин) 2. Как воспитывать щенков, Знаю я из книжек, Но ужасно бестолков Годовалый Рыжик. (А. Барто) 3. Как известно, годичные кольца на деревьях образуются весной и летом, по их числу можно установить возраст дерева, а по толщине – насколько хорошим был весенне-летний сезон. Кольца алтайских деревьев указали на продолжительный холодный период во второй половине VII веков. Температуры были ниже и держались дольше, чем во время Малого ледникового периода средневековья. (Е. Антонов)
2.Фронтальная работа. -Работа по учебнику. с.55. - Какое лексическое явление они представляют? - Попытайтесь самостоятельно определить, что обозначает этот термин. - Теперь обратимся к теоретическому материалу (материал учебника).
В русском языке встречаются слова, похожие по произношению и написанию, но разные по значению. Например, грубого, невоспитанного человека мы называем невежей, а необразованного, несведущего человека – близким по звучанию словом невежда. Мы говорим: домашнее задание, но: задача по алгебре. Слова, похожие по произношению, но разные по значению, называются паронимами. Паронимы - это обычно однокоренные слова. Они, как правило, принадлежат к одной части речи. Например, паронимы памятник (архитектуры) и памятка (туриста) - слова одного корня, существительные. -Чем отличаются омонимы от паронимов? - Почему паронимы часто смешивают в речи?
- А теперь оцените свою работу по тем же условиям на маршрутном листе (знак «+», если справился, «-» - не справился) 2. МЛР.
- А что дальше? | Индивидуальная работа. -Читают фрагменты текстов.
-Фронтальная работа. -Объясняют значения выделенных слов: годовых, годовалый, годичные. Это паронимы (от древнего para- возле и opyma- - имя, название)
Дети предлагают свои варианты.
-Дети в маршрутных листах в «индивидуальная работа» ставят знак «+» или «-». -Закрепим. | Использовать теоретический материал для выполнения упражнения.
Уметь различать омонимы от паронимов. | Познавательные: уметь добывать новые знания. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь - принимать и сохранять учебную задачу; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять способы для достижения поставленной цели; - делать выводы по результатам работы.
|
5. Первичное закрепление темы (9-10 мин.). Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | 1. Ситуация выбора. Задание 1. Кто прав? Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет: - Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть. - Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя. - Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.
- Кто, по-вашему, прав и почему?
- А почему Павлик перепутал эти слова?
Вывод: Правильное употребление паронимов - необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их – признак невысокой речевой культуры.
Задание 2. Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? В помощь даются два словосочетания: Надеть одежду. Одеть Надежду.
Вывод: Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз. Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть. Игра «Одеть или надеть» Условия игры: один ученик называет существительное в В.п. (например, шубу) и указывает на другого ученика. Тот быстро подбирает пароним «надеть шубу». Правильный ответ даёт право назвать существительное в винительном падеже.
-Оцените свою работу в маршрутных листах знаками «+», «-»). 3.МЛР. |
Витя Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.
Они похожи по звучанию
Вывод проговаривают.
Обсуждение. Дети предлагают свои варианты.
Вывод проговаривают.
Дети, играя, могут использовать самые разные слова: брата, семью, коньки, парик, куклу, манекен и т.д.
-Дети в маршрутных листах в «Ситуация выбора» ставят знаки «+», «-». | Уметь осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой теоретический материал. Учится находить соответствия необходимых и искомых данных, оценивать свои действия, т.е. осуществлять рефлексию.
| Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - обобщать на уровне формулирования правила, закона и др.; - применять знания в нестандартной ситуации. Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - осуществлять работу в паре (в группе). Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - контролировать и корректировать свою деятельность; - контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5). Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. | -Чтобы проверить, на сколько вы освоили материал урока, я предлагаю вам поработать самостоятельно. Для этого выполните Упр. 83 с. 57. На выполнение работы вам дается 5 минут. - Запишите предложения, вставляя глагол представить или предоставить (значение глагола указано в скобках). 1. Брату (дали, выделили) квартиру. 2. (даю возможность) вам самим решать такие вопросы. 3. (разрешаю высказаться) вам слово. 4. (знакомлю) вам мою сестру. 5. Отца (наградили) к ордену. 6. Фильм был (показан) на фестивале. 7. Актриса хорошо (изобразила) трагедию героини. 8. Ты (понимаешь, знаешь) всю возможность предстоящей встречи? 9. Моя родина (является) собой небольшой городок. 10. Делегация вологодских школьников (были представителями) Россию.
-Проверим и оценим свою работу. Слайд 2. -Оцените свою работу: «5», если все 10 предложений выполнены правильно, «4» - 8-9 предложений верно, «3» - 5-7 предложений. -Поднимите руку, кто справился на оценку «5»? «4»? и т.д. -Работы в конце урока сдайте, я выставлю отметки в журнал. - Молодцы!
-Оцените свою работу в маршрутных листах («5», «4», «3»). 4.МЛР. | Записывают предложения, вставляя глагол представить или предоставить. 1. Брату предоставили квартиру. 2. Представляю вам самим решать такие вопросы. 3. Предоставляю вам слово. 4. Представляю вам мою сестру. 5. Отца представили к ордену. 6. Фильм был представлен на фестивале. 7. Актриса хорошо представила трагедию героини. 8. Ты представляешь всю возможность предстоящей встречи? 9. Моя родина представляет собой небольшой городок. 10. Делегация вологодских школьников представляли Россию. Проверка по эталону.
-Дети, которые справились на оценку «5», поднимают руку и т.д.
-Дети в маршрутных листах в «Самостоятельная работа» ставят оценку, которую поставили себе при оценивании. | Знать паронимы. Знать случаи употребления паронимов. Уметь использовать паронимы по значению глагола.
Уметь работать с текстом.
Уметь оценивать свою работу по эталону. | Познавательные: - систематизировать, обобщить изученное. Коммуникативные УУД: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов. |
7. Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин). Цель: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Подведем итоги работы на уроке. -Назовите тему урока.
-Какую цель мы ставили?
-Скажите, что нового вы узнали на уроке?
-Оценки за урок. -Домашнее задание. Учебник с.56 упр. 80. Выучить правило с. 55. - Оцените свои знания. Достаточно ли их, чтобы справиться с домашней работой?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя «+», «-». (5. МЛР).
-Значит, сегодня работали все хорошо. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали нового на уроке.
Записывают домашнее задание.
-Дети в маршрутных листах в «Рефлексия» ставят знаки «+», «-».
|
| Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|